Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 12:04, курсовая работа
Дебиторская задолженность - это суммы, причитающиеся от покупателей и заказчиков. Естественно, что предприятия заинтересованы продавать продукцию покупателям и заказчикам, которые способны оплатить счета при наступлении срока платежа.
Данные для анализа состава и движения дебиторской задолженности можно систематизировать в таблице.
Приведенные данные по ЧПУП «Лепорд» позволяют сделать вывод, что за рассматриваемые три года общая сумма дебиторской задолженности по предприятию увеличилась.
Анализ расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии
1.1 Анализ дебиторской задолженности
1.2 Анализ движения денежных средств
2. Рекомендации по совершенствованию анализа расчетов с покупателями и заказчиками
3. Оценка предполагаемой экономической эффективности предлагаемых мероприятий
Список используемой литературы
Таким образом, рост дебиторской задолженности на предприятии обусловлен наращиванием объема продаж, неплатежеспособностью потребителей.
динамика состава
и структура дебиторской
динамика состава и структуры кредиторской задолженности;
анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности предприятия.
Показатель |
На начало года |
На конец года |
Отклонение (+,-) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Оборачиваемость дебиторской задолженности, оборотов |
14,4 |
13,4 |
-1 |
|
1. Период погашения дебиторской задолженности, дни |
25 |
27 |
2 |
|
2. Доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов,% |
25 |
22 |
-3 |
|
3. Оборачиваемость
кредиторской задолженности, |
2,1 |
1,9 |
-0,2 |
|
4. Период погашения кредиторской задолженности, дни |
171 |
189 |
18 |
|
5. Доля кредиторской задолженности в общем объеме привлеченных средств,% |
58,1 |
65,8 |
7,7 |
|
6. Доля сомнительной дебиторской задолженности в общем объеме задолженности,% |
58,8 |
50,6 |
-8,2 |
|
Выводы.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятием. Снижение данного коэффициента для ОАО "Центролит" за рассматриваемый период свидетельствует об увеличении объема предоставляемых кредитов. Доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных средств также уменьшилась, что свидетельствует о повышении мобильности структуры имущества предприятия. Незначительно увеличился срок погашения дебиторской задолженности.
Уменьшилась доля сомнительной дебиторской задолженности на 8,2%, это показывает, что снижения ликвидности предприятия не происходит.
Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия
Показатели |
Превышение задолженности |
||||
Расчеты |
Дебиторская задолженность |
Кредиторская задолженность |
дебиторской |
кредиторской |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
С покупателями и заказчиками; поставщиками и подрядчиками |
4481 |
5825 |
1344 |
||
По налогам и сборам |
- |
18978 |
18978 |
||
По авансам |
3233 |
11219 |
7986 |
||
По кредитам и займам |
- |
36250 |
36250 |
||
По прочим расчетам |
3140 |
4015 |
875 |
||
ИТОГО |
10854 |
76287 |
65433 |
||
Выводы:
Вопрос о
сопоставимости дебиторской и кредиторской
задолженности является одним из
актуальных. Кредиторская задолженность
на предприятии превышает
Считается, если кредиторская задолженность превышает дебиторскую, то предприятие рационально использует средства, т.е. привлекает их в оборот больше, чем отвлекает от оборота. Однако не следует забывать о том, что предприятие обязано погашать кредиторскую задолженность независимо от состояния дебиторской задолженности.
2. Рекомендации по
В результате
расчетных операций предприятие
одновременно выступает финансовым
донором и реципиентом; в первом
случае оно кредитует одних
Тем не менее, избежать появления дебиторской задолженности по текущим операциям практически невозможно (для этого нужно продавать всю свою продукцию на условиях предоплаты или оплаты за наличный расчет, что возможно, например, когда продукция пользуется повышенным спросом). Поэтому в любом предприятии должна существовать система регулирования отношений с контрагентами по товарным операциям.
Дебиторская
задолженность представляет собой
динамичный элемент оборотных средств,
существенно зависящий от принятой
в компании политики в отношении
покупателей продукции. Поскольку
дебиторская задолженность
Дебиторская задолженность по товарным операциям возникает при оплате с отсрочкой платежа как естественный элемент подобной общепринятой системы расчетов.
При выборе вариантов управленческих решений по сокращению дебиторской задолженности следует учесть, что ГК РФ устанавливает ряд способов прекращения обязательств:
отступное соглашение - прекращение обязательств путем предоставления кредитору взамен определенной суммы денег, передачи имущества (ст.409 ГК РФ);
зачет взаимных требований - прекращение обязательств путем полного или частичного зачета встречного однородного требования (ст.410 ГК РФ);
совпадение должника и кредитора в одном лице (ст.413 ГК РФ);
новация - прекращение обязательств путем замены первоначального обязательства другим между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (ст.414 ГК РФ);
участие в расчетах третьих лиц - исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо (ст.313 ГК РФ);
уступка права требования - право (требование) может быть передано другому лицу по сделке или на основе закона (ст.382 ГК РФ);
перевод долга - перевод должником своего долга на другое лицо с согласия кредитора (ст.391 ГК РФ);
получение складского свидетельства - обязательство может быть прекращено путем получения складского свидетельства (ст.913 ГК РФ).
Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, предприятие должно определиться по следующим ключевым вопросам:
срок предоставления кредита (чаще всего в компании существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);
стандарты кредитоспособности (критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты);
система создания резервов по сомнительным долгам (предполагается, что как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам; поэтому исходя из принципа осторожности необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя);
система сбора платежей (сюда входят процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения условий оплаты, совокупность критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и др.);
система предоставляемых скидок (в рыночной экономике является обычной практика предоставления скидок в случае оговоренного и достаточно короткого периода оплаты поставленной продукции).
Эффективная
система установления взаимоотношений
с покупателями подразумевает: а) качественный
отбор клиентов, которым можно
предоставлять кредит, б) определение
оптимальных условий
Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключаются всевозможные накладки, поэтому предприятие вынуждено организовывать некоторую систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины.
Эта
система, называемая системой администрирования
взаимоотношений с
Аналитические
процедуры, имеющие отношение к
управлению дебиторской задолженностью,
входят в систему внутрифирменного
финансового анализа и
Исходя из возможностей, предоставленных ГК РФ, следует вести переговоры с должниками и составлять соответствующие юридические документы. Кроме того, здесь требуется и оперативное напоминание должнику о предстоящем наступлении срока расчетов или его нарушении.
В целях
сокращения финансовых потерь организации
следует производить сверки расчетов
и создавать резервы
При
прогнозировании дебиторской
Таким образом, можно сформулировать следующие рекомендации по управлению дебиторской задолженностью для ОАО "Центролит":
Осуществлять постоянный контроль за состоянием расчетов с покупателями. С целью уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями расширять по возможности круг потребителей продукции. Следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и потребует привлечения дополнительных дорогостоящих источников финансирования.
Использовать предоставление скидок с договорной цены при досрочной оплате и формы досрочного погашения дебиторской задолженности. Разработка гибкой кредитной политики для покупателей и заказчиков.
3. Оценка предполагаемой
Проведем прогнозный анализ дебиторской задолженности и прибыли, связанный с изменениями кредитной политики организации. В составе кредитной политики выделим такие элементы, как предоставление кредита (отсрочки платежа), скидки в случае оплаты товара в более ранние сроки.
Если фирма принимает решение об использовании более льготной кредитной политики путем таких мер, как удлинение периода кредита, смягчение стандартов кредитоспособности, переход к менее жестким методам работы по взиманию просроченной задолженности, предоставление торговых скидок, это приводит к увеличению объема реализации. Почти во всех случаях выполняется следующее правило: более льготная кредитная политика стимулирует реализацию.
Конечно, если кредитная политика стала более лояльной и объем реализации за счет этого возрос, затраты также возрастут, поскольку потребуется больше сырья, материалов, рабочей силы и т.д. для производства дополнительного количества товара. Кроме того, увеличится объем дебиторской задолженности, следовательно, и текущие затраты, связанные с ней, а также возрастет количество безнадежных долгов и расходов, связанных с предоставлением скидок. Таким образом, основной вопрос, решаемый в процессе анализа предполагаемых изменений кредитной политики, стоит так: возрастут ли доходы от реализации в большей мере, чем затраты, включая затраты, связанные с кредитованием покупателей, или является ли эффективным принятие предприятием подобных затрат.
Таблица
представляет собой модель анализа
последствий изменения
Графа 3 показывает ожидаемый эффект при введении более льготной политики кредитования клиентов за счет продления кредитного периода, увеличения размера скидки, смягчения стандартов кредитоспособности и перехода к менее жесткой политике возмещения просроченных платежей. При изменении условий продажи товаров в кредит смягчаются стандарты кредитоспособности и оказывается меньшее давление на клиентов, не оплативших товар в срок.
В таблице приводятся только приростные денежные потоки, т.е. потоки, меняющиеся при изменении кредитной политики. Приведенная в итоговой строке чистая прибыль фактически представляет собой сальдо потоков денежных средств.
Таблица
Анализ изменения кредитной политики (тыс. руб)
Текущая кредитная политика |
Эффект изменения кредитной политики |
Новая кредитная политика |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Валовая выручка от реализации |
146461 |
46878 |
193339 |
|
Торговые скидки |
732 |
1588 |
2320 |
|
Чистая выручка от реализации |
145729 |
48466 |
195659 |
|
Производственные затраты, включая накладные расходы |
139784 |
44741 |
184525 |
|
Прибыль до вычета затрат по кредитованию клиентов |
5945 |
5189 |
11134 |
|
Затраты по кредитованию клиентов: |
2661 |
-124 |
2537 |
|
затраты по поддержанию дебиторской задолженности |
1196 |
608 |
1804 |
|
расходы по анализу платежеспособных клиентов и сбору просроченных платежей |
1465 |
-732 |
733 |
|
Прибыль до вычета налогов |
3284 |
5313 |
8597 |
|
Налоги местные и федеральные |
1478 |
2391 |
3869 |
|
Чистая прибыль |
1806 |
2922 |
4728 |
|
Информация о работе Анализ расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии