Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 16:47, курсовая работа
Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, который называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Его методика базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, — и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.
1. Введение.
2. Маржинальный анализ прибыли.
3. Маржинальный анализ показателей рентабельности.
3.1. Факторный анализ рентабельности одного вида продукции.
3.2. Анализ рентабельности продукции в целом по предприятию.
3.3. Анализ рентабельности продаж (оборота).
3.4. Анализ рентабельности операционного капитала.
4. Безубыточный объем продаж. Зона безопасности предприятия.
4.1. Графический способ.
4.2. Аналитический способ.
5. Аналитическая оценка решения о принятии дополнительного заказа по цене ниже критического уровня.
6. Заключение.
7. Список использованной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
1. Введение.
2. Маржинальный анализ прибыли.
3.
Маржинальный анализ
3.1.
Факторный анализ
3.2.
Анализ рентабельности
3.3. Анализ рентабельности продаж (оборота).
3.4.
Анализ рентабельности
4. Безубыточный объем продаж. Зона безопасности предприятия.
4.1. Графический способ.
4.2. Аналитический способ.
5. Аналитическая оценка решения о принятии дополнительного заказа по цене ниже критического уровня.
6. Заключение.
7.
Список использованной
ВВЕДЕНИЕ
Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, который называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Его методика базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, — и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.
Эта методика основана на
делении производственных и сбытовых
затрат в зависимости от изменения
объема деятельности пред- приятия
на переменные (пропорциональные) и
постоянные (непропорциональные) и
использовании категории
Маржинальная прибыль (валовая маржа, маржа покрытия) — это выручка минус переменные издержки. Она включает в себя постоянные затраты и прибыль. Чем больше ее величина, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности.
Маржинальный анализ широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Он позволяет:
А) более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;
Б) определить критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;
В) установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;
Г) исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;
Д) обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли .
МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ
Большой интерес представляет методика маржинального анализа прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие от традиционной методики анализа прибыли, применяемой на отечественных предприятиях, она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов.
По методике факторного анализа прибыли, применяемой в нашей стране, обычно используют следующую модель: П= УРП (Ц - С). При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. данная модель не учитывает взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных затрат остается без изменения. И наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.
В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют следующую модель:
П= УРП (Ц-ь)-А,
где ь - переменные затраты на единицу продукции;
А - постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции.
Эта формула применяется для анализа прибыли от реализации отдельных видов продукции. Она позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат. Исходные данные для анализа приведены в таблице № 1.
Показатель |
Значение показателя | |
По плану (п) |
По факту (ф) | |
Объем реализации продукции (УРП), шт. |
10045 |
5904 |
Цена единицы продукции (Ц), тыс.руб. |
3,1 |
3,7 |
Себестоимость изделия (С), тыс.руб. |
2,6 |
3,1 |
В том числе переменные затраты (ь) |
1,85 |
2,0 |
Сумма постоянных расходов (А), тыс.руб. |
7534 |
6494 |
Прибыль (П), тыс.руб. |
5022 |
3542 |
Пп=УРПп(Цп-ьп)-Ап=
10045(3,1-1,85)-7534=5022 тыс.руб;
П1=УРПф(Цп-ьп)-Ап=
5904(3,1-1,85)-7534= -154 тыс.руб.;
П2=УРПф(Цф-ьп)-Ап=
5904(3,7-1,85)-7534=3388 тыс.руб.
П3=УРПф(Цф-ьф)-Ап=
5904(3,7-2,0)-7534= 2503 тыс.руб.
Пф=УРПф(Цф-ьф)-Аф=
5904(3,7-2,0)-6494=3542 тыс.руб.
Общее изменение прибыли составляет:
Побщ=3542-5022= -1480 тыс.руб.
В том числе произошли изменения за счет:
Необходимо сделать проверку правильности расчетов. Алгебраическая сумма влияния факторов на результативный показатель (прибыль) должна быть равна общему приросту результативного показателя, т.е.
(-5176)+3542+(-885)+1039= -1480 тыс.руб.
В отличие от методики
анализа прибыли, применяемой в
нашей стране, рассмотренная методика
позволяет более правильно
Методика маржинального
анализа прибыли несколько
Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию можно использовать следующую модель:
П=сумма/УРПобщ * Удi(Цi-ьi)/-А
Вид про-дук-ции |
Объем продаж, шт. |
Структура продаж |
Цена, тыс.руб. |
Переменные затраты на изделие, тыс.руб. |
Постоянные затраты на весь объем продаж, тыс.руб. | |||||
План |
Факт |
План |
Факт |
План |
Факт |
План |
Факт |
План |
факт | |
А |
10455 |
12546 |
0,51 |
0,68 |
5,0 |
6,0 |
2,8 |
3,20 |
12546 |
20074 |
Б |
10045 |
5904 |
0,49 |
0,32 |
3,1 |
3,7 |
1,85 |
2,00 |
7534 |
6494 |
Итог |
20500 |
18450 |
1,0 |
1,0 |
- |
- |
- |
- |
20080 |
26568 |
На основе данных таблицы № 2 сделаем расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли в целом по предприятию с помощью приема цепной подстановки:
Пп=сумма /УРПобщп*Удiп (Цiп-ьiп)/-Ап=
20500*0,51*(5-2,8)+20500*0,49*
П1=сумма/УРПобщф*Удiп(Цiп-ьiп)
18450*0,51*(5-2,8)+18450*0,49*
П2=сумма/УРПобщф*Удiф(Цiп-ьiп)
18450*0,68*(5-2,8)+18450*0,32*
П3=сумма/УРПобщф*Удiф(Цiф-ьiп)
18450*0,68*(6-2,8)+18450*0,32*
П4=сумма/УРПобщф*Удiф(Цiф-ьiф)
18450*0,68*(6-3,2)+18450*0,32*
Пф=сумма/УРПобщф*Удiф(Цiф-ьiф)
18450*0,68*(6-3,2)+18450*0,32*
Побщ=Пф-Пп=
18597-15477= +3120 тыс.руб.
В том числе изменения произошли за счет следующих факторов:
Итого:
Если бы сравнить результаты факторного анализа прибыли, сделанные обычным способом и маржинальным методом, то они будут значительно отличаться друг от друга. По методике маржинального анализа прибыль более существенно зависит от объема и структуры продаж, так как эти факторы влияют одновременно и на себестоимость продукции. Из-за уменьшения общего объема производства и реализации продукции больше приходится постоянных затрат на единицу продукции.
Таким образом, методика маржинального анализа позволяет исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости. Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов.
МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
Методика анализа
На основе данных вышеприведенной таблицы № 2 проведем факторный анализ одного вида продукции(например изделие Б), для чего будет использована следующая факторная модель:
Пi = УРПi(Цi-ьi)-Аi
Рп= Пп =УРПп(Цп-ьп)-Ап =
Зп =УРПп*ьп+Ап
10045(3,1-1,85)-7534 = 5022
10045*1,85+7534 26117 *100 = 19,2%
Р1= П1 =УРПф(Цп-ьп)-Ап =
З1 =УРПф*ьп+Ап
5904(3,1-1,85)-7534 = -154
5904*1,85+7534 18456 *100 = - 0,8%
Р2= П2 =УРПф(Цф-ьп)-Ап =
З2 =УРПф*ьп+Ап
5904(3,7-1,85)-7534 = 3388
5904*1,85+7534 18456 *100 = 18,4%
Р3= П3 =УРПф(Цф-ьф)-Ап =
З3 =УРПф*ьф+Ап
5904(3,7-2,0)-7534 = 2503
5904*2,0+7534 19342 *100 = 12,9%
Рф= Пф =УРПф(Цф-ьф)-Аф =
Зф =УРПф*ьф+Аф
5904(3,7-2,0)-6494 = 3542
5904*2,0+6494 18302 *100 = 19,4%
Робщ.=19,4%-19,2% = 0,2%
Приведенные данные показывают, что уровень рентабельности в целом повысился на 0,2%. В том числе за счет следующих изменений:
По данной методике объем продаж влияет на рентабельность, то есть за счет уменьшения объема производства и реализации продукции рентабельность изделия Б снизилась на 20%. Этот метод более достоверен, так как он учитывает взаимосвязь объема продаж, себестоимости и прибыли.
Для анализа рентабельности продукции в целом по предприятию используется следующая факторная модель:
Р = П = (УРПобщ*Удi(Цi-ьi)-А)
З сумма (УРПобщ*Удi*ьi)+А
На основании данных таблицы № 2 и факторного анализа прибыли рассчитаем влияние факторов на изменение уровня рентабельности продукции:
Рп= Пп = сумма/УРПобщп*Удiп(Цiп-ьiп)/-