Анализ себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа показывает важность и необходимость применения анализа себестоимости в деятельности предприятия. Современное состояние анализа можно охарактеризовать, как довольно основательно разработанную в теоретическом плане науку. Ряд методик используется в управлении производством на разных уровнях.
Важнейшим показателем, характеризующим работу промышленных предприятий является себестоимость продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельностей предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.

Файлы: 1 файл

осн часть.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)



Структура затрат на производства ООО «Орион» за 2010-2011 гг.   

                                                                                                                                                      

Анализируя данные таблицы, можно  сделать вывод, что в отчетном году возрос удельный вес сырья и  материалов по сравнению с прошлым  годом с 62,7% до 64,7%, т.е. на 2% и увеличился удельный вес прочих расходов на 1,3%.

Объясняется это тем, что в производстве мебели стало применяться более  дорогостоящее сырье: ламинированные плиты отечественного и импортного производства; для улучшения качественных параметров и дизайна изделий использовалась улучшенная фурнитура, а также возросли затраты на упаковку изделий в гофрокартон, с целью исключения порчи продукции при доставке до потребителя.

Прочие расходы возросли за счет затрат по рекламе и участия в  выставках. В современных рыночных отношениях, когда борьба за рынок сбыта стала одной из первостепенных задач производителя, эти затраты становятся совершенно необходимыми и их доля в себестоимости и дальше будет увеличиваться.

 Доля остальных элементов  затрат в себестоимости уменьшилось. Это произошло, несмотря на увеличение в отчетном году тарифов на газ и электроэнергию на 10%, а также на повышение заработной платы инженерно-техническим работникам и рабочим вспомогательных производств: ремонтно-механического, ремонтно-строительного, паросилового хозяйства на 20%.

Объясняется это тем, что темпы  объемов производства оказались  выше темпов роста затрат.

Наряду с анализом изменения  структуры затрат на производство продукции  необходимо также проанализировать изменение затрат в зависимости от места их возникновения, то есть по статьям калькуляции.

 Для анализа составляется  аналитическая таблица 2.

 

Таблица 2

Изменение затрат по калькуляционным  статьям ООО «Орион» за 2010-2011 гг.

Калькуляционные статьи затрат

Предыду-щий 
год тыс.руб.

Предыдущий 
год на выпуск отчетного года тыс. руб.

 
Отчетный  
год тыс.руб.

 
Сумма отклонен-ий тыс.руб.

Отклонение

по статьям затрат %

к полной себесто-имости %

Сырье и материалы

43280

82180

81 578

-602,0

-0,73

-0,43

Транспортно-заготовительные 
расходы

649

1263

1 208

-55,0

-4,35

-0,04

З/плата производственных  
рабочих

4328

8419

8 998

579,0

6,87

0,41

Отчисления на социальные  
нужды

1602

3116

3329

213,0

6,84

0,15

Расходы на

содержание  
оборудования

84441

16417

16 095

-322,0

-1,96

-0,23

Общепроизво-дственные

расходы

4762

9261

8464

-797

-8,60

-0,56

Общехо-зяйственные расходы

8760

19038

18294

-744

-3,90

-0,53

Коммерческие расходы

312

607

466

-141

-23,20

-0,11

Полная себестоимость

72134

140301

138432

-1869

-1,34

-1,34


На основе приведенных  в таблице данных можно выявить отклонения фактической себестоимости от себестоимость предыдущего года как в целом так и по отдельным статьям.

Процент отклонения по каждой статье расходов характеризует степень  отклонения затрат по той или иной статье, а отношение отклонения по каждой статье к полной себестоимости предыдущего года – степень влияния данного отклонения на отклонения себестоимости в целом. Сопоставление расходов по каждой статье в отдельности позволяет выявить резервы сокращения затрат.

Как видно из таблицы себестоимость товарной продукции в отчетном году снизилась по сравнению с предыдущим годом на 1869 тыс. руб. или на 1,34%. Это связано с увеличением выпуска товарной продукции к прошлому году.

Сравнивая отклонения по статьям затрат в натуральном  и процентном отношении, можно определить по каким статьям калькуляции был перерасход, а по каким экономия.

 По данным таблицы  видно, что на данном предприятии  перерасход наблюдался по статьям  «заработная плата» и «отчисления  на соц. нужды» - 579 тыс. руб.  и 213 тыс. руб. соответственно.

Однако значительные резервы снижения себестоимости  продукции могут быть и по другим статьям калькуляции, поэтому необходимо разобраться по каждой статье и рассмотреть  общую сумму отклонений.

 

2.2 Факторный анализ  динамики затрат на 1 рубль товарной продукции

 

В настоящее время на предприятии  постоянно происходит обновление отдельных  видов изделий. Поэтому необходимо анализировать вклад каждого  изделия в общее изменение  сводного показателя затрат на 1 рубль  товарной продукции. Показатель затрат на рубль товарной продукции является одним из наиболее распространенных в хозяйственной практике показателей себестоимости, исчисляемый как отношение полной, коммерческой себестоимости товарной продукции к ее стоимости в оптовых ценах предприятия. На это изменение могут оказать влияние следующие факторы:

  • изменение себестоимости единицы продукции;
  • изменение цены за единицу продукции;
  • структурные (ассортиментные) сдвиги в составе продукции.

Для анализа составляется аналитическая  таблица 3, в которой представлены основные группы выпускаемой продукции.

 

Таблица  3

Изменение затрат на 1 рубль товарной продукции ООО «Орион» 2010-2011 гг.

 

 

Наименова-ние продукции

Затраты на 1 рубль 

товарной продукции

Структура выпускаемой  продукции

Изменение затрат на 1 рубль товарной продукции

В предыдущем году

В отчетном году

В предыдущем году

В отчетном году

Всего

В том числе за счет

в дейст-вующих ценах

в ценах предыдущего года

Себестоимости

Цены

Структуры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Шпон строганный (тыс.м2)

98,2

95,44

95,8

0,20

0,14

-6,28

-0,34

-0,05

-5,89

Мебельные детали (тыс.м2)

85,0

84,31

84,46

0,46

0,52

+4,98

-0,28

+0,16

+5,10

Мебель офисная (наборов)

94,6

95,05

94,9

0,23

0,25

+2,0

+0,07

+0,04

+1,89

Продукция деревообра-ботки (тыс.руб.)

95,1

94,0

94,3

0,11

0,09

-2,0

-0,07

-0,03

-1,90

Всего

94,4

93,1

93,6

1,0

1,0

-1,30

-0,62

+0,12

-0,80


 

Данные этой таблицы используются коммерческой службой предприятия  для составления программы выпуска  наиболее целесообразной в экономическом  отношении продукции.

 

Шпон строганный

Изменение затрат на 1 рубль товарной продукции, как видно из таблицы  произошло за счет:

а) снижения себестоимости выпуска 1м2 шпона:

(95,8-98,2)*0,14=-0,34 коп.

б) за счет изменения цены 1м2 шпона:

(995,44-95,8)*0,14=-0,05 коп.

в) за счет структурного сдвига, а именно уменьшение объемов выпуска шпона:

(0,20-0,14)*98,2=-5,89 коп.

Таким образом, общее снижение затрат на рубль товарной продукции за счет всех трех факторов по шпону строганному  составило 6,28 коп. (-0,34-0,05-5,89)

Отсюда, коммерческая служба предприятия  может сделать вывод, что выпуск этой продукции экономически выгоден  и служба маркетинга должна подвигать  ее на рынке сбыта, увеличивая объемы производства.

В анализируемом году для этой продукции  составила лишь 14%.

 

Мебельные детали

Из данных таблицы видно, что  за счет снижения себестоимости  выпуска 1м2  мебельных деталей затраты на 1 рубль товарной продукции снизились на 0,28 коп. (88,46-85,0)*0,52;

За счет цен, затраты возросли на 0,16 коп. (84,31-84,46)*0,52 – это произошло в результате снижения цены 1м2 щита со 190 руб. до 160 руб.;

За счет структуры затраты также  возросли на 5,1 коп. (0,52-0,46)*85,0, в связи  с увеличением объемов производства.

Таким образом общий результат  по трем факторам составил увеличение затрат на 1 рубль товарной продукции в размере 4,98 коп. (-0,28+0,16+5,10)

Рассмотрим более подробно полученные результаты.

Мы видим, что снижение себестоимости  происходило на фоне повышения стоимости  продукции, однако, темпы снижения себестоимости были выше темпа роста цены на детали и поэтому имело место снижение затрат на 1 рубль ТП по этим двум факторам на 0,12 коп. (-0,28+0,16).

Увеличение затрат на 1 рубль ТП по мебельным деталям произошло  в основном за счет увеличения доли их выпуска в общем объеме с 0,46 до 0,52. Это стало возможным, в связи со снижением цен. Поэтому этот фактор нужно рассматривать как положительный.

Из полученных результатов анализа  можно сделать следующий общий  вывод: дальнейший выпуск этой продукции  экономически оправдан, но от наращивания объемов производства следует воздержаться.

 

Мебель офисная

Изменение затрат на 1 рубль товарной продукции за счет себестоимости:

(94,9-94,6)*0,25=+0,07 коп.

Увеличение себестоимости продукции  привело к увеличению затрат на 1 рубль ТП на 0,07 коп.

Изменение затрат на 1 рубль ТП за счет цен:

(95,05-94,9)*0,25=+0,04 коп.

Уменьшение цены на офисную мебель увеличило затраты на 1 рубль ТП на 0,04 коп.

Изменение затрат на 1 рубль ТП за счет структуры:

(0,25-0,23)*94,6=+1,89 коп.

Увеличение выпуска этой продукции увеличило затраты на 1 рубль ТП на 1,89 коп.

Общее изменение затрат на 1 рубль  ТП за счет трех факторов составило +2,00 коп.

Таким образом, выпуск наборов офисной  мебели на предприятии имеют низкую эффективность. Поэтому необходимо изыскивать резервы по снижению себестоимости этой продукции, не наращивать выпуск, работать в направлении замены ассортимента на боле выгодный.

 

Продукция деревообработки

Затраты на 1 рубль ТП за счет снижения себестоимости, как видно из таблицы, уменьшились на 0,07 коп. (94,3-95,1)*0,09;

За счет повышения цен на эту  продукцию затраты на 1 рубль ТП снизились на 0,03 коп. (94,0-94,3)*009;

За счет уменьшения доли выпуска  продукции деревообработки, в общем  объеме, затраты на 1 рубль ТП были снижены на 1,9 коп.

Общее снижение затрат на 1 рубль ТП по трем факторам составило 2,00 коп.

Как видим, продукция деревообработки  имеет свою небольшую нишу на рынке  сбыта, и задача коллектива найти  возможность увеличения продаж и, соответственно, производства этой продукции, т.к. она имеет хорошие экономические показатели по цене и себестоимости.

 

2.3 Анализ влияния на  себестоимость отдельных групп  продукции по уровню их рентабельности

 

В процессе этого анализа устанавливается  влияние на общий показатель себестоимости  отдельных групп продукции с разной рентабельностью. Это необходимо потому, что в общем показателе себестоимости не находит отражение изменение себестоимости по отдельным изделиям с различным уровнем экономичности их производства. Для этого необходимо всю продукцию предприятия распределить на следующие группы:

  1. Нерентабельная (убыточная).
  2. Низкорентабельная (с уровнем рентабельности ниже среднеотраслевого).
  3. Среднерентабельная (на уровне среднеотраслевой).
  4. Высокорентабельная (выше среднеотраслевой).

Для анализа можно составить следующую аналитическую таблицу 5.

 

Таблица 5

Группы продукции по уровню рентабельности

Фактический выпуск ТП, тыс. руб.

Фактическая структура  выпуска, % к итогу гр.3: итог гр.3

Изменение себестоимости  продукции, % гр.3: гр.2

по себестои-мости пред. года

по факт. себестои-мости отчет. года

1.Нерентабельное

19363

19103

13,8

99,4

2.Низкорентабельное

47004

46374

33,5

93,6

3.Среднерентабельное

59613

58833

42,5

101,1

4.Высокорентабельное

14312

14120

10,2

106,0

Итого:

140301

138431

100,0

98,7




Изменение затрат по уровню рентабельности ООО «Орион» 2010-2011 гг.

 

Из таблицы 6 видно, что удельный вес отдельных групп продукции  по уровню рентабельности колеблется от 10,2% до 42,5%. Это показывает различную  значимость снижения себестоимости  в различных группах продукции.

В целом снижение себестоимости  произошло на 1,3%. Как видно из таблицы, наибольшее снижение себестоимости  было в отчетном году по группе «низкорентабельной продукции», что вполне оправдано.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пути снижения себестоимости

 

Основными источниками резервов снижения себестоимости промышленной продукции (Р↓С) являются:

  1. увеличение объема ее производства за счет более полного использования производственной мощности предприятия (P↓VBП);
  2. сокращение затрат на ее производство (Р↓З) за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, предотвращения непроизводительных расходов, производственного брака и т.д.

Величина резервов может  быть определена по формуле (2):


                                                                                                                  (2)                                                                                                                                                                                                                                                                                

 

где Св, С1 — соответственно возможный (прогнозируемый) и фактический уровень    себестоимости изделия;

Зд — дополнительные затраты, необходимые для освоения резервов увеличения выпуска продукции. Резервы увеличения производства продукции выявляются в процессе анализа выполнения производственной программы. При увеличении объема производства продукции на имеющихся производственных мощностях возрастают только переменные затраты (прямая зарплата рабочих, прямые материальные расходы и др.), сумма же постоянных расходов, как правило, не изменяется, в результате снижается себестоимость изделий.

Резервы сокращения затрат устанавливаются по каждой статье расходов за счет конкретных инновационных мероприятий (внедрение новой более прогрессивной техники и технологии производства, улучшение организации труда и др.), которые будут способствовать экономии заработной платы, сырья, материалов, энергии и т.д.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции