Анализ себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 01:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является, определение путей снижения себестоимости, и определение степени влияния себестоимости на финансовый результат предприятия
Задачи курсовой работы:
- изучить характеристику и структуру себестоимости продукции,
- рассмотреть методику проведение анализов себестоимости продукции,
- раскрыть пути снижения себестоимости продукции,

Файлы: 1 файл

КР Анализ.docx

— 146.49 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

     Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.

     Данная тема курсовой работы является актуальной потому, что каждое предприятие, осуществляющее свою хозяйственную деятельность, производство продукции, оказание услуг или выполнение работ, сталкивается с формированием себестоимости. Себестоимость является одним из главных факторов показывающих эффективность работы предприятия, так как из нее формируется доход предприятия, а следовательно и прибыль. Предприятие должно стремиться к нахождению путей снижения себестоимости продукции (работ, услуг), для этого следует проводить анализ себестоимости продукции и выявлять резервы снижения себестоимости.

     Анализ себестоимости продукции имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет изучить тенденции изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

     Проблемы снижения затрат на предприятии, поиска путей их решения являются сложными и интересными вопросами современной экономики предприятия. Проблема снижения затрат очень актуальна в современных экономических условиях, так как ее решение позволяет каждому конкретному предприятию выжить в условиях жесткой рыночной конкуренции, построить крепкое и сильное предприятие, которое будет иметь хороший экономический потенциал.

 

     Целью любого предприятия является достижение экономического эффекта от деятельности. Экономический эффект может быть выражен в зависимости от целей создания и деятельности предприятия как через прибыль, так и через достижение каких-либо социальных, экологических и других улучшений. Большинство предприятий стремятся максимизировать прибыль, а это невозможно без анализа себестоимости продукции, отдельных затрат на производство и реализацию продукции, выявления резервов снижения себестоимости и внедрения рекомендаций по снижению затрат на предприятии. Только комплексно анализируя затраты на производство, правильно определяя резервы их снижения, предприятие сможет достичь своей цели и не проиграть своим конкурентам.

    Целью данной курсовой работы является, определение путей снижения себестоимости, и определение степени влияния себестоимости на финансовый результат предприятия

     Задачи курсовой работы:

- изучить характеристику  и структуру себестоимости продукции,

- рассмотреть методику  проведение анализов себестоимости продукции,

- раскрыть пути снижения  себестоимости продукции,

- определить влияния себестоимости  на финансовый результат предприятия.

Объектом курсовой работы является себестоимость продукции предприятия.

     Предмет данной курсовой работы – анализ себестоимости продукции предприятия.

     Теоретической и методологической базой исследования являются научные труды российских и зарубежных специалистов по проблемам управления себестоимостью продукции и  методике анализа, а также нормативные акты и другие нормативно-правовые и методические документы по изучаемой проблеме.  
 
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПОКАЗАТЕЛИ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

1.1 Общая характеристика и структура себестоимости продукции предприятия и ее виды.

    Под себестоимости продукции понимается исчисление затрат, приходящихся на единицу продукции.

При определении себестоимости единицы продукции также исчисляется себестоимость:

• продукции (работ, услуг) вспомогательных производств, используемых основным производством;

 • промежуточных продуктов (полуфабрикатов) основного производства;

 • продукции подразделений  предприятия для выявления результатов  их деятельности;

 • всего товарного  выпуска предприятия.

     Данные о себестоимости продукции (работ, услуг) — основа для принятия решений по управлению предприятием.

     Повышенные темпы роста себестоимости единицы продукции по сравнению с ростом отпускных цен на нее являются сигналом к пересмотру системы организации производства, модернизации технологий с целью снижения себестоимости.

     Анализ себестоимости продукции подразделений предприятия дает возможность оценить результаты их работы за отчетный период.

Используя данные о себестоимости продукции (работ, услуг) вспомогательных производств, можно сделать вывод о целесообразности содержания вспомогательных производств по сравнению с приобретением выпускаемых ими полуфабрикатов, выполняемых работ и услуг у сторонних организаций.

    Объектами калькулирования себестоимости являются отдельные виды продукции, работ, услуг, продукция (работы, услуги) отдельного подразделения предприятия, вся товарная продукция предприятия.

    Объекты калькулирования могут измеряться в натуральных единицах (штуках, тоннах, килограммах, литрах, погонных метрах), укрупненных натуральных единицах (100 пар обуви), условно-натуральных единицах (по содержанию полезного вещества, в пересчете на 100% спирт), стоимостных единицах (затраты на рубль товарной продукции), трудовых единицах (нормо - часах), условных единицах (тонно-километрах, машино - сменах).

В зависимости от оперативности контроля и объектов учета затрат используются нормативный, попроцессный, попередельный и позаказный методы учета затрат и вычисления себестоимости продукции (работ, услуг).

     Себестоимость отражает полную совокупность всех производимых предприятием затрат на производство и дальнейшую реализацию своей продукции. Структура себестоимости – это ее состав по статьям калькуляции или элементам затрат с учетом доли каждого элемента (либо составляющей) в полной себестоимости выпускаемой продукции.

     Существует два способа, с помощью которых можно рассчитать себестоимость:

1) по элементам затрат (объединены в отдельные группы  по экономическому содержанию);

2) по статьям калькуляции (в этом случае делается акцент  на разделение затрат по их  роли, назначению и месту возникновения).

Под элементами затрат понимают:

• материальные затраты;

• амортизацию;

• выплату зарплаты работникам;

• отчисления в социальные фонды;

• прочие затраты.

     Рассчитывается себестоимость в несколько этапов:

1. Сначала определяется  ее производственная величина;

2. Путем корректировки  производственного показателя на  изменение остатков расходов  за будущие периоды рассчитывается  себестоимость валовой продукции;

3. Высчитывается себестоимость  товарной продукции  (той продукции, которая запланирована к выпуску  и реализации за определенный  период ) путем корректировки валовой  на изменение остатков производства  незавершенного;

4. Определяется показатель  себестоимости реализованной продукции (стоимость продукции, планируемой  к поставке заказчику с ее  одновременной оплатой на протяжении  запланированного периода) путем  корректировки предыдущего показателя  на изменения остатков изготовленной  продукции.

     Структура себестоимости не статична, она находится в постоянном движении. Динамика структуры себестоимости определяется многими факторами, к которым относятся:

1. Специфика  предприятия. По данному признаку выделяют  трудоемкие предприятия (на которых  большая доля в себестоимости  приходится на зарплату работникам), материалоемкие (требуют больших  материальных затрат), фондоемкие (существенная  амортизация), энергоемкие (производство  требует большой доли топлива  и энергии);

2. Фактор ускорения технического  и научного прогресса, который  определяет возможность уменьшения  доли труда живого и, соответственно, увеличения труда овеществленного (то есть не создающего стоимости  товара, а являющегося условием  его создания);

3. Географическое положение (местонахождение) предприятия;

5. Инфляция в сочетании с возможными изменениями процентных ставок банковского кредита.

Структура себестоимости характеризуется такими показателями как:

• доля каждого элемента (или статьи калькуляции) в полных затратах;

• соотношение живого труда (деятельность людей, затраты их умственной и физической энергии на производство или выполнение работ) и овеществленного (труд, который ранее был затрачен на добычу сырья, создание приспособлений, производство материалов, строительство сооружение и т.д. Он воплощается в самих средствах производства и характеризует технологический потенциал предприятия);

• соотношение постоянных затрат и переменных; основных и накладных,  производственных и коммерческих, прямых и косвенных  расходов и т.д.

    Структура себестоимости постоянно подвергается анализу для рационализации управления издержками с целью их минимализации.

Структура и виды себестоимости взаимосвязаны. Именно состав затрат позволяет выделять виды себестоимости продукции: технологическую, цеховую (включает технологическую и расходы общепроизводственные), производственную (включает цеховую, общехозяйственные расходы и возможные потери от брака), полную (включает производственную и коммерческие расходы). Таким образом, полная себестоимость является отражением всех затраты и на производство продукции, и на ее реализацию.

По  объему  учитываемых  затрат  различают  3  вида себестоимости:

1)     цеховая себестоимость (С цех.) - включает  затраты  на  производство  продукции в  пределах  цеха 

2)     производственная  себестоимость (С произв.)  включает  С цех.  и   общепроизводственные  расходы (ОПР)

С произв = С цех + ОПР

ОПР - это расходы  на  управление предприятием , на содержание вспомогательного  и  обслуживающих  производств.

3)     полная  себестоимость (С полн)

С полн = С произв + ВПР, где  ВПР - внепроизводственные расходы, расходы, связанные с реализацией продукции.

   Различают  себестоимость  плановую  и  фактическую.

Плановая себестоимость определяется в начале планируемого  периода, исходя из плановых норм и показателей.

Фактическая себестоимость определяется в конце  отчетного периода  по данным  бухгалтерского учета .

     Плановая  и  фактическая  себестоимости  сравниваются при проведении анализа  себестоимости, а  для их сравнимости  важно  соблюсти  единство методики  их определения.

Классификация затрат, включаемых в себестоимость продукции.

  1. По способу отнесения на себестоимость отдельного вида продукции затраты делятся на :

а) прямые - связаны с производством отдельного вида продукции и в его себестоимость включаются напрямую.

б) косвенные - связаны с производством нескольких видов продукции и распределяются между ними косвенно.

      2. По степени однородности выделяют:

а) элементы затрат - имеют единое экономическое содержание;

б) комплексные статьи затрат - объединяют разнородные по содержанию затраты по принципу их назначения, или места возникновения цеховые расходы, общезаводские расходы, на содержание и эксплуатацию оборудования).

  1. По связи с объемом производства:

а) переменные - изменяются пропорционально объему производства

( расходы на материалы, сырье, сдельная зарплата)

б) постоянные - не зависят от динамики объема производства (затраты на управление, арендная плата, амортизация оборудования)

в) смешанные - содержат переменную и постоянную составляющие, которые необходимо выделить ( расходы на электроэнергию).

 

 

 

1.2 Основные задачи, последовательность анализа себестоимости продукции (работ, услуг).

являются:

- объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;

- исследование причин, вызвавших отклонение показателей от их плановых значений;

- обеспечение центров ответственности по затратам необходимой информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;

Информация о работе Анализ себестоимости продукции