Анализ себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 02:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является, определение путей снижения себестоимости, и определение степени влияния себестоимости на финансовый результат предприятия
Задачи курсовой работы:
- изучить характеристику и структуру себестоимости продукции,
- рассмотреть методику проведение анализов себестоимости продукции,

Файлы: 1 файл

КР Анализ.docx

— 146.49 Кб (Скачать файл)

2.4 Анализ затрат на рубль товарной продукции

    В большинстве отраслей промышленности задание по себестоимости утверждается предприятием в виде предельного уровня затрат на рубль товарной продукции.

     Показатель затрат на рубль товарной продукции характеризует уровень себестоимости одного рубля обезличенной продукции. Он исчисляется как частное от деления полной себестоимости всей товарное продукции на ее стоимость в оптовых ценах предприятия. Это — наиболее обобщающий показатель себестоимости продукции, выражающий ее прямую связь с прибылью. К достоинствам этого показателя можно также отнести его динамичность и широкую сопоставимость.

   Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на рубль товарной продукции оказывают 4 фактора, которые находятся с ним в прямой функциональной связи: изменение структуры выпущенной продукции; изменение уровня затрат на производство отдельных изделий; изменение цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы; изменение оптовых цен на продукцию.

Таблица 2.6.

Затраты на рубль товарной продукции

Наименование показателя

№ строки

Сумма

 

 
   

Плановая себестоимость всей ТП, тыс.руб.

1

203554

Себестоимость всей выпущенной продукции:  

   

б) по фактической себестоимости, тыс.руб.

2

194321

а) по плановой себестоимости, тыс.руб.

3

192130

ТП в оптовых ценах предприятий:  

   

а) по плану, тыс.руб.

4

250066

б) фактически в ценах, принятых в плане, т.р.

5

235883

в) фактически в ценах, действовавший в отчетном году, тыс.руб.

6

237199

Затраты на рубль ТП по плану (стр.1:стр.4), коп.

7

81,4

Затраты на рубль фактически выпущенной ТП:  

   

а) по плану, пересчитанному на фактический выпуск и ассортимент (стр.2:стр.5), коп.

8

82,38

б) фактически в ценах, действовавших в отчетном году (стр.3:стр.6), коп.

9

81

в) фактически в ценах, принятых в плане ((стр.3 - изменение цен):стр.5), коп.

10

79,46

г) фактически в оптовых ценах на готовую продукцию, принятых в плане (стр.3:стр.5), коп.

11

81,45

Затраты на рубль ТП по отчету за прошлый год, коп.

12

81,9





 

 Условные обозначения:

q -- количество изделий;

S -- себестоимость единицы  изделия;

  C -- оптовая цена единицы  изделия;

S'ф -- фактическая себестоимость  единицы изделия, скорректированная  на изменение цен и тарифов  на потребленные материальные  ресурсы.

Общее отклонение затрат на рубль товарной продукции от плана определяется сравнением строк 9 и 7: 81.00 – 81.40 = –0.4 коп., т. е. фактические затраты оказались ниже утвержденных планом. Проанализируем влияние каждого из 4-х вышеперечисленных факторов на это отклонение.

     Влияние структурных сдвигов в составе продукции определяется по следующей формуле :

                                                                     (2.7)

     Таким образом, изменения ассортимента выпущенных изделий привело к увеличению затрат на рубль товарной продукции на 0.98 коп. (82.38 – 81.40).

     Влияние изменения уровня затрат на производство отдельных изделий в составе продукции определяют по формуле (разница строк 10 и 8 табл.2.1):

                                                                     (2.8)

то есть 79.46 – 82.38 = –2.92 коп. Полученное изменение себестоимости за счет этого фактора — это чистая экономия, достигнутая в результате снижения затрат материальных ресурсов, использования более прогрессивной техники и технологии, роста производительности труда.

 

Выделить влияние изменения цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы можно, воспользовавшись формулой

                                                                (2.9)

 

или сравнив сроки 11 и 10 таблицы: 81.45 – 79.46 = 1.99 коп. Увеличение в среднем цен и тарифов на ресурсы привело к увеличению показателя затрат на рубль товарной продукции на 1.99 коп.

    Влияние последнего фактора — изменения оптовых цен на продукцию определяется сравнение строк 9 и 11, т. е. по формуле

                                                               (2.10)

Полученное отклонение свидетельствует о снижении затрат на 0.45 коп. (81.00 – 81.45 ) за счет увеличения в среднем отпускных цен, установленных предприятием в отчетном периоде на свою продукцию.

     По итогам отчетного периода план по снижению затрат на рубль товарной продукции был значительно перевыполнен (вместо снижения затрат по плану на 0.5 коп. фактически они были снижены на 0.9 коп.). Проанализировав влияние на это изменение всех 4-х факторов выяснилось, что снижение расходов в основном приходится именно на чистую экономию, т. е. на экономию уровня затрат на производство отдельных изделий. Это является положительным моментом. Однако общая экономия могла бы быть значительно больше, если бы не отрицательное влияние 2-х других факторов. Предприятию необходимо обратить особое внимание на ассортимент выпускаемой продукции, а также, по возможности, ответственней подойти к выбору поставщиков материальных ресурсов.

 

 

 

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПУТЕЙ СНИЖЕНИЯ

3.1 Выявление путей снижения себестоимости продукции

     Управление себестоимостью продукции включает планирование, учет, регулирование, отчет и принятие  мер по ее снижению. В этих целях используется система показателей себестоимости, которая  в современный период представлена следующем.

1. Смета затрат на производство (по экономическим элементам затрат).

2. Себестоимость всей  товарной продукции (по статьям  калькуляции).

3. Себестоимость единицы  важнейших изделий 

4. Затраты на одну условную  единицу товарной продукции:

                                                                                        (3.1)

 где 3 - затраты на 1 р товарной продукции,

Сп - сумма полной себестоимости товарной продукции,    

 ТП - сумма товарной  продукции в действующих ценах,   

    Чем ниже этот показатель, тем ниже себестоимость, больше прибыли от реализации товарной продукции, выше рентабельность продукции и производства.

5. Снижение затрат на  один р товарной продукции:

                                                                              (3.2)

 где Сс - процент снижения затрат на 1 р товарной продукции, %

Зо - затраты на 1 р товарной продукции базового периода,

Зп - затраты на 1 р товарной продукции планового периода,

     В процессе управления при разработке мероприятий по снижению себестоимости экономическая оценка производится двумя методами - методом факторного счета и методом прямого счета.

 

 Расчет снижения себестоимости  продукции методом факторного  счета заключается в выявлении  факторов, снижающих её и их  экономической оценке по формуле:

                                                                                  (3.3)

 где. Сс - снижение себестоимости, %

И  - изменение по данной статье калькуляции, экономическому элементу затрат, %

Д - удельный вес данной статьи, элемента затрат в полной себестоимости, %

Если, например, затраты сырья сокращаются в связи с внедрением новой ресурсосберегающей технологии на 2 % при удельном весе этой статьи расходов в полной себестоимости 80 %, то себестоимость продукции снизится на 1,6 % (2 х 80/100).

    Методика расчета снижения себестоимости прямым счетом производится аналогично  методике определения экономии текущих затрат при внедрении новой техники или подобных мероприятий.

    В этом случае себестоимость рассматривается как совокупность материальных и трудовых затрат и накладных расходов на управление и обслуживание производством. Соответственно общая экономия на снижения  себестоимости сложится из экономии на этих затратах:

                                                                          (3.4)

  где Эо - общая экономия от снижения себестоимости,

 Эм - экономия на материальных затратах,

 Эн/зп – экономия  на  заработной плате персонала  со всеми начислениями по законодательству,

 Энр - экономия на накладных расходах,

Экономия на материальных затратах определяется как:

                                                                       (3.5)

 где Ро - удельный расход  материалов {сырья, основных и вспомогательных  материалов, топлива и энергии  к др.) до внедрения, базовая.

 Рн - то же после  внедрения, расчетная 

А  - объем производства продукции в натуре

Ц  - цена за единицу материальных ресурсов,

Экономия на накладных расходах определяется по  формуле:

                                                                                  (3.6)

 где  Энр - экономия на накладных расходах, 

Снр - сумма накладных расходов в себестоимости всей товарной продукции, руб.

Кр — коэффициент роста объема производства,

Ду-п - доля условно-постоянных затрат в накладных расходах.

                                                                             (3.7)  

 Таким образом  общая  экономия на снижении затрат  будет равна сумме экономии  по материальным ресурсам, зарплате  с начислениями и накладным  расходам 

Тогда процент снижения себестоимости составит:

                                                                                    (3.8)             

 где Сс  - процент  снижения себестоимости, %

Эо  - общая экономия затрат,

Сп  - полная себестоимость товарной продукции до внедрения мероприятия в сопоставимых объемах производства,

 Управление себестоимостью продукции представляет собой рутинный повторяющийся процесс, в ходе которого постоянно пытаются изыскать возможности обоснованного сокращения расходов и затрат. В рамках одного производственного цикла и в наиболее общем виде этот процесс может быть представлен в виде достаточно очевидных последовательных процедур:

 

 прогнозирование и  планирование затрат (определяются  долго- и краткосрочные тенденции  изменения отдельных видов затрат, задаются их ориентиры, обеспечивающие  выход на определенные значения  показателей прибыли и рентабельности); нормирование затрат (устанавливаются технически-обоснованные нормативы в натуральных и стоимостных оценках по отдельным видам затрат, технологическим процессам, центрам ответственности); учет затрат (учитываются затраты в заданной номенклатуре статей);калькулирование себестоимости (распределяются фактические расходы и затраты на объекты калькулирования себестоимости, т.е. исчисляется фактическая себестоимость продукции); анализ затрат и себестоимости (анализируются фактические затраты в сравнении с плановыми заданиями и нормативами, выявляются факторы, повлекшие значимые отклонения, определяются резервы снижения себестоимости); контроль и регулирование процесса управления затратами (вносятся текущие изменения в систему управления затратами в случае отклонения от запланированной динамики затрат, уточняются системы планирования и нормирования).

3.2 Анализ влияния  себестоимости продукции на финансовый  результат деятельности предприятия

     Себестоимость продукции непосредственно влияет на рост или снижение прибыли предприятия, кроме того, факторы влияющие на себестоимость реализованной продукции, сказываются и на прибыли от реализации и на балансовой прибыли. На рост прибыли одинаково влияют и снижение издержек, и рост объема реализации (рост цен). При этом в первом случае «качество» прибыли можно будет считать более высоким, так как ее рост достигнуть интенсивным путем. Для факторного анализа прибыли сведем основные показатели и проведем анализ динамики балансовой прибыли.

 

 

 

 Таблица 3.1

Анализ динамики балансовой прибыли

Показатели

2008 год

2009 год

Темп роста, %

По себестоимости и ценам 2008 года

По себестоимости и ценам 2009 года

Объем реализованной продукции

15625

27986

28790

184,3

Себестоимость реализованной продукции

13953

26413

25826

185

Прибыль от реализации продукции

1672

1573

2964

135,8

Информация о работе Анализ себестоимости продукции