Анализ затрат на производство и себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить теоретические и практические аспекты анализа затрат и себестоимости продукции.
На основании цели курсовой работы поставлены следующие задачи: - определить экономическую сущность основных категорий: издержки, расходы, затраты, себестоимость;
- раскрыть классификацию затрат на производстве;
- определить значение, задачи, источники информации для анализа себестоимости продукции;
- провести анализ затрат по экономическим элементам на примере условного предприятия «А»;
- проанализировать затраты на 1 рубль товарной продукции на примере условного предприятия «А»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА ЗАТРАТ И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
1.1 Сущность основных категорий: издержки, расходы, затраты, себестоимость
1.2 Классификация затрат на производство
1.3 Значение, задачи, источники информации и система показателей для анализа себестоимости продукции
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЗАТРАТ И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Анализ затрат по экономическим элементам
2.2 Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции
2.3 Анализ себестоимости единицы продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
экономический анализ себестоимость затрата

Файлы: 1 файл

КЭАХД и анализ.фин.отчетности.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

По  отношению к технологическому процессу выделяют:

    1. основные расходы, которые непосредственно связаны с процессом изготовления продукции (затраты сырья, топлива, зарплата производственных работников);
    2. накладные расходы, которые связаны с управлением и обслуживанием производства (цеховые, общезаводские и коммерческие расходы), то есть они обеспечивают нормальное протекание производства изделий.

По  составу выделяют:

1)одноэлементные затраты  - затраты, которые на данном  предприятии не могут быть разложены на слагаемые;

2)комплексные затраты  - затраты, состоящие из нескольких  экономических элементов (общепроизводственные  и общехозяйственные расходы).

По  способу отнесения на себестоимость  продукции выделяют:

1)прямые затраты - затраты,  которые можно прямо отнести на соответствующий вид производимой продукции (работы, услуги) (сырьё и материалы, покупные изделия, полуфабрикаты, зарплата производственных рабочих, топливо, энергия);

2)косвенные затраты  - затраты, связанные с одновременным производством нескольких видов продукции, которые затем распределяются между данными видами изделий на основе специальных расчётов (прежде всего управленческие расходы). Примером косвенных расходов являются общепроизводственные и общехозяйственные расходы, затраты на содержание основных средств.

По роли в процессе производства выделяют:

1)производственные расходы  - все расходы, связанные с изготовлением товарной продукции предприятия, которые формируют производственную себестоимость продукции;

2)внепроизводственные  расходы - расходы, связанные с продажей продукции потребителям (рекламные, складские, транспортные и сбытовые и прочие коммерческие расходы).

Производственные и  внепроизводственные расходы формируют полную себестоимость продукции предприятия.

По  целесообразности расходования выделяют:

1)производительные расходы  - расходы, которые оправданны  или целесообразны для данного  производства;

2)непроизводительные  расходы - расходы, которые образуются  по причинам внутреннего или  внешнего характера и свидетельствующие  о недостатках в технологии и организации производственного процесса (брак продукции, потери от простоев, оплата сверхурочных работ и т.п.).

В случае идеальной организации  технологии производства и управления все расходы предприятия должны быть только производительными.

По  возможности охвата планом выделяют:

1)планируемые затраты  - затраты, которые являются производительными и закладываются по соответствующим нормативам в плановую себестоимость продукции;

2)непланируемые затраты  - затраты производительного или  непроизводительного характера, которые появились во время непосредственного осуществления производства продукции.

По  отношению к объёму производства выделяют:

1) постоянные затраты  - затраты, величина которых не  изменяется при изменении объёма  производства продукции (общепроизводственные и общехозяйственные расходы);

2) переменные (пропорциональные) затраты - затраты, величина которых изменяется по мере изменения объёма выпуска продукции (сырьё и материалы, топливо, энергия и т.п.). В свою очередь переменные расходы подразделяются на:

1)пропорциональные затраты  (затраты, величина которых изменяется  в одинаковой пропорции с изменением объёма выпуска продукции - сырьё, материалы, зарплата основных рабочих);

2)прогрессивные затраты  (затраты, которые увеличиваются в большей степени, нежели объём производства продукции - внутризаводское перемещение грузов);

3)дегрессивные затраты  (затраты, которые растут в  меньшей степени, чем объём  производства продукции-амортизация);

4) регрессивные затраты  (затраты, которые сокращаются в абсолютном выражении несмотря на рост объёма производства продукции - цеховые и общехозяйственные расходы на единицу продукции).

Следует отметить тот  момент, что деление затрат на переменные и постоянные условно, так как  в чистом виде они не проявляются. Поэтому правильней их называть условно-переменными и условно-постоянными расходами. Ряд авторов ещё выделяют смешанные затраты - это затраты, состоящие из постоянной и переменной частей (почтовые и телеграфные расходы, затраты на текущий ремонт оборудования).

По  периодичности возникновения выделяют:

1)текущие расходы - расходы, связанные с производством и продажей продукции данного периода, то есть имеет место частая периодичность их использования - сырьё, материалы, топливо и т. п.;

2)единовременные расходы - расходы, связанные с подготовкой производства (освоение новой продукции, модернизация продукции), резервирование затрат; они включаются в затраты соответствующего периода по частям в размерах. Предусмотренных планом на основе специальных расчётов.

По  степени регулирования государством выделяют:

1)нормируемые расходы  - расходы, величина которых в  целях налогообложения прибыли  принимается в пределах установленных  норм;

2)ненормируемые расходы  - расходы, величина которых для  целей налогообложения не нормируется государственными органами.

По  использованию в системе управления выделяют:

1)прогнозные затраты  — затраты, величина которых  определяется с учётом предполагаемых  событий в будущем и их многовариантностью  для целей принятия оптимального  поведения предприятия;

2)плановые затраты  - затраты, определяемые в соответствии  с действующими нормативами и  стремлением организации достичь  поставленные цели;

3)фактические затраты  - затраты, реально осуществлённые  организацией за определённый  период деятельности.

По  экономическому содержанию затраты подразделяют на:

  1. материальные затраты (величина израсходованных материальных ресурсов в натуральном выражении);
  2. трудовые затраты (величина потраченного рабочего времени на осуществление деятельности);
  3. денежные затраты (величина осуществлённых затрат в стоимостной оценке).

Данное деление носит  условный характер, так как все  затраты организации могут быть оценены в стоимостном выражении  и, таким образом, могут принимать  денежную форму.

В целом рассмотренная  классификация затрат имеет практическое значение для экономического анализа. Предложенные виды затрат формируют соответствующие направления анализа затрат и себестоимости продукции. Классификация затрат на производство приведена в табл. 1. на стр. 15

 

1.3 Значение, задачи, источники информации и система показателей для анализа себестоимости продукции

 

Значение анализа себестоимости продукции:

1)себестоимость продукции  является важнейшим показателем  оценки эффективности использования  трудовых, материальных и технических ресурсов, а значит, способствует проведению анализа эффективности работы всего предприятия, отдельных подразделений и видов деятельности;

2)снижение себестоимости  продукции позволяет увеличить  прибыль предприятия, что способствует  улучшению финансового положения предприятия;

3)снижение себестоимости  продукции означает экономию  трудовых, материальных и технических  ресурсов, а значит, есть резервы  роста выпуска продукции и  получения дохода;

 

Таблица 1. Классификация затрат на производство*

Признаки классификации

Подразделение затрат

По  принятию управленческих решений

Явные и альтернативные

По экономическим элементам

Экономические элементы затрат

По характеру деятельности

Затраты капитального характера, затраты на текущую деятельность, затраты социально-культурного назначения

По статьям себестоимости

Статьи калькуляции себестоимости

По отношению к технологическому процессу

Основные и накладные

По составу

Одноэлементные и комплексные

По способу отнесения на себестоимость продукта

Прямые и косвенные

По роли в процессе производства

Производственные и внепроизводственные

По целесообразности расходования

Производительные и непроизводительные

По возможности охвата планом

Планируемые и непланируемые

По отношению к объёму производства

Переменные и постоянные

По периодичности возникновения

Текущие и единовременные

По степени регулирования государством

Нормируемые и ненормируемые \

По использованию в системе управления

Прогнозные, плановые и фактические

По экономическому содержанию

Материальные, трудовые и денежные


* Экономический анализ: Управленческий анализ: Учебно-методическое пособие / А.В. Романюк. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009. с. 65.

 

4) снижение себестоимости продукции является важнейшим фактором увеличения прибыли предприятия, а значит, рентабельности продукции и улучшения финансового положения предприятия;

5) себестоимость продукции является основным ценообразующим фактором, поэтому анализ затрат и себестоимости продукции позволяет определить возможные резервы снижения единицы продукции;

6) снижение себестоимости продукции повышает конкурентоспособность продукции и предприятия, что обеспечивает в целом улучшение положения предприятия на рынке.

Задачи анализа затрат и себестоимости продукции:

1) дать объективную оценку работы предприятия в области снижения затрат и себестоимости продукции;

2) выявить и определить факторы, оказывающие влияние на динамику затрат и себестоимости продукции;

3) исчислить структуру затрат и выявить изменения в ней;

4) выявить возможные резервы снижения затрат и себестоимости продукции;

5) разработать конкретные мероприятия по мобилизации выявленных резервов снижения затрат и себестоимости продукции;

6) выявление упущенных возможностей снижения себестоимости;

7) оценка динамики и выполнения плана по себестоимости в разрезе элементов и статей затрат, себестоимости важнейших изделий.

Основные направления анализа:

1) оценка динамики  обобщающих показателей затрат и себестоимости продукции;

2) анализ затрат на 1 рубль продукции;

3) анализ структуры  затрат, её динамика;

4) анализ себестоимости  продукции по статьям;

5) факторный анализ  себестоимости по статьям;

6) выявление резервов  снижения затрат и себестоимости  продукции;

7) анализ взаимосвязи  затрат, объёма выпуска продукции  и прибыли от продаж;

Информационная база анализа:

1)форма № 2 «Отчёт  о прибылях и убытках»;

2)форма № 5 «Приложение  к бухгалтерскому балансу»;

3)данные синтетического  и аналитического учёта;

4)первичные документы (плановые нормативные данные о затратах на производство и продажу продукции, услуг за год);

5)статистическая отчётность: форма № 5-з «Отчёт о затратах  на производство и реализацию  продукции» и другие источники.

Основные показатели анализа затрат и себестоимости продукции:

1)затраты на 1 рубль  продукции - обобщающий показатель, который показывает, сколько затрат  приходится на 1 рубль продукции;

2)себестоимость единицы  изделия - частный показатель, характеризующий  величину затрат, приходящихся на единицу изделия.

Также следует учесть, что по объёму охватываемых затрат выделяют:

- цеховую себестоимость - она включает в себя все затраты на производство продукции в пределах цеха, прежде всего прямые материальные и трудовые затраты;

- производственную себестоимость - кроме цеховой себестоимости она включает в себя общезаводские затраты и затраты вспомогательных цехов;

- полную себестоимость продукции для продажи - она объединяет производственную себестоимость и расходы по продаже продукции (коммерческие расходы).

В зависимости от методики расчёта выделяют:

1)плановую себестоимость - определяется в начале периода исходя из плановых норм затрат и иных плановых показателей;

2)фактическую себестоимость - определяется в конце отчётного периода на основе данных о реальном потреблении ресурсов и произведённых затратах.

В зависимости от длительности периода различают среднемесячную, среднеквартальную и среднегодовую себестоимость продукции.

В качестве объектов анализа себестоимости продукции выделяют следующие показатели:

1)абсолютная сумма операционных затрат в целом и по элементам;

2)издержкоемкость продукции;

3)себестоимость отдельных изделий;

4)затраты по центрам ответственности.

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЗАТРАТ И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ  ПРЕДПРИЯТИЯ

 

2.1 Анализ затрат по экономическим элементам

 

Анализ затрат по экономическим  элементам осуществляется с целью  изучения динамики и контроля за расходованием  средств на хозяйственную деятельность предприятия, выявления резервов их снижения. В смете затрат показываются все материальные, трудовые и денежные расходы, произведенные предприятием для осуществления его хозяйственной деятельности. Все затраты группируются по экономическому содержанию, т.е. по отдельным элементам, независимо от их производственного назначения и места, где они израсходовались.

Экономическим элементами называют первичные однородные затраты  на производство и продажу продукции (работ, услуг), которые не могут быть разложены на составные части  и рассчитываются независимо от мест возникновения и производственного назначения. В соответствии с ПБУ 10/99 при формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

  1. материальные затраты;
  2. затраты на оплату труда;

отчисления на социальные нужды;

  1. амортизация;
  2. прочие затраты.

К материальным расходам относятся следующие затраты:

    1. на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (работ, услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (работ, услуг);
    2. на приобретение материалов, используемых:

Информация о работе Анализ затрат на производство и себестоимости продукции