Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 12:49, курсовая работа
Цель данной работы – изучить теоретические и практические аспекты анализа затрат и себестоимости продукции.
На основании цели курсовой работы поставлены следующие задачи: - определить экономическую сущность основных категорий: издержки, расходы, затраты, себестоимость;
- раскрыть классификацию затрат на производстве;
- определить значение, задачи, источники информации для анализа себестоимости продукции;
- провести анализ затрат по экономическим элементам на примере условного предприятия «А»;
- проанализировать затраты на 1 рубль товарной продукции на примере условного предприятия «А»;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА ЗАТРАТ И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
1.1 Сущность основных категорий: издержки, расходы, затраты, себестоимость
1.2 Классификация затрат на производство
1.3 Значение, задачи, источники информации и система показателей для анализа себестоимости продукции
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЗАТРАТ И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Анализ затрат по экономическим элементам
2.2 Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции
2.3 Анализ себестоимости единицы продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
экономический анализ себестоимость затрата
По отношению к технологическому процессу выделяют:
По составу выделяют:
1)одноэлементные затраты
- затраты, которые на данном
предприятии не могут быть разл
2)комплексные затраты
- затраты, состоящие из
По способу отнесения на себестоимость продукции выделяют:
1)прямые затраты - затраты, которые можно прямо отнести на соответствующий вид производимой продукции (работы, услуги) (сырьё и материалы, покупные изделия, полуфабрикаты, зарплата производственных рабочих, топливо, энергия);
2)косвенные затраты
- затраты, связанные с
По роли в процессе производства выделяют:
1)производственные расходы - все расходы, связанные с изготовлением товарной продукции предприятия, которые формируют производственную себестоимость продукции;
2)внепроизводственные расходы - расходы, связанные с продажей продукции потребителям (рекламные, складские, транспортные и сбытовые и прочие коммерческие расходы).
Производственные и внепроизводственные расходы формируют полную себестоимость продукции предприятия.
По целесообразности расходования выделяют:
1)производительные расходы - расходы, которые оправданны или целесообразны для данного производства;
2)непроизводительные
расходы - расходы, которые образуются
по причинам внутреннего или
внешнего характера и
В случае идеальной организации технологии производства и управления все расходы предприятия должны быть только производительными.
По возможности охвата планом выделяют:
1)планируемые затраты - затраты, которые являются производительными и закладываются по соответствующим нормативам в плановую себестоимость продукции;
2)непланируемые затраты - затраты производительного или непроизводительного характера, которые появились во время непосредственного осуществления производства продукции.
По отношению к объёму производства выделяют:
1) постоянные затраты
- затраты, величина которых не
изменяется при изменении
2) переменные (пропорциональные) затраты - затраты, величина которых изменяется по мере изменения объёма выпуска продукции (сырьё и материалы, топливо, энергия и т.п.). В свою очередь переменные расходы подразделяются на:
1)пропорциональные затраты
(затраты, величина которых
2)прогрессивные затраты
(затраты, которые увеличиваютс
3)дегрессивные затраты
(затраты, которые растут в
меньшей степени, чем объём
производства продукции-
4) регрессивные затраты (затраты, которые сокращаются в абсолютном выражении несмотря на рост объёма производства продукции - цеховые и общехозяйственные расходы на единицу продукции).
Следует отметить тот момент, что деление затрат на переменные и постоянные условно, так как в чистом виде они не проявляются. Поэтому правильней их называть условно-переменными и условно-постоянными расходами. Ряд авторов ещё выделяют смешанные затраты - это затраты, состоящие из постоянной и переменной частей (почтовые и телеграфные расходы, затраты на текущий ремонт оборудования).
По периодичности возникновения выделяют:
1)текущие расходы - расходы, связанные с производством и продажей продукции данного периода, то есть имеет место частая периодичность их использования - сырьё, материалы, топливо и т. п.;
2)единовременные расходы - расходы, связанные с подготовкой производства (освоение новой продукции, модернизация продукции), резервирование затрат; они включаются в затраты соответствующего периода по частям в размерах. Предусмотренных планом на основе специальных расчётов.
По
степени регулирования
1)нормируемые расходы
- расходы, величина которых в
целях налогообложения прибыли
принимается в пределах
2)ненормируемые расходы - расходы, величина которых для целей налогообложения не нормируется государственными органами.
По
использованию в системе
1)прогнозные затраты
— затраты, величина которых
определяется с учётом
2)плановые затраты
- затраты, определяемые в
3)фактические затраты
- затраты, реально
По экономическому содержанию затраты подразделяют на:
Данное деление носит
условный характер, так как все
затраты организации могут быть
оценены в стоимостном
В целом рассмотренная классификация затрат имеет практическое значение для экономического анализа. Предложенные виды затрат формируют соответствующие направления анализа затрат и себестоимости продукции. Классификация затрат на производство приведена в табл. 1. на стр. 15
1.3 Значение, задачи, источники информации и система показателей для анализа себестоимости продукции
Значение анализа себестоимости продукции:
1)себестоимость продукции
является важнейшим
2)снижение себестоимости
продукции позволяет увеличить
прибыль предприятия, что
3)снижение себестоимости продукции означает экономию трудовых, материальных и технических ресурсов, а значит, есть резервы роста выпуска продукции и получения дохода;
Таблица 1. Классификация затрат на производство*
Признаки классификации |
Подразделение затрат |
По принятию управленческих решений |
Явные и альтернативные |
По экономическим элементам |
Экономические элементы затрат |
По характеру деятельности |
Затраты капитального характера, затраты на текущую деятельность, затраты социально-культурного назначения |
По статьям себестоимости |
Статьи калькуляции себестоимости |
По отношению к технологическому процессу |
Основные и накладные |
По составу |
Одноэлементные и комплексные |
По способу отнесения на себестоимость продукта |
Прямые и косвенные |
По роли в процессе производства |
Производственные и внепроизводственные |
По целесообразности расходования |
Производительные и непроизводительные |
По возможности охвата планом |
Планируемые и непланируемые |
По отношению к объёму производства |
Переменные и постоянные |
По периодичности возникновения |
Текущие и единовременные |
По степени регулирования государством |
Нормируемые и ненормируемые \ |
По использованию в системе управления |
Прогнозные, плановые и фактические |
По экономическому содержанию |
Материальные, трудовые и денежные |
* Экономический анализ: Управленческий анализ: Учебно-методическое пособие / А.В. Романюк. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009. с. 65.
4) снижение себестоимости продукции является важнейшим фактором увеличения прибыли предприятия, а значит, рентабельности продукции и улучшения финансового положения предприятия;
5) себестоимость продукции является основным ценообразующим фактором, поэтому анализ затрат и себестоимости продукции позволяет определить возможные резервы снижения единицы продукции;
6) снижение себестоимости продукции повышает конкурентоспособность продукции и предприятия, что обеспечивает в целом улучшение положения предприятия на рынке.
Задачи анализа затрат и себестоимости продукции:
1) дать объективную оценку работы предприятия в области снижения затрат и себестоимости продукции;
2) выявить и определить факторы, оказывающие влияние на динамику затрат и себестоимости продукции;
3) исчислить структуру затрат и выявить изменения в ней;
4) выявить возможные резервы снижения затрат и себестоимости продукции;
5) разработать конкретные мероприятия по мобилизации выявленных резервов снижения затрат и себестоимости продукции;
6) выявление упущенных возможностей снижения себестоимости;
7) оценка динамики и выполнения плана по себестоимости в разрезе элементов и статей затрат, себестоимости важнейших изделий.
Основные направления анализа:
1) оценка динамики
обобщающих показателей затрат
2) анализ затрат на 1 рубль продукции;
3) анализ структуры затрат, её динамика;
4) анализ себестоимости продукции по статьям;
5) факторный анализ себестоимости по статьям;
6) выявление резервов
снижения затрат и
7) анализ взаимосвязи затрат, объёма выпуска продукции и прибыли от продаж;
Информационная база анализа:
1)форма № 2 «Отчёт о прибылях и убытках»;
2)форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»;
3)данные синтетического и аналитического учёта;
4)первичные документы (плановые нормативные данные о затратах на производство и продажу продукции, услуг за год);
5)статистическая отчётность: форма № 5-з «Отчёт о затратах на производство и реализацию продукции» и другие источники.
Основные показатели анализа затрат и себестоимости продукции:
1)затраты на 1 рубль продукции - обобщающий показатель, который показывает, сколько затрат приходится на 1 рубль продукции;
2)себестоимость единицы изделия - частный показатель, характеризующий величину затрат, приходящихся на единицу изделия.
Также следует учесть, что по объёму охватываемых затрат выделяют:
- цеховую себестоимость - она включает в себя все затраты на производство продукции в пределах цеха, прежде всего прямые материальные и трудовые затраты;
- производственную себестоимость - кроме цеховой себестоимости она включает в себя общезаводские затраты и затраты вспомогательных цехов;
- полную себестоимость продукции для продажи - она объединяет производственную себестоимость и расходы по продаже продукции (коммерческие расходы).
В зависимости от методики расчёта выделяют:
1)плановую себестоимость - определяется в начале периода исходя из плановых норм затрат и иных плановых показателей;
2)фактическую себестоимость - определяется в конце отчётного периода на основе данных о реальном потреблении ресурсов и произведённых затратах.
В зависимости от длительности периода различают среднемесячную, среднеквартальную и среднегодовую себестоимость продукции.
В качестве объектов анализа себестоимости продукции выделяют следующие показатели:
1)абсолютная сумма операционных затрат в целом и по элементам;
2)издержкоемкость продукции;
3)себестоимость отдельных изделий;
4)затраты по центрам ответственности.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЗАТРАТ И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Анализ затрат по экономическим элементам
Анализ затрат по экономическим элементам осуществляется с целью изучения динамики и контроля за расходованием средств на хозяйственную деятельность предприятия, выявления резервов их снижения. В смете затрат показываются все материальные, трудовые и денежные расходы, произведенные предприятием для осуществления его хозяйственной деятельности. Все затраты группируются по экономическому содержанию, т.е. по отдельным элементам, независимо от их производственного назначения и места, где они израсходовались.
Экономическим элементами
называют первичные однородные затраты
на производство и продажу продукции
(работ, услуг), которые не могут быть
разложены на составные части
и рассчитываются независимо от мест
возникновения и производственн
отчисления на социальные нужды;
К материальным расходам относятся следующие затраты:
Информация о работе Анализ затрат на производство и себестоимости продукции