Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2015 в 09:54, курсовая работа
Понимание аудиторами и их клиентами своих прав и обязанностей (а также противоречий между их интересами) имеет свои особенности. Следует отметить, что права и обязанности аудиторов, их клиентов в условиях России необходимо подробно исследовать, проверить на практике, решать и отлаживать в рамках создания правовой экономики в целом.
Предприятие самостоятельно выбирает аудиторскую фирму для проведения проверки. Отношения между ними складываются на добровольной основе и возмездном оказании аудиторских услуг.
Введение……………………………………………………………………2
Права и обязанности аудитора…………………………………………………………………….3
Права и обязанности аудируемого лица, лица, заключившего договор на оказание аудиторских услуг ……………………………...…………………………………………….....6
4. Обязанности аудиторских организаций…………………………………..8
5. Ответственность аудиторов (аудиторских организаций)………………11
6. Этика аудиторов…………………………………………………………..13
7. Принципы, которые должен соблюдать каждый аудитор……………...18
8. Заключение ……………………………………………………………….22
9. Список используемой литературы……………………………………….25
3.10. Аудиторские организации
Перечень обязанностей аудиторской организации дополняется ст. 13 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», согласно которой аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора при проведении обязательного аудита. Это значит, что аудиторская организация при наличии договора на обязательный аудит с целью выражения мнения о степени достоверности финансовой отчетности должна заключить договор со страховой организацией, предметом которого является страхование риска ответственности за нарушение договора.
Ответственность аудиторов (аудиторских организаций)
Ответственность аудитора (аудиторской организации) — это санкции, связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением аудитором (аудиторской организацией) своих обязательств по заключенному с экономическим субъектом договору на проведение аудита. Формы и виды ответственности определяются законодательством Российской Федерации и соглашением сторон.
Выделяют следующие виды ответственности аудитора (аудиторской организации).
Гражданско-правовая ответственность определена ст. 15 ГК РФ в виде возмещения убытков:
Административная ответственность регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Так как аудиторская деятельность до 01.07.2006 подлежит лицензированию, то на нее в этой части распространяются положения КоАП РФ. Статьей 14.1 КоАП РФ определены случаи и формы ответственности за осуществление деятельности:
За нарушение Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» административная ответственность определена в формах аннулирования лицензии на право осуществления аудиторской деятельности и квалификационного аттестата аудитора (см. табл. 2.1, 2.2). В случае нарушения конфиденциальности (аудиторской тайны) как для аудиторской организации, так и для аудитора предусмотрена ответственность в форме возмещения причиненных убытков.
Уголовная ответственность определена ст. 202 «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами» Уголовного кодекса Российской Федерации. В частности, в форме штрафа в размере от 500 до 800 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо в виде лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Этика аудиторов
Этика – это система норм нравственного поведения человека или какой-либо общественной или профессиональной группы.
Профессиональные организации (Российская коллегия аудиторов и Российская аудиторская палата) разрабатывают кодексы профессиональной этики аудиторов. Нарушители этических норм профессионального поведения проявляют неуважение ко всему аудиторскому сообществу и наносят ему моральный и материальный ущерб. Сообщество аудиторов осуждает неэтичное поведение отдельных аудиторов и требует их наказания вплоть до исключения из своей среды, лишения квалификационного аттестата аудитора.
К основным этическим нормам относятся следующие:
1) соблюдение общепринятых
2) соблюдение общественных
3) объективность аудитора. Объект
4) внимательность аудитора. При проведении аудиторских услуг нужно внимательно и серьезно относится к своим обязанностям, соблюдать утвержденные аудиторские стандарты, проверять подчиненных специалистов;
5) профессиональная
6) конфиденциальная информация клиентов. Публикация и иное разглашение конфиденциальной информации не являются нарушением профессиональной этики в случаях:
а) когда это сделано с разрешения клиента, а также с учетом интересов всех сторон, которые она может затронуть;
б) когда это предусмотрено законодательными актами или решениями судебных органов;
в) для защиты профессиональных интересов аудиторов в ходе официального расследования или частного разбирательства, проводимого руководителями клиента;
г) когда клиент ненамеренно и незаконно вовлек аудитора в действия, противоречащие профессиональным нормам;
7) налоговые отношения. Аудиторы не должны скрывать свои доходы от налогообложения или иным образом нарушать налоговое законодательство в своих интересах или в интересах других лиц. При оказании профессиональных услуг по налогообложению аудитор руководствуется интересами клиента. При этом он обязан соблюдать налоговое законодательство и не должен способствовать фальсификации в целях уклонения от уплаты налогов и обмана налоговой службы.
О выявленных в ходе проведения обязательного аудита фактах нарушения налогового законодательства, ошибках в расчетах и уплате налогов аудитор обязан в письменной форме сообщить администрации клиента и ревизионной комиссии общества, а также предупредить их о возможных последствиях и путях исправления нарушений и ошибок.
8) плата за профессиональные услуги. Плата должна выплачиваться в зависимости от объема и качества предоставляемых услуг. Она может зависеть от сложности оказываемых услуг, квалификации, опыта, профессионального авторитета и степени ответственности аудитора.
Размер оплаты профессиональных услуг аудиторов не должен зависеть от достижения какого-либо определенного результата или обусловливаться иными обстоятельствами;
9) независимость аудитора. Аудиторы обязаны отказаться от оказания услуг, если имеются обоснованные сомнения в их независимости от организации клиента и ее должностных лиц во всех отношениях.
Критерии независимости аудиторов установлены ст. 8 закона «Об аудиторской деятельности». Так, аудит не может осуществляться:
- аудиторами, являющимися учредителями
(участниками) аудируемых лиц, их
руководителями, бухгалтерами и
иными лицами, несущими ответственность
за организацию и ведение
- аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
- аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами;
- аудиторскими организациями, руководители
и иные должностные лица
- аудиторскими организациями и
аудиторами, оказывавшими в течение
3 лет, непосредственно
В заключении или ином другом документе аудитор обязан без каких-либо оговорок заявить о своей независимости в отношении клиента. Основные обстоятельства, которые могут нанести ущерб независимости аудитора либо позволяющие сомневаться в его фактической независимости:
а) предстоящие или ведущиеся судебные дела с организацией клиента;
б) финансовое участие аудитора в делах организации;
в) финансовая и имущественная зависимость аудитора от клиента (совместное участие в инвестициях в другие организации, кредитование, кроме банковского);
г) косвенное финансовое участие в организации через родственников, служащих, через основные и дочерние организации;
д) родственные и личные дружеские отношения с директорами и высшим управляющим персоналом организации;
е) чрезмерная гостеприимность клиента, а также получение от него товаров и услуг по ценам ниже рыночных цен;
ж) участие аудитора (руководителей аудиторской фирмы) в любых органах управления организации клиента, его основных и дочерних организаций;
з) неосторожные рекомендации и советы аудитора о финансовых вложениях в организации, в которых они сами имеют финансовые интересы;
и) прежняя работа аудитора в организации клиента либо в его управляющей организации на любых должностях;
к) предложения от клиента о назначении аудитора на руководящую и иную должность в организации;
10) отношения между аудиторами. Аудиторы обязаны доброжелательно относиться к другим аудиторам, воздерживаться от необоснованной критики их деятельности;
11) отношения аудиторов с аудиторской организацией. Аттестованные аудиторы, согласившиеся стать сотрудниками аудиторской фирмы, обязаны лояльно относиться к ней, способствовать авторитету и дальнейшему развитию фирмы, поддерживать деловые, доброжелательные отношения с руководителями и иными сотрудниками фирмы, руководителями и персоналом клиента;
12) публичная информация и реклама. Она может быть представлена в СМИ, специальных изданиях аудиторов, в адресных и телефонных справочниках, в публичных выступлениях и иных публикациях аудиторов
В Кодексе этики аудиторов приводятся фундаментальные принципы, которые должен соблюдать каждый аудитор: честность, независимость, объективность, профессиональная компетентность и должностная тщательность, конфиденциальность, руководствование регламентирующими документами и другие принципы.
Под честностью понимается не только правдивость, но также беспристрастность и надежность. В соответствии с принципом объективности все аудиторы должны действовать справедливо, честно и не иметь конфликта интересов.
При выполнении своих функций аудиторы должны проявлять объективность.
Объективность означает непредвзятость, беспристрастность и неподвластность какому-либо влиянию при рассмотрении профессиональных вопросов и формировании выводов и заключений.
При соблюдении этических требований объективности следует:
Выражая согласие на оказание услуг, аудитор должен быть уверен в том, что выполнит работу на высоком профессиональном уровне. Аудитор должен воздержаться от оказания услуг в области, где он некомпетентен, если ему не будет оказана помощь соответствующих специалистов. Аудиторы должны оказывать аудиторские услуги с должным вниманием, компетентностью и усердием. Их обязанностью является постоянная забота о пополнении своих знаний и опыта на таком уровне, который бы давал как руководству, так и клиенту уверенность в высоком качестве профессиональных услуг, основанных на постоянно обновляющейся информации в области законодательства, методики и практики аудита.
Профессиональная компетентность — обладание необходимым объемом знаний и навыков, позволяющим аудитору квалифицированно и качественно оказывать профессиональные услуги.
Аудиторы не должны преувеличивать свои знания и опыт.
Конфиденциальность — один из принципов аудита, который заключается в том, что аудиторы (аудиторские организации) обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудиторской деятельности, и не вправе передавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам либо разглашать устно содержащиеся в них сведения без согласия собственника (руководителя) аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.