Аудит финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности и значения аудита финансовой отчётности в теоретическом аспекте. Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1) охарактеризованы понятие, виды, состав и сроки предоставления бухгалтерской отчетности;
2) определены сущность и значение аудита;
3) проанализированы цели и этапы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………стр.
Глава 1. Бухгалтерская отчетность на предприятии:
1.1. Понятие, виды, состав и сроки предоставления бухгалтерской
отчетности………………………………………………………………………стр.
Глава 2. Сущность и значение аудита:
2.1. Роль и значение аудита в хозяйственной деятельности предприятия.........................................................................................................стр.
2.2. Регламентация аудиторской деятельности………………………………стр.
2.3. Цели и этапы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности………..стр.
Заключение……………………………………………………………………стр.
Список использованной литературы………………………………………...стр.

Файлы: 1 файл

аудит финансовой отчётности.docx

— 43.00 Кб (Скачать файл)

Показатели об отдельных  видах активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операций могут приводиться в бухгалтерской  отчетности обособленно в случае их существенности, и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов её деятельности.

В соответствии с требованием  сопоставимости в бухгалтерской отчетности должны содержаться данные, позволяющие осуществить их сравнение с аналогичными данными за годы, предшествовавшие отчетному. Если данные за периоды, предшествовавшие отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то данные за предшествующие периоды подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку.

Требование последовательности означает необходимость соблюдения постоянства в содержании и формах бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.

Требование соблюдения отчетного периода означает, что в качестве отчетного года в России принят период с 01 января по 31 декабря включительно, то есть, отчетный год совпадает с календарным. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.

Требование правильного оформления связано с соблюдением формальных принципов отчетности: составление её на русском языке, в валюте Российской Федерации (рублях), подписание руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

Порядок составления и представления  бухгалтерской отчетности.

Чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым  к ней требованиям, при составлении  бухгалтерских отчетов должно быть обеспечено соблюдение следующих условий: полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов  инвентаризации, всех производственных ресурсов, готовой продукции и  расчетов; полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также  показателей отчетов и балансов с данными синтетического и аналитического учета; осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса.

При составлении форм бухгалтерской  отчетности используются в основном данные Главной книги.

Отчетным годом для  всех организаций считается период с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом  для создаваемых предприятий  считается период с даты их государственной  регистрации по 31 декабря включительно. Вновь созданным организациям после 1 октября разрешается считать  первым отчетным годом период с даты их государственной регистрации  по 31 декабря следующего года включительно.

Данные вступительного баланса должны соответствовать  данным утвержденного заключительного  баланса за период, предшествующий отчетному. В случае изменения вступительного баланса на 1 января отчетного года причины объясняются.

Изменения в бухгалтерской  отчетности, относящиеся как к  текущему, так и к прошлому году (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.

Исправления ошибок подтверждается подписью лиц, ее подписавших, с указанием  даты исправления.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и  главным бухгалтером организации. В организациях, где бухучет ведется  на договорных началах, бухгалтерская  отчетность подписывается руководителем  этой организации и специалистом, ведущим бухучет.

В соответствии с законом  «О бухгалтерском учете»[10] все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителя, участникам организации или собственникам имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации.

Организации обязаны представить  квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании  года, если иное не предусмотрено законодательством  РФ.

Представляемая годовая  бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, предусмотренном  учредительными документами организации.

Датой представления отчетности для организации считается день фактической передачи ее по принадлежности или дата ее отправления, обозначенная на штемпеле почтовой организации. Если дата представления отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления отчетности считается  первый, следующий за ним рабочий  день.

Годовая бухгалтерская  отчетность является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и т.д., которые могут знакомиться с  годовой бухгалтерской отчетностью  и получать ее копии с возмещением  расходов на копирование.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  РФ[13] в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственно бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории РФ и за ее пределами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Сущность и значение аудита

 

2.1.  Роль и значение аудита в хозяйственной деятельности предприятия

 

Становление рыночных отношений в  России внесло существенные изменения  в деятельность хозяйствующих субъектов, которые получили широкую самостоятельность, связанную с определением направлений  деятельности и выбором партнеров  при полной ответственности за результаты своей деятельности.

Формирование новых коммерческих структур, приватизация государственных  предприятий и преобразование их в открытые акционерные общества, предоставление предприятиям полной свободы действий приводит к тому, что предприятие развивается за счет собственных источников и сами несут коммерческие риски.[7]

Принимая решения о вложении средств в какой-либо бизнес, выдавая кредит или приобретая долговые ценные бумаги и даже заключая договоры о покупке или продаже товаров с отсрочкой платежа, субъекты хозяйствования хотят получить полное представление о финансовом состоянии и финансовой устойчивости партнера. В этом случае они применяют новые формы финансового контроля. Такой контроль может быть государственным и независимым. Последний носит название "аудит".

Аудит – это лицензируемая предпринимательская  деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей - аудируемых лиц.[3]

Целями проведения аудита является подтверждение достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.[14]

Под достоверностью понимается степень  точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю на основе ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной  деятельности.

Аудит становиться важнейшим звеном инфраструктуры рыночной экономики.

Необходимость аудита определяется следующими обстоятельствами:

1) бухгалтерская отчетность используется  для принятия решений ее заинтересованными  пользователями;

2) бухгалтерская отчетность может  быть подвержена искажениям из-за  того, что применяются оценочные  значения, по-разному трактуются  факты хозяйственной деятельности, составители могут быть заинтересованы  отразить те, а не иные данные;

3) степень достоверности бухгалтерской  отчетности, как правило, не может  быть самостоятельно оценена  заинтересованными пользователями  из-за затрудненности доступа  к учетной информации, а также  сложности хозяйственной операции, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.[6]

Необходимость аудита вызывается, прежде всего, требованиями реализации концепции  отчетности. Аудит в связи с  этим выступает в качестве механизма  контроля и тем самым способствует реализации концепции подотчетности.

Особое значение аудит имеет  для получения уточненной информации, установление несоответствий в выдаваемых поощрениях. Этим аудит повышает качество принимаемых решений, эффективность  рыночных операций. Способствует лучшему  использованию средств, находящиеся  в распоряжении предприятия.

Роль аудита заключается в снижении объема некачественной информации, используемой для управленческих целей, что способствует развитию доверительных отношений между различными субъектами в процессе финансово-хозяйственной деятельности.[17]

Таким образом, возникновение аудита в первую очередь связано с  разделение интересов тех, кто непосредственно  инвестирует денежные средства в  деятельность компании, и тех, кто  занимается ее управлением.

 

2.2. Регламентация аудиторской деятельности

 

Для осуществления аудита требуются  наличие нормативных актов и  система органов, на которые возложены  контрольные функции по проверке соблюдения аудиторами требований законодательства Российской Федерации.[18]

Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике.

В России система нормативного регулирования  аудиторской деятельности находится  в процессе становления. Устанавливаются  права и обязанности органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определяются роль и функции государственных  и общественных аудиторских организаций. Среди представленных концепций  и систем регулирования наиболее целесообразной представляется многоуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности.[9]

В настоящие время аудиторскую  деятельность регулируют следующие  нормативные акты, которые представлены в виде четырех уровневой системой нормативного регулирования:

Первый (верхний) уровень включает законодательные акты, которые регламентируют прямо или косвенно порядок проведения аудиторской деятельности.

Основным законодательным актом, регулирующим деятельность хозяйствующих  субъектов, является ГК РФ, где закреплены многие вопросы учетной работы. [1]

Кодекс об административных правонарушений в ст. 15.11 "Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности" говорится, что нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов - влечет наложение административного штрафа.[2]

Наиболее важным законодательным  актом является Федеральный закон  "Об аудиторской деятельности". Этот основной законодательный акт определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента.[15]

Федеральный закон включает 22 статьи, в которых отражены основные понятия  и аспекты аудиторской деятельности, сопутствующих аудиту услуг, аудитора и аудиторской организации. Приведены  права и обязанности аудиторских  организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности  аудируемых лиц и лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.

 В Законе дано определение  обязательного аудита и приведены  критерии его проведения, определено  понятие аудиторской тайны, правил  аудиторской деятельности, аудиторского  заключения. Определен порядок осуществления  контроля работы аудиторских  организаций и индивидуальных  аудиторов, аттестации аудиторов и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности.[3]

Некоторые статьи закона посвящены  вопросам управления аудиторской деятельностью.

В нем также определена ответственность  за нарушение законодательства РФ об аудите.

К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся  Федеральные правила (стандарты). В  настоящие время утвержден перечень из 31 федерального стандарта. Они определяют единые требования к осуществлению и оформлению аудита и сопутствующих ему услуг, а также к оценке качества аудита, порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Стандарты аудита учитывают правила составления финансовой отчетности.[5]

Третий уровень включает внутренние стандарты профессиональных аудиторских  объединений, а также нормативные  акты министерств и ведомств, устанавливающие  правила организации аудиторской деятельности и проведение аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.[8]

Информация о работе Аудит финансовой отчетности