Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 11:14, курсовая работа
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность любого предприятия обязательно связана и использованием основных средств, таких как оборудование, станки, здания, автомобили, а также различные нематериальные активы, которые также могут рассматриваться в качестве основных средств.
ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 6
Основных средства: сущность, виды классификация 6
Правовые аспекты операций с основными средствами 10
Цель, задачи и последовательность аудита основных средств 13
РАЗДЕЛ 2 ФОРМИРОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА АУДИТА
ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 16
Планирование аудита 16
Контрольные процедуры проверки по существу 19
Оценка обобщения результатов проверки 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ
привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;
привлечение экспертов;
количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;
количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;
е) прочие аспекты, в том числе:
возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;
обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;
особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;
срок работы сотрудников
аудитора и их участие в оказании
сопутствующих услуг
форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.
Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.
В процессе подготовки программы
аудита аудитор обязан принимать
во внимание полученные им оценки неотъемлемого
риска и риска средств
Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.
Аудитор получает аудиторские доказательства путем выполнения следующих процедур проверки по существу:
Длительность выполнения указанных процедур зависит, в частности, от срока, отведенного на получение аудиторских доказательств.
Аудиторы должны изучить состав и структуру основных средств по данным регистров аналитического учета (инвентарные карточки учета основных средств, ведомости, машинограммы и др.). В процессе изучения устанавливается правильность отнесения учитываемых объектов к основным средствам, их классификации, а также формирования инвентарных объектов.
Данная процедура необходима для формирования мнения о достоверности данных, отраженных в приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5). Аудитор проверяет классификацию объектов на предмет их соответствия Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013–94.
Результаты проверки отражаются в форме таблицы (табл. 1)
Таблица 1 – Движение основных средств
Наименование показателя |
По данным организации |
По данным аудита | ||||||
Остаток на начало отчетного года |
Поступило (введено) |
Выбыло |
Остаток на конец отчетного года |
Остаток на начало отчетного года |
Поступило (введено) |
Выбыло |
Остаток на конец отчетного года | |
II. Основные средства Земельные участки и объекты природопользования |
||||||||
Здания |
||||||||
Сооружения |
||||||||
Машины и оборудование |
||||||||
Транспортные средства |
||||||||
Производственный и хозяйственный инвен-тарь |
||||||||
Рабочий скот |
||||||||
Продуктивный скот |
||||||||
Многолетние насаждения |
При проведении аудита сохранности основных средств необходимо проверить условия их хранения и эксплуатации, установить список лиц, за которым и закреплены отдельные объекты, убедиться в том, что с ними заключены договоры о полной материальной ответственности.
Основной этап
На этом этапе аудитору необходимо проверить правильность оформления первичных документов, на основании которых в бухгалтерском учете отражаются операции по приобретению объектов основных средств. В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7.
Активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные п. 4 данного Положения, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением (п. 5 ПБУ 6/01).
Следует также проверить, оформляются ли операции по списанию названных объектов первичными документами. Журнал унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств не содержит специальной формы для оформления операции списания на затраты при вводе в эксплуатацию основных средств стоимостью до 40 000 руб. В такой ситуации организация вправе самостоятельно разработать учетный документ для данной группы операций.
Для оформления операций по вводу в эксплуатацию объектов основных средств в организации должна быть создана постоянно действующая комиссия.
Своевременность зачисления объектов в состав основных средств проверяют на основании данных бухгалтерского учета и первичных учетных документов. Результаты проверки оформляются следующим образом (табл.2).
Таблица 2 – Зачисление объектов в состав основных средств
Наименование объекта ОС |
Сумма, руб. |
Инв. № |
Ответственный за сохранность |
Реквизиты ОС-1 |
Дата отражения в учете |
Если объекты основных средств зачисляются несвоевременно, то в организации необходимо усилить контроль за своевременным отражением в учете хозяйственных операций.
Далее производится проверка формирования первоначальной стоимости объектов основных средств. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая формируется в соответствии с ПБУ 6/01. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п. 8 ПБУ6/01). Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.
Необходимо проверить соответствие методологии, закрепленной учетной политикой для целей бухгалтерского учета, требованиям ПБУ 6/01и выяснить, на каком счете отражаются фактические затраты, включаемые в первоначальную стоимость объектов.
Затем осуществляется перекрестная сверка данных регистров синтетического учета по счетам 01 «Основные средства» и 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Далее проверяется правильность начисления амортизации основных средств для целей бухгалтерского учета.
Способ начисления амортизации закрепляется в учетной политике организации. Избранный способ начисления амортизации по группе однородных объектов применяется в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу. Проверка основывается на данных регистров бухгалтерского учета по начислению амортизации. Результаты могут быть оформлены в виде таблицы (табл.3).
Таблица 3 – Начисление амортизации по основным средствам
Дата ввода в эксплуатацию |
Инв. № |
Наименование объекта основных средств |
Первоначальная стоимость |
Согласно форме № ОС-1 |
Ежемесячные амортизационные отчисления |
Отклонение | |
согласно ведомости |
по данным аудита | ||||||
Аудитор должен провести проверку порядка оформления и отражения в бухгалтерском учете операций по выбытию основных средств в случаях продажи, безвозмездной передачи, списания из-за морального и физического износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций.
Результаты выборки по объектам основных средств, выбывшим в случае продажи, оформляются в виде таблицы.
В случае ликвидации основных средств проверяют оформление первичных документов, устанавливают причины ликвидации, техническое состояние списанных объектов. Для оформления непригодности объектов основных средств, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации по списанию в организации должна быть создана постоянно действующая комиссия.
Основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате проведения аудита основных средств: