Диверсификация производства промышленных предпритий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 10:50, реферат

Описание работы

Под диверсификацией традиционно понимают одновременное развитие нескольких обособленных друг от друга видов деятельности, а также расширение ассортимента производимых изделий.
К числу основных причин, в силу которых организации приходится диверсифицироваться, относят:
- образование избыточных финансовых ресурсов, превосходящих необходимые для поддержания конкурентных преимуществ в первоначальных сферах бизнеса;
- стремление выжить и упрочить свое положение в условиях конкуренции;

Файлы: 1 файл

готовый реферат на ППС.docx

— 20.83 Кб (Скачать файл)

Под диверсификацией традиционно понимают одновременное развитие нескольких обособленных друг от друга видов деятельности, а также расширение ассортимента производимых изделий.

К числу основных причин, в силу которых организации приходится диверсифицироваться, относят:

- образование избыточных  финансовых ресурсов, превосходящих  необходимые для поддержания  конкурентных преимуществ в первоначальных  сферах бизнеса;

- стремление выжить и  упрочить свое положение в  условиях конкуренции;

- попытку снизить предпринимательские  риски, распределив их между  различными сферами деятельности;

- возможность получить  большую прибыль, чем при простом  наращивании объемов производства.

Однако существует немало иных оснований:

- необходимость реагировать  на изменение конъюнктуры; -      

- расширение действующего  производства;

-сокращение численности  работников и потребность загрузить  их новыми видами работ; 

-преобразование филиала  в юридическое лицо и др.

 

Чтобы предметней определиться с возможностями выбора, рассмотрим существующие варианты диверсификации. Традиционно выделяют два ее типа — связанная и несвязанная.

Связанная диверсификация представляет собой новую область деятельности организации, имеющую какое-либо отношение к существующим направлениям ее предпринимательской активности (например, использование при диверсификации уже применяемых технологий, возвратного сырья, каналов распределения, производственных мощностей и т.д.). В этом варианте используются преимущества, которых фирма достигла в традиционной для себя сфере.

Пример. Один из российских оборонных заводов в Свердловской обл., долгое время производивший артиллерийское вооружение, в связи с резким уменьшением госзаказов вынужден был осваивать производство трамваев на базе существующего технического парка. По сходным технологиям, из сходных материалов. Среди других примеров связанной диверсификации — московский завод «Салют», который наряду с авиационными двигателями производит сеялки и мотокосилки.

Связанная диверсификация предпочтительнее несвязанной, т.к. компания действует  в более известной обстановке и меньше рискует. Если же накопленные навыки и технологии невозможно передать другому структурному подразделению, ей стоит прибегнуть к несвязанной диверсификации.

Несвязанная диверсификация выражается в переходе фирмы в область иную, чем существующий бизнес, к новым технологиям и потребностям рынка. Она направлена на получение большей прибыли и на минимизацию предпринимательских рисков. При помощи данной стратегии специализированные фирмы превращаются в многоотраслевые комплексы–конгломераты, составные части которых не имеют между собой функциональных связей.

 

Цели диверсификации

Основной целью диверсификации, как правило, является обеспечение  выживания организации, усиление ее конкурентоспособности и повышение  прибыльности. Любая коммерческая фирма  старается остаться «на плаву» и  соответственно ищет, как этого добиться. Именно диверсификация, поиск новых  направлений эффективной деятельности позволяет компании ускорить свое развитие, получить дополнительные доходы и обрести  новые конкурентные преимущества.

Принято считать, что диверсификация компании — будь то расширение сферы  деятельности путем открытия новых  производств или приобретение холдингом  дочерних структур различных профилей — явление обоюдоострое. И в  каждом конкретном случае руководство, выбирая направления развития, должно рассматривать как позитивные, так  и негативные последствия.

Не складывать все яйца в одну корзину,  но можно сложить  все яйца в одну корзину, но тогда  с нее нельзя спускать глаз -  самый распространенный аргумент диверсифицированных компаний.

Особенности диверсификации в России

В нашей стране диверсификация имеет свою специфику. Особенность  российских рынков, интересная в данном контексте, — их кризисность. Состояние большинства отечественных предприятий реального сектора и значительного числа компаний сферы услуг по многим показателям можно считать предбанкротным. По многим обстоятельствам предприятие, берущее на себя кредитные обязательства, автоматически переходит в разряд кризисных.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что о диверсификации нужно думать постоянно. Или, как говорят, черный ход всегда нужно держать открытым. В любой момент может измениться как ситуация на рынке, так и политическая ситуация: введение или отмена лицензирования; установление или повышение таможенных пошлин; наложение запретов на производство той или иной продукции. Все это повлечет за собой усложнение сбыта, усиление конкуренции, необходимость прекращения того или иного вида деятельности.

 

Среди основных недостатков диверсификации, по мнению нескольких авторов, можно назвать:

низкую степень готовности реального сектора экономики  России к корпоративизации;

отсутствие реальной работы вторичного фондового рынка в  России;

низкий уровень защиты интересов акционеров, промышленных структур, функционирующих на открытом фондовом рынке.

 

Также среди недостатков  диверсификационной политики можно назвать тот факт, что нередко местные органы власти оказывают поддержку производителям на местах, и, в первую очередь, крупным, которые, финансируя социальную инфраструктуру региона, «наполняют» региональный бюджет. В этом случае поддержка фактически осуществляется либо за счет других предприятий или социальных групп региона, либо предприятий или населения других регионов - через «налоговую» конкуренцию, региональный протекционизм, лоббирование на федеральном уровне по поводу федеральных программ, трансфертов, специальных налоговых режимов и т.д. Такие действия властей отвечают, скорее, краткосрочной стратегии выживания поддерживаемых ими сфер бизнеса. Подобная политика может давать краткосрочный импульс развитию отдельных предприятий. Однако условия для долгосрочного устойчивого роста отрасли в целом в этом случае не создаются.

Важной проблемой для  развития российского бизнеса в  условиях глобализации мирового хозяйства  является проблема дополнения отраслевой (видовой) диверсификации товаров и  услуг географической диверсификацией (распространением на новые для них  сегменты мирового рынка, с постоянным отслеживанием при этом появления  новых «ниш» как внутри страны так и на мировом рынке). Здесь в целом ряде сегментов российского реального сектора экономики имеются значительные неиспользованные возможности (образовательные услуги, консалтинговые, информационные, услуги в области здравоохранения). Принципиальным стратегическим направлением при этом должна стать «интеллектуализация» производства товаров и услуг и их экспорта.

С точки зрения авторов , в качестве перспективных целей стратегии диверсификации развития российской промышленности следует рассматривать организационно-технологические приоритеты: технологическую модернизацию перерабатывающих отраслей промышленности за счет привлечения инвестиционных ресурсов из центров развития; формирование новых инновационных центров; обновление основного капитала промышленности и снижение уровня его физического и морального износа; обеспечение необходимого уровня качества промышленной продукции; модернизацию инфраструктуры промышленного комплекса.

При этом роль государства  в поддержке процессов диверсификации российской экономики должна заключаться  в комплексе практических мер  по всесторонней поддержке отечественного экспорта. Особое значение в перспективном  плане приобретает формирование в стране системы инновационной  экономики и реализация государственной  стратегии наращивания и защиты отечественной интеллектуальной собственности.

В ежегодных Посланиях  Федеральному собранию президент Владимир Путин  отмечает необходимость диверсификации российской экономики, приоритетность обрабатывающих, инновационных отраслей перед сырьевыми, дабы снизить зависимость от конъюнктуры на мировом нефтяном рынке. Эта тема с маниакальным упорством муссируется уже много лет. К сожалению, все попытки нынешней власти изменить экономическую политику, освободиться от «нефтяной иглы» не дают зримых результатов. Отчего это происходит? Наверное, обвинять власть в злом умысле или нежелании было бы неправильно. Тогда, возможно, все дело в неумении переводить экономические «стрелки», эффективно распоряжаться имеющимися у нее, власти, рычагами и ресурсами? В таком случае почему бы не воспользоваться опытом тех стран, где уже давно и достаточно успешно эта проблема решена?

 

СУТЬ ДЕЛА

 

Хотя ВВП России и растет, но происходит это в большей мере за счет строительства, торговли и сферы  услуг. А вот рост промышленности замедляется. Есть несколько причин, почему это происходит. Во-первых, укрепление курса рубля снижает конкурентоспособность  наших обрабатывающих отраслей. Во-вторых, на это налагается сокращение свободных  производственных мощностей в данной сфере.

Все это выдвигает необходимость  диверсификации экономики на первый план. Риски, вызванные колебаниями  цен на энергоносители, увеличиваются  по мере роста зависимости бюджета  от этого финансового источника. При этом не стоит забывать так  называемый эффект масштаба. Исследования показывают преимущество инновационных  секторов для целей быстрого экономического развития. Опыт последних десятилетий  также подтверждает этот вывод: страны, где зависимость от сырьевых отраслей меньше, развиваются более успешно, а их экспорт носит высокотехнологичный  характер.

В России существуют благоприятные  условия для диверсификации экономики. Это в первую очередь большой  рынок сбыта, дешевые энергоносители, политика сдерживания высокого курса  рубля через накопление средств в стабилизационном фонде, попытка создания региональных кластеров. Но есть и серьезные препятствия. В экономике не хватает мощностей для переваривания все увеличивающегося объема денег. К тому же государственные институты развития создаются только сейчас. И пройдет время, пока они заработают. Хотя тут тоже есть свои опасности. Государственные низкоэффективные инвестиции способны нанести ущерб развитию частного сектора. И другой, не менее важный момент: укрепление реального курса рубля не должно быть выше, чем рост производительности труда.

На таком фоне российское правительство все активнее пытается проводить промышленную политику. Но, как указывает главный экономист  Всемирного банка по России Джон Литвак, мировой опыт ее проведения весьма неоднозначен. Неудачных примеров значительно больше, нежели успешных.

 

      Ярким примером  успешной стратегии диверсификации  основного производства выступает  отечественная компания «Балтимор»  – крупнейший российский производитель  овощной консервации. В 2007 г. руководством холдинга было принято решение расширить линию своих основных брендов. Среди торговых марок «Балтимор», «Краснодарье», “Восточный гурман», «Макошь» и «8 овощей» появляется еще один бренд «Делимит», под которым компания производит не традиционные для нее продукты (майонез и кетчуп), а охлажденную свинину. Проанализировав привлекательность рынка мясной промышленности, а также создавшиеся льготные условия со стороны государства, Балтимор инвестирует в строительство свинокомплекса в Калининском районе Краснодарского края. Сегодня “мясное” направление деятельности компании приносит холдингу около 20% от годовой прибыли.

Научный руководитель Государственного Учреждения - Высшей школы экономики Евгений Ясин считает, что диверсификация является частной задачей по отношению к повышению конкурентоспособности экономики в целом. "Российская экономика имеет высокую конкурентоспособность по ограниченному набору продуктов, доля которых в ВВП не превышает 25-30%, другие же сектора сильно отстают", - считает он.

Исследуя российский рынок, эксперты ГУ-ВШЭ сталкивались с одной  и той же картиной: предприятия, расположенные  в глубинке, ни с кем не конкурируют, фактически существуют вне рынка, "в  прошлом веке", и их реструктуризация приведет, скорее всего, к развалу  производства и потере рабочих мест. Е.Ясин отметил, что увеличение доли сырьевого сектора иллюзорно  и зависит от мировой конъюнктуры  цен на энергоресурсы, доля же российского  добывающего сектора в экономике  остается стабильно на уровне 41% ВВП.

 


Информация о работе Диверсификация производства промышленных предпритий