Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 21:08, доклад
В любой стране имеются определенные нормативные документы, в той или иной степени, регулирующие различные стороны хозяйственной деятельности, в том числе и порядок выплаты дивидендов. Кроме того, существуют и национальные традиции в содержании дивидендной политики, общие тенденции в отношении выплаты дивидендов. Существуют и некоторые другие обстоятельства формального и неформального, объективного и субъективного характера, влияющие на дивидендную политику. Приведем наиболее характерные из них:
б) Политика стабильного
размера дивидендных выплат предполагает
выплату неизменной их суммы на протяжении
продолжительного периода, при высоких
темпах инфляции сумма дивидендных
выплат корректируется на индекс инфляции.
Преимуществом этой политики является
ее надежность, которая создает чувство
уверенности у акционеров в неизменности
размера текущего дохода вне зависимости
от различных обстоятельств, определяет
стабильность котировки акций на
фондовом рынке. Недостатком же этой
политики является ее слабая связь
с финансовыми результатами деятельности
предприятия, в связи, с чем в
периоды неблагоприятной
2. Умеренная (компромиссная)
политика начисления
а) Политика минимального стабильного
размера дивидендов с надбавкой
в отдельные периоды или
б) Политика стабильного уровня дивидендов предусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли или норматива распределения прибыли на потребляемую и капитализируемую ее части. Преимуществом этой политики является простота ее формирования, и тесная связь с размером формируемой прибыли. В то же время основным ее недостатком является нестабильность размеров дивидендных выплат на акцию, определяемая нестабильностью суммы формируемой прибыли. Эта нестабильность вызывает резкие перепады в рыночной стоимости акций по отдельным периодам, что препятствует максимизации рыночной стоимости предприятия в процессе осуществления такой политики, она «сигнализирует» о высоком уровне риска хозяйственной дельности данного предприятия. Даже при высоком уровне дивидендных выплат такая политика не привлекает обычно инвесторов, акционеров, избегающих риска. Только зрелые компании со стабильной прибылью могут позволить себе осуществление дивидендной политики этого типа; если размер прибыли существенно варьирует в динамике, эта политика генерирует высокую угрозу банкротства.
3. Агрессивная политика
начисления дивидендов –
а) Политика постоянного
возрастания размера
Различные типы дивидендной политики акционерной компании представлены на графике.
1.3 Дивидендная
политика как элемент
Под «корпоративным управлением»
обычно понимается система взаимоотношений
собственников и менеджмента
компании между собой и с другими
заинтересованными сторонами (инвесторами,
кредиторами, поставщиками и покупателями,
институтами государственной
К сожалению, в России по ряду причин этот шаг сделан далеко не всеми компаниями, а корпоративное управление, зачастую, понимается однобоко. Когда компания начинает испытывать трудности с инвестициями для развития и в поиске финансирования обращается к фондовому рынку или стратегическим инвесторам, ответом на вопрос о наличии у нее системы корпоративного управления часто становится усиление таких направлений как отношения с инвесторами, общественностью и органами власти.
Однако эффективные PR, GR и
IR не могут заменить собой эффективность
каждодневной операционной деятельности
компании. Как показывает анализ мировой
практики, в условиях высокой конкуренции
успех бизнеса примерно на половину
зависит от эффективности корпоративного
управления, т.е. сопоставим с такими
важнейшими факторами, как выбор
рынка и используемые технологии.
Не случайно крупнейшие компании мира
инвестируют миллиарды долларов
в развитие своих систем корпоративного
управления – описание, регламентацию
и повышение эффективности
Создание эффективной
системы корпоративного управления
– длительный и сложный проект,
требующий политической воли акционеров,
высокого уровня компетенции менеджеров
компании. Развитие этой системы –
процесс постоянный. В рамках структурного
реформирования электроэнергетики
и железнодорожного транспорта наличие
системы корпоративного управления
приобретает стратегическое значение
с точки зрения конкурентоспособности
самих монополий и
Принципы корпоративного управления построены и базируются на основных принципах, закрепленных в международных документах, но при этом учитывают нашу специфику организации управления акционерными обществами.
Цель хозяйственного общества,
сформулированная в Принципах, как
максимизация процветания акционеров
за счет роста рыночной стоимости
акций общества, а также получение
акционерами дивидендов, на наш взгляд,
тоже должна быть шире. Если мы уже говорим
о таком понятии, как стандарты
корпоративного управления, то мы не должны
забывать о том, что получение
максимальных дивидендов «любой ценой»
не может быть признано целью работы
компаний в нормальном обществе. То
есть, при постановке цели деятельности
компании следует определить и те
рамки, соблюдая которые компания будет
двигаться к достижению максимальной
прибыли. Особенно это важно для
компаний-монополистов и тех, деятельность
которых связана с
Очень важным элементом данного документа является четкая регламентация взаимоотношений с акционерами, закрепление их прав, обязанностей, процедур участия акционеров в решении вопросов как текущей деятельности предприятия, так и в вопросах, касающихся его развития, определение принципов дивидендной политики. Неопределенность в решении этих вопросов приводит к многочисленным конфликтам на предприятиях, в которых не возможно найти ни правых, ни виноватых. Принятие Принципов корпоративного управления и их соблюдение, могло бы устранить большинство из этих конфликтов.
Принципы предусматривают четкую регламентацию деятельности Наблюдательного совета и исполнительного органа предприятия, устанавливают внутреннюю систему отчетности и контроля. Согласно международной практике, Принципами предусмотрено включение в состав Наблюдательного совета независимых членов в количестве как минимум 25% от его состава, определяется понятие «независимого члена» Наблюдательного совета. Вводится такое довольно новое для нас понятие, как так называемые «профильные» комитеты Наблюдательного совета, которые работают над решением ключевых вопросов по следующим направлениям деятельности предприятия: стратегическое планирование, финансы и инвестиции, корпоративное управление, назначения и вознаграждения, изучение последствий возможной реорганизации, управления рисками и т.д. Предусматривается материальное стимулирование деятельности членов Наблюдательного Совета. Оговаривается его право привлекать для своей деятельности специалистов и консалтинговые компании. Т.е. фактически Принципами предусмотрено создание на базе Наблюдательного совета «штаба стратегического управления» компанией, а не просто группы «свадебных генералов», как это зачастую практикуется сегодня.
1.4 Дивидендная политика российских компаний
В последние годы дивидендная политика крупного бизнеса приближается к стандартам корпоративного управления, принятым на Западе. Проводниками этих стандартов традиционно являются «голубые фишки», но в 2006 г. некоторые компании «второго эшелона» сделали значительные шаги на пути приближения к мировым стандартам дивидендной культуры, обозначив минимальную долю чистой прибыли, направляемую на дивидендные выплаты, в размере 15% (ММК, НОВАТЭК) (табл. 1).
Дивидендные выплаты компаний
последние несколько лет
В конце мая 2006 г. М. Фрадков подписал распоряжение о единой дивидендной политике госкомпаний, которое обязывает их направлять на дивиденды фиксированную часть чистой прибыли, а расчет дивидендов производить из консолидированной чистой прибыли, а не из прибыли материнской компании. При этом минимальную планку дивидендов крупнейшим госкомпаниям правительство будет утверждать в индивидуальном порядке. Росимущество рекомендовало госкомпаниям в 2006 г. направить на дивиденды 20% чистой прибыли, однако не все госкомпании последовали данным рекомендациям.
Газпром выплатил 18% чистой прибыли материнской компании, при этом размер дивидендных выплат составил 9% консолидированной прибыли, а дивидендная доходность – 0,5% (что выглядит скромно в сравнении с дивидендной доходностью ЛУКОЙЛа – 2% и ТНК-BP – 10%).
Формирование имиджа компании
К моменту объявления дивидендов у инвесторов складываются определенные ожидания относительно их размера. Как правило, данные ожидания коррелируют с приростом чистой прибыли и зависят от дивидендной истории. Ожидания отражаются в цене акции, таким образом, скачок цен может произойти только при существенном отклонении объявляемых дивидендов от уровня ожидаемых.
При сравнительном анализе «щедрости» компаний по объемам выплачиваемых дивидендов уместно использовать не размер дивидендов на акцию, а дивидендную доходность – отношения дивиденда на акцию к стоимости акции на дату закрытия реестра.
Дивидендная доходность большинства российских акций оказалась в 2006 г. ниже, чем год назад и составила в целом по российскому рынку 1,9% в 2006 г. против 2,9% в 2005 г. (см. рисунок). Дивидендная доходность рынка США составила 2,3%.
Дело в том, что даты закрытия реестров пришлись на апрель – начало мая, когда были зафиксированы исторические максимумы по российским фондовым индексам и все российские акции были дорогими. Цены акций по сравнению с предыдущим годом изменились быстрее, чем размер выплачиваемых дивидендов, несмотря на рост чистых прибылей. В 2006 г. «дивидендное ралли», характерное для периода закрытия реестров, прошло незамеченным. Акции, торгующиеся на ММВБ, должны падать после дня дивидендной отсечки ровно на размер дивидендных выплат на акцию. Однако в действительности этого не происходило, потому что на волне общего роста фондового рынка российские акции компенсировали дивидендный гэп иногда уже в первые часы торгов «без дивидендов». Таким образом, при покупке российских акций критерий дивидендной доходности играет незначительную роль, к тому же многие компании, выплатившие значительные дивиденды, закрыли реестр «задним числом», как, например, МТС.