Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 18:16, лекция
Высокое индустриальное развитие современного общества, обеспечивая решение задач экономики, одновременно порождает негативные явления, связанные с аварийностью производства и его экологической опасностью. Растет число крупных промышленных аварий с тяжелыми последствиями, усугубляется экологическая обстановка, Продолжают наносить большой ущерб опасные природные явления и стихийные бедствия.
Высокое индустриальное развитие современного общества, обеспечивая решение задач экономики, одновременно порождает негативные явления, связанные с аварийностью производства и его экологической опасностью. Растет число крупных промышленных аварий с тяжелыми последствиями, усугубляется экологическая обстановка, Продолжают наносить большой ущерб опасные природные явления и стихийные бедствия.
Обстановка, возникающая под воздействием подобных явлений во всей совокупности исключительных обстоятельств часто характеризуется как чрезвычайная ситуация (ЧС).
Прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий ЧС относится к проблемам, актуальность которых возрастает с каждым годом для всего мирового общества.
За последние 20 лет в природных и техногенных катастрофах погибло около 3 млн., а пострадало более 800 млн. человек и более миллиарда остались без крова. И не случайно специальной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 90-е годы были объявлены Международным десятилетием по уменьшению опасности катастроф.
Возрастание негативных последствий ЧС, отмечаемое во всем мире, имеет место и на территории нашей страны, чему способствует множество причин.
Основными объектами, на которые приходится большая часть ЧС, являются радиационно-, химически-, пожаро- и взрывоопасные объекты.
Гражданская оборона Украины – это государственная система органов управления, сил и средств, которая создается для организации и обеспечения защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного, экологического, природного и военного характера. Гражданская оборона на современном этапе рассматривается, как элемент стратегического оборонного потенциала страны, составная часть общей системы национальной безопасности.
На современном этапе, на ГО возложены следующие задачи:
Защита
населения и национального
Оповещение населения об угрозе жизни и здоровью людей и о порядке действий в сложившейся остановке.
Защита водоисточников и систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, продовольствия, пищевого сырья, животных и растений при чрезвычайных ситуациях.
Проведение АСДНР в очагах поражения.
Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.
Участие в разработке и осуществление мер, направленных на повышение устойчивости функционирования отраслей экономики, предприятий, учреждений и организаций в военное время.
Создание и поддержание в готовности систем управления, сил и средств ГО.
Силы гражданской обороны — воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны. Численность — 50217 человек (включительно с 668 гражданскими работниками). Войска ГО прекратили свое существование в 2005 году в связи с реформированием войск ГО и государственной пожарной службы в оперативно-спасательную службу — невоенизированное формирование.
Гражданские организации
ГО представляют
собой формирования, создаваемые
по территориально-
Формирования создаются организациями, имеющими и зксплуатирующими потенциально опасные производственные объекты, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. В гражданские организации ГО могут быть зачислены граждане РФ: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет.
Для решения задач в области гражданской обороны могут привлекаться воинские части и подразделения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.
К выполнению задач по ликвидации последствий ЧС военного происхождения могут привлекаться и аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования РСЧС.
Основные определения и термины.
Высокий уровень жертв среди населения и большой материальный ущерб, наносимый чрезвычайными ситуациями, объясняется, как правило, некомпетентностью органов, ответственных за проведение инженерно-технических мероприятий по предупреждению или снижению последствий ЧС, несвоевременностью принятия мер по оказанию помощи нуждающимся, слабой подготовкой сил, проводящих спасательные работы, а также необученностью населения к действиям в ЧС.
Для успешного проведения мероприятий по предупреждению или снижению последствий ЧС необходимо знать теоретические основы предмета чрезвычайных ситуаций.
Знакомство с системой взглядов и представлений о ЧС техногенного и природного происхождения (характера) начнем с определения основных понятий.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся под воздействием источника чрезвычайной ситуации, которая может повлечь (или повлекла) за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Источник чрезвычайной ситуации - опасное явление природного, техногенного, биолого-социального или военного характера, в результате которого произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.
Авария - опасное явление техногенного характера, заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений.
Стихийное бедствие - опасное явление природного характера.
Источник ЧС биолого-социального характера - широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений.
Источник ЧС военного характера - применений современных средств поражения в боевых действиях.
Аварии и стихийные бедствия называются катастрофами , если они повлекли за собой многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.
В целом ЧС могут классифицироваться по значительному числу признаков, описывающих эти сложные явления с различных сторон их природы и свойств, основными из которых являются признаки типа и вида, принадлежности, масштаба, скорости и др.
Показателями масштаба распространения чрезвычайной ситуации являются не только размеры территории, непосредственно подвергшейся воздействию поражающих факторов, но и возможные косвенные последствия, которые могут представлять собой тяжелые нарушения организационных, экономических, социальных и других важных связей, действовавших на значительных расстояниях, а также тяжесть последствий. По масштабу чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, а также в зависимости от размера материального ущерба и границ зон распространения поражающих факторов ЧС.
ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, государственные и трансграничные.1
Таблица 1.1 Классификация ЧС природного и техногенного характера по масштабу
Критерии |
Локаль-ная |
Местная |
Террито-риальная |
Региональная |
Государственная |
Трансгранич-ная |
Пострадало, чел |
10 |
10-50 |
50-500 |
50-500 |
>500 |
|
Нарушены условия |
100 |
100-300 |
300-500 |
500-1000 |
>1000 |
|
Материальный ущерб, тыс. мин. ЗП |
1 |
1-5 |
5-500 |
500-5000 |
>5000 |
|
Зона ЧС не выходит за пределы территории |
объекта |
населен-ного пункта, района |
Город от 500000 тсч До области |
2 и более областей |
за границу 1 или более соседних государств |
Ликвидация последствий ЧС осуществляется силами и средствами организации, в которой произошла локальная ЧС, органов местного самоуправления, на территории которых произошла местная ЧС, исполнительной властью субъекта РФ, на территории которого произошла территориальная ЧС, исполнительной властью субъектов РФ, оказавшихся в зоне региональной или федеральной ЧС.
При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной, территориальной, региональной и федеральной ЧС соответствующие комиссии по ЧС могут обращаться за помощью к вышестоящим комиссиям по ЧС.
Силы и средства для ликвидации последствий трансграничной ЧС выделяются по решению Правительства в соответствии с нормами международного права и международными договорами.
К ликвидации последствий ЧС могут привлекаться ВС, Войска ГО, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством.
Характер мер, принимаемых по защите от поражающего воздействия, во многом определяется степенью внезапности ЧС.
По скорости распространения опасности чрезвычайные события могут быть классифицированы на:
-внезапные (взрывы, транспортные аварии, землетрясения и др.);
-с быстрораспространяющейся опасностью (аварии с выбросом АХОВ, гидродинамические аварии с образованием волны прорыва, пожары);
-с опасностью, распространяющейся с умеренной скоростью (аварии с выбросом радиоактивных веществ, извержения вулканов, паводковые наводнения и др.);
-с медленно распространяющейся опасностью (аварии на промышленных очистных сооружениях и т.п.).
Используя эту классификацию следует иметь ввиду их определенную условность поскольку диапазон характеристик развития событий часто перекрывает границы соседних классификационных градаций.
Познакомимся с принятой в нашей стране общей классификацией ЧС техногенного характера. Классификация построена с опорой на признак базового явления (тип), а также на важнейшие признаки его проявления (вид).
ЧС техногенного характера по физической природе подразделяются на десять типов, каждый из которых в соответствии с отраслевой принадлежностью делится на несколько видов:
1.Транспортные аварии (катастрофы) с пассажирскими и грузовыми поездами и судами, автодорожные и авиационные аварии, аварии на магистральных трубопроводах.
2.Пожары, взрывы в зданиях и сооружениях промышленных объектов, в местах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ, на транспорте, на промышленных объектах под землей.
3.Аварии с выбросом химически опасных, включая аварии с химическими боеприпасами, различаются по месту происшествия (произошедшие при их производстве, хранении или транспортировке).
4.Аварии с выбросом радиоактивных веществ на АЭС, на атомных установках производственного и исследовательского назначения, в т. ч. на транспортных и космических средствах, при промышленных и испытательных ядерных взрывах, с ядерными боеприпасами, утрата радиоактивных источников.
5.Аварии с выбросом биологически опасных веществ на предприятиях, в НИУ, на транспорте.
6.Внезапное обрушение сооружений -обрушение транспортных коммуникаций, обрушение производственных и коммунальных зданий и сооружений.
7.Аварии на электроэнергетических системах на автономных станциях, на сетях и системах, на транспортных контактных электросетях.
8.Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения на канализационных системах, на водопроводных и теплосетях, на коммунальных газопроводах.
9.Аварии на промышленных очистных сооружениях на сооружениях сточных вод, на сооружениях промышленных газов.
10.Гидродинамические аварии прорывы плотин, дамб, шлюзов, перемычек и др. с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений; то же с образованием прорывного паводка; то же повлекшие смыв плодородных почв или отложение наносов на обширных территориях.
Анализ развития ЧС техногенного происхождения позволяет выявить некоторые общие закономерности в их протекании, которые можно разделить на 5 условных типовых фаз.