История формирования конституционного судопроизводства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Институт конституционного контроля прошел в нашей стране длительный путь развития. До февраля 1917 года формой правления в России была абсолютная монархия. Она сформировалась в первой четверти 18-го века при Петре 1-ом. Абсолютная монархия и Конституция – два мало совместимых понятия. Поэтому нельзя было говорить ни о каком реальном конституционном контроле.

Файлы: 1 файл

реферат по марго смотреть.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

 Данный закон предусматривал  новый специализированный орган  охраны Конституции – Комитет  конституционного надзора СССР, который наделялся бы надзорно  – консультативными функциями  и не имел права отменять  акты не соответствующие Конституции. Комитет не был избран на первом Съезде народных депутатов СССР, как предполагалось.

 На втором Съезде народных  депутатов СССР в 1989 году был  принят Закон СССР «Об изменении  и дополнении статьи 125 Конституции  СССР» и Закон СССР от 23 декабря 1989 г. «О конституционном надзоре в СССР».12 Второй Съезд избрал Председателя и заместителя Председателя Комитета конституционного надзора. Остальные члены были избраны в апреле 1990 г. постановлением Верховного Совета СССР « Об избрании членов Комитета конституционного надзора СССР».13 Принятые на втором Съезде законы наделили Комитет конституционного надзора наряду с надзорными и контрольными функциями.

 В статье 1 Закона СССР о  Конституционном надзоре говорилось, что он учреждается «в целях  обеспечения актов государственных органов и общественных организаций Конституции СССР, Конституциям союзных и автономных республик, охраны конституционных прав и свобод личности, прав народов СССР, демократических основ советского общества».

 Комитет конституционного надзора избирался Съездом народных депутатов большинством голосов сроком на 10 лет. (ст.6 ч. 1). 27 человек его численного состава являлись специалистами в области политики и права (ст.5 ). После избрания они приносили присягу. ( ст.7) Каждые пять лет половина его состава должна была обновляться. (ст.6 ч.4). В данный Комитет входили по одному представителю от каждой союзной республики и 4 представителя от автономных образованию. Важной гарантией независимости членов Комитета было то, что они подчинялись только Конституции СССР (ст.3 ч.2).Их нельзя было привлекать к уголовной и административной ответственности без согласия Комитета. (ст.27). Четко был урегулирован вопрос о приостановлении и прекращении полномочий членов Комитета.(ст.8). Но Закон о Комитете конституционного контроля имел некоторые упущения. Например, не оговаривались возрастные рамки членов Комитета, обязательность юридического образования, стажа работы по юридической специальности. В Законе не было конкретно сказано о невозможности членов Комитета параллельно занимать руководящие должности в государственных органах, принадлежать каким-либо партиям и общественным организациям. Статья 25 оговаривала, что «лицо, избранное в ККН СССР не может быть одновременно народным депутатом, входить в состав органов, акты которых поднадзорны Комитету». Все это делало Комитет конституционного надзора проводником политики руководства страны.

 Полномочия Комитета конституционного  надзора можно подразделить на  следующие группы: во-первых, это  полномочия по рассмотрению вопросов о соответствии Конституции СССР проектов Законов СССР, иных актов, внесенных на рассмотрение Съезда народных депутатов СССР, конституций союзных республик; полномочия по осуществлению надзора за соответствием Конституции СССР и Законов СССР, принятых Съездом народных депутатов СССР, Законов СССР и иных актов, принятых Верховным Советом СССР, а также надзор за соответствием Указов Президента СССР Конституции и Законам СССР и т.д. Во-вторых, Комитет рассматривал разногласия между Союзом и республиками, между союзными республиками, между союзными республиками и их территориальными единицами. Эти полномочия подробно рассмотрены в статье 10 Закона о Комитете Конституционного надзора. В-третьих, Комитет имел право законодательной инициативы. (ст.23). И в-четвертых, Комитет имел некоторые права при отрешении Президента СССР от должности в случае нарушения им Конституции СССР и Законов СССР. По рассмотренным вопросам Комитет выносил заключения. (ст.18). Эти заключения в зависимости от того по поводу, каких актов они выносились, могли приостанавливать либо не приостанавливать данный акт или отдельные его положения до устранения его несоответствия. (ст.21). Эти заключения носили надзорный характер. Контрольный характер носили те заключения, после вынесения, которых правовой акт или отдельные положения утрачивали силу.14

 В марте 1990 года состоялся  Съезд народных депутатов СССР, который принял Закон СССР  «Об учреждении поста Президента  СССР и внесении изменений  и дополнений в Конституцию  СССР».15 Президент наделялся рядом полномочий в сфере правовой защиты Конституции. Он мог не подписывать Закон СССР и возвращать его обратно в Верховный Совет для повторного обсуждения и голосования. Тем самым вводился институт отлагательного вето. Преодолеть вето можно было 2/3 голосов от каждой из палат Верховного Совета. Президент также обладал правом приостанавливать действие постановлений и распоряжений Совета Министров. Данная функция имела надзорный характер. На 4-ом Съезде народных депутатов СССР в декабре 1990 года был принят Закон СССР «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления».16 По данному закону Президент имел функции конституционного контроля. Теперь в систему органов конституционного контроля входили; Съезд народных депутатов СССР, ВС СССР, Президент СССР, ККН СССР.

 Учитывая все изменения в  данной сфере надо признать, что  оставалась нерешенной проблема  разграничения компетенции между  Союзом и субъектами федерации, без чего система конституционного контроля была бы несовершенной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

      В заключении можно  сделать вывод, что институт конституционного  судопроизводства как форма конституционного  контроля прошел сложный и  длительный путь развития. Уже  по Конституции 1924 года Верховный Суд СССР обладал некоторыми полномочиями в сфере конституционного контроля. До середины 80-х годов в данной области наблюдается застой, что было обусловлено причинами политического свойства: функции конституционного контроля взяли на себя законодатели, которые не были заинтересованы в его эффективности.

Интерес к проблемам конституционного контроля возник вновь во второй половине 80-х годов в связи с тем, что на повестку дня был поставлен вопрос о создании правового государства. В конце 1989 года был принят Закон «О конституционном надзоре в СССР». Это был первый конкретный шаг к возрождению эффективного контроля за соблюдением Конституции СССР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Шульженко Ю.А. Конституционный контроль в России. М., 1995.
  2. История Советской Конституции 1917-1956 г.г. (в документах). М.: Юрид. лит. 1957.
  3. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М.: Зерцало, ТЕИС, 1996.

Нормативный материал.

  1. Конституция РФ// Российская газета
  2. Закон СССР «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР»// Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.1990.№ 12
  3. Постановлением Верховного Совета СССР « Об избрании членов Комитета конституционного надзора СССР»// Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.1990.№ 18.
  4. Закон СССР от 23.12.1989 г. «О конституционном надзоре в СССР»// Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.1989.№ 29.
  5. Закон СССР от 1.12.1988 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР»// Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. № 49.

 

1 Шульженко Ю.А. Конституционный контроль в России. М., 1995. С.50-51.

2 Шульженко Ю.А. Конституционный контроль в России. М., 1995. С.51.

3 Шульженко Ю.А. Конституционный контроль в России. М., 1995. С.52.

4 История Советской Конституции 1917-1956 г.г. (в документах). М.: Юрид. лит. 1957. С.145.

5 Шульженко Ю.А. Указ. соч. С. 56.

 

6 История Советской Конституции 1917-1956 г.г. (в документах). М.: Юрид. лит. 1957. С. 465.

7 Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М.: Зерцало, ТЕИС, 1996.С.168-169.

8 Шульженко Ю.А. Указ. соч. С. 63-64

9 История Советской Конституции 1917-1956 г.г. (в документах). М.: Юрид. лит. 1957. С.734.

10 Шульженко Ю.А. Указ. соч. С.66.

11 Закон СССР от 1.12.1988 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР»// Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. № 49. Ст.727.

12 Закон СССР от 23.12.1989 г. «О конституционном надзоре в СССР»// Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.1989.№ 29. Ст.574,572.

13 Постановлением Верховного Совета СССР « Об избрании членов Комитета конституционного надзора СССР»// Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.1990.№ 18. Ст.314.

14 Шульженко Ю.А. Указ. соч. С. 87-91.

15 Закон СССР «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР»// Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.1990.№ 12.Ст.189.

16 Закон СССР «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления»// Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.1990.№ 49.Ст.1059.

 

 


Информация о работе История формирования конституционного судопроизводства в России