История становления коммерческих банков в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 16:40, реферат

Описание работы

Во времена советской власти Казахстан не имел своей банковской системы, так как на территории республики функционировали филиалы и отделения централизованной кредитной системы СССР. В связи с этим история банковской системы неразрывно связанна с историей СССР и дореволюционной России. В банковскую систему старой России входили: Государственный банк, акционерные банки, банки ипотечного кредита, общества взаимного кредита, городские банки и другие кредитные учреждения.
Государственный банк России (начал свою деятельность в 1860 г.) являлся Центральным банком всей кредитной системы. Ему принадлежало монопольное право на выпуск бумажных денег в обращение. Государственный банк России привлекал в 1914 году больше половины вкладов и текущих счетов, около 1/3 учетно-ссудных операций всех акционерных коммерческих банков. В отличие от центральных эмиссионных банков других стран Государственный банк России кредитовал не только банки, но и промышленность, торговлю, заготовки. К 1914 году он имел 10 контор, 124 отделения и 791 приписную кассу государственного казначейства.

Файлы: 1 файл

1.1 История становления коммерческих банков в РК.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

 

Нижнее звено кредитной системы состоит из сети самостоятельных учреждений, непосредственно обслуживающих народное хозяйство и предоставляющих широкий диапазон финансовых услуг на коммерческих началах. Это коммерческие, кооперативные и частные банки, объединенные в банковских законодательствах под общим названием коммерческих банков.

Термин «коммерческий банк» возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали преимущественно торговлю, товарообменные операции и платежи. Основной клиентурой были торговцы (отсюда и название «коммерческий банк»). Но с развитием промышленности и других отраслей банки стали обслуживать другие сферы экономики и постепенно термин «коммерческий» в названии банка утратил свой первоначальный смысл. Он обозначает «деловой» характер банка, его ориентированность на обслуживание всех видов деятельности хозяйственных агентов, независимо от рода их деятельности.

Как и во всех государствах постсоветского пространства в Казахстане существует двухуровневая банковская система, которая основывается на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях: по вертикали и горизонтали. По вертикали – отношения подчинения между центральным банком (Национальным банком) как руководящим, управляющим и низовыми звеньями – коммерческими и специализированными банками. По горизонтали – отношения равноправного партнерства между различными банками.

Процесс становления банковской системы республики состоит из трех этапов:

На первом этапе (1988-1991гг.) были реорганизованы государственные отраслевые банки, созданы институциональные основы банковского дела, появились первые коммерческие банки;

Этот этап (1992-конец 1993гг.) характеризовался экстенсивным ростом банковской системы в условиях инфляции. Данный период сопровождался отрицательным значением реальных процентных ставок и стремительными темпами падения рубля. Это создало предпосылки к формированию многочисленных банков-однодневок, извлекавших доходы из краткосрочных спекулятивных операций. Этому способствовал и относительно легкий доступ к получению лицензий на совершение банковских операций и небольшой размер уставного фонда. В результате роль банковского сектора в воспроизводственном процессе деградировала. Основными чертами второго этапа были: постепенный переход Национального банка к выполнению функций центрального банка, экстенсивное формирование и развитие коммерческих банков.

Третий этап развития банковской системы, начавшийся в 1994г. и продолжающийся в настоящее время, характеризуется адаптацией банковской системы к меняющимся условиям деятельности, обусловленным развитием стабилизационных процессов сначала в финансовой сфере, а затем и в экономике в целом.

На современном этапе развития банковская система характеризуется следующими тенденциями:

консолидация банковского капитала, повышения уровня капитализации банков второго уровня;

             рост количественных показателей деятельности коммерческих банков;

             сокращение количества финансово неустойчивых банков;

             сокращение доли иностранного капитала в банковском секторе, а также уменьшение государственной доли в банковском капитале;

             приближение банков к международным стандартам деятельности.

             Коммерческий банк является элементом банковской системы. Это означает, что он должен:

             обладать такими родовыми свойствами, которые позволяют ему быть органичной частью целого (иметь статус банка, лицензию на право совершения банковских операций), функционировать по общим правилам игры;

             функционировать в рамках общих и специфических законов, юридических норм  общества;

             быть способным к саморегулированию (реагированию и приспособлению к окружающей среде), развитию и совершенствованию;

             взаимодействовать с другими элементами банковской системы.

Казахстан наследовал из бывшего СССР монополизированную банковскую систему. Бывшие специализированные банки (Туранбанк, Кредсоцбанк, Агропромбанк, Алембанк, Народный банк) имеют широкую сеть отделений по всей территории республики, вновь появившиеся коммерческие банки также создают свои филиалы (например, Казкоммерцбанк, Центркредит, Темирбанк и другие).

Все коммерческие банки, созданные в Казахстане за последнее время, бесфилиальные, то есть все виды банковских операций сосредоточены в одном банке. [4]

Вышеперечисленные банки имеют сложную иерархическую структуру. У них головная контора находится в городе Алматы, ей подчиняются областные управления, а последним – отделения в районах.

Самым серьезным изъяном в философии создания современной банковской системы на этапе перехода от командной экономики к рынку была однозначная наполненность основных нормативных актов, касающихся функционирования коммерческих банков, так называемым «макросодержанием», взглядом сверху, при котором коммерческие банки рассматриваются в качестве объектов управления, исключительно нацеленных на решение макроэкономических задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.  История развития банковской системы в Казахстане

 

1.1   Преобразование Казахской республиканской конторы Госбанка в Национальный Банк Республики Казахстан и становление независимого центрального банка

 

Созданный приказом Государственного банка СССР от 16 октября 1987 года № 177 Казахский Республиканский банк Госбанка СССР не отвечал требованиям нарождающихся рыночных отношений в составе аморфной банковской системы. Казгосбанк СССР не имел ни прав, ни полномочий Центрального банка. Более того, продолжал кредитно-расчетное обслуживание некоторых отраслей народного хозяйства: Министерства внутренних дел, Комитета Госбезопасности, Министерства обороны. Кредитные ресурсы для специализированных банков выделялись из Москвы. Управляемость банковской системы, в целом, в республике была ослаблена. На проводимых совещаниях со специализированными банками принимались решения рекомендательного характера, большинство из которых не выполнялось, если было не в интересах того или иного банка. О каких-либо методологических и надзорных функциях по отношению к другим банкам и речи быть не могло. Все указания и кредитные ресурсы они получали от своих головных московских банков. Кроме того, были не редки случаи, когда спецбанки самовольно выпускали деньги в обращение, используя единую систему МФО (межфилиальные обороты). [20]

Централизованное административное распределение кредитных ресурсов через специализированные банки, а порой и своеволие в выдаче кредитов без разрешения, открыло доступ к ним нежизнеспособным убыточным предприятиям и кооперативам. Получив открытый доступ к кредитам рефинансирования, банки теряли стимул самостоятельно мобилизовать денежные ресурсы, а хозяйственные субъекты использовали их в основном для выплаты зарплаты и накопления товарных ценностей, а не для реконструкции предприятий, повышения качества продукции и инвестиций. В результате структура кредитных вложений постоянно ухудшалась, возрастала доля невозвратных кредитов.

Следует при этом отметить, что структура банковского сектора зеркально отражала ситуацию отношений регион -центр. Союзные министерства предпринимали попытки усиления централизованного управления и не воспринимали объективной необходимости расширения прав и ответственности союзных республик.

В 1992-93 годах, на постсоветском пространстве образовалось несколько эмиссионных центров, которые без взаимного согласования кредитовали экономику своих суверенных государств.

Чтобы как-то сдержать незаконный выпуск денег в обращение, Центральный банк России в 1993 году ввел систему единых централизованных корреспондентских счетов для стран СНГ. С этого счета оплата платежных документов осуществлялась в пределах средств, поступивших на него. С целью сдерживания незаконного выпуска денежной массы в обращение Центрбанк России также максимально ограничивал снабжение бывших республик СССР наличными деньгами. [14]

Сложившаяся обстановка в банковской сфере требовала принятия неотложных мер к выправлению создавшегося положения.

После объявления суверенитета республики, в декабре 1990 года, Казахстан приступил к созданию собственной банковской системы, отвечающей требованиям рыночной экономики. В декабре 1990 года был принят закон «О банках и банковской деятельности в Казахской ССР», а 13 апреля 1993года принят закон, по которому Казахский Республиканский банк Госбанка СССР, становится Национальным банком Республики Казахстан. Начался процесс основательного формирования национальной нормативной и правовой базы регулирования банковской системы.

Закон Республики Казахстан «О Национальном банке Республики Казахстан» от 13 апреля 1993 года определил задачи, функции, правовой статус, его роль и место в банковской системе и взаимоотношения с органами государственной власти Республики Казахстан. С момента введения национальной валюты Нацбанк полностью стал отвечать за функционирование денежно-кредитной сферы, введение экономических принципов его взаимоотношений с бюджетом и банками, внедрение системы регулирования деятельности банков и обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты - тенге.

В развитие Закона была принята «Программа реформирования банковской системы в Казахстане на 1995 год», утвержденная Постановлением Президента Республики Казахстан 15 февраля 1995 года. [10]

Одним из обязательных условий формирования рынка является эффективно действующая система денежного обращения и кредитования. Дальнейшее совершенствование в этом направлении строилось в ускорении развития наиболее действенных методов и инструментов денежного регулирования. С февраля 1995 года было прекращено предоставление директивных кредитов, сократился объем и сроки кредитов за счет централизованных источников. (Функция кредитования) экономики в основном перешла от Нацбанка к банкам второго уровня. Они должны были обеспечивать кредитование экономики за счет привлекаемых для этих целей сбережений населения, свободных средств хозяйствующих субъектов, межбанковских кредитов и иных Ресурсов.

Нацбанк в большей степени сосредоточил свое внимание на характерные для Центрального банка функции: кредитование банков второго уровня преимущественно в целях поддержания их ликвидности, кредитование Правительства и на усиление денежно-кредитного, валютного урегулирования.

В первой половине 1995 года основная масса кредитов Нацбанка банкам второго уровня предоставлялась через аукционы на короткие сроки, а во второй половине года центр тяжести стал ориентироваться на вторичный рынок государственных ценных бумаг (ГЦБ). Была внедрена система ломбардного кредитования и прекратились аукционы кредитных ресурсов Нацбанка, повысилась роль межбанковского денежного рынка. Развитие межбанковского денежного рынка позволило банкам организованно удовлетворять свои краткосрочные потребности в ликвидности или продавать временно свободные ресурсы.

В последующие годы наиболее предпочтительным для банков второго уровня стало вложение средств в ГЦБ, так как активы, размещаемые в ГЦБ являются высоко ликвидными, несут минимальные риски, а также операции с иностранной валютой, которые приносят неплохую доходность при невысоких рисках. Хотя кредитование реального сектора является более доходным по сравнению с доходностью ГЦБ, оно сопровождается более высокими рисками и, следовательно, менее предпочтительно.

Банковская система, как составная часть экономики, должна быть одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. В течении последних лет она претерпела значительные изменения, связанные, в первую очередь, с отходом от прежней политики в построении и ведении банковского дела в стране, определением новых задач для банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. С учетом основных целей и задач экономики государства была перестроена концепция организации отечественной банковской системы. [20]

В декабре 1996 года Нацбанком было утверждено Положение о порядке перехода банков к международным стандартам, предусматривающее соответствие всех банков страны стандартам, принятым в международной банковской практике в части достаточности капитала, качества активов, уровня менеджмента, бухгалтерского учета, автоматизации банковской системы телекоммуникационной связи.

Система перехода банков второго уровня к международным стандартам заключается в том, что каждый банк, согласно разработанного им Плана рекапитализации и индивидуальных коэффициентов, должен достичь адекватного уровня по всем основным показателям.

Требования со стороны Нацбанка к повышению капитализации банков второго уровня и введенные более жесткие требования по открытию, лицензированию и внутреннему контролю банков ускорили процесс их ликвидации или слияния. Наблюдается процесс перехода от количественного к качественному развитию банковской системы.

Согласно действующему законодательству и «Программы Президента Республики Казахстан «2030» Нацбанк с целью усиления роли банков в экономике страны и повышения их конкурентоспособности принимает разнообразные принципы дальнейшего совершенствования и формирования стабильной и устойчивой банковской системы. [16]

 

 

 

1.2  Правовая основа банковской системы Казахстана и формирование банковского законодательства

 

Рассматривая развитие законодательной базы банковской системы Республики Казахстан в условиях реформы, следует отметить, что эйфория суверенитета заставляла порой «бежать впереди паровоза». Дело в том, что время было невероятно сложное. Более того, республика в это время еще только начала проводить работу над законом «О суверенитете». Была создана рабочая группа по подготовке проекта закона «О суверенитете» в состав которой от Госбанка был включен кандидат экономических наук, советник Председателя Назаров В. К. В эту группу входили так же видные ученые и практические работники Госплана, Минфина, Минюста и других министерств и ведомств. Руководителем рабочей группы был заместитель Председателя Госплана Даулет Хамитович Сембаев.

Информация о работе История становления коммерческих банков в РК