Экономические преимущества и недостатки крупных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 19:29, лекция

Описание работы

Экономические преимущества крупных предприятий следующие.
1. На крупных предприятиях создаются лучшие предпосылки для масштабного внедрения достижений научно-технического прогресса со всеми вытекающими из этого преимуществами.
2. Крупное предприятие располагает более мощным, концентрированным и централизованным капиталом. Следовательно, многие производственные и финансовые вопросы решаются оперативнее и эффективнее.

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ КРУПНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. ОПТИМАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ..docx

— 22.92 Кб (Скачать файл)

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ КРУПНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. ОПТИМАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

Концентрация  производства - сосредоточение производства во все более крупных предприятиях. Стремление производства сосредоточиться  на крупных предприятиях, обусловлено  экономическими преимуществами крупных  предприятий.

Экономические преимущества крупных предприятий  следующие.

1. На крупных  предприятиях создаются лучшие  предпосылки для масштабного  внедрения достижений научно-технического  прогресса со всеми вытекающими  из этого преимуществами.

2. Крупное предприятие  располагает более мощным, концентрированным  и централизованным капиталом.  Следовательно, многие производственные  и финансовые вопросы решаются  оперативнее и эффективнее.

3. Удельные капитальные  вложения, фондоемкость на крупных  предприятиях ниже. По закону  агрегатной концентрации с удвоением  мощности оборудования, аппаратов,  машин цена увеличивается лишь  в полтора раза. Всегда 20-этажное  здание дешевле 20 одноэтажных  зданий.

4. С укрупнением  предприятий, производства производительность  труда возрастает за счет условно-постоянной  части численности персонала.  Исследования показывают и практика  подтверждает, что с удвоением  масштабов производства производительность  труда возрастает в полтора  раза.

5. С увеличением  масштабов производства снижается  и себестоимость единицы продукции  за счет условно-постоянных (постоянных) расходов. Ведь снижение фондоемкости  приводит такие к снижению  амортизационных отделений, затрат  на ремонт и обслуживание основных  фондов в расчете на единицу  продукции. Снижается также заработная  плата на единицу изделия с  ростом производительности труда.  Вот почему снижается себестоимость  единицы продукции с укрупнением  масштабов производства и самого  предприятия.

6. В силу вышеизложенного  на крупных предприятиях выше  прибыль, рентабельность производства, фондоотдача, производительность  труда, ниже себестоимость единицы  производимой продукции, стоимость  обработки и лучше другие основные  экономические показатели эффективности  производства (таблица 9).

7. Крупные предприятия  также имеют лучшие возможности  для социального развития, а вместе  с хорошими экономическими возможностями  они более конкурентоспособнее  в рынке. В рынке, по большому  счету, при прочих равных условиях  верх берет тот, у кого более  масштабное производство.

Все сказанное  ярко иллюстрирует нижеследующая таблица  о сравнительных экономических показателях крупных, средних и небольших свеклосахарных заводов.

Таблица 9 

 Эффективность  концентрации производства в  сахарной промышленности (в к мелким)

Размеры предприятия Производ. труда Стоимость переработки Удельные капзатраты Фондоотдача Рентаб. производст.
1. Мелкие (< 1500 т/св.сут.) 100 100 100 100 100 100
2. Средние  (   3000 т св./сут.) 150 150 81 75 150 150
3. Крупные  (6000 т св./сут.) 200 200 70 70 200 175

Однако экономические  преимущества крупных предприятии  не безграничны. С ростом размеров предприятий  с увеличением масштабов производства прогрессирующе возрастают и транспортные затраты. Экономия, достигнутая на текущих  и других расходах, поглощающаяся  возрастающими транспортными затратами  по доставке сырья и сбыту продукции, а затем с определенного объема её и вовсе недостаточна. Таким  образом дальнейшее укрупнение предприятия, увеличение масштаба производства становится невыгодным или вовсе .убыточным.

Оптимальный размер предприятия - это тот размер предприятия, тот масштаб производства, при  котором достигаются наименьшие суммарные затраты.

Минимальный размер производства, а значит и предприятия  определяется по порогу безубыточности, то есть когда производство осуществляется без убытков.

Максимальный  размер также должен быть безубыточным. На лини кривой суммарных затрат минимальный  и максимальные размеры находятся  на одном уровне затрат. Предприятие  может функционировать только в  границах минимального и максимального  размера. Это и называется границей оптимальности, а оптимальный размер предприятия, разумеется, находится  между минимальным и максимальным, при этом любое отклонение, как  к минимальному, так и к максимальному  размеру, - это потеря для предприятия, отрасли и национальной экономики  в целом.

Оптимальные, минимальные, максимальные размеры, граница оптимальности  будут разными в разных отраслях пищевой промышленности. Для пищевых  предприятий важное значение имеет  и характер сырьевой зоны и района потребления с точки зрения плотности  заготовки и плотности потребления.

Имеет также  существенное значение и время производства - сезонное или нет, пик завоза сырья  или сбыта продукции (потребления). Это еще раз подтверждает непреложную  истину, что условия концентрации производства меняются во времени, пространстве и от отрасли к отрасли.

Плотность заготовки  сырья - это объем заготовки сырья  для данного перерабатывающего  предприятия в расчете на один квадратный километр площади.

Плотность потребления - это количество потребляемого данного  вида продукта в единицу времени (сутки, год) в расчете на один квадратный километр территории.

Сырьевые зоны пищевой отрасли в громадной  по территории и поясам России существенно отличаются, а значит и плотность заготовки различная. Следовательно, при одном и том же оптимальном радиусе доставки сырья в разных зонах оптимальные размеры предприятий перерабатывающей и пищевой  отрасли будут неодинаковыми. Точно также, плотность потребления в разных районах различна. Следовательно, при одном и том же оптимальном радиусе доставки готовой продукции в этих районах потребления оптимальные размеры пищевых предприятий будут тоже разными. Таким образом, в отраслях пищевой промышленности  понятие оптимального размера трансформируется в понятие оптимальные размеры для разных сырьевых зон и районов потребления одной и той же отрасли.

Естественно, что  в каждой сырьевой зоне и районе потребления надо стремиться иметь  оптимальные размеры предприятия  или вести производство в оптимальном  размере. Но в реальной жизни, как  в промышленности в целом, так  и в отраслях пищевой промышленности, следует иметь в оптимальном  сочетании крупные, средние и  небольшие, но хорошо технически оснащенные предприятия. Для разных зон и  районов они будут приближаться в процессе функционирования к оптимальному размеру.

Как было отмечено, с укрупнением предприятии из таких составляющих суммарных затрат как удельные капитальные затраты  в расчете на год от его амортизационного периода, материальные затраты, стоимость  обработки и транспортные расходы  возрастают только последние. А удельная фондоемкость на год и стоимость  обработки в расчете на единицу  продукции снижаются. Точка с  наименьшими суммарными затратами  и есть точка оптимальности, то есть такой размер производства и предприятия  обеспечивает оптимальную эффективность. При этом размере достигаются  наименьшие суммарные затраты в  расчете на год, наиболее низкая себестоимость  продукции, а значит наибольшая прибыль, рентабельность производства. Другие основные технико-экономические показатели также приближаются к максимуму.

где Ук - удельные капитальные затраты на год (фондоемкость в расчете на год)

М  - материальные затраты на единицу продукции

Со - стоимость  обработки единицы продукции

Тз - транспортные затраты на единицу продукции

Графически вся  эта зависимость иллюстрирует   рисунок • 6.

 


Информация о работе Экономические преимущества и недостатки крупных предприятий