Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 06:37, контрольная работа
1. Метод и методика экономического анализа.
2. Оценка потребности в материальных ресурсах и эффективности их использования.
3. Провести анализ по следующим исходным данным. Сделать вывод.
3 вариант
Состав, структура и движение основных средств (остаточная стоимость)
Элементы состава основных средств |
На начало периода |
Посту- пило, тыс.руб. |
Выбы- ло, тыс.руб. |
На конец периода |
Темп роста, % | ||
сумма, тыс.руб. |
сумма, тыс.руб. |
струк- тура, % | |||||
Здания |
32373 |
2858 |
9 |
||||
Сооружения |
610 |
- |
- |
||||
Машины и оборудование |
65521 |
7894 |
1771 |
||||
Транспортные средства |
16087 |
3393 |
1694 |
||||
Производственный и |
1449 |
1581 |
1331 |
||||
Земельные участки и объекты |
- |
7164 |
- |
||||
Итого: |
Под методом экономического анализа понимается способ познания, исследования и описания хозяйственной деятельности организаций в их развитии.
Сущность метода экономического
анализа хозяйственной
В экономической литературе нет достаточно четкого разграничения между методами и методиками экономического анализа, однако, такое разграничение провести следует.
Метод анализа имеет следующие характерные для него особенности:
- комплексность изучения хозяйственной деятельности;
- рассмотрение хозяйственных
процессов в их взаимосвязи
и взаимообусловленности, их
- раскрытие факторов и
измерение их влияния на
- обобщение результатов анализа;
- разработка мероприятий
по устранению недостатков и
дальнейшее улучшение всей
Комплексное изучение хозяйственной
деятельности означает, что работа
каждой организации должна анализироваться
не изолированно, а в органической
связи с деятельностью других
организаций, с явлениями и процессами,
происходящими в экономике
В ходе экономического анализа хозяйственной деятельности организаций выявляют и измеряют факторы, нередко действующие в противоположных направлениях. Так, рост прибыли, например, может быть обусловлен увеличением объема продаж, сокращением затрат и др., а уменьшение прибыли - замедлением оборачиваемости оборотных средств и др. Чтобы полученные результаты были понятнее и давали как можно больше информации, комплексные (сложные) показатели расчленяют на составные элементы, изучают их от общего к частному, применяя дедуктивный прием исследования. Изучение отдельных элементов в увязке с общими результатами -- это индуктивный прием исследования - от частного к общему.
Так, при оценке выполнения
плана продаж, сначала применяют
дедуктивный прием
Обобщение результатов анализа представляет собой существенную часть метода. После изучения отдельных сторон и показателей хозяйственной деятельности, подводят итоги исследования. Данные анализа обобщают так, чтобы можно было получить представление об объеме и качестве работы не только организации в целом, но и ее частей и подразделений. Результаты анализа систематизируют по направлениям хозяйственной деятельности, по основным участкам работы организации, дают характеристику показателей, указывают основные причины и факторы, повлиявшие на уровень отдельных показателей и общие результаты деятельности организации, делают выводы, дают оценку проделанной работе.
Анализ завершается
С учетом описанных особенностей методов экономического анализа, в эту категорию можно включить:
- маркетинговый анализ;
- бюджетирование;
- бизнес-планирование;
- экономико-математическое моделирование;
- функционально-стоимостной анализ;
- анализ хозяйственной деятельности;
- финансовый анализ;
- сетевое планирование и др.
Метод экономического анализа предполагает использование специальных приемов и способов аналитической обработки цифровой информации. Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.
Методики экономического анализа иногда называются методами в силу уже сложившейся терминологии, хотя при проведении анализа они играют вспомогательную роль и обеспечивают возможности лишь для проведения отдельных этапов комплексного экономического анализа.
К традиционным способам и приемам экономического анализа относятся: предварительная ориентировка в итогах работы организация; сравнение показателей; исчисление средних и относительных величин; индексный метод, способ корректированных показателей (цепных подстановок); графическое отражение результатов; группировка; составление аналитических таблиц; балансовая увязка различных показателей. Методические приемы данной группы просты и доступны для практического применения.
Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессионный анализ и др.
Экономико-математические методы можно разделить на три группы: экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы экономической кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).
Предварительная ориентировка в итогах работы организации проводится путем рассмотрения по данным отчетности основных показателей хозяйственной деятельности: выполнение планов продаж, доходов, расходов, наличие собственных оборотных средств и др. Она дает общее представление об итогах хозяйственной деятельности и позволяет определить направления анализа факторов, обусловивших фактически сложившиеся показатели.
Исчисление средних и относительных величин, которые широко применяются в экономическом анализе, позволяет объективно оценить хозяйственные процессы. Как правило, при анализе используют абсолютные (стоимостные, натуральные) величины, но часто при их сравнении трудно сделать вывод (обобщение) о качестве выполнения плана или выявленных тенденциях по тому или иному показателю. В этом случае используют средние и относительные величины.
Сравнение - научный метод
познания, в процессе которого изучаемые
явления и объекты
Рассмотрим наиболее типичные ситуации, в которых используется способ сравнения.
1) Сопоставление плановых и фактических показателей, а также показателей базисного и текущего периодов.
2) Проверка обоснованности
плановых показателей
3) Выявление резервов
производства осуществляется
4) Сопоставление фактических
показателей с утвержденными
нормами необходимо для
5) Сравнение фактически
достигнутых результатов с
6) Сопоставление показателей,
оценивающих деятельность
7) Сравнение показателей,
оценивающих деятельность
В каждом случае сравнение зависит от цели анализа и стоящих перед ним задач. Непременным условием сравнения должны быть сопоставимость показателей, одинаковость по содержанию и структуре.
Выявленные отклонения являются объектом дальнейшего анализа. При анализе отклонений от плановых значений выявляются обстоятельства, связанные с качеством самого планирования. Так, например, значительные плюсовые отклонения от плана могут быть результатом заниженного или недостаточно напряженного плана.
Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятому в качестве базы сравнения. Используют несколько видов индексов, которые применяются при анализе: агрегатные, арифметические, гармонические и т.д.
Рассчитав индексы и построив временной ряд, характеризующий, например, выпуск продукции в стоимостном выражении, можно квалифицированно судить о динамике объема производства.
Способы табличного отражения
аналитических данных, графические
способы являются наиболее рациональными
и удобными для восприятия формами
представления результатов
Существует три вида таблиц:
- простые таблицы (где
перечисляются элементы
- групповые таблицы (данные
объединяются в группы по
- комбинированные (данные
разбиваются на группы и
Групповые и комбинированные
таблицы предназначены для
Графическим отражением результатов является изображение их на графиках при помощи тех или иных геометрических фигур, линий, точек, - наиболее наглядный способ показа и характеристики анализируемых данных. В экономическом анализе применяют два основных вида графиков - диаграммы и картограммы. В диаграммах отчетные данные изображаются в виде различных фигур и линий, а в картограммах - в виде условных обозначений на схемах. В зависимости от способа построения различают столбиковые, секторные (круговые), линейные и фигурные диаграммы.
Группировки аналитических данных широко применяются при анализе плановых и отчетных показателей. Группировка информации - деление изучаемой совокупности объектов на однородные группы по соответствующим признакам. В зависимости от целей анализа используют структурные типологические и аналитические группировки. Структурные группировки позволяют изучить внутреннее строение показателя и соотношение в нем отдельных частей. Например, с помощью структурной группировки можно изучить состав рабочих по профессиям, стажу работы, по возрасту и т.д. Примером типологической группировки может быть группировка организаций по видам деятельности или по формам собственности. Аналитические группировки используются для определения связей между отдельными изучаемыми объектами.
Информация о работе Контрольная работа по "Анализу финансовой деятельности предприятия"