Лекции по "Анализу финансовой деятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 17:08, курс лекций

Описание работы

Сравнение – наиболее распространенный прием анализа. Каждый показатель, используемый для оценки и контроля, имеет значение только в сопоставлении с другим. Например, сопоставляя отчетные данные с плановыми, выявляют степень выполнения плана. Сопоставляя фактические показатели отчетного периода с аналогичными показателями прошлых периодов, оценивают результаты работы в динамике и тенденцию развития данного экономического процесса.

Содержание работы

Тема: Теория экономического анализа.
Тема «Анализ финансового состояния»
Тема «Анализ финансовых результатов»
Тема «Анализ собственного капитала предприятия»
Тема «Анализ движения денежных средств»

Файлы: 1 файл

AFD_lekcii.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

Кроме прибыли от реализации продукции на валовую прибыль  оказывают влияние операционные  и внереализационные доходы и  расходы.

Анализ валовой прибыли  включает:

1. Исследование изменений  каждого показателя за текущий анализируемый период.

2. Исследование структуры  соответствующих показателей и  их изменений.

3. Изучение динамики  изменения показателей за ряд  отчетных периодов (трендовый анализ).

4. Исследование влияния  факторов на прибыль (факторный  анализ).

Факторы, влияющие на валовую прибыль подразделяются на 2 группы: внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся:

- состояние рынка;

- цены и тарифы на  топливо, энергию, регулируемые  государством отпускные цены  на некоторые товары и продукцию;

- нормы амортизации;

- система налогообложения;

- уровень процентных  ставок по заемным средствам;

- нарушение платежной  дисциплины со стороны партнеров;

- природные условия.

Внутренние факторы:

- объем и качество  проданной продукции;

- политика ценообразования  на предприятии;

- уровень с/с и других  затрат;

- качество менеджмента  разных уровней;

- уровень организации  труда и производства;

- уровень образования  и квалификации кадров;

- технический уровень  производственных фондов;

- материальное положение  и экономическая заинтересованность работников.

 

22. Факторный анализ прибыли от реализации продукции и услуг.

Прибыль от реализации продукции  находится под воздействием следующих  факторов:

- объема реализации  продукции;

- структуры реализации;

- себестоимости за  счет структурных сдвигов;

- изменение с/с за счет с/с отдельных изделий;

- цены на материалы  и сырье;

- отпускных цен на  реализованную продукцию.

Анализ проводят в  следующем порядке:

  1. Рассчитывают общее изменение прибыли от реализации.
  2. Рассчитывают влияние на прибыль изменений в объеме реализованной продукции (пример).
  3. Рассчитывают влияние изменений с/с за счет структурных сдвигов в составе реализованной продукции.
  4. Рассчитывают влияние экономии от снижения с/с сравнимой продукции.

5. Рассчитывают влияние на прибыль изменений отпускных цен на продукцию.

Методика расчета факторных воздействий на прибыль от реализации продукции включает следующие шаги:

1.Расчет влияния  фактора «Выучка от реализации».

Расчет влияния  данных фактора состоит из двух частей. Так как выручка – это произведение количества и цены реализации продукции, то сначала рассчитывают влияние на прибыль от реализации цены реализации, а затем рассчитывают влияние изменения физической массы проданной продукции.

При проведении факторного анализа учитывают влияние  инфляции. Предположим, цены на продукцию в отчетном периоде возросли по сравнению  с базисным на 12 %. Тогда индекс цен Iц =

Следовательно, выручка от реализации в отчетном периоде в сопоставимых ценах: В1 = B1 , где

                                      Iц

 

В1 – выручка от реализации в сопоставимых ценах;

B1 – выручка от реализации в отчетном периоде;

Iц - индекс цен;

 

Прирост выручки  от роста цены DВц = (B1 – B1 ) .

                                                                            Iц

Прирост выручки  за счет увеличения количества реализуемой  продукции DВк = В1 – В0; где В0 – выручка от реализации в базисном периоде. То есть, выручка от реализации продукции в отчетном периоде по сравнению  предыдущем периодом увеличилась:

за счет роста  цены на ___ тыс. руб.

за счет увеличения количества продукции на ______ тыс. руб.

 

Расчет  влияния  фактора «цена» на изменения прибыли  от реализации осуществляется следующим  образом:

п (ц) = DВц ´ R0т   где R0т - уровень прибыли от реализации в %  к

выручке от реализации в предыдущем       

                                                 (базисном периоде).

Расчет влияния  фактора «Количество реализованной  продукции» на изменение прибыли  от реализации осуществляется следующим  образом:

п (к) = [(В10) - DВц ] ´ R0n   где

                              100

 

ц  - изменение выручки от реализации под влиянием цены;

R0n – уровень прибыли реализации в % к выручке от реализации в предыдущем (базисном) периоде. (рентабельность продаж в базисном периоде).

2. Расчет  влияния  фактора «Себестоимость  реализованной продукции» осуществляется  следующим образом:

п (с) = В1 ´ (УС1 – УС0)        где

                             100

УС1 и УС0 – соответственно уровень себестоимости в отчетном и базисном периоде.

Здесь при  анализе нужно быть внимательнее, так как расходы – это факторы  обратного влияния по отношению  к прибыли.

Если себестоимость  в отчетном периоде снизилась  и ее уровень по отношению к  выручке также уменьшился, то полученная экономия приведет к увеличению суммы прибыли от реализации.

 

3. Расчет влияния  фактора «Коммерческие расчеты».

Для расчета  используется формула, аналогичная  предыдущей:

п (кр) = В1 ´ (УКР1 – УКР0)        где

                             100

УКР1 и УКР0 - соответственно уровень коммерческих расходов в выручке в отчетном и базисном периодах.

 

4. Расчет влияния  фактора «Управленческие расходы»

п (р) = В1 ´ (УУР1 – УУР0)        где

                             100

УУР1 и УУР0 - соответственно уровень управленческих расходов в выручке в отчетном и базисном периодах.

 

 

Совокупное  влияние факторов должно дать общее  изменение суммы прибыли от реализации.

Полученные  в результате расчетов данные влияния  факторов на влияние прибыли сводят в таблицу:

 

Таблица 22.

Показатели  – факторы

Сумма, тыс. руб.

Количество  проданной продукции

Изменение цен  на реализованную продукцию

Себестоимость проданной продукции

Коммерческие  расходы

Управленческие  расходы

 

Совокупное  влияние факторов

 


 

 

 

24. Анализ рентабельности  предприятия. 

Рентабельность – это относительный показатель уровня доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хоз.деятельности, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами.

Группы показателей  рентабельности:

- пок-ли, характеризующие  окупаемость издержек производства;

- пок-ли, характеризующие  окупаемость инвестиционных проектов;

- пок-ли рентабельности  продаж;

- пок-ли, определяющие  доходность кап-ла.

Рентабельность производственной деятельности показывает, сколько предприятие  имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство продукции. Рассчитывается как отношение прибыли к сумме затрат по произведенной продукции. Аналогично определяется окупаемость инвестиционных проектов.

Рентабельность продаж характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности. Этот показатель рассчитывается в целом по предприятию и по отдельным видам продукции. При этом прибыль от реализации продукции делят на сумму полученной выручки.

Рентабельность капитала рассчитывается отношением прибыли  к среднегодовой стоимости капитала, как всего , так и его составляющих (собственный, заемный, основной, оборотный).

В процессе анализа изучают  динамику показателей рентабельности и выполнение плана по их уровню.

Уровень рентабельности производственной деятельности зависит  от следующих факторов:

- изменения структуры  реализованной продукции;

- себестоимости продукции;

- средней цены реализации.

Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит  от изменения среднереализационных цен и с/с.

При анализе определяют степень влияния этих факторов на уровень рентабельности. Затем изучают причины изменения среднего уровня цен и их влияние на уровень рентабельности.

Нужно также установить, за счет каких факторов изменилась с/с единицы продукции и как  это повлияло на рентабельность. Это  позволяет точнее оценить работу предприятия и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности.

 

25. Факторный  анализ рентабельности организации.

По данным «Отчета  о прибылях и убытках»(ф№2) анализируют  динамику рентабельности продаж, чистой рентабельности отчетного года, а  также влияние факторов на изменение этих показателей.

Рентабельность  продаж (Rп) – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции:

Rп =В-С-КР-УР/ В*100% = Пп/В*100%

Чтобы определить, как  каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, осуществляют следующие расчеты:

1. Влияние изменения выручки от продажи:

dRп(в) =( (В1-Со-КРо-УРо)/В1 – (Во-Со-КРо-Уро)/Во)*100%

где: В-выручка; С-себестоимость; УР- управленческие расходы;

КР – коммерческие расходы. (о-базисный год; 1- отчетный год)

2.Влияние изменения себестоимости продажи:

dRп(с) = ((В1-С1-КРо-Уро)/В1-(В1-Со-КРо-Уро)/В1)*100%

3.Влияние изменения коммерческих расходов:

dRп(кр)= ((В1-С1-КР1-УРо)/В1 – (В1-С1-КРо-УРо)/В1)*100%

4.Влияние изменения управленческих расходов:

dRп(ур)= ((В1-С1-КР1-УР1)/В1-(В1-С1-КР1-УРо)/В1)*100%

 

Чистая рентабельность организации в отчетном периоде рассчитывается как отношение суммы чистой прибыли отчетного года к выручке от продажи:

Rч = Пч/В*100%

На чистую рентабельность оказывают влияние также изменение  операционных и внереализационных доходов и расходов.

Кроме рентабельности продаж и чистой рентабельности рассчитывают:

Экономическую рентабельность

Rэкон. = чистая прибыль/средняя стоимость имущества*100% или с.190(ф№2)/с.300(ф№1)*100%.

Рентабельность  собственного капитала

Rсоб.кап. = чистая прибыль/средняя стоимость собственного капитала*100%

Валовую рентабельность

Rвал. = прибыль валовая/выручка от продаж*100%

Затратоотдачу

Rзатр. = прибыль от продаж/затраты на производство и реализацию продукции*100%

Рентабельность перманентного капитала

Rпк = чистая прибыль/средняя стоимость собственного капитала+средняя стоимость долгосрочных обязательств*100%

Коэффициент устойчивости экономического роста

Rуст = (чистая прибыль - дивиденды, выплаченные акционерам) / средняя стоимость собственного капитала * 100%

 

 

26. Методика подсчета резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности.

Основные источники  увеличения прибыли:

- увеличение объема  реализации произведенной продукции;

- снижение с/с продукции;

- повышение качества  продукции;

- реализация продукции  на более выгодных рынках сбыта.

Для определения размера  резерва роста прибыли в рез-те увеличения объема реализации выявленный резерв роста продукции умножают на фактическую прибыль в расчете  на единицу продукции.

Подсчет резерва увеличения прибыли за счет снижения с/с продукции производят путем умножения выявленного резерва снижения с/с на возможный объем продаж.

Существенным резервом роста прибыли явл. улучшение  качества продукции. Этот резерв определяется умножением удельного веса каждого сорта на его отпускную цену, результаты суммируются, определяется средняя цена, которая умножается на возможный объем реализации.

Аналогично подсчитываются резервы роста прибыли за счет изменения рынков сбыта.

Методика маржинального  анализа прибыли базируется на делении производственных и коммерческих расходов на переменные и постоянные. При этом учитывается взаимосвязь объема производства и ее с/с, т.к. при увеличении объема производства с/с продукции снижается, при уменьшении – увеличивается (пример).

Методика маржинального  анализа позволяет определить изменение  суммы прибыли за счет:

- кол-ва реализованной  продукции;

- цены;

- уровня удельных переменных  затрат;

- суммы постоянных  затрат.

 

Безубыточность –  такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить в кол-ве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего продукция начнет приносить прибыль.

Разность между фактическим  кол-вом реализованной продукции  и безубыточным объемом продаж –  зона безопасности (зона прибыли).

Безубыточный объем  продаж и зона безопасности – основополагающие показатели при:

- разработке бизнес-планов;

- обосновании управленческих решений;

- оценке деятельности  предприятия.

 

Тема «Анализ  собственного капитала предприятия»

 

27. Содержание Ф№3 годового отчета, как основного источника анализа движения и структуры собственного капитала предприятия.

  Источниками анализа  движения собственного капитала предприятия является Бухгалтерский баланс (Ф№1) и Отчет об изменении капитала (Ф№3)

Информация о работе Лекции по "Анализу финансовой деятельности"