Методика проведения аудита расчетов с подотчетными лицами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Цель аудита расчетных операций в целом и расчетов с подотчетными лицами в частности заключается в проверке достоверности статей дебиторской и кредиторской задолженности и законности ведения бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами. В  процессе аудита решаются следующие задачи:
· инспектирование документального оформления расчетов с подотчетными лицами;
· оценка системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами;
· установление целевого использования подотчетных сумм;
· соблюдение установленного порядка возмещения командировочных расходов;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Экономическая сущность и содержание учета расчетов с подотчетными лицами
1.1 Выдача и учет подотчетных сумм
1.2 Нормативно – законодательное регулирование учета расчетов с подотчетными лицами
1.3 Цель и задачи аудита расчетов с подотчетными лицами
Глава 2. Методика проведения аудита расчетов с подотчетными лицами
2.1 Проверка расчетов с подотчетными лицами
2.2 Основные нарушения при аудите расчетов с подотчетными лицами
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Аудит.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, расчеты с подотчетными лицами находят свое отражение в Положении по бухгалтерскому учету №10/99 "Расходы организации" (3-ий уровень).

При оформлении командировочных расходов учитывают нормы Трудового Кодекса РФ, который оговаривает перечень лиц, которые могут быть направлены в командировку (1-ый уровень).

Размер суточных устанавливается Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 г. №93 (1-ый уровень).

Основными документами четвертого уровня по расчетам с подотчетными лицами являются:

1.   Учетная политика, формируемая главным бухгалтером организации и утверждаемая руководителем организации. Основы формирования и раскрытия учетной политики организации установлены ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", утвержденным приказом Минфина России от 09.12.1998 г. №60н.

2.   Утвержденные руководителем формы первичных учетных документов по учету расчетов с подотчетными лицами:

·   приходный кассовый ордер (форма КО-1) - выписывается в случае, когда работник возвращает в кассу неизрасходованную подотчетную сумму;

·   расходный кассовый ордер (форма КО-2) – выписывается при выдаче денежных средств под отчет;

·   командировочное удостоверение (форма №Т-10) – определяет фактическое время нахождения работника в командировке;

·   авансовый отчет с приложением подтверждающих документов (счетов, квитанций, проездных билетов, накладных и т.д.).

3.   Утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета – содержит перечень применяемых организацией синтетических счетов и субсчетов.

 

 

1.3 Цель и задачи  аудита расчетов с подотчетными  лицами

 

Цель аудита расчетных операций определяется федеральным стандартом № 1 "Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности". Цель аудита заключается в выражении мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности в части задолженности по расчетам с подотчетными лицами и персоналом по оплате труда. Кроме того, аудитор должен высказать мнение о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета расчетных операций законодательству Российской Федерации.

Основные задачи аудита расчетных операций:

·   проверка документального подтверждения расчетных операций;

·   контроль документов с использованием методов инспектирования, пересчета, экономического анализа;

·   проверка организации аналитического учета расчетных операций по каждому работнику, по каждой сумме, выданной под отчет;

·   сверка данных аналитического и синтетического учета по счетам расчетов;

·   проверка организации синтетического учета в соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета и рабочим планом счетов;

·   сверка оборотов и сальдо по счетам в регистрах синтетического учета, Главной книге и бухгалтерском балансе;

·   проверка соблюдения расчетной дисциплины, дебиторской и кредиторской задолженности;

·   проверка инвентаризационной работы, подтверждение достоверности остатков по счетам расчетов.

В качестве аудиторских доказательств используется следующая информационная база:

·   нормативно-правовые документы, регулирующие расчеты организации с подотчетными лицами и работниками, в том числе:

·   Трудовой кодекс РФ, введенный в действие Федеральным законом от 30.12.01 г. № 197-ФЗ;

·   Постановление Правительства РФ от 08.02.02 г. № 93 "Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией";

·   Постановление Госкомстата России от 01.08.01 г. № 55 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № АО-1 "Авансовый отчет";

·   Постановление Госкомстата России от 05.01.04 г. № 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" и др.;

·   локальные нормативные документы организации, регулирующие трудовые отношения между работодателем и работниками, порядок организации бухгалтерского учета расчетных операций: коллективный договор, положение об оплате труда, положение о премировании, правила внутреннего трудового распорядка, учетная политика;

·   учетные документы, отражающие факт совершения хозяйственной операции: авансовый отчет (форма № АО-1), приказ (распоряжение) о приеме работника на работу (форма № Т-1), личная карточка работника (форма № Т-2), штатное расписание (форма № T-3), табель учета рабочего времени (форма № Т-13), лицевой счет (форма № Т-54), расчетная ведомость (форма № Т-51), расчетно-платежная ведомость (форма № Т-49), платежная ведомость (форма № Т-53), приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (форма № Т-9), командировочное удостоверение (форма № Т-10), служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении (форма № Т-10а) и др.;

·   учетные регистры аналитического и синтетического учета, отражающие бухгалтерские записи по расчетным операциям: карточки, ведомости по счетам, журналы-ордера, анализы счетов, обороты по счетам 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и др.;

·   бухгалтерская отчетность, подтверждающая суммы сальдо по счетам расчетов: форма № 1 "Бухгалтерский баланс", форма № 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу";

·   прочие документы, отражающие законность совершения расчетов: письма, приказы (распоряжения) руководителя, соглашения, трудовые договоры, договоры возмездного оказания услуг, подряда и пр.

Проверка расчетных операций может иметь сплошной или выборочный характер.

Аудит заключается в проверке соблюдения действующего законодательства, правильности документального оформления и отражения в учете всех видов расчетов с подотчетными лицами. При этом осуществляются следующие процедуры:

·   оценивается система внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами;

·   подтверждается достоверность выдачи и возврата подотчетных сумм;

·   устанавливается законность и полнота возврата подотчетных сумм;

·   проверяется организация аналитического учета расчетов с подотчетными лицами и взаимосвязь аналитического и синтетического учета;

·   проверяется соблюдение организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами с подотчетными лицами.

Результаты оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля расчетов с подотчетными лицами основываются на содержании вопросов и документах, которые подвергаются исследованию (таблица).

 

Таблица 1 Вопросы и аудиторские доказательства для проверки расчетов с подотчетными лицами

Содержание вопроса

Аудиторские доказательства

Имеется ли приказ руководителя об определении круга подотчетных лиц , сроков отчетности и подотчетных сумм ?

Приказы руководителя , учетная политика организации для целей бухгалтерского учета

Соответствует ли порядок расчетов с подотчетными лицами Порядку ведения кассовых операций в РФ и другим нормативным документам ?

Авансовые отчеты , приказы руководителя , учетная политика организации для целей бухгалтерского учета

Своевременно ли сдаются авансовые отчеты в бухгалтерию организации ?

Авансовые отчеты

Проверяются ли авансовые отчеты по формальным признакам и по существу отраженных операций , осуществляется ли арифметическая проверка авансовых отчетов и прилагаемых к ним документов ?

Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета , положение о документах и документообороте организации , должностные инструкции работников бухгалтерии

Используются ли унифицированные формы первичных документов ?

Авансовые отчеты

Применяются ли компьютерные программы для расчетов с подотчетными лицами ?

Учетная политика организации , авансовые отчеты , ведомости аналитического учета расчетов с подотчетными лицами

Осуществляется ли контроль лимита расчетов наличными между юридическими лицами ?

Авансовые отчеты

Какие документы применяются для организации аналитического учета расчетов с подотчетными лицами ?

Ведомости , карточки аналитического учета расчетов с подотчетными лицами

Соблюдается ли своевременность расчетов с подотчетными лицами по выданным суммам ?

Авансовые отчеты , отчеты кассира

Правильно ли отражаются на счетах бухгалтерского учета операции с подотчетными лицами ?

Ведомости , карточки аналитического учета расчетов с подотчетными лицами , журналы - ордера , анализы счетов , оборотно - сапьдовые ведомости

Сверяются ли записи аналитического и синтетического учета по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами" , а также записи в Главной книге ?

Ведомости , карточки аналитического учета расчетов с подотчетными лицами , журналы - ордера , анализы счетов , оборотно - сальдовые ведомости , Главная книга организации


Аудит расчетов с подотчетными лицами включает следующие направления.

Проверка наличия распорядительных документов, отражающих информацию о расчетах с подотчетными лицами в организации. Аудитору следует запросить приказ об учетной политике организации, приказы (распоряжения) руководителя организации о назначении лиц, уполномоченных получать наличные деньги под отчет, о сроках отчетности, о командировочных расходах.

Проверка документального оформления авансовых отчетов. В ходе работы аудитор проверяет:

·   оформление авансовых отчетов;

·   оформление командировочных расходов (в том числе за рубеж);

·   порядок передачи подотчетных сумм другому лицу;

·   своевременность возврата подотчетных сумм и сдачи авансовых отчетов в бухгалтерию;

·   существо отраженных в учете операций с подотчетными лицами.

Документальная проверка авансовых отчетов предусматривает проверку по форме и по существу отраженных операций.

Порядок документального оформления расчетов с подотчетными лицами регулируется Постановлением Госкомстата России от 01.08.01 г. № 55 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № АО-1 "Авансовый отчет"".

При проверке авансовых отчетов по форме следует протестировать следующее:

·   соответствие типовой форме № АО-1 "Авансовый отчет";

·   наличие номера и даты составления;

·   указание подотчетного лица;

·   указание суммы полученного аванса, израсходованной суммы, суммы остатка и перерасхода;

·   указание назначения аванса;

·   наличие подписей;

·   заполнение обратной стороны авансового отчета.

Методика документальной проверки авансовых отчетов по существу заключается в проверке законности отраженных в учете операций с подотчетными лицами.

При этом необходимо проконтролировать соблюдение сроков предоставления авансовых отчетов в бухгалтерию и их оформление. Сроки отчетности подотчетных лиц аудитор проверяет путем сверки дат в расходных кассовых ордерах на выдачу денег под отчет и в авансовых отчетах. При этом необходимо руководствоваться Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации. Срок отчетности не может превышать трех рабочих дней по истечении срока, на который выданы деньги, или со дня возвращения из командировки. При этом аудитор должен убедиться в наличии приказа руководителя организации об установлении подотчетных лиц, которым могут выдаваться деньги под отчет, и о сроках отчетности. Параллельно проверяется наличие значительной дебиторской задолженности подотчетных лиц и сроки ее отражения в бухгалтерском учете, а также причины непогашения дебиторской задолженности.

Вместе с тем осуществляется сверка документов, прилагаемых к авансовому отчету, с данными, отраженными в авансовом отчете.

Детальная проверка отдельных расчетных операций с подотчетными лицами. Аудитор должен обратить внимание на учет поступления материально-производственных запасов через подотчетных лиц, командировочных расходов, расходов на приобретение горюче-смазочных материалов, представительских расходов.

При поступлении материально-производственных запасов через подотчетных лиц к авансовому отчету должны быть приложены платежный и расчетный документы (товарный чек, накладная, кассовый чек, квитанция к приходному кассовому ордеру). В товарных чеках и накладных должны быть приведены наименования приобретенных материально-производственных запасов. Аудитор отмечает производственный характер произведенных расходов.

В процессе документальной проверки авансовых отчетов детальному аудиту подлежат командировочные расходы. При проверке командировочных расходов необходимо проконтролировать наличие документов, подтверждающих командировочные расходы: приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку по форме № Т-9 и командировочного удостоверения по форме № Т-10. Данные документы должны составляться по установленным Постановлением Госкомстата от 05.01.04 г. № 1 унифицированным формам. Аудитор должен обратить внимание на наличие подписей и печатей в командировочном удостоверении.

Важным внутренним первичным документом является служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении по форме № Т-10а. Этот документ применяется для оформления и учета служебного задания для направления в командировку, а также для отчета о его выполнении. Служебное задание подписывается руководителем структурного подразделения, в котором работает командируемый работник, и утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом, а затем передается в кадровую службу для издания приказа (распоряжения) о направлении в командировку по форме № Т-9. Лицом, прибывшим из командировки, составляется краткий отчет о выполненной работе, который согласовывается с руководителем структурного подразделения и представляется в бухгалтерию вместе с командировочным удостоверением (форма № Т-10) и авансовым отчетом.

Особую важность имеет форма № Т-10а "Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении" с точки зрения определения источника финансирования расходов на командировку и признания данных расходов как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения.

Проверяется наличие оправдательных документов, подтверждающих командировочные расходы (счет, счет-фактура гостиницы, кассовый чек, квитанция к приходному кассовому ордеру об оплате услуг гостиницы; железнодорожные, автобусные или авиабилеты, талоны об оплате постельных принадлежностей, талоны об оплате стоянки автомобилей, талоны об оплате права въезда на территорию города и др.).

Информация о работе Методика проведения аудита расчетов с подотчетными лицами