Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 01:05, реферат
Системный подход – это методология научного познания и практической деятельности, а также объяснительный принцип, в основе которых лежит рассмотрение объекта как системы.
Системный подход заключается в отказе от односторонне аналитических, линейно-причинных методов исследования. Основной акцент при его применении делается на анализе целостных свойств объекта, выявлении его различных связей и структуры, особенностей функционирования и развития. Системный подход представляется достаточно универсальным подходом при анализе, исследовании, проектировании и управлении любых сложных технических, экономических, социальных, экологических, политических, биологических и других систем.
Введение 3
1. Понятие системного анализа 4
2. Методики системного анализа 5
Заключение 12
Список литературы 13
CoolReferat.com
Содержание
Системный подход – это методология научного познания и практической деятельности, а также объяснительный принцип, в основе которых лежит рассмотрение объекта как системы.
Системный подход заключается в
отказе от односторонне аналитических,
линейно-причинных методов
Назначение системного подхода
заключается в том, что он направляет
человека на системное видение действительн
Системный подход, будучи принципом познания, выполняет ориентационную и мировоззренческую функции, обеспечивая не только видение мира, но и ориентацию в нем.
Системный метод реализует познавательную и методологическую функции. Он выступает как некоторая интегральная совокупность относительно простых методов и приемов познания, а также преобразования действительности.
Конечная цель любой системной деятельности заключается в выработке решений, как на стадии проектирования систем, так и при управлении ими. В этом контексте системный анализ можно считать сплавом методологии общей теории систем, системного подхода и системных методов обоснования и принятия решений.
Целью данной работы является изучение методик системного анализа.
В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:
Системный анализ – научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы. Опирается на комплекс общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, статистических, математических методов.
Системный анализ возник в эпоху разработки компьютерной техники. Успех его применения при решении сложных задач во многом определяется современными возможностями информационных технологий1.
Н.Н. Моисеев приводит, по его выражению, довольно узкое определение системного анализа: «Системный анализ – это совокупность методов, основанных на использовании ЭВМ и ориентированных на исследование сложных систем – технических, экономических, экологических и т.д.
Результатом системных исследований является, как правило, выбор вполне определенной альтернативы: плана развития региона, параметров конструкции и т.д.
Поэтому истоки системного анализа, его методические концепции лежат в тех дисциплинах, которые занимаются проблемами принятия решений: исследование операций и общей теории управления».
Ценность системного подхода состоит
в том, что рассмотрение категорий
системного анализа создает основу
для логического и
Согласно классификации, все проблемы подразделяются на три класса:
В исследовании не всегда существует возможность достаточно точно проследить и оценить все причинно-следственные связи, иначе говоря, предстает объект исследования в детерминированном виде.
Многие связи и отношения имеют объективно вероятностный характер, многие явления можно оценить лишь вероятностно, если учитывать современный уровень, современные возможности изучения явлений социально-экономического и социально-психологического плана. Поэтому исследование управления должно быть ориентировано на вероятностные оценки. Это означает широкое использование методов статистического анализа, методик расчета вероятности, нормативных оценок, гибкого моделирования и пр.2
Что же касается непосредственно самой методики системного анализа, то она разрабатывается и применяется в тех случаях, когда у менеджеров, принимающих решения, на начальном этапе нет достаточных сведений о проблемной ситуации, позволяющих выбрать метод ее формализованного представления, сформировать математическую модель или применить один из подходов к моделированию.
В этом случае используют следующий подход:
Для того, чтобы организовать такой процесс, нужно определить последовательность этапов, рекомендовать методы для выполнения этих этапов, предусмотреть при необходимости возврат к предыдущим этапам. Такая последовательность определенным образом выделенных и упорядоченных этапов с рекомендованными методами или приемами их выполнения и представляет собой методику системного анализа.
Таким образом, методика системного анализа разрабатывается для того, чтобы организовать процесс принятия решения в сложных проблемных ситуациях. Она должна ориентировать ЛПР на необходимость обоснования полноты анализа, формирование модели принятия решения, адекватно отражающей рассматриваемый объект или процесс.
Методику системного анализа в экономических системах можно применять для решения следующих проблем (задач):
Наиболее известные методики системного анализа:
Методика ПАТТЕРН (1963 г.). Достоинство – хорошо развитая система критериев оценки. Недостаток–слабо разработаны методы структуризации.
Методики, разработанные на основе философских концепций:
а) методика, базирующаяся на двойственном определении системы – структурно-функциональный подход;
б) методика, основанная на концепции системы, учитывающей среду и целепопагание – структурный подход;
в) методика, базирующаяся на концепции деятельности – функциональный подход.
В таблице 1 предложен наиболее разработанный алгоритм системного анализа, предложенный проф. Ю.И. Черняком.
Таблица 1 – Алгоритм системного анализа
I. Анализ проблемы | ||
1. Обнаружение проблемы. | ||
2. Точное формулирование проблемы | ||
3. Анализ логической структуры проблемы | ||
4. Анализ развития проблемы (в прошлом и будущем). | ||
5. Определение внешних связей проблемы (с другими проблемами). | ||
6. Выявление принципиальной | ||
II. Определение системы | ||
1. Спецификация задачи | ||
2. Определение позиции | ||
3. Определение объекта | ||
4. Выделение элементов ( | ||
5. Определение подсистем | ||
6. Определение среды | ||
III. Анализ структуры системы | ||
1. Определение уровней иерархии (в БС). | ||
2. Определение аспектов и языков (в СС). | ||
3. Определение процессов и | ||
4. Определение и спецификация
процессов управления и | ||
5. Спецификация подсистем | ||
6. Спецификация процессов, | ||
IV. Формулирование общей цели и критерия системы | ||
1 Определение целей, требований надсистемы. | ||
2. Определение целей и | ||
3. Формулирование общей цели. | ||
4. Определение критерия. | ||
5. Декомпозиция целей и критериев по подсистемам. | ||
6. Композиция общего критерия из критериев подсистем | ||
V. Декомпозиция цели, выявление потребностей в ресурсах и процессах | ||
1. Формулирование целей – верхнего ранга. | ||
2. Формулирование целей – текущих процессов. | ||
3. Формулирование целей – эффективности. | ||
4. Формулирование целей – развития. | ||
5. Формулирование внешних целей и ограничений. | ||
6. Выявление потребностей в | ||
VI. Выявление ресурсов и процессов, композиция целей | ||
1. Оценка существующих | ||
2. Оценка современного состояния ресурсов. | ||
3. Оценка реализуемых и | ||
4. Оценка возможностей | ||
5. Оценка социальных факторов. | ||
6. Композиция целей | ||
VII. Прогноз и анализ будущих условий | ||
1. Анализ устойчивых тенденций развития системы. | ||
2. Прогноз развития и изменения среды. | ||
3. Предсказание появления новых факторов, оказывающих сильное влияние на развитие системы. | ||
4. Анализ ресурсов будущего. | ||
5. Комплексный анализ | ||
6. Анализ возможных сдвигов | ||
VIII. Оценка целей и средств | ||
1. Вычисление оценок по критерию. |
||
2. Оценка взаимозависимости |
||
3. Оценка относительной важности целей. |
||
4. Оценка дефицитности и |
||
5. Оценка влияния внешних |
||
6. Вычисление комплексных |
||
IX. Отбор вариантов | ||
1. Анализ целей на совместимость и входимость. |
||
2. Проверка целей на полноту. |
||
3. Отсечение избыточных целей. |
||
4. Планирование вариантов |
||
5. Оценка и сравнение вариантов. |
||
6. Совмещение комплекса |
||
X. Диагноз существующей системы | ||
1. Моделирование |
||
2. Расчет потенциальной и |
||
3. Анализ потерь мощности. |
||
4. Выявление недостатков |
||
5. Выявление и анализ |
||
XI. Построение комплексной программы развития | ||
1. Формулирование мероприятий, проектов и программ. |
||
2. Определение очередности целей и мероприятий по их достижению. |
||
3. Распределение сфер |
||
4. Распределение сфер |
||
5. Разработка комплексного плана
мероприятий в рамках | ||
6. Распределение по ответственным организациям, руководителям и исполнителям | ||
XII. Проектирование организации для достижения целей | ||
1. Назначение целей организации. | ||
2. Формулирование функций | ||
3. Проектирование | ||
4. Проектирование информационных механизмов. | ||
5. Проектирование режимов работы. | ||
6. Проектирование механизмов |
Рассмотрим подробнее каждый из двенадцати этапов системного анализа.
Вопрос о том, существует ли проблема, имеет первостепенное значение, поскольку приложение огромных усилий к решению несуществующих проблем отнюдь не исключение, а весьма типичный случай. Надуманные проблемы? маскируют актуальные проблемы. Правильное и точное формулирование проблемы является первым и необходимым этапом системного исследования и, как известно, может быть равносильно половине решения проблемы3.
Чтобы построить систему, проблему надо разложить на комплекс четко сформулированных задач. При этом в случае больших систем (БС) задачи образуют иерархию, в случае сложных систем (СС) – спектр, т.е. в отношении одного объекта будут решаться совершено различные задачи на разных языках.
Позиция наблюдателя определяет критерий решения проблемы. В некоторых случаях определение объекта составляет наибольшую трудность для исследователя (также, как и определение народнохозяйственной системы и среды).
Произвол в выделении
Выявление цепей и процессов развития требует не только строгости логического мышления, но и умения найти контакт с работниками управления.
Формировать общие цели организации и особенно конструировать критерий эффективности системы никоим образом нельзя, основываясь лишь на общественном мнении.
Оно представляет собой сложную логическую процедуру в рамках понятий общей теории систем, требующую, однако, тонкого знания специфики экономики и технологии исследования объекта.
В больших системах и сложных системах цель системы настолько отдалена от конкретных средств их достижения, что выбор решения требует большой трудоемкости по увязке цепи со средствами ее реализации путем декомпозиции – цепей. Эта важная работа является центральной в системном анализе. Она породила метод дерева целей, который является главным, если не единственным достижением системного анализа.
В системах непроизводственных (например, системах социальной сферы) выразить явным образом цель и критерий эффективности развития логически не удается. Здесь неприемлем анализ «от естественных потребностей человека» в связи с их непрерывным развитием и изменением. Надо идти традиционным путем от анализа существующего положения, достигнутого уровня и последовательного прогноза.
Системный анализ, как правило, имеет депо с перспективой развития. Поэтому максимальный интерес представляет любая информация о будущем – ситуациях, ресурсах, открытиях и изобретениях. Поэтому прогнозирование есть важнейшая и сложнейшая часть системного анализа.