Налогообложения в период НЭПа. Причина появления 86 видов платежей в бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 19:43, контрольная работа

Описание работы

Финансовая система во время НЭПа имела много особенностей, тем не менее, она отталкивалась от налоговой системы дореволюционной России как от исходного пункта и воспроизводила ряд ее черт. Фискальную политику государства в период НЭПа претворял в жизнь Народный комиссариат финансов. Сбор налогов осуществлялся системой Народного комиссариата финансов с помощью налоговых комиссий – общественных органов, созданных в помощь финансовым (налоговым) инспекторам и исполнительным комитетам местных Советов с целью наиболее полного учета плательщиков налогов, облагаемых доходов и правильного исчисления налоговых платежей.

Файлы: 1 файл

Налогообложения.doc

— 38.00 Кб (Скачать файл)

Налогообложения в период НЭПа. Причина появления 86 видов платежей в бюджет.

Финансовая система  во время НЭПа имела много особенностей, тем не менее, она отталкивалась  от налоговой системы дореволюционной  России как от исходного пункта и  воспроизводила ряд ее черт.

Фискальную политику государства в период НЭПа претворял  в жизнь Народный комиссариат  финансов. Сбор налогов осуществлялся  системой Народного комиссариата финансов с помощью налоговых комиссий – общественных органов, созданных  в помощь финансовым (налоговым) инспекторам и исполнительным комитетам местных Советов с целью наиболее полного учета плательщиков налогов, облагаемых доходов и правильного исчисления налоговых платежей. В налоговые комиссии входили представители местных исполнительных комитетов, профсоюзов и по два рекомендованных исполнительным комитетом плательщика.

Еще одной характерной  чертой налоговой системы периода  НЭПа являлась множественность налогов  и сборов и многократность обложения  торгово-промышленного оборота в  различных его звеньях. К 1930 г. количество платежей, взимаемых только с обобществленного сектора, достигло 86.

Систему налогов и  сборов при НЭПе составляли:

Прямые налоги: промысловый налог, единый натуральный налог, денежный подворный налог, сельскохозяйственный налог, индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, подоходно-поимущественный, единый общегражданский налог, военный налог, налог на сверхприбыль, квартирный налог, налог с наследств и дарений;

Косвенные налоги: акцизы (на спирт, вина, пиво, спички, табачные изделия, гильзы и другие товары), налог с доходов от демонстраций кинофильмов;

Пошлины: патентная, судебная и др.;

Сборы: гербовый, патентный, канцелярский, прописочный, на нужды жилищного и культурно-бытового строительства.

В качестве чрезвычайных налогов вводились:

в 1922 г. – единовременный общегражданский налог для оказания помощи голодающим;

в 1924 г. – единовременный налог на нужды населения, пострадавшего  от неурожая.

В 1922–1923 гг. отмечалась большая  активность местных органов власти, что выражалось в появлении массы не предусмотренных никакими законами различного рода налогов и сборов.

Низкая квалификация налогового аппарата и техническое  несовершенство взимания налогов при  одновременном существенном росте  потребности государства в доходах явились причиной введения наиболее простых видов налогов и сборов, с акцентом на реальные налоги. В этот период, кроме уже указанных выше, действовали следующие налоги:

налог со строений в городской  местности;

налог на домашнюю прислугу;

налоги с городских и пригородных садов и огородов;

налог на право охоты;

сбор с владельцев транспортных средств (в том числе  и велосипедов);

сбор с грузов, привозимых и вывозимых по железным и водным путям сообщения;

сбор за пользование  общественными весами;

сбор с пригоняемого на рынок для продажи скота;

сбор с извозного  промысла и др.

 

 

 

 

Важнейшие налоги в условиях НЭПа.

Прямые налоги

Первым денежным налогом в условиях НЭПа был введенный в действие в июле 1921 г. промысловый налог, который  взимался с частных торговых и промышленных предприятий и состоял из двух частей: патентного и уравнительного сборов. Взимание патентного сбора позволяло осуществить регистрацию предприятия в финансовых органах и получить поступления в бюджет вперед за определенный срок, что имело существенное значение в условиях большой нестабильности работы частных торговых предприятий. Уравнительный сбор позволял усилить обложение предпринимателей, получавших более крупные доходы (взимался ежемесячно в размере 3 % с оборота предприятия).

Другим важнейшим прямым налогом  был подоходно-поимущественный. Им облагались как физические, так и  юридические лица: акционерные общества, товарищества и т. п. Поимущественное  обложение представляло собой прежде всего налог на капитал.

Одним из основных доходных источников местных бюджетов в период НЭПа был квартирный налог. Налог взимался с владельцев торговых и промышленных предприятий, строений в городах и сдаваемых внаем помещений вне городов.

В формирующейся налоговой  системе РСФСР особое место занимали постоянно действующие специальные  налоги. Первым из них был рентный налог, введенный в ноябре 1923 г. Основным его назначением являлось упорядочение взимания арендной платы с земель как застроенных, так и незастроенных, находившихся в черте городских поселений и дорог.

В 1925 г. был введен специальный военный налог, который уплачивали не призванные в армию мужчины в возрасте от 21 до 40 лет.

После перехода к НЭПу и одновременно с формированием системы прямого налогообложения государство вводит косвенные налоги в виде акцизов на отдельные товары. В области косвенных налогов (равно как и прямых) задача финансовых органов заключалась в перенесении основной тяжести налогового бремени на имущие классы и слои населения. С этой целью акцизы дифференцировались в зависимости от качества изделий, продажной цены, круга потребителей.

Курс правительства  на свертывание НЭПа проявился во введении налога на сверхприбыль, налога с наследств и дарений, индивидуального обложения кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом.

К числу основных сборов, взимавшихся в 1920-е гг., относятся: патентный, прописочный, канцелярский и гербовый.

Патентный сбор представлял собой платеж в бюджет в составе промыслового налога, взимавшийся в СССР в 1921–1928 гг. с торговых и промышленных предприятий, а также с граждан, имевших доходы от занятий промыслами (уплачивался авансом за определенный период по твердым ставкам, устанавливаемым в зависимости от местонахождения и разряда предприятия).

Прописочный сбор взимался в виде платы за прописку документов – удостоверений личности. Впервые введен в декабре 1921 г. Декретом ВЦИК и СНК, предоставившим исполкомам местных Советов право взимать сбор в городских местностях.

Канцелярский сбор взимался в качестве платы за выдаваемые гражданам СССР и отдельным предприятиям (по их просьбе) копии, выписки, справки, удостоверения и другие документы (разновидность пошлины). Взимался с марта 1922 г. всеми советскими государственными учреждениями, а с июля 1925 г. – только таможенными учреждениями, судебными органами и учреждениями, выполнявшими судебные функции. Уплачивался специальными канцелярскими марками или наличными деньгами.

Гербовый сбор взимался в СССР в качестве платы с отдельных лиц и организаций при оформлении гражданско-правовых сделок, выдаче документов и др. От сбора освобождались государственные предприятия, не платившие промысловый налог, партийные, комсомольские и профсоюзные, научные и культурно-просветительные организации, а также лица, состоящие на социальном обеспечении. Сбор уплачивался гербовыми знаками либо наличными деньгами в кассы банка или другого учреждения, имевшие право принимать сбор. Доходы государственного бюджета от взимания сбора были невелики.

Необходимо отметить, что в первые годы НЭПа налоговые поступления являлись основным источником доходов государственного бюджета, но по мере развития народного хозяйства их доля сокращалась, а поступления неналоговых доходов возрастала. В последующие годы в систему взимания как прямых, так и косвенных налогов неоднократно вносились существенные изменения, связанные с усилением прогрессивности налогообложения, повышением необлагаемого минимума, введением ряда льгот для государственной и кооперативной промышленности. При всем их разнообразии суть сводилась к одному – вытеснению частного капитала.

Проводимая государством в дальнейшем налоговая политика исходила не из всесторонне взвешенного анализа  жизнеспособности того или иного  общественного экономического уклада, полезности его для страны, а из упрощенно понимаемых потребностей пролетарского государства в форсированной социализации народного хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Налогообложения в период НЭПа. Причина появления 86 видов платежей в бюджет