Направления ревизионной проверки. Контроль и ревизия материальных запасов и малоценных предметов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 00:27, контрольная работа

Описание работы

При комплексной ревизии деятельности производственного объединения в программе предусматривается, какие производственные единицы (филиалы) объединения должны быть подвергнуты ревизии. При этом ревизией должны быть охвачены не менее 2–3 производственных единиц.

Файлы: 1 файл

контрольная Конроль и Ревизия.docx

— 36.62 Кб (Скачать файл)
  1. Направления ревизионной проверки.

При комплексной ревизии  деятельности производственного объединения  в программе предусматривается, какие производственные единицы (филиалы) объединения должны быть подвергнуты ревизии. При этом ревизией должны быть охвачены не менее 2–3 производственных единиц. Основополагающий подход к ревизорской проверке заключается в последовательности и необходимости осуществления действий по следующим направлениям:

  • определение типа, структуры и особенностей управления предприятием;
  • соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;
  • обоснованность расчетов сметных назначений;
  • исполнение смет расходов;
  • использование бюджетных средств по целевому назначению;
  • обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
  • обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;
  • планирование и последующий контроль аудиторской проверки;
  • определение и оценка учетных систем;
  • определение, оценка, проверка важных внутренних контрольных структур;
  • обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
  • полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
  • учет операций с основными средствами и нематериальными активами;
  • учет операций, связанных с инвестициями;
  • учет расчетов по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
  • обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и капитальных затрат;

3

  • проверка наличия, названий и величины денежных сумм, включенных в баланс;
  • сверка финансовой отчетности с учетными записями;
  • подтверждение того, что балансовый счет прибылей и убытков отражает истинную картину результатов финансово-хозяйственной деятельности;
  • проверка соответствия финансовой отчетности требованиям законодательства и нормам учетной практики;
  • оценка финансовой отчетности в целом и составление общего вывода о том, действительно ли в отчетах дана объективная и правдивая информация.

Направления ревизионной  проверки можно рассматривать в аспектах:

  • функциональной структуры организации;
  • дивизиональной структуры организации;
  • территориальной структуры организации.

В аспекте функциональной структуры организации направлениями ревизионной проверки может быть деятельность:

  • совета директоров;
  • отдела сбыта;
  • отдела материально-технического снабжения;
  • производственных подразделений;
  • бухгалтерии;
  • отдела кадров и т. д.

С точки зрения значения подразделения в системе управления ресурсами направлениями проверки могут являться:

  • центры ответственности;
  • центры доходов;
  • центры затрат и т. д.

В аспекте дивизиональной структуры организации направлениями

4

ревизионной проверки могут  быть отдельные виды деятельности организации (производство, торговля, научные исследования и т. д.) или более мелкие объекты производства конкретного вида продукции.

В аспекте территориальной структуры организации направлениями ревизионной проверки могут быть обособленные структурные подразделения, филиалы, представительства организации или дочерние компании.

В случае контроля бухгалтерской отчетности традиционными направлениями является проверка:

  • доходов;
  • расходов;
  • основных средств;
  • запасов;
  • денежных средств;
  • обязательств и т. д.

Проведение проверки в организациях различных организационно-правовых форм, несомненно, имеет некоторую специфику. Например, проверка бюджетного учреждения, кроме стандартных направлений, предусматривает также проверку исполнения сметы, соблюдения бюджетного законодательства и т. д.

Важной стадией (этапом) в основополагающем подходе к ревизорской деятельности является управление ею через подготовку, планирование и надзор за работой ревизора. В контрольно-ревизионной организации заводят досье на каждого клиента с информацией о масштабе и характере деятельности предприятия, деловых партнерах, перспективах его развития, о располагаемых им производственных ресурсах, персонале предприятия и его руководителях.

Проводят предварительную  оценку трудоемкости работы, которая  зависит 

5

 от масштабов предприятия, характера его деятельности, состояния учета,

порядка в местах хранения ценностей, расположения и удаленности его подразделений. Исходя из этого определяют сроки проведения ревизорских проверок, которые, как правило, в среднем не превышают двух недель.

Ревизор должен готовить и планировать ревизию таким образом, чтобы гарантировать ее высокое качество, экономичность, эффективность и своевременность. При этом в ходе ревизии осуществляется надзор за работой бригады ревизоров, изучается и оценивается надежность средств контроля, собирается компетентная и надежная информация (доказательства), анализируется достоверность финансовых отчетов и делаются соответствующие выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

  1. Контроль и ревизия материальных запасов и малоценных предметов.

    1. Ревизия материальных запасов.

     Группа материальных запасов включает в себя различные категории активов: сырье и материалы, товары, готовую продукцию, полуфабрикаты, остатки незавершенного производства и расходы будущих периодов. Не во всех организациях материальные запасы составляют существенную величину, и в этих случаях проверять их необязательно.

     Если величина операций с запасами и/или их остатки составляют существенную величину, их проверка необходима.

     В отношении материальных запасов высокорисковыми областями являются:

•   затоваривание складов, отсутствие работы по анализу состояния запасов и определению норматива запасов;

•    завышение стоимости запасов в бухгалтерском учете по сравнению с рыночной (ошибка в учете, запасы приобретены по завышенным ценам по различным причинам или утрачены, похищены и т.п., потеряли свою стоимость в результате неправильного хранения или резкого снижения цен на рынке);

•    величина в отчетности занижена по сравнению с реальной (ошибка в учете или существуют неучтенные запасы). 

Оценка системы  внутреннего контроля.

1.  Обсудите с представителями проверяемой организации, как они оценивают риски, связанные с учетом материальных запасов:

•   установлены ли нормативы складских запасов;

7

•    есть ли бюджет закупок;

•    есть ли документ, устанавливающий порядок сбора информации о залежалых запасах, и порядок принятия решения в отношении таких запасов;

•    производится ли и каким образом контроль за ценами закупок, что препятствует менеджерам получать неофициальные «бонусы» от поставщиков;

•    насколько руководство уверено, что условия хранения запасов обеспечивают сохранность их качества и все произошедшие по различным причинам ухудшения оценены и отражены в бухгалтерской отчетности;

•    насколько руководство уверено, что на складах нет неучтенных запасов, в том числе запасных частей со списанных основных средств, официально списанных, но еще не уничтоженных запасов и т.д.

2.   Попросите предоставить документы, подтверждающие проведение контрольных мероприятий по снижению указанных выше рисков, например результаты анализа наличия невостребованных запасов и причин невостребованности. Попробуйте установить, как регламентируется выявление таких запасов, выясняются ли реальные причины затоваривания, какие меры принимаются.

3.  Попросите предоставить документы, подтверждающие анализ руководством основных тенденций в движении материалов: нарастание или снижение запасов, степень обеспеченности запасами, динамика претензий по качеству сырья и/или к произведенной из него продукции, стоимости списанных запасов и т.д.

4.   Повторите (по возможности) одну-две контрольные процедуры,

8                                             

например в отношении  выявления залежалых запасов.

5.  Сделайте предварительный вывод о состоянии внутреннего контроля на данном участке.

Контроль  соблюдения законодательства.

Проверка соблюдения законодательства на данном участке может касаться следующих вопросов:

•   правильность применения зачета НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям;

•   действия должностных лиц при организации закупок в интересах организации, а не в своих собственных;

•   соблюдение бюджетными организациями законодательства о закупках для государственных нужд. 

Контроль  финансовой отчетности.

Проверка отражения в  отчетности запасов состоит в  изучении того, что:

•    все отраженные в учете операции с запасами действительно имели

место (предпосылка возникновения);

•    все операции, которые действительно имели место, отражены в учете (предпосылка полноты);

•   запасы   отражены     в   учете  в  оценке,  не   превышающей   их  рыночную   стоимость (предпосылка точного измерения). Проверка того, что все  отраженные в  учете  операции   с запасами действительно имели место,                 9                                                                                   

направлена на выявление  фиктивных сделок с запасами. На крупных и средних предприятиях такие ситуации крайне редки. Более частным случаем является «неполная информация» об операциях с запасами.

Критерии фиктивной сделки четко не определены, и каждый раз  окончательное решение выносит  суд. Для проверки необходимо просмотреть перечень материалов и поставщиков хотя бы за какой-то месяц (что тоже отнимает массу времени), и выбрать две-три нетипичные поставки — как правило, это среднего объема поставка от не слишком известного поставщика. Признаками (но не доказательствами!) фиктивности накладной являются:

•    оформление «простой», а не товарно-транспортной накладной;

•    идеальное состояние накладной, отсутствие следов сгиба и потертостей по ее краям (в принципе экспедитор должен был ее вести с собой в машине, но иногда накладные возят в папках для бумаг, что действительно исключает оставление на документах каких-либо следов);

•    отсутствие номера накладной, или неточный номер (с индексом, дробью и т.п.);

•   отсутствие номера автомашины и фамилии водителя;

•   отсутствие адреса доставки;

•    нечеткое описание груза;

•   отсутствие данных о тоннаже груза;

•   отсутствие указания времени под разгрузкой;

•    визуальная схожесть подписей в накладной «разрешил», «отпустил»,

10

«принял», или они сделаны  ручкой одного цвета и др. Выясняем, чья была машина — организации, поставщика или  третьей стороны. Просим принести со клада карточку учета этого материала, сверяем данные карточки (дату, количество, стоимость) с данными накладной.

По возможности выясняем, как и кто разгружал машину; оцениваем, могли ли грузчики сделать это вручную, и была ли в это время на складе необходимая техника.

Например, по накладной груз состоит из четырех бабин с  проводом, каждая из которых весит около 1,5 т. Данные о наличии погрузчика на складе отсутствуют; данные о расходах на аренду или услуги погрузчиков или автокрана отсутствуют. На вопрос, как могла быть разгружена на складе машина с таким грузом, вразумительного ответа ревизор не получил.

Проверка того, что все  операции, которые действительно  имели место, отражены в учете, направлена на выявление неучтенных запасов.

При наличии «теневого  оборота» у организации возникают  запасы, не отражаемые в официальном бухгалтерском учете. Выявление таких запасов также возможно методом инвентаризации. Если выявление случаев хищения запасов проводится путем сверки данных бухгалтерского учета с фактическим наличием запасов, то в данном случае — наоборот: фактическое наличие сверяется с данными бухгалтерского учета.

Для проверки ревизор должен выбрать на любом складе, в том  числе открытом, два-три любых  объекта для проверки. Не рекомендуется выбирать объекты, характеристики которых по различным причинам определить за короткий срок невозможно, например занесенные снегом залежи щебня, насыпь мелких металлических изделий и т.д. Лучше отбирать запасы,

11

количество которых можно  пересчитать в течение 10—15 мин., например продукция, расфасованная  в маркированные коробки, готовая  продукция среднего размера (например, двигатели). Ревизор определяет характеристики и объем запасов (количество). Сверяет с данными карточки складского учета и бухгалтерского учета. Отдельной проверке могут подвергаться даты поступления в учете товаров и маркировка. Иногда могут выявляться факты, когда по данным учета товар поступил в марте 2012 г., а на самом товаре указана дата изготовления — сентябрь 2012 г. Эта ситуация возникает в случае, когда официально отражают в учете лишь первую партию товара, следующие партии в учете не отражаются, а прикрываются данными на приход первой партии. Особенно актуальна эта проблема в отношении импортируемых товаров, когда таким образом могут скрывать нерастаможенный товар.

Наличие «излишних» запасов  часто прикрывается оформлением договоров временного хранения продукции «чужих» организаций. Если предоставляется возможность, ревизор может провести встречную проверку организаций, которым, судя по предоставленным документам, принадлежит товар, и убедиться в достоверности предоставленной информации.

Проверка того, что запасы отражены в учете в оценке, не превышающей их рыночную стоимость, редко выявляет ошибки, так как высокий уровень инфляции быстро «съедает» возможные ухудшения запасов в результате хранения. Чаще встречаются случаи недооценки запасов, когда их стоимость в учете 1 коп., а рыночная цена сейчас уже 100 руб.

Для  проверки   можно  по  тем  же запасам, которые отбирались для проверки   наличия   невостребованных   запасов   и    двух   предыдущих предпосылок, рассмотреть соответствие их оценки в учете и текущей рыночной стоимости. Это трудоемкая работа, так как требует изучения предложений цен на рынке, т.е. справочников, прейскурантов, в том числе в Интернете, причем 12

цены, естественно, различаются  в зависимости от объемов закупки, скидок постоянным покупателям, способов доставки и т.д. 

Контроль  эффективности.

Оценка эффективности  работы с запасами в организации, как минимум, связана с изучением  двух основных проблем: затоваривание складов и завышение цены закупок.

Затоваривание складов. Ревизор  должен проверить организацию управления запасами в проверяемой организации. Типичными нарушениями являются:

•    отсутствие плана или бюджета закупок;

•    отсутствие нормативов запасов сырья, в том числе страхового и сезонного запасов;

•    отсутствие анализа эффективности закупки (например, какой из вариантов выгоднее: 1) купить крупную партию сырья дешевле, а потом хранить излишки сырья или искать на них покупателя или 2) купить сразу нужное количество сырья, но дороже);

•    отсутствие бюджета складских расходов;

•    наличие залежалых, ненужных запасов и т.д.

Данные нарушения ведут  к нерациональным расходам, отвлечению денег из оборота, снижению финансовой устойчивости организации.

Завышение цены приобретения сырья и материалов возможно по различным  причинам:

13

•   халатность работников служб материально-технического снабжения, не принимающих мер по анализу цен на рынке и выбору поставщиков;

•   личная заинтересованность отдельных сотрудников в приобретении материала у конкретного поставщика (родственные связи, получение материального вознаграждения и т.п.);

•    соответствующее указание материнской организации для перелива части прибыли в компанию — поставщика сырья. Выявить такие факты можно только путем проведения сравнительного анализа цен приобретения сырья и предложений на рынке.

Оценка эффективности  организации расчетов с поставщиками. Во многих организациях отделы материально-технического снабжения по привычке работают с одним и тем же поставщиком в течение многих лет. Конечно, в этом есть много положительных моментов. Однако на рынок выходят многие молодые компании, готовые предложить более низкие цены при том же качестве сырья. Ревизору необходимо проверить, ищет ли, анализирует ли служба снабжения такие предложения.

Во многих случаях во время  заключения договоров не предпринимаются попытки снизить цены, потребовать скидки за крупную партию.

Другой типичной ситуацией  является отсутствие рассрочек за поставленное сырье, уплата 100%-го аванса.

Часто отсутствует план или  бюджет расчетов с поставщиками, в  результате платежи осуществляются стихийно, организация несет убытки, уплачивая неустойку, пени за просрочку  платежа. 


 

14

    1. Ревизия малоценных предметов.

        Важным, трудоемким, сложным участком учета в организациях всех форм собственности и ведомственной подчиненности является учет материально- производственных запасов и, соответственно, МБП как части материально- производственных запасов (МПЗ). От объективности и достоверности информации, формируемой на этом участке учета, зависят себестоимость продукции, финансовый результат, налогооблагаемая прибыль, сумма НДС и т.д. 

Цель и задачи аудита учета  МБП.

Особое место в системе  учета МПЗ занимает учет МБП. Особенности, возникающие в области учета  данного вида активов, связаны прежде всего с экономической сущностью  рассматриваемых предметов. Непременным  условием функционирования предприятия  является наличие оборотных средств. В целом, оборотные средства можно  подразделить на оборотные производственные фонды и фонды обращения. В  свою очередь оборотные производственные фонды по вещественному содержанию представляют собой предметы труда  и орудия труда, учитываемые в  составе МБП. Исходя из этого рассматриваемые  предметы учитываются в составе  средств в обороте, а используются в качестве средств труда, для  которых характерно многократное участие  в производственном процессе и постепенный  перенос своей стоимости на изготовляемый  продукт.

К числу нормативных документов, регламентирующих рассматриваемую  сферу учета, относят:

Федеральный закон РФ от 21.11.96 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина  РФ от 29.07.98 № 34н;

Положение по бухгалтерскому учету «Учет МПЗ» (ПБУ 5/98), утвержденное приказом Минфина РФ от 15.06.98 № 25н;

Положение  по  бухгалтерскому  учету  МБП,  утвержденное письмом           15

Минфина СССР от 18.09.79 № 166. Данное Положение применяется в части, не противоречащей введенным в действие новым стандартам отечественного бухгалтерского учета;

Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость  продукции(работ, услуг), и о порядке  формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении  прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.08.92 с последующими изменениями и дополнениями;

Положение по бухгалтерскому учету « Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина  РФ от 06.05.99 № 33н и др.

Аудит МБП проходит в составе  МПЗ, которые составляют значительную часть стоимости имущества организации, материалоемкость в некоторых отраслях составляет 90% и более.

Поэтому цель аудиторской  проверки МБП состоит в подтверждении  достоверности данных по наличию  и движению МБП, установлении правильности оформления операций по МБП в соответствии с действующими нормативными актами РФ.

Основными задачами аудита МБП являются:

Подтверждение достоверности  показателей баланса по статье «МБП»;

Проверка полноты и  своевременности оприходования  МБП по материально ответственным  лицам;

Подтверждение целесообразности и законности операций по отпуску  и списанию МБП;

Проверка организации  складского хозяйства и обеспечения  сохранности МБП;

Оценка качества произведенной  в организации инвентаризации;

Проверка порядка формирования стоимости МБП и соответствие его избранной учетной политике.

 

 

16

Список используемых источников:

    1. Налоговый Кодекс РФ;
    2. Федеральный закон РФ от 06.12.11 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
    3. Приказ Минфина РФ от 04.09.07 №75н (ред. от 04.10.10) «Об утверждении административного регламента исполнения федераьной службой финансово-бюджетного надзора…»
    4. Положение по бухгалтерскому учету «Учет МПЗ» (ПБУ 5/98), утвержденное приказом Минфина РФ от 15.06.98 № 25н;
    5. http://www.consultant.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА

ФГОУ ВПО Самарская государственная сельскохозяйственная академия

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И АГРАРНОГО РЫНКА

Кафедра

Логистики и экономики

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Контроль и ревизия»

вариант 9

 

                                                                                                      

                                                                                                        Работу проверил

к.э.н.доц. Котенёва Т.В.

 

 

                                                                                                 

 

                                                                                                     Работу подготовил                  

Копань Н.А.

Группа БУ 1431

 

 

Самара 2013

Содержание

Информация о работе Направления ревизионной проверки. Контроль и ревизия материальных запасов и малоценных предметов