Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 15:26, реферат
Одна из основных проблем в совершенствовании кредитной политики коммерческого банка состоят в обеспечении ее сбалансированности, а, значит, и в минимизации риска несбалансированности.
Риск несбалансированности кредитной политики коммерческого банка определяют как риск неуравновешенности (дисбаланса) элементов его кредитной политики (спроса клиентов на кредитные ресурсы банка и их предложения банком, сумм и сроков размещенных кредитных ресурсов и источников их формирования, доходности и риска кредитных операций банка), приводящий к нерациональному использованию кредитных ресурсов банка и обусловливающий в связи с этим его финансовые потери.
22
Одна из основных проблем в совершенствовании кредитной политики коммерческого банка состоят в обеспечении ее сбалансированности, а, значит, и в минимизации риска несбалансированности.
Риск несбалансированности кредитной политики коммерческого банка определяют как риск неуравновешенности (дисбаланса) элементов его кредитной политики (спроса клиентов на кредитные ресурсы банка и их предложения банком, сумм и сроков размещенных кредитных ресурсов и источников их формирования, доходности и риска кредитных операций банка), приводящий к нерациональному использованию кредитных ресурсов банка и обусловливающий в связи с этим его финансовые потери.
Таким образом, сбалансированная кредитная политика представляет собой совокупность важнейших элементов банковского управления в области активных операций, обеспечивающих состояние уравновешенности доходов и расходов банка, баланс спроса на кредитные ресурсы и способов их обеспечения и включающих в себя оценку кредитного риска, управление ставкой процента по кредитам с учетом уровня инфляции и курсов иностранных валют (оценка валютного риска), а также управление в области объемов и структуре активных операций1.
Причины несбалансированности кредитной политики коммерческих банков различны. Так, И.В. Лебедева выделяет следующие причины:
1) недооцененность уровня
инфляции. Сбалансированной кредитной
политике отвечает такой
2) реальная оценка динамики
курсов валют, используемых при
совершении активных (кредитование)
и пассивных (прием вкладов) операций
банка. Сбалансированная кредитная
политика банка должна
3) адекватность процентно-
Другие авторы к причинам несбалансированности кредитной политики причисляют просчеты банка в оценке спроса клиентов на кредитные предложения, реализацию руководством банка чрезмерно агрессивной или наоборот неоправданно осторожной кредитной политики, нарушение соответствия объема и характера привлекаемых и размещаемых ресурсов, нарушение равновесия доходности и риска кредитных операций банка.
Для эффективного оценивания риска несбалансированности целесообразно применять обобщающий индикатор риска – индикатор GIRI.
GIRI = (X1Y1+X2Y2+X3Y3+X4Y4+X5Y5+
Использование такого индикатора позволяет оценить риск несбалансированности по принципу «низкий-высокий».
Таблица 4
Значения и веса рисков, входящих в состав риска несбалансированности кредитной политики коммерческого банка
Таблица 5
Определение уровня риска несбалансированности кредитной политики коммерческого банка на основе обобщающего индикатора
Риск несбалансированности должен оцениваться постоянно и на основе результатов его оценки разрабатываются и реализуются необходимые меры по совершенствованию кредитной политики коммерческого банка.
В зависимости от показателя уровня риска несбалансированности банк может принимать соответствующие меры по страхованию, лимитированию, введению ограничений на проведение определенных операций.
Очевидно, что риск несбалансированности кредитной политики коммерческого банка является сложным риском и в нем проявляются многие иные банковские риски, в том числе кредитный риск, риск потери ликвидности, процентный, организационный, репутационный, кадровый риски. Поэтому риск несбалансированности кредитной политики коммерческого банка имеет комплексный характер и является одним из наиболее важных в банковской деятельности.
Как и любой другой коммерческий банк, Сбербанк РФ постоянно ведет работу по совершенствованию кредитования. Это относится и к потребительскому кредитованию. В этой связи большое значение имеют проблемы совершенствования потребительского кредитования.
На сегодняшний день в Сбербанке РФ реализуется Стратегия развития Сбербанка на период 2014-2018 гг.2
Как указано в данной стратегии, в настоящий период на рынок выходят новые участники, которые определят новые конкурентные вызовы. К таким участникам относятся в основном банки операторов мобильной связи и высокотехнологичные участники рынка, которые также специализируются на кредитовании. С этой точки зрения конкурентами Сбербанка РФ также становятся розничные сети. Поэтому основной задачей для успешной конкурентной борьбы в сфере потребительского кредитования является повышение качества клиентского обслуживания.
Как отмечено в указанной Стратегии Сбербанка РФ, к 2018 году подавляющее большинство взаимодействий клиента и Банка (как в области продаж, так и в области обслуживания), возможно, будет реализовать без посещения отделения. В этой связи большое значение имеет и развитие кредитования, в том числе, посредством пластиковых карт. Стоит отметить, что система клиентского обслуживания и кредитования без посещения отделения банка весьма успешно была уже реализована и развивается в настоящее время в Банке «Тинькофф Кредитные Системы» (далее – Банк «ТКС»). Данный банк является полностью отказался от отделений и все банковские операции проводит по телефону или через интернет. Не смотря на то, что объемы кредитовании и максимальные суммы кредитов в Банке «ТКС» не сопоставимы с аналогичными показателями Сбербанка РФ, последнему все же имеет смысл использовать опыт кредитования без обязательного посещения отделений и более активно развивать данное направление потребительского кредитования.
Важно подчеркнуть, что репутация Банка напрямую зависит от результатов его работы и тех принципов, на которых он строит свою работу. Принцип «Банк для клиента» лежит в основе деятельности клиентских подразделений Банка: Управление продаж и Управления корпоративного обслуживания. Подразделения решают две основные задачи:
- расширение клиентской базы Банка;
- обеспечение должного уровня обслуживания (развитие продуктового ряда, поддержание высокого уровня сервиса и т.д.).
В этой связи развитие кредитования без посещения отделения Сбербанка РФ может быть одним из наиболее эффективных способов выполнения задачи по расширению клиентской базы.
В настоящее время Сбербанк РФ развивает потребительское кредитование по следующим основным принципам:
- повышение доступность
- помощь клиентам избежать
- сохранение всей линейку
- обеспечение повышения
- усиление работы по сохранению
и повышению качества
Думается, что основная работа по совершенствованию потребительского кредитования в Сбербанке РФ должна быть направлена на расширение клиентской базы прежде всего за счет использования сети Интернет. С настоящее время численность пользователей сети Интернет растет достаточно большими темпами и эта аудитория пользователей может пополнить клиентскую базу Сбербанка РФ. Необходимость расширения использования сети Интернет для развития кредитования обусловлена еще и тем, что в последние годы одним из основных критериев, которым руководствуются потребители, является удобство пользования теми или иными услугами и быстрота обслуживания. Существенным преимуществом является и отсутствие необходимости посещения отделения банка, чем пользуется например, Банк «ТКС», развивая кредитование без обязательного посещения отделения банка.