Оценка инвестиционного климата Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна, прежде всего, тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.

Содержание работы

Введение стр. 3
Глава 1
1.1 Сущность инвестиционного климата стр. 6
1.2 Понятие инвестиционного риска стр. 11
1.3 Информация как фактор, влияющий на инвестиционный климат стр. 13
Глава 2
2.1 Инвестиционный климат в России стр. 15
2.2 Влияние особых экономических зон на состояние
инвестиционного климата стр. 19
2.3 Инвестиционный климат в регионах России стр. 20
2.4 Состояние инвестиционного климата
в Нижегородской области стр. 22
Глава 3
3.1 Пути улучшения инвестиционного климата в России стр. 26
3.2 Факторы, не играющие главной роли
в инвестиционной политике стр. 29
3.3 Наиболее серьезные проблемы, с которыми
сталкиваются иностранные инвесторы в России стр. 29
Заключение стр. 32
Список литературы

Файлы: 1 файл

Оценка инвестиционного климата Российской Федерации.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Стратегической целью  политики в сфере привлечения  ПИИ должно являться предоставление иностранным инвесторам национального режима. Формально российское законодательство гарантирует иностранным инвесторам именно этот режим. Проблема, однако, состоит в том, что российский национальный режим крайне неблагоприятен как для российских, так и для иностранных инвесторов.

Стране нужен кардинально  иной национальный режим, обеспечивающий благоприятные условия для притока  иностранных инвестиций в экономику  России. Для этого необходима серьезная  работа по изменению налогового, инвестиционного  и корпоративного законодательства, которая могла бы способствовать интенсификации инвестиционного процесса. В области налогов эта работа уже началась, но и она еще далека от завершения. Кроме того, плоды налоговой и прочих реформ скажутся на практике не сразу.

Наряду с применением принципа национального режима необходима также реализация иных принятых в международной практике принципов правового регулирования иностранных инвестиций. В первую очередь речь идет о режиме наибольшего благоприятствования, который предоставляется многими государствами с целью исключить дискриминацию по отношению к инвесторам из каких-либо стран.

Режим в отношении  ПИИ в России должен характеризоваться  высокой транспарентностью. Принцип  транспарентности означает, что правовые нормы, регулирующие деятельность иностранных инвесторов, должны быть открытыми и не допускающими неоднозначной интерпретации, а процедуры пересмотра этих норм должны быть гласными и проходить в условиях, обеспечивающих для заинтересованных сторон (включая иностранные компании) возможность высказать свою позицию по обсуждаемым вопросам.

В России по части транспарентности дело обстоит благополучно с публикацией  законов и других правовых актов  федерального уровня. Но степень транспарентности резко снижается по мере перехода на ведомственный или региональный (местный) уровни. Реализовать в полной мере принцип транспарентности на практике достаточно сложно даже наиболее развитым странам, но идти по этому пути необходимо, поскольку этого требуют рыночная экономика и растущая глобализация мирового хозяйства, не оставляющие странам иного выбора.

Сложная ситуация существует в области предсказуемости правовых или административных изменений, между  тем именно нестабильность обстановки в России является предметом наиболее серьезных жалоб со стороны иностранных инвесторов.

Действующее российское законодательство в отношении иностранных  инвесторов далеко не во всем соответствует  требованиям международной практики и глобальной тенденции либерализации  режима привлечения ПИИ. Более того, российское инвестиционное законодательство в области привлечения ПИИ по своей «привлекательности» заметно уступает законодательству многих других стран, конкурирующих с Россией в области привлечения иностранных инвестиций.

 

3.2 Факторы, не играющие  главной роли в инвестиционной политике

Как оказалось, потенциального инвестора мало волнуют некоторые  факторы инвестирования, относительно высокой значимости которых у  многих сохраняются определенные иллюзии.

Неуклонно падает интерес  к собственным инновационным  возможностям региона. По-видимому, инвестор приходит в регион со своими, уже освоенными и отработанными, технологиями и не склонен вкладывать средства в стагнирующую местную научно-техническую сферу.

Результаты опроса крупнейших инвесторов развеяли миф о привлекательности природных ресурсов России. Во-первых, более или менее эффективные предприятия и месторождения ресурсов уже поделены, доступ новых инвесторов туда затруднен. Во-вторых, в мире есть ресурсы и доступнее, и дешевле в эксплуатации.

 

3.3 Наиболее серьезные проблемы, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы в России

Проанализировав результаты опросов, проводившихся среди крупнейших инвестиционных компаний, можно прийти к выводу, что наиболее серьезной  проблемой, оставляющей далеко позади все остальные трудности по степени важности, является неадекватное и постоянно меняющееся налоговое законодательство. Затем следуют проблемы, связанные со слабым обеспечением прав собственности и прав кредиторов, действиями таможенных органов, риском изменений в политической сфере, неустойчивым макроэкономическим положением, неразвитым банковским сектором, российской системой бухучета и коррупцией. Примечательно, что само по себе налоговое законодательство воспринимается как большее зло, чем налоговые органы, призванные обеспечивать его соблюдение. Напротив, таможенные органы и в меньшей степени постоянные изменения внешнеторговой политики рассматриваются как более серьезная проблема, чем торговая политика как таковая.

Риск изъятия собственности  и произвол со стороны властей - как федеральных, так и местных, были отнесены к категории проблем, не самых первостепенных по степени важности. То же самое относится к неплатежам заказчиков и неадекватной защите прав интеллектуальной собственности. Интересно отметить, что защита прав интеллектуальной собственности рассматривается многими как менее серьезная проблема, чем обеспечение прав собственности в целом. Эта точка зрения последовательно выражается представителями всех секторов, и хотя компании, использующие более передовые производственные технологии, естественным образом, больше озабочены защитой прав интеллектуальной собственности, их представители все равно считают, что обеспечение прав собственности в целом представляет собой более серьезное препятствие, чем защита прав интеллектуальной собственности. Если говорить о благоприятных тенденциях, то качество российских трудовых ресурсов и поставщиков не составляет для иностранных компаний серьезной проблемы. В целом респондентов как будто удовлетворяет уровень квалификации и мотивации рабочих и менеджеров, а также качество и своевременность поставки материалов и комплектующих российскими предприятиями. Это свидетельствует о том, что как минимум часть российских кадров при условии обеспечения соответствующих стимулов и надлежащего профессионального обучения хочет и может удовлетворять западным стандартам.

Качество материалов и комплектующих, поставляемых российскими  предприятиями, а также своевременность  их поставок, также относится к  категории второстепенных проблем. Бартер, одна из основных особенностей работы на российском рынке, о которой много говорится в западной прессе, также не вызывает у инвесторов серьезных возражений.

Порядок распределения  проблем по степени важности носит  относительно устойчивый характер во всех секторах. Компании, участвующие в промышленном производстве, подчеркивают серьезность проблем, связанных с неразвитостью банковского сектора. Напротив, банки отнесли к числу первостепенных проблему неадекватной защиты прав кредиторов. Неплатежи клиентов и российская система бухучета также имеют для них большее значение, чем для остальных. Для консультационных фирм чрезвычайно важна проблема недостаточной защиты прав собственности. Так же, как и банки, они в большей степени, чем остальные, страдают от несвоевременных платежей клиентов и несовершенства российской системы бухучета. Компании, занимающиеся сбытом продукции, расценивают в качестве более серьезных проблемы, связанные с действиями таможенных органов, и, может быть, вследствие этого ставят коррупцию на более высокое место, чем большинство других участников опроса.

Транспортные компании также подчеркивают серьезность  проблем, создаваемых таможенными  органами.

 

Заключение

Инвестиции - относительно новый для нашей экономики  термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие «капитальные вложения». Понятие «инвестиции» шире, чем понятие «капитальные вложения». Инвестиции включают в себя как реальные, так и портфельные инвестиции. Реальные инвестиции - вложения в основной и оборотный капитал. Портфельные инвестиции - вложения в ценные бумаги и активы других предприятий.

В Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в  Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»  от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ даются следующие определения понятиям «инвестиции» и «капитальные вложения»: «Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности и иной деятельности в целях получения прибыли и достижения иного положительного эффекта».

Капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое  строительство, расширение, реконструкцию  и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты. Если исходить из этого определения, то инвестиции, вложенные в оборотные средства, не могут считаться капитальными вложениями. По направлению использования капитальные вложения классифицируются на производственные и непроизводственные. Производственные капитальные вложения направляются на развитие предприятия, непроизводственные на развитие социальной сферы.

По формам воспроизводства основных фондов различают капитальные вложения:

  • на новое строительство;
  • на реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий;
  • на расширение действующих предприятий;
  • на модернизацию оборудования.

По источникам финансирования различают капитальные вложения централизованные и децентрализованные.

Эффективность использования  капитальных вложений в значительной мере зависит от их структуры. Различают  следующие виды структур капитальных  вложений: технологическую, воспроизводственную, отраслевую и территориальную.

Под технологической  структурой капитальных вложений понимаются состав затрат на сооружение какого-либо объекта и их доля в общей сметной  стоимости.

Привлечение в широких  масштабах национальных и иностранных  инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги.

Перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный  капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.

Нужно стремиться создать  благоприятный инвестиционный климат не только для иностранных инвесторов, но и для своих собственных. И  речь не о том, чтобы найти им средства на осуществление инвестиций. Российскому частному капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений.

На мой взгляд, основными  направлениями деятельности по повышению  общего инвестиционного рейтинга нашей  страны на мировой арене являются:

  • максимальное вовлечение в сферу инвестиционной деятельности валовых сбережений и обеспечение положительной динамики инвестиций;
  • осуществление контроля за вывозом капитала за рубеж, решение на государственном уровне проблемы возврата незаконно вывезенных капиталов;
  • развитие системы правового и коммерческого гарантирования эффективных инвестиционных проектов;
  • сокращение масштабов теневого сектора экономики на основе перехода значительной его части в сферу регистрируемой экономики;
  • развитие системы информационного и консультативного обеспечения, маркетинга инвестиционных программ и проектов;
  • развитие в зарубежных странах сети инвестиционных представительств, оказывающих услуги потенциальным инвесторам для вхождения на российский рынок;
  • формирование банка данных по инвестиционным проектам и подготовка справочных материалов об условиях инвестирования для зарубежных инвесторов;
  • проведение в регионах конференций с участием широкого круга российских предпринимателей;
  • расширение работы по созданию свободных экономических зон.

На мой взгляд, самое  главное сегодня это не сбавлять темпы. Тем более что первые шаги уже сделаны и осталось только продолжить начатое. Ведь разрушить уже созданное не составляет больших усилий, а создать заново - куда более сложнее.

 

Список литературы

  1. Федеральный закон от 25.02.1999г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений».
  2. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 № 160-ФЗ.
  3. Магденко В. Что мешает иностранным инвесторам в России? // Инвестиции в России. – М., № 2, 2005.
  4. Нешитой А.С. Инвестиции // М: 2005г.
  5. Уринсон Я. “О мерах по оживлению инвестиционного процесса в России” М., Ж. “Вопросы экономики”, №1, 2006г.
  6. Филатов К. Иностранные инвестиции в экономику России // Статистическое обозрение 2001.- № 2.
  7. Есипов В. Е., Маховикова Г. А., Терехова В. В. // «Оценка бизнеса». – изд. «Питер», 2006 г.
  8. Покропивный С.Ф. // «Экономика предприятия», 2003г.
  9. Нешитой А.С. // «Инвестиции», 2007г.
  10. М. И. Ример, А. Д. Касатова, Н. Н. Матиенко // «Экономическая оценка ценностей», 2007г.
  11. В. В. Ковалев // «Финансы», 2006г.
  12. http://www.cprb.ru/
  13. http://www.ng.ru/
  14. http://www.rosoez.ru/
  15. http://www.gazeta.ru/
  16. http://statistika.ru/

Информация о работе Оценка инвестиционного климата Российской Федерации