Оперативный анализ деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование и описание возможностей использования бухгалтерских программ по автоматизации бухгалтерского учета в условиях перехода к рыночным экономике в России.
Задачи курсовой работы – охарактеризовать организацию автоматизации бухгалтерского учета на предприятиях, сравнить и проанализировать по использованию программ автоматизации в бухгалтерском учете и их ценообразование, выявить и предложить наиболее эффективную программу для анализируемого предприятия

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты оперативного учета и анализа деятельности предприятий
1.1. Понятие информационного обеспечения учета и анализа
1.2. Особенности оперативного учета (сравнительная характеристика оперативного, финансового и управленческого учета)
1.3.Оперативный анализ и его методический инструментарий

Глава 2. Практические основы оперативного учета и анализа
2.1. Постановка учетного процесса на предприятии
2.2. Проведение оперативного анализа предприятия

Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 41.62 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты  оперативного учета и анализа  деятельности предприятий

      1.1. Понятие  информационного обеспечения учета  и анализа

      1.2. Особенности  оперативного учета (сравнительная  характеристика оперативного, финансового  и управленческого учета)

      1.3.Оперативный  анализ и его методический  инструментарий

 

Глава 2. Практические основы оперативного учета и анализа

      2.1. Постановка  учетного процесса на предприятии

      2.2. Проведение  оперативного анализа предприятия

 

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

Введение

          Актуальностью темы заключается  в том, что доступность современных компьютерных языков и возросший уровень компьютерной грамотности специалистов в области экономики и бухгалтерского учета позволяют создавать в короткое время программные приложения высокого качества с требуемым набором функций.

         Для пользователя может быть  интересен набор функций, реализованных  в тех или иных программах.

        Целью  курсовой работы  является исследование  и описание возможностей использования бухгалтерских программ по автоматизации  бухгалтерского учета в условиях перехода к рыночным экономике в России.

       Задачи  курсовой работы – охарактеризовать  организацию автоматизации бухгалтерского учета на предприятиях, сравнить и проанализировать по использованию программ автоматизации в бухгалтерском учете и их ценообразование, выявить и предложить наиболее эффективную программу для анализируемого предприятия.

       Предметом  исследования:  является исследование  общих принципов автоматизации бухгалтерского учета и подготовки разного рода отчетностей на основе компьютерных технологий.

       Информацией  для исследования служит учебно-методическая  литература, периодические издания, средства Интернета (сайты)- приведенные на них исследования и опросы продавцов и покупателей.

       Практическое  значение данной работы заключается  в том, что рекомендации по автоматизации бухгалтерского учета могут быть внедрены в деятельность хозяйствующих субъектов.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты оперативного учета и анализа деятельности предприятий

1.1. Понятие информационного  обеспечения учета и анализа

      Важной составной частью управленческого процесса, основой экономического анализа является система экономической информации. Она является базой для принятия управленческих решений.

   Информационное обеспечение анализа хозяйственной деятельности тесно взаимодействует с информационным обеспечением бухгалтерского учета, планирования и иных функций управления предприятием. Такое взаимодействие объясняется несколькими причинами, среди которых первостепенную значимость играют источники информации и удовлетворение информационных потребностей. Потребности в аналитической информации постоянно изменяются под воздействием внутренних и внешних факторов. Новые хозяйственные решения приводят к возникновению и, следовательно, изменению существующих информационных потребностей. Руководители должны постоянно оценивать соответствие своего информационного обеспечения изменившимся условиям управления.

       Управление производством невозможно представить без управленческой информации, которая образует систему управления. Возникновение и формирование этой системы обусловливается системным характером внутренних и внешних связей каждого объекта управления, а содержание неразрывно связано содержанием комплекса управленческих воздействий, осуществляемых субъектом управления по отношению к объекту.

       Информация необходима при осуществлении всех этапов цикла управления, однако в системе управленческой информации особое место занимает та ее часть, которая связана с управленческими решениями, поскольку информация является исходным материалом для подготовки, обоснования и принятия решений. Любое управленческое решение нельзя 
сформулировать, не проанализировав факты и обстоятельства, относящиеся к конкретной ситуации, сложившейся на производстве. Для принятия решения всегда нужны сведения, подробно, достоверно, своевременно и всесторонне характеризующие ситуацию, требующую управленческого вмешательства.

      Операционный анализ должен способствовать уменьшению риска, связанного с выбором правильного решения, усилению творческого начала в его принятии. Он должен строиться на информации учета, отчетности, планов и прогнозов. Требования к анализу предъявляются из за потребностей управления. Сам же анализ может предъявлять требования к учету, естественно, не ради анализа, а в целях его результативности для управления.

     Несмотря на свою значимость и результативность в процессе принятия решений, анализ продолжает занимать незначительный удельный вес в бюджете времени различных экономических служб предприятия. Это в свою очередь сказывается на низкой эффективности принимаемых решений, что ведет к управленческим ошибкам и просчетам. Причин недостаточной эффективности управленческих решений много, но одной из основных является неполнота и не качественность аналитической информации. Требование полноты информации с позиций экономического анализа означает, что в ней должны быть данные, в достаточной степени детализированные для того, чтобы на их основе провести исчерпывающий факторный анализ.

       С другой стороны, и при абсолютном избытке, информация не уменьшает неопределенность ситуации. Она возникает из за расхождения состава и периодичности данных, используемых при оценках и управлении, с содержанием учета и отчетности, из за низкого уровня аналитичности информации, нехватки времени на ее осмысление и из за нерационального распределения информации по уровням управления. 
Информационное обеспечение анализа должно учитывать такие требования, как целенаправленность информации, достоверность, актуальность, конкретность, сопоставимость, непрерывность, перспективность.

Оперативный учет представляет собой процесс наблюдения и регистрации отдельных явлений финансово-хозяйственной деятельности с целью оперативного повседневного руководства ею. С помощью оперативного учета в организациях обеспечивается текущий контроль исполнения определенных операций или производственных заданий отдельными участками (подразделениями). Такая информация необходима для выработки и принятия оперативных управленческих решений на уровне оперативного регулирования производственными процессами.

Информация, формируемая  оперативным учетом с высокой  точностью, объективностью и необходимой  подробностью, отражает многочисленные качественные и количественные характеристики процессов и фактов хозяйственной  деятельности, не существенных с точки  зрения других видов учета. Оперативный  учет осуществляется непосредственно  на рабочих местах в момент совершения определенных хозяйственных операций. Основная его особенность — быстрота обеспечения данными для оперативного руководства. Информация оперативного учета формируется на основе данных документов или на основе данных, получаемых устно, по телефону, факсу и пр. При  этом для отражения информации используются натуральные, трудовые и денежные учетные  измерители, наиболее часто — натуральные  и трудовые. Однако информация оперативного учета не дает целостной картины  функционирования организации, использование  этой информации ограничено временным  периодом. Как правило, она теряет свое значение для управления после  завершения хозяйственного процесса.

Информация оперативного учета может быть представлена в  виде простых записей о хозяйственных  операциях в специальных журналах, отчетах или устных сведений.

Целью оперативного учета  являются решения руководителей  и конкретные рекомендации по управлению производственным процессом на определенный момент времени.

Особенностью оперативного учета является то, что от его  показателей не требуется абсолютной точности, но вместе с тем они  должны быть правильными, чтобы на их основе можно было дать оценку совершаемым  хозяйственным процессам.

 

1.2. Особенности  оперативного учета (сравнительная  характеристика финансового и  управленческого учета)

Управленческий и финансовый учет образуют единую систему бухгалтерского учета на предприятии. Общепринятые принципы финансового учета действуют  и в управленческом учете. И в  финансовом и управленческом учетах используется оперативная информация. Предъявляются единые требования в  первичной документации, которая  является источником информации как  для финансового, так и управленческого  учета.

Таблица 1

Данные и финансового  и управленческого используются для принятия решений

Область сравнения

Финансовый учет

Управленческий учет

1.Обязательность ведения

Обязательно. Должны быть приложены  определенные усилия для сбора данных в требуемой форме и с требуемой  точностью как это необходимо по законодательству, независимо от мнения руководства на этот счет

Всецело зависит от воли руководства: никакие посторонние  органы и организации не имеют  права указывать, что нужно и  не нужно делать. Нет смысла в сборе и обработке ненужной информации

2. Цель ведения учета

Составление финансовых документов для пользователей вне организации. Когда документы составлены - цель достигнута.

 

Управленческий учет - средство обеспечения планирования, управления и контроля в организации (процесс  непрерывный).


Продолжение таблицы 1

1

2

3

3.Пользователи информации

Внешние пользователи: акционеры, кредиторы, государственные налоговые  органы и т.д

Внутренние пользователи: менеджеры организации, сотрудники, помогающие им в сборе и анализе  информации

4. Базисная структура

Строится на основополагающем балансовом уравнении: Активы = Собственный  капитал (капитал учредителей) + Обязательства

Строится на основополагающем балансовом уравнении: Активы = Собственный  капитал (капитал учредителей) + Обязательства

5. Основные правила

Ведется в соответствии с  нормами и правилами бухучета. У пользователей должна быть уверенность  в правильном понимании данных учета

Управленческий аппарат  может следовать любым внутренним правилам в зависимости от их полезности.

6. Привязка ко времени

Отражает финансовую историю  организации. Проводки делаются после  совершения операций.

Кроме исторической информации включаются оценки и планы на будущее

7. Тип информации

Финансовые документы - конечный продукт финансового учета - содержит информацию в стоимостном выражении

Информация в стоимостном  и натуральном выражении

8. Степень точности информации

Высокая степень точности

Могут использоваться приближения  и примерные оценки, ради оперативности

9.Периодичность отчетности

Полный финансовый отчет - по итогам года и ежеквартально

Детализированные отчеты в больших организациях - ежемесячно; могут составляться еженедельно, ежедневно, иногда - немедленно.

10.Сроки предоставления 

Т.к. необходимо время для  аудиторской проверки, для оформления отчетности, то она попадает к пользователям  через несколько недель после  окончания отчетного периода

Обычно составляются и  предоставляются в течение нескольких дней после окончания отчетного  периода; при оперативных отчетах - на следующее утро

11. Ответственность за  правильность ведения учета

Налоговые органы могут наложить штрафные санкции за неправильное отражение  отчетности

Т.к. нет норм и правил, то руководителя могут привлечь к  ответственности только за неправильное управленческое решение на основе данных управленческого учета, но не за сами данные управленческого учета

 
   


 

Самой главной их отличительной  чертой является то, что на выходе получается различная отчетность. Это связано  с тем, что финансовый учет и его  основной продукт - отчетность - имеют  чрезвычайно важное значение, причем не только с позиции контроля, но и с позиции грамотного управления финансами на предприятии.

В связи  с тем, что сущность управленческого  учета представлена как интегрированная  система учета затрат и доходов, нормирования, планирования, контроля и анализа на предприятии.

Основные  потребители финансовых отчетов  находятся вне фирмы, подготавливающей отчет, руководство которой отвечает за ее составление. Внутренние аналитические  отчеты, подготавливаемые бухгалтером  предприятия, используются руководителями самой фирмы. Содержание этих отчетов  меняется в зависимости от их целевого назначения и должности руководителя, для которого они предназначены. Примерами таких отчетов могут  служить: анализ себестоимости изделия - с целью определения себестоимости  продукции, сметы - для планирования будущих хозяйственных операций, текущие оперативные отчеты центров  ответственности (рабочих участков) - для оценки результатов их работы, отчеты о понесенных затратах - для  принятия краткосрочных решений, анализ сметы капиталовложений - для целей  долгосрочного планирования.

Финансовые  отчеты, подготавливаемые для внешнего источника, составляются в стоимостной  оценке и отражают сальдо всех счетов, включенных в Главную книгу фирмы. Прежде чем вносит данные в Главную  книгу, их нужно закодировать, преобразуя в форму, необходимую для системы  двойной записи. Запись бухгалтерской  информации внутри фирмы не обязательно  должна опираться на систему двойной  записи. Информация собирается по секциям  или подразделениям фирмы и может  быть отражена в различных единицах измерения, а не только в стоимостной  оценке. Она не должна накапливаться  на счетах Главной книги. Она готовится  для определенных нужд администраторов  и на этом прекращается ее использование. При таком положении дел система  хранения информации и система поиска должны иметь большие мощности, чем  это требуется для финансового  учета.

Финансовый  учет основан на общепринятых стандартах и принципах учета, которые регулируют запись, оценку и передачу финансовой информации. Общепринятые принципы бухгалтерского учета, необходимые, прежде всего, для  защиты интересов кредиторов и обеспечения  доверия к полученной информации, ограничивают выбор бухгалтера конечным числом учетных примеров и методов. Управленческий учет имеет ограничения  лишь в применяемых примерах и  методах, которые должны дать полезную информацию. Бухгалтер в каждом отдельном  случае должен решить, какая информация будет полезна получателю, и затем  выбирать нужные примеры и методы.

Информация о работе Оперативный анализ деятельности предприятия