Особенности реабилитации в гериатрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 15:32, реферат

Описание работы

Реабилитация - это система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности; на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов в общество и к общественному труду. Реабилитация представляет сложный процесс, в результате которого у пострадавшего создается активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается положительное отношение к жизни, семье и обществу. Концепция реабилитации включает профилактику, лечение и приспособление человека к жизни и труду после болезни на основе личностного подхода.

Файлы: 1 файл

Особенности реабилитации в гериатрии.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

Психологическая коррекция - это направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида. Психологическая коррекция как направленное психологическое воздействие реализуется не только в медицине, но и в других сферах человеческой деятельности. Она также является важным психопрофилактическим инструментом. Психотерапия представляет собой вид межличностного взаимодействия, при котором пациенту оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у него проблем или затруднений психологического характера. Психотерапия в геронтологической практике представляет комплекс психотерапевтических мер, направленных на восстановление и активизацию телесных, психических и социальных функций, навыков и возможностей, а также на решение конкретных проблемных ситуаций, с которыми пациент пожилого возраста не может справиться самостоятельно. В гериатрических клиниках и специальных заведениях для пожилых людей применяются групповые психотерапевтические методы. Целью групповой психотерапии лиц пожилого возраста являются привлечение их к социальному воздействию, повышение самооценки, усиление независимости, ориентация на постоянно меняющуюся реальность. Используются различные групповые техники: групповая дискуссия, музыкальная терапия, танцевальная терапия, психогимнастика и другие. Большое значение в геронтопсихологической практике имеет семейное консультирование.

Психокоррекция и психотерапия являются важными составляющими  медико- психологической реабилитации, направленными на полное или частичное восстановление личного и социального статуса пациента.

Групповые формы психотерапии можно  считать наиболее адекватным методом  психологической реабилитации в  гериатрии. Групповая психотерапия больше, чем какой-либо другой метод  психосоциального воздействия, способствует восстановлению системы отношений пожилых пациентов с микросоциальным окружением, приведению ценностных ориентации в соответствие с образом жизни. Можно выделить два вида групповых методов психотерапии и социотерапии в реабилитации.

  1. Терапевтические процедуры, направленные на социальное поведение пациента, его коммуникабельность, способность к самореализации, разрешению психологических и преодолению социальных конфликтов.
  2. Оптимальная организация социальной структуры коллектива пациентов, имеющая в основе так называемые средовые группы: функциональные группы, клуб пациентов. Эти социально-терапевтические группы ориентированы на социальную активацию пациентов и их приобщение к жизни в обществе, способствуют тренировке общения и прививают пациентам навыки адекватного поведения. Они обеспечивают коррегирующий социальный климат, позволяющий заново пережить межличностные связи.

 

Формы психокоррскционных занятий, применяемые в гериатрии

 

Нами разработана программа  групповой психологической реабилитации, которая является важной составной  частью процесса реабилитации пациентов  Санкт-Петербургского Городского Гериатричского Центра. Программа включает следующие  формы групповой работы, применяющиеся последовательно во время прохождения пациентами реабилитационного курса на отделении реабилитации в течение 12-18 месяцев.

 

Релаксационные  методики

 

Под «релаксацией» понимается состояние бодрствования, характеризующееся  понижением психофизиологической активности, которое ощущается либо во всем организме, либо в любой его системе.

Клиническое применение релаксационных методик оказывается  весьма полезным при лечении чрезмерного  стресса и его клинических  проявлений. Овладение пациентом  общими навыками имеет терапевтическое значение. Практика релаксации может вызвать, на определенное время, «трофотропное состояние», что характеризуется общим понижением психофизиологической активности — гипометаболическим состоянием бодрствования. Это состояние общей релаксации опосредовано парасимпатической нервной системой. Такая глубокая релаксация обладает терапевтическим эффектом. Она является с физиологической точки зрения полной противоположностью симпатической стрессовой реакции и способствует восстановлению психофизиологического функционирования организма.

Постоянное практическое применение релаксацинноых методик  может способствовать уменьшению общей  тревожности. На клиническом уровне это означает снижение предрасположенности  испытывать чрезмерное психологическое и физиологическое возбуждение в стрессовых ситуациях.

Возможен сдвиг в  структуре личности пациента направленные в сторону позитивного психологического здоровья. Самыми заметными из этих изменений является смещение по направлению  к внутреннему локусу контроля поведения, развитие боле адекватной самооценки.

Разработанная нами программа  реабилитации с помощью релаксационных методик включает дыхательные упражнения; техники визуализации; релаксационный сон.

 

Арттерапия

 

Арттерапия определяется, как терапия искусством и творческим самовыражением. Термин «терапия искусством» впервые был использован А. Хиллом в 1938 году в описание своей работы с больными туберкулезом.

Этимология термина  «арттерапия» имеет некоторую двусмысленность  при его использование в России. Существует мнение, что арттерапия включает в себя все виды творчеством, в том числе музыкотерапию, драматерапию, терапию танцем и т.п. Эта точка зрения основана, возможно, на созвучие термина «арттерапия» со словом «артистизм». В англоязычных странах слово «art» означает в первую очередь визуальные искусства: живопись, графику, фотографию, скульптуру, дизайн, либо такие формы творчества, в которых визуальный канал коммуникации играет ведущую роль. В отечественной литературе можно столкнуться с термином «изотерапия» или «художественная терапия». Они не тождественны англоязычному оригиналу и несколько сужают его смысл. Наиболее близким к англоязычному было бы следующее определение: «арттерапия — это такой метод психотерапии который предполагает использование клиентом различных форм изобразительной деятельности с целью выражения его психического состояния».

Арттерапия может способствовать решению следующих задач.

  1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом "выпустить пар" и разрядить напряжение.
  2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной психотерапии. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания.
  3. Получить материал для интерпретаций и диагностических заключений. 
    Продукты художественного творчества относительно долговечны и пациент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают терапевту изобилие информации о пациенте, который сам может помогать в интерпретации своих произведений.
  4. Проработать мысли и чувства, которые пациент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
  5. Наладить отношения между терапевтом и пациентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
  6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунком и картинами 
    или лепка предусматривают упорядочивание цвета и формы. Здоровый человек находится в гармоничном отношении со всеми цветами..
  7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию. Еще Э. Кассирер обращал внимание на чувственный мир искусства, в котором человек не познает мир, а воспринимает его видимость, форму.
  8. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.
  9. Кроме описанного выше, искусство приносит радость, и это важно само по себе, независимо от того, остается ли эта радость в глубинах подсознания или она является результатом осознания возможности развлечься, а то и подурачиться.

Виды и технологии арттерапии, применяемые в гериатрии.

Групповая арттерапия имеет  ряд преимуществ: она позволяет  работать с более широким кругом клиентов, является более «экономичной». М. Liebmann указывает, что групповая арттерапия позволяет развивать ценные социальные навыки; связана с оказанием взаимной поддержки членами группы и позволяет решать общие проблемы; дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих; позволяет осваивать новые роли и проявлять латентные качества личности, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими; повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности; развивает навыки принятия решений.

Студийная открытая группа. Слово «открытая» в названии этой группы означает, что она не имеет постоянного состава. На любом этапе к группе могут присоединяться новые участники. Студийной эта группа называется потому, что условия ее работы чем-то напоминают художественную студию. Студийная открытая группа является одной из наиболее ранних форм арттерапевтической работы. Работа открытых студийных групп в какой-то мере напоминает иногда терапию занятостью или индустриальную терапию, особенно в тех случаях, когда она связана с изготовлением изделий художественных промыслов и включает иной «производственный» элемент.

Аналитическая закрытая группа ориентированна в основном на работу с неосознаваемыми психическими процессами ее участников. Слово «закрытая» в ее названии означает, что на протяжении всего времени работы ее состав остается постоянным. На развитие тех форм арттерапевтической работы, которые связаны с понятием аналитической группы, оказали влияние разные направления психодинамического подхода.

Аналитическая группа сочетает как изобразительную деятельность участников, так и вербальную коммуникацию. Вербальный компонент может варьировать в широком диапазоне: от спонтанных высказываний, комментирующих изобразительный процесс, до групповой дискуссии. Групповые аналитические сессии весьма динамичны и включают в себя на разных своих стадиях то глубокое погружение участников в самостоятельную работу, то их включение в коллективное обсуждение.

Аналитическая закрытая группа рассчитана, главным образом, на работу с пациентами, имеющими пограничные  психические расстройства, либо с лицами, не имеющими каких-либо клинических нарушений, но испытывающими определенные психологические или социальные проблемы. Аналитические группы могут использоваться в работе с семьями, с различными малыми сообществами людей, объединенных по какому-либо признаку, в работе с правонарушителями, в ряде случаев, - с лицами, проходящими лечение от алкогольной или наркотической зависимости и другими категориями клиентов.

Тематически - ориентированная группа, по сравнению со студийной и аналитической группами, предполагает большую степень структурированности. Это достигается за счет использования тех или иных тем, затрагивающих общие интересы и проблемы участников. В большинстве случаев тематически-ориентированные группы являются полуоткрытыми. Некоторые участники могут покидать группу на определенном этапе. К ней в любой момент могут также присоединяться новые участники. Это возможно, поскольку работа тематически-ориентированной группы не имеет той динамики, которая свойственна аналитической. Как правило, тематически-ориентированная группа работает непродолжительное время, ориентируясь на те или иные аспекты опыта ее участников и решение более или менее конкретных задач. Эту группу отличает также то, что она придает значение как социальным факторам, влияющим на работу ее участников, так и действию внутренних исцеляющих факторов, связанных с неосознаваемыми психическими процессами и креативностью.

Специфическими задачами арттерапии в работе с пожилыми людьми являются преодоление социальной изоляции, повышение самооценки пожилого человека, создание условий для актуализации его жизненного опыта, признание его ценностей, реализация его творческого потенциала, понимание им своих внутриличностных конфликтов. Пожилые люди в большинстве случаев имеют соматические заболевания, и поэтому нуждаются в предварительной оценке физического состояния. Арттерапевтическая работа с ними может строиться по-разному, но желательно отдавать предпочтение групповым формам.

Работать в арттерапевтической группе с пожилыми людьми сложно, так  как они испытывают трудности  в вербализации мыслей и чувств. Многие не могут отличить мысль от чувства, считают, что это одно и тоже. Кто-то испытывает страх перед публичным высказыванием, обязательно ждет оценок, испытывает чувство стеснения, беспокоясь о том, что не умеет рисовать. Иногда бывает сложно сломать сложившиеся стереотипы и убедить пациентов заниматься чем-то новым для них. Однако многие и не подозревают о своих скрытых творческих способностях.

В работе с пожилыми людьми желательно делать акцент на позитивных воспоминаниях, обзоре жизненного пути.

В то же время нередко  акцент делается на деятельной стороне  работы со стариками, а вовсе не на предоставлении им возможности быть самими собой и заниматься тем, чем  они хотят, - свободно выражать себя в рисунках в присущем каждому  индивидуальном стиле и темпе. Очень важно, чтобы престарелые пациенты следовали своим внутренним потребностям.

 

Поведенческая терапия

 

Поведенческая терапия -это лечение, которое использует принципы научения для изменения поведения и мышления.

В основе поведенческой терапии лежит психологическая модель социального научения и приверженность научному методу. G. Terence Wilson выделяет в этой связи следующие положения.

  1. Многие случаи патологического поведения, с точки зрения поведенческой терапии, представляют собой непатологические «проблемы жизни». К ним относятся, прежде всего, тревожные реакции, сексуальные отклонения, расстройства поведения.
  2. Патологическое поведение является в основном приобретенным и поддерживается теми же способами, что и нормальное поведение.
  3. Поведенческая диагностика в большей степени сосредоточена на детерминантах настоящего поведения, чем на анализе прошлой жизни. Человека можно лучше понять, описать и оценить по тому, что он делает в конкретной ситуации.
  4. Терапия требует предварительного анализа проблемы, выделения в ней отдельных компонентов. Затем эти специфические компоненты подвергаются систематическому воздействию поведенческих процедур.
  5. Стратегии терапии разрабатываются индивидуально к различным проблемам у различных индивидов.
  6. Понимание происхождения психологической проблемы несущественно для осуществления поведенческих изменений; успех в изменении поведения не подразумевает знания его этиологии.

Информация о работе Особенности реабилитации в гериатрии