Правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 20:38, реферат

Описание работы

Банкротство — неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная реше¬нием хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника - юридического лица, прекращением деятель¬ности должника - индивидуального предпринимателя (ре¬шение об открытии ликвидационного производства).
Экономическая несостоятельность — неплатежеспособ¬ность, имеющая или приобретающая устойчивый харак¬тер, признанная решением хозяйственного суда об эконо¬мической несостоятельности с санацией должника (реше¬ние о санации).

Содержание работы

1.1.Понятие и признаки экономической несостоятельности (банкротства).
1.2.Основание подачи заявления о признании должника экономически
несостоятельным (банкротом).
1.3. Правовое положение участников производства по делу об экономи¬ческой несостоятельности (банкротстве).
1.4. Досудебное оздоровление.
1.5. Защитный период.
1.6. Конкурсное производство.
1.7. Мировое соглашение.

Файлы: 1 файл

банкротство.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)

1.1.Понятие и признаки экономической несостоятельности (банкротства).

1.2.Основание подачи заявления о признании должника экономически 
несостоятельным (банкротом).

    1. Правовое положение участников производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).
    2. Досудебное оздоровление.
    3. Защитный период.
    4. Конкурсное производство.
    5. Мировое соглашение.

1.1. Понятие и признаки экономической несостоятельности (банкротства)

Понятие экономической несостоятельности (банкротства) содержится в Законе Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве). До принятия Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» № 508 понятия «экономическая несостоятельность» и «банкротство» характеризовались как одно понятие, но Указ разделил их. Таким образом:

Банкротство — неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника - юридического лица, прекращением деятельности должника - индивидуального предпринимателя (решение об открытии ликвидационного производства).

Экономическая несостоятельность — неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (решение о санации).

Для определения признаков экономической несостоятельности закон использует критерий неплатежеспособности, под которой понимается неспособность удовлетворить требования кредитора по денежным обязательствам.

Сущность неплатежеспособности заключается в неисполнении обязанности вне зависимости от наличия или отсутствия имущества, а также его стоимости.

Закон не конкретизирует понятие «устойчивый характер». Система признаков для признания субъекта предпринимательской деятельности неплатежеспособным установлена правилами по анализу финансового состояния и платежеспособности субъектов предпринимательской деятельности. В соответствии с правилами проводится анализ финансового состояния субъектов предпринимательской деятельности, целью которого является установление неудовлетворительной структуры их бухгалтерского баланса и, как следствие, неплатежеспособности.

Правила в качестве критериев для оценки удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса устанавливают следующие показатели:

  • коэффициент текущей ликвидности - характеризует обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия;
  • коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами - характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости.

Эти признаки являются экономическими. В законодательстве также предусмотрены признаки несостоятельности, имеющие юридический характер:

1) неплатежеспособность, имеющая устойчивый характер;

2) неплатежеспособность, приобретающая устойчивый характер.

Эти признаки и выясняются в ходе судебного разбирательства.

 

1.2. Основание подачи заявления о признании должника экономически несостоятельным (банкротом)

Открытие процедуры банкротства начинается с подачи заявления в хозяйственный суд о возбуждении дела о банкротстве. С заявлением в суд может обратиться как должник, так и кредитор. Что касается должника, то законодательство выделяет случаи, когда должник может обратиться в хозяйственный суд и обязан.

При наличии одного из этих обстоятельств должник вправе обратиться в хозяйственный суд с заявлением о своем банкротстве:

  • неплатежеспособность должника имеет устойчивый характер;
  • наличие обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что должник будет не в состоянии в установленные сроки исполнить обязательство.

В законе содержится перечень, по которому должник обязан обратиться в хозяйственный суд:

  • удовлетворение требований одних кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств в полном объеме перед другими кредиторами;
  • если орган юридического лица, уполномоченный на принятие решения о подаче заявления должника в хозяйственный суд о признании его банкротом, примет такое решение.

В Законе «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» содержится перечень оснований, по которым кредитор вправе обратиться в хозяйственный суд. Но с принятием Указа № 508 все эти основания носят формальный характер, и для того, чтобы кредитор мог обратиться в суд, необходимо:

  1. наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер;
  2. применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо выявление в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований;
  3. наличие задолженности перед кредитором, подавшим заявление кредитора, в размере 100 базовых величин и более, а в случае, если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией, организацией с долей государственной собственности в уставном фонде, а также юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим государственные и международные заказы, - в размере 2500 базовых величин и более.

Отсутствие одного из указанных в части первой настоящего подпункта оснований влечет возвращение заявления кредитора.

 

1.3. Правовое положение участников производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)

Участниками производства по делу об экономической несостоятельности являются:

  1. временный управляющий;
  2. антикризисный управляющий;
  3. должник;
  4. кредиторы.

Временный управляющий — это физическое или юридическое лицо, назначаемое хозяйственным судом в целях проверки наличия основания для возбуждения конкурсного производства, а также осуществления мер по обеспечению сохранности имущества.

Его обязанности: принимать меры по сохранности имущества; истребовать у должника полный список его кредиторов; устанавливать кредиторов и размер требований; проводить анализ финансового состояния должника; оказывать содействие в организации хозяйственной деятельности; выполнять поручения хозяйственного суда; предоставить после окончания защитного периода свой отчет о своей деятельности и о финансовом состоянии должника.

Его права: предъявлять в хозяйственный суд требования о недействительности сделок; заявлять в хозяйственный суд ходатайства о принятии дополнительных мер по сохранности имущества должника; получать вознаграждение; заявлять в хозяйственный суд ходатайства об отстранении руководителя должника; производить опись и оценку имущества; производить экспертизу хозяйственной деятельности должника.

Антикризисный управляющий (управляющий) — физическое или юридическое лицо, назначаемое хозяйственным судом для проведения некоторых процедур банкротства и осуществления иных полномочий антикризисного управляющего.

Управляющими могут быть физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, и юридические лица. Индивидуальные предприниматели или работники юридического лица должны иметь: высшее образование (юридическое или экономическое), необходимый опыт в хозяйственной деятельности. Управляющий действует на основании лицензии.

Права управляющего: осуществлять контроль за обеспечением сохранности имущества должника; проводить экспертизу финансово-хозяйственной деятельности должника; входить в служебное помещение должника; созывать собрание кредиторов; истребовать имущество, вышедшее из владения должника; оспаривать требования кредиторов; организовывать хозяйственную деятельность; совершать сделки с имуществом должника; заявлять отказ об исполнении обязательств должника; привлекать к помощи работников.

Управляющий обязан: принять в ведение имущество должника; обеспечивать сохранность имущества; принимать меры, направленные на поиск имущества; истребовать у должника полный список кредиторов; определять наличие признаков ложного банкротства; произвести опись и оценку всего имущества; организовывать хозяйственную деятельность должника; осуществлять проведение санации должника; предоставлять необходимую информацию кредиторам; представлять отчеты о своей деятельности в органы государственного управления по делам о банкротстве; осуществлять иные полномочия.

Должник - это неплатежеспособный индивидуальный предприниматель или неплатежеспособное юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, либо некоммерческая организация, действующая в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда.

Правовое положение должника зависит от того, на какой стадии находится дело о банкротстве, и значительно отличается от правового положения платежеспособного участника, поскольку платежеспособные участники обладают и правоспособностью, и дееспособностью, а после возбуждения дела о банкротстве дееспособность ограничивается, при этом ограниченная дееспособность должника восполняется действиями управляющего.

Конкурсные кредиторы — кредиторы по платежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни и здоровью, а также должника — по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений.

Интересы всех кредиторов как участников дела о банкротстве представляют собрание и комитет кредиторов. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы. В собрании кредиторов участвуют представитель работников должника, судья, осуществляющий производство, а также лица, вызванные хозяйственным судом или управляющим. Конкурсные кредиторы обладают правом голоса пропорционально сумме требований к должнику.

К исключительной компетенции собрания кредиторов относится: защита требований кредиторов; принятие решения об утверждении плана санации; принятие решения о заключении мирового соглашения; принятие решения о ходатайстве в хозяйственный суд об открытии ликвидационного производства; принятие решения о создании комитета кредиторов; рассмотрение жалоб на действия управляющего; решение иных вопросов.

Комитет кредиторов избирается на общем собрании. Максимальное количество членов — 7. Они могут избрать своего председателя. Решение принимается большинством голосов. Компетенция: о созыве собрания кредиторов; о рекомендации собранию кредиторов рассмотреть вопросы о ненадлежащем исполнении управляющими своих обязанностей.

Требования кредиторов фиксируются в реестре, в котором указываются сведения о каждом кредиторе.

 

1.4. Досудебное оздоровление

Досудебное оздоровление — меры по обеспечению стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также по восстановлению их платежеспособности, принимаемые руководителями организаций, собственником имущества унитарного предприятия, учредителями (участниками) юридического лица, индивидуальными предпринимателями, государственными органами и организациями, местными исполнительными и распорядительными органами.

Для проведения досудебного оздоровления осуществляются меры по улучшению финансового состояния юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, созданию условий для их стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности. В этих целях указанные лица могут в соответствии с законодательством:

— изменять структуру и состав органов управления юридических лиц и иных организаций;

— взыскивать дебиторскую задолженность;

— принимать меры по выделению юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям бюджетных средств для погашения задолженности перед кредиторами;

— привлекать инвестиции, в том числе иностранные;

— содействовать достижению соглашений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления необходимых гарантий.

 

1.5. Защитный период

Защитный период — это процедура банкротства, применяемая к должнику — юридическому лицу, в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества. Она вводится с момента принятия хозяйственным судом заявления о банкротстве должника и действует до момента вынесения хозяйственным судом определения о возбуждении конкурсного производства, либо принятия судом мирового соглашения, либо принятия хозяйственным судом решения об отказе в признании должника банкротом. В защитный период вводится судом временный управляющий.

Введение защитного периода влечет определенные последствия:

  1. приостанавливаются в общем или хозяйственном суде дела, связанные с взысканием с должника денежных средств;
  2. приостанавливается исполнение всех исполнительных документов;
  3. запрещается удовлетворение требований учредителя о выделении доли в имуществе должника в связи с выходом его из состава.

Срок защитного периода - не более 3 месяцев.

Информация о работе Правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства)