Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 12:04, контрольная работа
Основу любой экономики составляет производство – производство продукции, выполнение работ, оказание услуг. Без производства не может быть потребления, можно только какое-то время проедать накопленное богатство и остаться в конечном итоге ни с чем. Формой организации производства в современном мире является фирма. Именно поэтому фирма выступает как основное звено экономики. От того, насколько эффективна деятельность фирм, каково их финансовое состояние, технологическое и социальное «здоровье», зависит состояние всей экономики.
Введение……………………………………………………………….….3
Вопрос №1. Определение предпринимательства и его основные виды. Социально-психологический портрет предпринимателя (Й. Шумпетер). ………………………………………………………………….….5
1.1 Определение предпринимательства и его основные виды……………………………………………………………………………....5
1.2 Социально-психологический портрет предпринимателя (Й. Шумпетер)…………………………………………………………….…….….10
Вопрос №2. Социальный портрет современного российского предпринимателя. ………………………………………………………….….12
Заключение……………………………………………………………...15
Список использованной литературы…………………………………..17
Предпринимателями движут различные мотивы на пути достижения к своей цели. Во-первых, мотив прибыли. Но прибыль не является самоцелью и не рассматривается как источник личного потребления. Напротив, предпринимательская деятельность вырабатывает неприязнь ко всякого рода гедонизму. Прибыль важна в первую очередь как критерий успеха: заработанные деньги показывают, насколько хорошо реализован задуманный предпринимательский проект.
Во-вторых, воля к победе. Сюда входит, с одной стороны, желание борьбы и, с другой – стремление к успеху ради успеха.1
В третьих, радость творчества. В шумпетеровских описаниях предпринимательство выступает как акт творческой деятельности, доставляющее его творцу радость.
Постепенно, в психологические параметры вводятся и социальные. Подмечается, что предприниматели относительно чаще являются выходцами из больших семей. Играет роль и характер самой семьи. Например, довольно оригинальный портрет предпринимателя как маргинала и нон-конформиста нарисован в “реактивной модели” психодинамических сил, складывающих личность предпринимателя. Многие из этих сил — родом из детства, они рождаются в результате подавления личностных начал подростка авторитарным отцом. Жесткий внешний контроль постепенно вырабатывает неприятие всякой власти и организации, затрудняет социальную адаптацию. Предпринимательский порыв есть импульсивная реакция, взрыв подавленных эмоций. Трудности встраивания в устоявшуюся социальную структуру побуждают потенциального предпринимателя к созданию собственного мира, в котором компенсируются детские фрустрации и вынужденный инфантилизм.2
Вопрос №2. Социальный портрет современного российского предпринимателя.
До начала 90-х годов исследования
российского
В 1991-1993 годах было проведено российско-французское исследование российского предпринимательства "Новые социальные движения в России".Результаты этой работы позволили вывести некоторый социальный портрет предпринимателей по следующим характеристикам:
1. Демографические параметры:
-в возрасте 25-35 лет - более 50%; в возрасте 36-45 лет - около 30%; старше 45 лет - не более 20%.
-женщины предприниматели
-с высшим образованием - 70-80% предпринимателей
( преимущественно выпускники
2. Экономические факторы: у предпринимателя
рост доходов опережает рост
цен; расходы на питание составляет
менее 50% доходов семьи; у них сохранился
высокий уровень транспортных
расходов и расходов на
3. Образ и стиль жизни:
- рабочий день 12-13 часов;
- скромность в быту и
Исследователи выделяют следующую типологию мотивации деятельности:
- ориентация на улучшение
- желание реализовать свои профессиональные идеи либо общественно-политические убеждения;
- стремление найти свое лицо;
- стремление найти свое место в бизнесе.
Обращает на себя внимание, тот факт, что большинство наших предпринимателей имеют высокий уровень образования, в отличие от многих других зарубежных развитых стран. Говоря об образовании, следует учитывать и качественный аспект, многие предприниматели вышли из самых престижных учебных заведений страны – МГУ, ФИЗТЕХа, МИФИ. При этом, довольно высока доля лиц с двумя дипломами.
Так же заслуживает серьезного внимания, тот факт, по каким причинам люди в нашей стране становились предпринимателями. По результатам опроса больше трети предпринимателей (36%) стали таковыми без особого на то желания. Их во многом, к этому ответственному решению вынудило экономическое положение в нашей стране в начале 90-ых годов, когда большое количество людей потеряли работу.
Хотелось бы затронуть вопрос женского предпринимательства в России, так как мы привыкли с момента возникновения процесса частного бизнеса, что предприниматель это мужчина. Однако в последнее время в России женщина – предприниматель становится явлением привычным. Женщины – предприниматели имеют свой плюс: они, по сравнению с мужчинами – предпринимателями, гораздо более гибко и мобильно решают многие проблемы и конфликты. Важная проблема, которая пока не решается ни у тех и не у других – это проблема нецивилизованной конкуренции. Особенно женщинам приходится тяжелее, поскольку концентрация исходных капиталов мала. Одно определенно можно утверждать – развитие женской составляющей в предпринимательстве идет достаточно интенсивно. Оно и дальше будет продолжаться, т.к. инициализируется не только экономическими параметрами, но и сильной внутренней мотивацией женщин – добиться положения, самоутвердиться, реализовать свой профессионализм. Данный фактор является одним из важнейших элементов социализации личности через предпринимательскую деятельность, что вновь указывает на социальный аспект вопроса о предпринимательстве, как об определенной социальной группе.
Заключение
В заключение своей работы хотелось бы подытожить все вышесказанное.
Итак, в ходе работы было определено, что под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.
В зависимости от характера деятельности и видов используемых ресурсов различают производственное, торговое, финансовое, страховое и посредническое предпринимательство.
Среди личных качеств предпринимателю необходимы, во-первых, интуиция и чутье, требующиеся для обнаружения новых нестандартных путей; во-вторых, энергия и воля для того, чтобы отказаться от устоявшихся порядков, преодолевать сильную инерцию экономических и социальных процессов.
Предпринимателями движут различные мотивы на пути достижения к своей цели. Во-первых, мотив прибыли. Во-вторых, воля к победе. В-третьих, радость творчества.
Предпринимателям, как социальной группе, присущи все эти черты, однако, российское предпринимательство имеет ряд своих особенностей.
В процессе написания контрольной работы был выведен некоторый социальный портрет российского предпринимателя по следующим характеристикам:
1. Демографические параметры:
-в возрасте 25-35 лет - более 50%; в возрасте 36-45 лет - около 30%; старше 45 лет - не более 20%.
-женщины предприниматели
-с высшим образованием - 70-80% предпринимателей
( преимущественно выпускники
2. Экономические факторы: у предпринимателя рост доходов опережает рост цен; расходы на питание составляет менее 50% доходов семьи; у них сохранился высокий уровень транспортных расходов и расходов на строительство и ремонт жилья, возросли расходы на сферу досуга.
3. Образ и стиль жизни:
- рабочий день 12-13 часов;
- скромность в быту и
Исследователи выделяют следующую типологию мотивации деятельности:
- ориентация на улучшение
- желание реализовать свои
- стремление найти свое лицо;
- стремление найти свое место в бизнесе.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что цель и задачи контрольной работы были достигнуты. А именно: было дано определение предпринимательства и рассмотрены его основные виды, был составлен социально-психологический портрет предпринимателя, а так же социальный портрет современного российского предпринимателя.
Список использованной литературы
1. Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М.: Наука, 1994.- 443с.
2. Радаев В. В. Экономическая социология. Курс лекций. М.: Аспект-Пресс, 1997. — 368c.
3. Радаев В. В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М.: Центр политических технологий, 1998. – 327с.
4. Шумпетер И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. – 401с.
5. Дряхлов Н.И., Давыденко В.А. «Предпринимательство
как объект и субъект
6. Грищенко Ж.М., Новикова Л.Г., Лапша
И.Н. Социальный портрет
1 Шумпетер И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.- 193 с,
2 Радаев В.В.Экономическая социология. Курс лекций: Учеб. пособие. — М.: Аспект Пресс, 1998. — 100 c.