Предприятие в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.
Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.
Предприятие имеет конкретное название - завод, фабрика, комбинат, шахта, мастерская и т.п.

Файлы: 1 файл

Предприятие в условиях рыночной экономики 2.docx

— 89.74 Кб (Скачать файл)

Дивизиональное управление позволяет централизовать стратегические общекорпоративные функции управления (финансовую деятельность, разработку стратегии фирмы и др.), которые сосредоточиваются в высших звеньях администрации корпорации и децентрализовать оперативные функции управления, которые передаются производственным подразделения. Это приводит к гибкому реагированию на изменения во внешней среде, быстрому принятию управленческих решений и повышению их качества, но в тоже время - к увеличению численности аппарата управления и затрат на его содержание.

Матричное управление выделяет временные  предметно-специализированные звенья - проектные группы, которые формируются  из специалистов постоянных функциональных отделов. При этом они лишь временно подчинены руководителю проекта. А  после завершения работ над проектом возвращаются в свои функциональные подразделения. Преимущества: исключительно  высокая гибкость системы управления и ориентация на нововведения.

В хозяйственной практике часто  встречается сложный вид управления - сочетание перечисленных типов  организационных структур управления на разных уровнях управления предприятием.

3. Внешняя среда предприятия

3.1. Общая характеристика  внешней среды предприятия

Предприятие - это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой.

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

Внешнюю среду подразделяют на:

- микросреду  - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории.

- макросреду, влияющую на предприятие  и его микросреду. Она включает  природную, демографическую, научно-техническую,  экономическую, экологическую, политическую  и международную среду.

Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более  полно использовать благоприятные  возможности.

3.2. Микро- и макросреда  хозяйствования, определяющие факторы

Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к предприятию  и его предпринимательским возможностям, т.е. поставщиками, клиентами, маркетинговыми посредниками, конкурентами и контактными аудиториями.

Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, обеспечивающие предприятие материально-техническими и энергетическими ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров  или услуг.

Основными клиентами предприятий  являются потребители продукции (услуг) на разных клиентурных рынках:

- потребительском (население, приобретающее товары и услуги для личного потребления);

- производителей (организации, приобретающие  продукцию производственно-технического  назначения);

- промежуточных продавцов, приобретающих  товары и услуги для последующей  их перепродажи с прибылью  для себя;

- государственных учреждений (оптовые  покупатели продукции для государственных  нужд);

- международном (зарубежные покупатели на ранее перечисленных типах клиентурных рынков).

Маркетинговые посредники - это фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его  товаров среди клиентов. К ним  относятся торговые посредники, фирмы - специалисты по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых  услуг и кредитно-финансовые учреждения.

Конкуренты - соперники предприятия  в борьбе за более выгодные условия  производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.

Предприятиям для производства конкурентоспособной продукции  необходимо постоянно изучать своих  конкурентов, разрабатывать и соблюдать  определенную рыночную стратегию и  тактику.

Контактные аудитории - это организации, проявляющие реальный или потенциальный  интерес к предприятию или  оказывающие влияние на его способность  достигать поставленных целей. Это  финансовые круги (банки, инвестиционные компании, фондовая биржа, акционеры), средства информации, различные государственные  учреждения представительской и  исполнительной власти, население и  граждане группы действий (общественные организации).

В макросреде предприятия действует  значительно большее количество факторов, чем в микросреде. Им свойственна  многовариантность, неопределенность и непредсказуемость последствий.

Природные факторы. Для природной  среды характерны: дефицит некоторых  видов сырья, вздорожание энергии  и усиление вмешательства государства  в процесс рационального использования  и воспроизводства природных  ресурсов.

Индустриально-аграрный потенциал  Украины базируется в значительной степени на собственных минерально-сырьевых и сельскохозяйственных ресурсах. В  настоящее время разведано более 8 тыс. месторождений свыше 90 видов  полезных ископаемых. Ежегодная добыча минерального сырья превышает 1 млрд. тонн, что составляет около 5% мировой  добычи. Наиболее важные: каменный уголь, железные и марганцевые руды, сера, графит, цементное сырье, нерудное металлургическое сырье.

Наша страна располагает значительными  энергетическими ресурсами, которые  обеспечены работой атомных, тепло- и электростанций, а также имеет  годовой ветроэнергетический потенциал  в 150 млрд квт/час.

Демографические факторы. Для демографической  среды Украины характерны: увеличение смертности, снижение рождаемости, старение населения, рост числа служащих. Превышение количества умерших над количеством рожденных за 1991-1997 годы составило 1,5 млн. человек. Нынешний уровень рождаемости на Украине - один из наиболее низких среди новых независимых государств в Европе (после России).

Снижение рождаемости уменьшает  потребность в товарах на демографических  рынках - детских, подростковых, молодежных, что вынуждает предприятия приспосабливать  свою деятельность для удовлетворения потребностей людей среднего, предпенсионного и пенсионного возраста.

Изменение структуры населения  по возрастным группам привело к  сокращению трудового потенциала, т.к. в трудоспособном возрасте во многих регионах Украины оказалась меньшая  часть населения. Это требует  от предприятий разработки стратегии  экономии живого труда путем технико-технологического перевооружения, повышения уровня механизации  и автоматизации производственных процессов.

Научно-технические факторы. Научно-технический  прогресс играет определяющую роль в  развитии и интенсификации промышленного  производства. Он охватывает все звенья процесса, включающего фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение новой техники в народное хозяйство. Происходит обновление материально-технической базы промышленных предприятий, растет производительность труда повышается эффективность производства.

Экономические факторы. К основным факторам этой среды принадлежат: рост и спад промышленного производства, уровень и темпы инфляции, колебания  курса гривни относительно валют других государств, система налогообложения и кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень и динамика цен, безработица и др.

Экологические факторы. Для этой среды  характерны: рост загрязнения окружающей среды и усиление вмешательства  в процесс рационального использования  и воспроизводства природных  ресурсов, ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров.

В настоящее время две трети  территории Украины охвачены острым экологическим кризисом. Ежегодно потери от неэффективного природопользования составляют от 15 до 20% национального  дохода, что само по себе указывает  на необходимость установления гармоничных  взаимоотношений предприятий и  природы. Нужно максимально учитывать  природные условия и ресурсы, другие компоненты при проектировании и функционировании предприятий, добиваться обеспечения экономического равновесия в производственной и социальной деятельности и воспроизводства  природной среды.

Политические факторы. На производственной и социальной деятельности предприятия  определенно сказываются события, происходящие в политической среде. Для нее характерны: законодательное регулирование предпринимательской деятельности, повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов. Внезапные изменения в политической ситуации в стране могут привести к изменению условий хозяйствования, к повышению ресурсных затрат, потере прибыли.

Международные факторы, к которым  можно отнести интернационализацию  мировой экономики, изменение стоимости  доллара на мировом рынке, рост экономической  мощи отдельных государств, становление  международной финансовой системы, открытие новых крупных рынков и  др., оказывают влияние на предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую  деятельность.

3.3. Рынок и поведение  на нем субъектов хозяйствования

Рынок - это сфера товарного обмена и связанная с ним совокупность отношений, которые складываются между  товаропроизводителями и покупателями по поводу купли-продажи.

Условия функционирования рынка: реализация многообразных форм собственности  и их равноправие, создание рыночной инфраструктуры и свободная конкуренция, являющаяся регулирующей силой в  рыночной экономике.

Рынок выполняет следующие функции:

- регулирующую (регулирует производство и обращение товаров и услуг);

- контролирующую (определяет общественную  значимость произведенного продукта  и затраченного на его производство  труда);

- распределительную (устанавливает  необходимые вопроизводственные пропорции, обеспечивающие сбалансированность экономики);

- стимулирующую (побуждает снижать  индивидуальные затраты труда,  использовать новую технику);

- информационную (информирует о состоянии дел в хозяйственной сфере);

- санирующую (очищает общественное производство от экономически слабых, неконкурентноспособных хозяйственных единиц).

Инфраструктуру рынка составляет совокупность субъектов, имеющих разные направления деятельности и обеспечивающих эффективное взаимодействие всех рыночных контрагентов. К наиболее важным элементам  рыночной инфраструктуры относятся: товарные, товарно-сырьевые, фондовые и валютные биржи, коммерческие информационные центры, банки, транспортная и складская  сеть, системы и средства коммуникации.

Существуют следующие принципы поведения хозяйствующих субъектов  в рыночной экономике:

1) принцип свободы экономической,  хозяйственной и предпринимательской  деятельности, который проявляется  в предоставлении субъекту собственнических   и предпринимательских прав, дающих возможность создать собственное дело и воплотить замыслы в конкретные объекты, а также в ликвидации чрезмерных ограничений на формы, виды, объекты предпринимательства предприятий и граждан;

2) принцип свободного рыночного  ценообразования;

3) принцип главенства потребителя;

4) принцип партнерства (на основе  договоров и контрактных отношений);

5) принцип государственного регулирования  рыночных отношений (на основе  государственных программ, антимонопольных  мер, ценовых ограничений, налогового, финансово-кредитного и трудового  законодательства).

Предприятие, являясь составной  частью внешнего окружения, обязано  постоянно решать вопросы социального  развития не только собственного трудового  коллектива, но и местного и общегосударственного значения.

Поведение хозяйствующих субъектов  на рынке регулируется также принципами:

- взаимовыгодности и равноправия деловых отношений;

- ответственности перед конечным  потребителем;

- достижения экономического и  коммерческого преимущества исключительно  за счет инноваций;

- экономного ведения хозяйства;

- соблюдения этического кодекса  предпринимательства.

Заключение.

 

Предприятие - основное производственное звено экономики. Если представить  экономику как здание, сложенное  из отдельных блоков, такими блоками  являются предприятия в широком  смысле этого слова.

Предприятие-это любая организация, производящая товары, услуги, информацию, знания, осуществляющая экономическую  деятельность в самых разнообразных  формах. Предприятием можно называть завод, фабрику, строительный комбинат, автопарк, ремонтные мастерские, колхоз, совхоз, магазин, ателье, биржи и т.д.

Формы и методы управления, структура  органов управления предприятием существенно  зависят от его масштабов и  профиля. Каждое предприятие осуществляет определённую основную деятельность, в этом его главная цель, смысл  существования. Отсюда следует, что  во главу угла управления предприятием ставится управление производственным процессом вне зависимости от того, что именно производит предприятие.

Для создания любого экономического продукта нужно использовать ресурсы  производства: рабочую силу, основные средства, сырьё, материалы, информацию, денежные средства. Следовательно, управление предприятием включает управление работниками, средствами производства, материальными  ресурсами, финансами. Для функционирования производства на предприятии оно  должно получать исходные материалы  и реализовывать выпущенную продукцию. Отсюда вытекает необходимость управлять  снабжением и сбытом, иметь на предприятии соответствующие службы.

Совокупность всех видов и форм управлением предприятием принято  относить к той части управления, которую называют менеджментом, а  управляющих деятельностью предприятий - менеджерами. Конечно, ведущая роль в управлении предприятием принадлежит  его собственнику, хозяину. Но и частные  собственники, владельцы, далеко не всегда сами управляют всеми делами предприятия. А предпочитают нанимать квалифицированных, опытных менеджеров, которым передают многие функции оперативного управления.

Информация о работе Предприятие в условиях рыночной экономики