Принципы дивидендной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Экономические преобразования и перестройки в современном мире коренным образом изменили существующую систему экономических отношений общества. В условиях современной развивающейся российской рыночной экономики для достижения успеха на рынке компаниям необходим постоянный приток инвестиций, который направляется на дальнейшее развитие, расширение и модернизацию производства, а также на освоение новых технологий и продукции. Привлечение инвестиций в должном объеме есть результат постоянной и бесперебойной работы компании над повышением своей инвестиционной привлекательности.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность и роль дивидендной политики
1.1.Понятие и сущность дивидендов
1.2. Формы и порядок выплат дивидендов
1.3. Модели дивидендной политики
Глава 2. Принципы дивидендной политики
2.1. Дивидендная политика как метод повышения инвестиционной привлекательности предприятия
2.2. Особенности дивидендной политики в Российской Федерации
2.3. Особенности дивидендной политики ОАО «Сбербанк России»
3. Практическая часть
Заключение
Список литературы
2.1. Дивидендная политика как метод повышения инвестиционной привлекательности предприятия
2.2. Особенности дивидендной политики в Российской Федерации
2.3. Особенности дивидендной политики ОАО «Сбербанк России»
3. Практическая часть
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

финансовый менеджмент Курсовая.doc

— 731.50 Кб (Скачать файл)

Нахождение оптимальной дивидендной политики - исключительно трудная задача: необходимо найти баланс между текущими дивидендами и будущим ростом, который максимизировал бы цену акций предприятия.

Сложность заключается еще в том, что оптимальная дивидендная политика - это субъективная политика каждого отдельного предприятия, выбираемая исходя из особенностей предприятия, его владельцев, инвестиционных возможностей и других факторов, влияющих на дивидендную политику.

В числе таких факторов в научной литературе называются:

- темп роста компании;

- рентабельность;

- стабильность доходов;

- удержание контроля над деятельностью компании;

- степень финансирования за счет заемного капитала;

- возможность финансирования из внешних источников;

- стадия жизненного цикла и масштабы компании;

- налоговые ставки на дивиденды и доходы с прироста капитала;

- предпочтения акционеров;

- ограничения правового характера.

Из-за большого числа факторов, а также ввиду изменения относительной значимости этих факторов во времени и на отдельных предприятиях невозможны разработка и применение общей модели для формирования дивидендной политики. Поэтому осуществляется выбор из трех возможных типов политики определения коэффициента дивидендных выплат, исходя из оценки финансовых потребностей предприятия и поддержания его ликвидности.

Оценивая финансовые потребности, следует принимать во внимание прогнозы денежных потоков предприятия, долгосрочных инвестиций и другие факторы, влияющие на состояние денежных остатков предприятия. Основное в этой оценке - определение возможных потоков средств и возможного их состояния с учетом изменения дивидендных ставок и риска. Иначе говоря, анализируется способность фирмы поддерживать стабильный уровень дивидендов в связи с вероятным распределением будущих потоков денежных средств.

С позиций второго критерия - ликвидности - необходимо учитывать риск уменьшения запаса ликвидности при определении размера дивидендных выплат, особенно при его возрастании. Корпорации стремятся использовать один из трех типов политики выплаты дивидендов:

1. Стабильный или непрерывно  растущий дивиденд на акцию.

2.Низкий регулярный дивиденд  плюс дополнительные выплаты, которые  зависят от годовой прибыли.

3. Постоянный коэффициент выплат.

Политика низкого регулярного дивиденда плюс дополнительные выплаты является в данном ряду политикой компромиссной. А поскольку прибыли и движение денежной наличности предприятий непостоянны, то представляется, что эта политика должна быть базовой. [1, c.175]

Стабильность подобной дивидендной политики является лучшей характеристикой акционерного общества в плане его надежности и финансовой устойчивости. Но на практике она зачастую не выдерживается, поскольку в отдельные моменты срабатывают те или иные доводы в защиту высоких или низких дивидендов:

  1. Предприятия с высокими дивидендными выплатами больше ценятся рынком, т.к. многие акционеры считают, что лучше дивиденды сегодня, чем рост курсовой стоимости акций в будущем (своего рода "синица в руках").
  2. Выплата низких дивидендов помогает избежать дополнительных расходов на привлечение новых инвестиций. Политика высоких дивидендных выплат увеличивает стоимость обслуживания акционерного капитала.
  3. Низкие дивиденды уменьшают налоговые обязательства инвесторов, поскольку налоги на прирост капитала в развитых странах, как правило, гораздо меньше, чем налоги на дивиденды. Минимизация дивидендов означает минимизацию налоговых обязательств и рост рыночной стоимости предприятия

Как уже указывалось выше, не может быть единой для предприятий теоретической модели, поддерживающей конкретную дивидендную политику. В определенные моменты предпочтение отдается политике высоких дивидендов, в другие низких. Предприятия, как правило, стремятся платить высокие дивиденды, хотя вероятно, что предпочтительнее политика стабильных дивидендов.

При решении вопроса о распределении прибыли между дивидендными выплатами и реинвестированием очень важно проведение обоснованной дивидендной политики не только на уровне предприятия, но и в аспекте движения рыночных курсов акций на фондовых биржах. Это связано с тем, что изменение курсов акций служит для инвестора основной информацией о работе конкретного эмитента.

При наличии у общества достаточного количества объектов для инвестирования, обеспечивающих высокую норму доходности, привлекательность денежных дивидендов будет стремиться к нулю: чем большую доходность могут принести инвестиции, тем больше инвесторы будут склоняться к получению прибыли не за счет дивидендов, а за счет роста курсовой стоимости акций.

Иначе говоря, чем больше предполагаемая доходность инвестиций АО по отношению к требуемой рыночной норме доходности по акциям, тем меньше начисляемый дивиденд. Конечно, необходимо учитывать, что курс акций повышается не только в результате инвестирования, но и при увеличении средств, направляемых на выплату дивидендов акционерам. 

В любом случае, дивидендная политика акционерного общества - это активный способ воздействия на курсовую стоимость акций. Поэтому модель дивидендной политики необходимо строить с привязкой к курсу акций, стоимости предприятий.

При росте рыночных цен на акции может наступить момент, когда в силу их высокой цены спрос на акции начинает падать, а значит, падает их цена, снижается стоимость предприятия.

Как правило, для поддержания курсовой стоимости акционерные общества в этом случае прибегают к дроблению акций: число акций в обращении увеличивается, а прибыль и дивиденды на акции, а также цена на акцию снижаются.

Спрос в силу большей доступности акций для инвесторов возрастает. Важно в этом процессе правильно определить размеры дробления. Доходы на общее число акций после дробления не должны уменьшить доходы акционеров до дробления акций, а более желательно, чтобы произошло некоторое увеличение доходов акционеров. Дробление акций применяется с целью поддержания цены акций.

Применяется на практике и такая форма поддержания ликвидности и рыночной цены акций, как увеличение номинальной стоимости акций.

Альтернативой выплате дивидендов являются собственные акции в портфеле - обыкновенные акции, покупаемые самим эмитентом. При покупке корпорацией части своих акций число акций в обращении уменьшается, рыночная цена акций повышается, поскольку дивиденды на находящиеся на балансе общества акции не выплачиваются. При покупке собственных акций необходимо правильно определить объем их покупки с тем, чтобы новая рыночная цена акций осталась бы оптимальной, т.е. устраивающей корпорацию, действующих и потенциальных акционеров. С помощью покупки собственных акций корпорации меняют структуру своего капитала. Акции могут быть проданы, если предприятию необходимы дополнительные денежные средства для решения стоящих перед ним задач.

Для реализации комплексной дивидендной политики необходима правильная оценка реального уровня дивидендов. Положение большинства российских акционерных обществ не позволяет им истратить значительную часть прибыли на дивиденды акционерам, поэтому они применяют некорректные приемы при расчете и выплате дивидендов:

- задерживают выплату дивидендов, и инфляция обесценивает их  большую часть;

- завышают полученную прибыль;

- выплачивают дивиденды акциями, не задействовав реальную прибыль.

Дивидендная политика должна быть понятна всем, поэтому строить ее необходимо исходя из той посылки, что дивидендная политика есть определенная система передачи информации. На российском рынке такая информация практически отсутствует: дивиденды не содержат должной информации о политике, проводимой предприятиями, а курсы акций - об ожиданиях инвесторов.

Это, безусловно, отражается на инвестиционном процессе и сдерживает формирование эффективного рынка ценных бумаг - рынка, на котором ценные бумаги с одним и тем же уровнем риска приносят одинаковый доход. При проведении дивидендной политики акционерные общества должны учитывать, что:

- регулярно выплачиваемые дивиденды уменьшают неопределенность инвесторов;

- выплата дивидендов свидетельствует  о хорошем состоянии общества;

- инвесторов интересует стабильность  величины дивидендных выплат, скорректированной  с учетом инфляции; 

- повышение дивидендов за определенный период стоит проводить только при наличии расчетов, свидетельствующих о возможности поддержания их размера в будущем. Если такой уверенности нет, то целесообразно заявить о выплате экстрадивидендов.        

Рациональная дивидендная политика позволяет максимизировать благосостояние акционеров предприятия и одновременно обеспечить финансирование его деятельности.

 

2.2. Особенности дивидендной политики в Российской Федерации

Еще до недавнего времени для российских предприятий было характерным отсутствие дивидендной политики как таковой. Немногочисленные случаи выплат дивидендов собственникам не играли особой роли ввиду незначительности объявленных сумм. Ситуация стала кардинально меняться лишь с 2001 г., когда многие крупные корпорации, заинтересованные в привлечении капитала с финансовых рынков, повышении своей репутации и качества управления, в формировании положительного имиджа в глазах зарубежных инвесторов, стали регулярно выплачивать дивиденды. Приблизительно в это же время в уставах и корпоративных кодексах ведущих отечественных предприятий появился пункт, раскрывающий содержание их дивидендной политики.

Рост доходов, стремление повысить инвестиционную привлекательность и капитализацию бизнеса, а также переход на мировые стандарты управления многих российских корпораций вынуждает менеджмент менять дивидендную политику и повышать выплаты владельцам акций.

Однако, несмотря на постепенный переход к общепринятой в мире практике в этой области, дивидендная политика отечественных фирм имеет свою специфику, обусловленную рядом факторов, наиболее существенными из которых являются:

-  диспропорции в развитии отдельных отраслей и структуре фондового рынка;

-  состав собственников, обусловленный особенностями механизма приватизации предприятий, в результате чего значительная доля акций принадлежит государству, узкому кругу лиц или менеджменту;

-  информационная закрытость и непрозрачность многих предприятий;

-  несовершенство законодательной базы.

Дадим краткую характеристику выделенным факторам.

Современный этап развития экономики в Российской Федерации характеризуется значительными отраслевыми диспропорциями. При этом основной рост приходится на нефтегазовый сектор, металлургию и телекоммуникации. Неравномерное развитие различных отраслей оказывает влияние как на получаемые предприятиями доходы, так и на их распределении.

В последние годы российские компании уделяют повышенное внимание вопросам формирования эффективной дивидендной политики. В частности, к таким примерам можно отнести компании нефтяной отрасли: ОАО «Газпром», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Татнефть» и многие другие. Важность рассмотрения данного вопроса заключается в том, что выбор рациональной дивидендной политики позволяет не только максимизировать благосостояние акционеров компании, но и повышать ее инвестиционную привлекательность, тем самым обеспечивая финансирование производственной деятельности. [3, c.195]

Большинство компаний к настоящему моменту регламентировали принципы, порядок расчета, условия выплаты дивидендов, разработав и утвердив соответствующие Положения по дивидендной политике (таблица 2).

Табл. 2

Содержание дивидендной политики нефтяных компаний России

Основные показатели, характеризующие дивидендную политику нефтяных компаний России, представлены в таблице 3.

Табл. 3

Показатели дивидендной политики нефтяных компаний в 2011 году

Сравнительный анализ дивидендной политики ведущих компаний нефтяной отрасли России свидетельствует, что рассмотренные компании имеют разные типы дивидендной политики. ОАО «Газпром» придерживается политики остаточного типа с отказом от инвестиционных вложений в пользу выплат акционерам, ОАО «ЛУКОЙЛ» – политики фиксированных дивидендных выплат, ОАО «Сургутнефтегаз» – политики стабильного уровня дивидендов, ОАО «НК «Роснефть» – политики постоянного возрастания размера дивидендов. [9]

Таким образом, можно сделать вывод, что единой дивидендной политики компаний в настоящее время не существует. На разных этапах своего становления и развития, в различных ситуациях, складывающихся на рынке, компании стремятся либо форсировать накопление, либо наращивать дивидендный доход акционеров. Данные действия имеют свою цель повышение инвестиционной привлекательности и финансово-хозяйственной деятельности компании в целом.

 

 

2.3. Особенности дивидендной политики ОАО «Сбербанк России»

Дивидендная политика Открытого  акционерного  общества «Сбербанк России»  (далее  –  Банк),  разработана в соответствии   с действующим законодательством  Российской  Федерации,    Уставом  Банка, Кодексом  корпоративного  управления  Банка и утверждена Наблюдательным советом ОАО «Сбербанк России» протоколом №110 10 августа 2011 года. Она направлена на применение  лучших практик  российских и  зарубежных компаний  в  области корпоративного управления.

Информация о работе Принципы дивидендной политики