Прогнозирование и моделирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 14:46, реферат

Описание работы

Процесс управления предприятием представляет собой непрерывную разработку управленческих решений и применение их на практике. От эффективности разработки этих решений в значительной степени зависит успех дела. И прежде чем начинать какое-либо дело, необходимо определить цель своих действий. В процессе производства руководителям предприятия очень часто приходится сталкиваться с критическими проблемами, и от того, насколько оптимально принятое решение, будет зависеть конечный финансовый результат деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение 3 стр.
Сущность и место прогнозирования 5 стр.
Метод информационного моделирования 12 стр.
Вывод 16 стр.
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

готовый реф.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

     Важными задачами, которые обычно ставятся перед исполнителями при прогнозировании  и планировании, разработке соответствующей концепции, программы, мероприятия, являются сохранение и развитие высокоэффективной структуры экономики, обоснование и регулирование темпов роста выпуска продукции, высокой степени ее конкурентоспособности на рынке, обеспечение эффективного использования материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов, достаточного уровня доходов и социальной защищенности населения, поддержание имеющихся и налаживание новых многообразных экономических связей в масштабах региона, государства и с внешним миром.

     Таким образом, экономическое прогнозирование  – это получение информации о состоянии экономических показателей анализируемого объекта по средством системы методов.

     Под методологией планирования и прогнозирования  понимается система подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования прогнозов и плановых решений, а также логика планирования и прогнозирования. Методология базируется на экономической теории, изучающей закономерности и законы развития общества, основные положения и тенденции воспроизводственных процессов, и развивается и совершенствуется по мере развития самой экономической теории.

     Показатели  планов и прогнозов представляют собой форму количественного выражения принимаемых плановых и прогнозных решений.

     Методика  представляет собой совокупность рабочих  методов и приемов, используемых для осуществления конкретных плановых и прогнозных расчетов и различных показателей плана и прогноза. Она носит частный характер, находится в соподчинении с методологией планирования и прогнозирования и входит в нее как составная часть.

     Однако, несмотря на общность методологических основ, с определенной степенью условности можно говорить о методологии  планирования и методологии прогнозирования, о принципах и методах планирования и принципах и методах прогнозирования, то связано с той ролью, которую выполняют планирование и прогнозирование как формы государственного регулирования. И ели планирование (директивное, индикативное, стратегическое) отражает конкретное решение в отношении планируемого объекта, о прогнозирование дает вероятностную оценку его состояния в будущем, различные пути и способы его развития, либо служит основой для принятия планового решения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Метод информационного моделирования. 

Методы  информационного моделирования  были разработаны и впервые использованы для построения прогнозов, связанных  с НТП. В настоящее время эти  методы все более и более применяются  при прогнозировании экономических  процессов.

Методы  информационного моделирования (или  опережающего прогнозирования) основаны на свойстве научно-технической информации предварять внедрение достижений НТП в практическую деятельность.

В группе методов информационного моделирования  рассмотрим два вида: патентный и публикационный.

Патентный метод – это опережающий метод  прогнозирования, позволяющий рассчитать момент внедрения в практику изобретений  по динамике даты их патентования и даты внедрения.

 Для  того чтобы построить прогноз  данным методом, необходимо рассмотреть и проанализировать следующую информацию:  

1) дату  патентования изобретения;  

2) дату  внедрения изобретения в производство  или в любую другую деятельность;  

3) разрыв  во времени между первой и  второй датой.  

Публикационный  метод аналогичен и базируется на оценке взаимосвязи между датой опубликования информации о каком-либо достижении НТП и датой внедрения его на практике.

В основу применения методов информационного  моделирования положены следующие  два допущения:  

1) существует  связь между динамикой предоставления научно-технической информации и динамикой внедрения достижения в производство; 

2) научно-техническая  информация на некоторый интервал  времени опережает внедрение  достижения в производство. 

Основными источниками информации, используемой в опережающих методах прогнозирования, являются: 

1) патентная  документация (патенты, свидетельства); 

2) патентно-ассоциируемая  документация (лицензии, коммерческая  информация, каталоги, прайсы и т.д.); 

3) публикации  в периодической печати и издания научно-технической литературы, используемые при публикационном методе. 

Ретроспективная обработка названных источников информации позволяет проанализировать динамику патентования и опубликования. В результате анализа исследователи  решают две задачи: 1) определяют возможную дату внедрения технического решения в производство; 2) оценивают перспективу различных направлений науки и техники.

В настоящее  время данные методы широко используются при экономических прогнозах. С  их помощью исследователи-прогнозисты выявляют и изучают взаимосвязь между появлением публикаций о правительственных перестановках и ростом цен на определенные товарные группы, изменением курса национальной валюты, в результате чего получают довольно точные результаты, уходя от сложных математических расчетов.

Методы  логического моделирования. К данной группе методов прежде всего относятся  методы прогнозирования по аналогии и метод «дерево целей».

 Методы  прогнозирования по аналогии  приемлемы в том случае, когда  появление одного события сопровождается появлением другого и эта взаимосвязь носит устойчивый характер - характер закономерности. В группе прогнозирования по аналогии рассмотрим два метода: 1) математической аналогии; 2) исторической аналогии.

 Метод  математической аналогии  основан на установлении аналогии математических описаний различных по природе объектов (например, закона гравитации и торгового тяготения городов). Для математического описания и прогнозирования менее изученного явления (торгового тяготения) используется математическое описание более изученного явления (гравитации).

Метод исторической аналогии – это метод  прогнозирования, основанный на выявлении  и использовании аналогии объекта  прогнозирования с одинаковым по природе объектом, опережающим объект прогнозирования в своем развитии.

Применяя  метод исторической аналогии в прогнозировании, следует иметь в виду, что этот метод не основан на неизбежности и необходимости полного повторения событий. Он базируется на допущении, что  основные события прошлых лет  повторятся в будущем, если факторы, их порождающие, сохранят свое значение.

Применение  аналогии в прогнозировании связано  со следующими трудностями: часто сложно отличить истинную причину от мнимой, что ведет к ошибкам; для повышения  точности прогнозов необходимо обеспечить представительность выборки (наблюдений), достаточно полно отражающей совокупность всех возможных ситуаций, которые могут иметь место в будущем. Прогнозирование по аналогии обычно применяется в сочетании с другими методами (экспертных оценок). 

Метод «дерево целей» используется для прогнозирования сложных экономических процессов, систем, в которых возможно выделение многих структурных или иерархических уровней.

Процедура построения «дерева целей» представляет собой формулировку генеральной  цели прогноза с последующим разбиением ее на ряд подцелей 1-го уровня, который является результатом реализации подцелей 2-го уровня, и т.д. При этом разбиение генеральной цели происходит как бы из будущего в настоящее с установлением промежуточных событий и фиксацией причинно-следственных связей между ними.

«Дерево целей» формируется с помощью  экспертов, причем при переходе от уровня к уровню состав экспертов меняется. При приближении к более высокому уровню остаются более крупные эксперты в конкретных областях. В обязанности экспертов входят: а) формулировка системы целей (подцелей); б) присвоение коэффициентов относительной важности или весов элементам различных уровней «дерева целей». Построение «дерева целей» заканчивается, когда мы доходим до конкретных практических мероприятий, которые нельзя представить как результат реализации других мероприятий.

Этапы построения «Дерева целей»: 1) формулировка генеральной цели прогноза; 2) формулировка перечня подцелей различных уровней; 3) непосредственно построение «дерева целей»; 4) установление коэффициентов относительной важности различных узловых моментов «дерева целей» (с помощью экспертов); 5) разработка конкретных мероприятий по реализации поставленных целей прогноза; 6) выбор наиболее оптимальных мероприятий; 7) определение состава и объема ресурсов, необходимых для реализации выбранных мероприятий. 
 
 
 
 
 
 

Вывод 

Из всего  вышесказанного можно сделать вывод, что при современных условиях функционирования рыночной экономики, невозможно успешно управлять коммерческой фирмой, без эффективного прогнозирования её деятельности. От того, на сколько прогнозирование будет точным и своевременным, а также соответствовать поставленным проблемам, будут зависеть, в конечном счете, прибыли, получаемые предприятием. 

Для того, чтобы эффект прогноза был максимально полезен, необходимо создание на средних и крупных предприятиях так называемых прогнозных отделов (для малых предприятий создание этих отделов будет нерентабельным). Но даже без таких отделов обойтись, без прогнозирования невозможно. В этом случае прогноз должен быть получен силами менеджеров и задействованными в этом процессе специалистами. 

Что касается самих прогнозов, то они должны быть реалистичными, то есть их вероятность  должна быть достаточно высока и соответствовать  ресурсам предприятия. 

Для улучшения  качества прогноза необходимо улучшить качество информации, необходимой при  его разработке. Эта информация, в первую очередь, должна обладать такими свойствами, как достоверность, полнота, своевременность и точность. 

Так как прогнозирование является отдельной наукой, то целесообразно (по мере возможности) использование нескольких методов прогнозирования при решении какой-либо проблемы. Это повысит качество прогноза и позволит определить «подводные камни», которые могут быть незамечены при использовании только одного метода. Также необходимо соотносить полученный прогноз с прецедентами в решении данной проблемы, если такие имели место при похожих условиях функционирования аналогичной организации (конкурента). И при определенной корректировке, в соответствии с этим прецедентом, принимать решения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

  1. М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Основы менеджмента. — Москва «Дело» 1999 г.
  2. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках. — под ред. Б.В. Прыкина. — Москва «Банки и биржи»2003.
  3. Менеджмент организаций. — учебное пособие под ред. З.П. Румянцевой. — Москва Инфра-М 2002.
  4. Менеджмент (СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ). — под ред. Ф.М. Русинова. — Москва ФБК-Пресс 2000.
  5. Экономическая стратегия фирмы. — под ред. А.П. Градова. — С.-Петербург «Специальная литература» 2004.
  6. Б.Г. Литвак. Управленческие решения. — Москва ЭКМОС 1999.
  7. В.Р. Веснин. Основы менеджмента. — Москва «Триада LTD» 2004.

Информация о работе Прогнозирование и моделирование на предприятии