Пути улучшения финансовых результатов деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Анализ финансового результата на основе отчета о прибылях и убытках в качестве обязательных элементов включает в себя исследование изменения каждого показателя за анализируемый период, изучение структурных сдвигов. Исследование финансового результата традиционно предполагает изучение динамики показателей за ряд отчетных периодов.
Анализ финансовых результатов предполагает решение следующих задач:
анализ состава и динамики прибыли;
анализ финансовых результатов от обычных и прочих видов деятельности;
анализ распределения и использования прибыли.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности предприятия
1.1 Экономическая сущность финансовых результатов
1.2 Методика анализа финансовых результатов
2. Анализ и оценка финансовых результатов деятельности предприятия
2.1 Анализ прибыли до налогообложения
2.2 Анализ прибыли от продаж
2.3 Анализ рентабельности
3. Пути улучшения финансовых результатов деятельности предприятия
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 246.12 Кб (Скачать файл)

Данные таблицы 2.7 показывают из года в год увеличение коэффициентов ликвидности ОАО "ТАИФ-НК". За 2007 год коэффициент абсолютной ликвидности увеличился на 0,13 пункта. Он показывает, что к концу 2007 года ОАО "ТАИФ-НК" 17 % краткосрочных  обязательств могло погасить за счет использования денежных средств  и ценных бумаг. Если сравнить значение показателя с рекомендуемым уровнем (0,2-0,3), можно отметить, что предприятие  имеет достаточно наличных денежных средств для покрытия текущих обязательств. Это обстоятельство может вызвать доверие к данному предприятию со стороны поставщиков материально-технических ресурсов. Коэффициент быстрой ликвидности показывает, что на конец 2006 года краткосрочные долговые обязательства на 54% покрывались денежными средствами, ценными бумагами и средствами в расчетах. К концу 2008 года значение коэффициента увеличилось на 1,78 пункта. Это показывает, что текущие обязательства могут быть погашены наиболее ликвидными активами и активами быстрой реализации на 232%. Коэффициент общей ликвидности за 2006-2008 гг. увеличился по сравнению с 2006 годом на 2,14 пункта до 3,05 пункта к концу года. Предприятие покрывает краткосрочные долговые обязательства ликвидными активами. Это обстоятельство свидетельствует о низком финансовом риске, связанном с тем, что предприятие не в состоянии оплатить свои счета. Таким образом, предприятие ОАО "ТАИФ-НК" можно охарактеризовать как рентабельное и платежеспособное. За период с 2006 по 2008 годы ОАО "ТАИФ-НК" имеет тенденцию к повышению уровня рентабельности и платежеспособности.

2.4 Оценка деловой  активности ОАО "ТАИФ-НК"

Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной  деятельности производится на основании  оценки деловой активности предприятия. От деловой активности предприятия  во многом зависят эффективность  использования финансовых ресурсов и стабильность его финансового  состояния. Деловая активность - это  реальное проявление действий, заключающихся  в мобильности, предприимчивости, инициативе.

Деловую активность предприятия можно представить  как систему количественных и  качественных критериев. Качественные критерии - это широта рынков сбыта (внутренних и внешних), репутация  предприятия, конкурентоспособность, наличие стабильных поставщиков  и потребителей. Количественные критерии определяются рядом показателей, среди  которых наиболее распространенными  являются:

- показатели оборачиваемости  средств;

- показатели рентабельности  деятельности предприятия.

Рассчитаем показатели оборачиваемости. К ним относятся:

- коэффициент общей  оборачиваемости активов за расчетный  период;

- коэффициент оборачиваемости  собственного капитала.

"Отчет о прибылях  и убытках" представлен в  приложение Б. Оборачиваемость  всех используемых активов в  2008 году составила 2,51 пункта. Каждый  рубль активов предприятия оборачивался  около двух с половиной раз  в отчетном году. В 2007 году - около  1,75 раз, в 2006 году - 2,43 раза. Наблюдается  тенденция к увеличению оборачиваемости  активов (с 1,75 до 2,51), обусловленная  существенным ростом объема реализации  продукции (с 55 465,217 до 64 620,590 млн.  рублей). Коэффициент оборачиваемости  запасов ОАО "ТАИФ-НК" в 2007 году уменьшился по сравнению  с 2006 годом на 1,2, а в 2008 году  был равен 4,6. Оборачиваемость  запасов в 2008 году выросла по  сравнению с 2007 годом на 1,12 пункта. Расчет показателей деловой активности  исследуемого предприятия приведем  в таблице 2.8.

Таблица 2.8 - Показатели деловой активности ОАО "ТАИФ-НК" за 2006-2008 гг.

 

Показатели

Расчетная формула

2006

2007

2008

 

Коэффициент общей оборачиваемости капитала

Выручка от реализации продукции

ср. итог баланса

2,43

1,76

2,58

 

Коэффициент оборачиваемости мобильных средств

Выручка от реализации продукции

ср. итог актива 2

4,7

3,48

5,9

 

Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных  средств

Выручка от реализации продукции

ср. запасы (стр.210+220)

11,6

10,9

24,6

 

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

Выручка от реализации продукции

ср. остаток дебиторской  задолженности

8,54

7,32

15,6

 

Срок  оборота дебиторской задолженности (дней)

365*ср. остаток дебиторской задолженности

Выручка от реализации продукции

43

50

23,4

 

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

Выручка от реализации продукции

ср. остаток кредиторской задолженности

6,5

3,5

18,1

 

Срок  оборота кредиторской задолженности (дней)

365*ср. остаток кредиторской задолженности

Выручка от реализации продукции

56,6

105,3

20,2

 

Коэффициент оборачиваемости собственных средств

Выручка от реализации продукции

ср. итог пассива 3

38,51

11,9

5,4

 
           

В целом можно  отметить рост оборачиваемости дебиторской  и кредиторской задолженности в 2008 году по сравнению с 2007 годом. Достаточно высокое значение данного коэффициента подтверждает благоприятную характеристику финансового состояния, сделанную  на основе показателей, рассчитанных в  предыдущем разделе. На рисунке 2.7 представлена динамика оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженности.

Рисунок 2.7 - Динамика оборачиваемости кредиторской и  дебиторской задолженности ОАО "ТАИФ-НК" за 2006-2008 гг., дни

 

Оборачиваемость дебиторской  задолженности в 2008 году составила 8,23 раза, а время ее обращения - 48 дней. Оборачиваемость оборотного капитала составила 11,4, т.е. каждый вид оборотных  активов потреблялся и вновь  возобновлялся почти 11 раз в году. В следствии проведённого анализа, хочется отметить, сумма внеоборотных активов в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличилась на 7 207 856 тыс. рублей, а в 2008 году по сравнению с 2007 годом сумма основного капитала размещенного в форме внеоборотных активов увеличилась 1 227 153 тыс. рублей и составила 19 482 402 тыс. рублей. В 2007 году наблюдается увеличение суммы долгосрочных обязательств по сравнению с 2006 годом на 864 048 тыс. рублей, а в 2008 году сумма долгосрочных обязательств по сравнению с 2007 годом увеличилась на 3 757 985 тыс. рублей (40,5%) и составила 13 047 728 тыс. рублей. Необходимо также отметить значительное уменьшение суммы краткосрочных обязательств в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 77,6% или на 17 151 692 тыс. рублей. В 2007 году наблюдался рост коэффициента рентабельности активов на 4% и спад коэффициента рентабельности собственного капитала до 84%, в 2008 году коэффициент рентабельности активов увеличивается на 2 %, а коэффициент собственного капитала также сохраняет динамику к спаду. Результаты анализа финансового состояния, изложенного во второй главе работы, позволяют предложить некоторые рекомендации по его улучшению, которые будут представлены в следующей главе дипломной работы.

 

3. Основные направления  повышения эффективности финансово-хозяйственной  деятельности ОАО "ТАИФ-НК"

3.1 Особенности  зарубежного опыта оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий и его использование в России

Важным направлением исследования оценки и анализа финансовых результатов является изучение зарубежного  опыта и попытка адаптации  элементов зарубежных методик на отечественных предприятиях.

При разработке концепции  оценки эффективности финансово-хозяйственной  деятельности на российских предприятиях полезен опыт зарубежных фирм, где  данные вопросы исследуются, начиная  с 50-60-х годов (50-60-е гг. -- стратегическое планирование; 70-80-е -- стратегическое управление и стратегический менеджмент). Аспекты стратегического планирования и выбора эффективных стратегий отражены в научных трудах многих зарубежных ученых: Ансоффа И., Портера М., Кини Р.Л., РайфаХ. и др.

Можно выделить некоторые  характерные особенности оценки эффективности финансово-хозяйственной  деятельности предприятий в зависимости  от целей:

- в американских  компаниях главное - это объединение  стратегий всех подразделений  и распределение ресурсов;

- в английских  компаниях - ориентация на распределение  ресурсов;

- в японских  компаниях - ориентация на внедрение  новшеств и повышение качества  решений [18, с.49].

На зарубежных фирмах перспективное планирование ведется  снизу вверх или сверху вниз. В  первом случае руководство фирмы  выдвигает стратегические идеи и  разрабатывает общий прогноз  развития, а небольшой плановый отдел  устанавливает единую форму плановых документов, методику расчетов и экономических  обоснований, а также координирует работу структурных единиц. Такой  порядок распространен в крупных  акционерных компаниях. Во втором случае плановый отдел сообщает цехам и  производствам исходную информацию для разработки планов и устанавливает  задания по важнейшим показателям (объем реализации, лимит расходов, прибыль).

Производительность  труда на предприятиях во многом зависит  от эффективности организационной  структуры, от сбалансированности различных  сфер деятельности внутри предприятия. В западном деловом мире производительность труда рассматривается как отношение  между продукцией, производственной системой и затратами на производство этой продукции. В систему вводятся затраты в форме труда (трудовые ресурсы), капитала (материальные и  финансовые ресурсы, основные фонды), энергия, информация. Эти ресурсы преобразуются  в продукцию [15, с.53]

Планирование производительности труда связано с вопросами  управления качеством продукции, процессом  оценки экономичности (т.е. измерением трудозатрат и разработкой смет), бухгалтерским учетом и финансовым контролем и кадровой службой (ведающей вопросами качества трудовой жизни) [43, с.36].

Управление имуществом включает контроль за стоимостью имущества, активами и распределением прибыли, определение стратегии маркетинга и обновления производства. При этом функция стратегического управления выполняется в штаб-квартире корпорации, а оперативного управления - остается на заводе, передается в низовые ячейки, в цеха, комплексные бригады и другие подразделения. В этом нет различия между американскими и японскими фирмами. Низовые ячейки стали сами заказывать материалы, производить и отгружать продукцию. В результате в США, например, корпорации сократили 25% управленческого персонала.

Усиливается роль финансовых подразделений в выработке  стратегических целей. В условиях компьютеризации  финансовая служба объединяется с бухгалтерией. При отсутствии электронно-вычислительной техники существенно возросшие объемы работ бухгалтерии начинают тормозить всю работу фирмы. В развитых странах 92 % фирм отказались от ручной выписки документации, расчетов и т.п. По существу, внедряется полная компьютеризация этих процессов. Осуществляется также разделение задач перспективной (на 5 лет и более) и текущей (на 1-3 года) максимизации прибыли [39, с.36].

Благодаря иной стратегической ориентации корпорации Японии существенно  потеснили США на мировом рынке. В 80-х гг. они имели превосходство по таким показателям, как фондовооруженность труда (в 2-5 раза), средний возраст металлообрабатывающего оборудования (9,5 лет по сравнению с 17.5), доля затрат на обновление производства (исследования и разработки, маркетинг, дизайн и реклама, развитие рынка после начала продаж), удельный вес новых товаров, затрат на предотвращение брака и т.д. В то же время в корпорациях США выше скорость оборота средств, текущая рентабельность совокупных активов, доля собственного и привлеченного капитала по сравнению с кредитами.

Американскими учеными  стратегическое планирование трактуется как "...набор действий и решений, предпринятых руководством, которые  ведут к разработке специфических  стратегий, предназначенных для  того, чтобы помочь организации достичь  своих целей", или: "стратегический план -- заявление, отражающее миссию организации и направление ее развития, краткосрочные и долгосрочные цели, а также стратегию".

В свою очередь  под стратегией понимается "детальный  всесторонний комплексный план, предназначенный  для того, чтобы обеспечить осуществление  миссии организации и достижение ее целей", или "управленческий план, направленный на укрепление позиций  организации, удовлетворение потребностей его клиентов и достижение определенных результатов деятельности". Таким  образом, по мнению американских ученых, стратегия - это общее направление  или сочетание ряда направлений, на которых следует искать пути достижения целей.

В Японии под стратегией понимается способность к адаптации, готовность к изменениям с целью  выживания в конкретный момент и  в длительной перспективе. Стратегия  для японских менеджеров - это, скорее, форма совершенствования прошлых  достижений, чем наметки плана  на будущее [23, с.67].

В процессе принятия решения мысль руководителя японской компании направлена больше на поиски верной реакции на непредсказуемые  события и действия, чем на разработку стратегии управления в условиях неопределенности. Информационная база в Японии является ключом для понимания  этого положения. Основным условием повышения надежности системы на японских предприятиях является снижение издержек, повышение качества и улучшение потребительских свойств продукции.

На достижение этих целей направлены совершенствование  технологии и повышение качества труда. Есть, конечно, и целый ряд  особенностей (пожизненный наем, зависимости  заработной платы от выслуги лет, возраста и т.п., система подбора  кадров в зависимости от образовательного потенциала и морально-этических  качеств работника, механизм контроля качества посредством продвижения  рационализаторских предложений вверх  и пр.), которые усиливают адаптивность и конкурентоспособность японского  бизнеса.

Информация о работе Пути улучшения финансовых результатов деятельности предприятия