Пути улучшения финансовых результатов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 12:37, дипломная работа

Описание работы

Одним из важных условий успешного управления финансами предприятий является анализ и диагностика его финансового состояния. Главная цель анализа - своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы укрепления финансового состояния предприятия и его платежеспособности. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, оцениваются результаты деятельности предприятия и его подразделений.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….………….…….…6
1 Теоретические аспекты анализа финансового положения предприятия …9
1.1 Сущность и функции анализа финансового положения предприятия …9
1.2 Анализ финансовой устойчивости предприятия………….………...….....22
1.3 Анализ платежеспособности и ликвидности……………………………... 31
1.4 Методы прогнозирования вероятности банкротства....….………….....…. 35
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
ОАО «Цитрон» за 2009-2011 гг. ……………………….……………..……… 39
2.1 Общая характеристика предприятия……………………………...……...39
2.2 Анализ технико-экономических показателей предприятия……………. 41
2.3 Анализ имущества предприятия и источников его финансирования …44
2.4 Анализ состояния запасов и дебиторской задолженности………..…....49
2.5 Анализ состава и структуры капитала предприятия ……………………53
2.6 Анализ ликвидности и платежеспособности …………………………...58
2.7 Анализ финансовой устойчивости…………………………….…….…...67
2.8 Анализ деловой активности ОАО «Цитрон»……………………………71
2.9 Оценка показателей рентабельности за 2009-2011 гг. ………………….74
3 Пути улучшения финансового положения ОАО «Цитрон»………...........78
3.1 Общие рекомендации по улучшению финансовых показателей….….78
3.2 Расчет экономической эффективности приобретения
транспортного средства на условиях лизинга……………………………….81
3.3 Прогноз прибыли от продаж предприятия при открытии нового
магазина………………………………………………………………………….91
3.4 Управление запасами на предприятии …………………………………..97
Заключение……………………………………………………...………………105
Список использованных источников……………………………………..….109

Файлы: 1 файл

ВКР Латыш(1).doc

— 964.50 Кб (Скачать файл)

Поскольку степень превращения  текущих активов в денежную наличность неодинакова, в отечественной и  мировой практике исчисляют четыре относительных показателя (коэффициента) ликвидности:

1) Абсолютной ликвидности; 

2) критической (промежуточной) ликвидности;

3) текущей ликвидности  (покрытия);

4) ликвидности при  мобилизации средств.

Наиболее мобильной  частью оборотных средств являются денежные средства и краткосрочные  ценные бумаги, котирующиеся на фондовой бирже. Оборотные средства в деньгах готовы к платежу и расчетам немедленно, поэтому отношение таких ликвидных средств к краткосрочным обязательствам предприятия и выражается коэффициентом абсолютной ликвидности. Теоретически достаточное значение коэффициента абсолютной ликвидности составляет 0,2—0,25.

Покрытие краткосрочных  обязательств денежными средствами, ценными бумагами и краткосрочной  дебиторской задолженностью, реальной к получению, отражается коэффициентом  критической ликвидности. Теоретически оправданные его значения лежат  в диапазоне 0,7—0,8 (и даже 1).

Наиболее обобщающим показателем платежеспособности выступает  общий коэффициент покрытия (текущей  ликвидности), в расчете которого участвуют все оборотные средства, в том числе материальные. В  мировой практике признано, что для  обеспечения минимальной гарантии инвестициям на 1 руб. краткосрочных долгов должно приходиться 2 руб. оборотных активов. Следовательно, оптимальным является соотношение 1:2, однако в зависимости от форм расчетов, оборачиваемости оборотных средств, отраслевых и иных особенностей предприятия вполне удовлетворительным является значительно меньшее (но превышающее единицу) значение этого коэффициента.

Если значение коэффициента покрытия гораздо ниже оптимального, то краткосрочные обязательства (текущие  пассивы) предприятия превышают текущие активы, а его финансовое положение не совсем благополучное. Для потенциальных партнеров финансовый риск заключения сделок значительно повышается.

Коэффициент ликвидности  при мобилизации средств характеризует  достаточность материально-производственных запасов в случае необходимости их распродажи для погашения краткосрочных долгов, его оптимальное значение составляет 0,5—-0,7.

Каждый из этих показателей  применяют в конкретном случае оценки устойчивости финансового положения, интересующем определенного потребителя информации.

При оценке финансового  состояния предприятия важное значение имеет анализ перспективной платежеспособности на ближайшее время (декаду, месяц) на основе сопоставления объемов платежных  средств и предстоящих обязательств. Для этого составляют краткосрочный (оперативный) баланс платежной готовности предприятия или финансовый план-прогноз на предстоящий месяц с подекадной разбивкой. Предприятие считается платежеспособным, если его обязательства на предстоящий период перекрываются платежными средствами.

Оперативный баланс  платежной  готовности предприятия составляется на основе бухгалтерских данных об отгрузке и реализации продукции, закупках средств производства, задолженности  бюджету и внебюджетным фондам, поставщикам  и подрядчикам, персоналу по оплате труда за предстоящий период. Платежный баланс составляется на отчетную дату в виде двухсторонней таблицы, в левой части которой отражаются средства платежной готовности, а в правой — платежи первой срочности.

При выявлении неплатежеспособности предприятия необходимо выяснить ее причины, невыполнение плана по производству и реализации продукции, повышение ее себестоимости, невыполнение плана по прибыли, влекущее недостаток собственных оборотных средств. Одной из причин ухудшения платежеспособности может быть нерациональное управление оборотными активами: отвлечение средств в просроченную дебиторскую задолженность, вложение в излишние и ненужные запасы товарно-материальных ценностей, несвоевременная уплата налогов, повлекшая штрафные санкции.

 

1.4 Методы прогнозирования вероятности банкротства

 

Для того чтобы наметить пути развития предприятия в условиях рыночной экономики, необходимо финансовое прогнозирование. Основными его  задачами являются определение объема финансовых ресурсов в предстоящем периоде, источников их формирования и направлений наиболее эффективного использования. Прогнозирование позволяет установить тенденции в проведении финансовой политики с учетом воздействия внутренних и внешних условий и определить перспективы финансовой стратегии, обеспечивающей предприятию стабильное финансовое положение. Прогнозирование дает ответ на основной вопрос о будущем предприятия - укреплении или утрате платежеспособности.

В финансовом прогнозировании  обычно используют экономико-математическое моделирование и метод экспертных оценок. Экономико-математическое моделирование позволяет с определенной степенью достоверности определять динамику показателей в зависимости от развития финансовых процессов в будущем. Для получения более надежного финансового прогноза экономико-математическое моделирование дополняется методом экспертных оценок, позволяющим корректировать найденные в ходе моделирования количественные значения финансовых процессов.

В настоящее время  в мировой практике для прогнозирования финансовой устойчивости предприятия, выбора его финансовой стратегии, а также определения риска банкротства используют различные экономико-математические модели.

Наиболее простой моделью  прогнозирования вероятности банкротства  считается двухфакторная. Она основывается на двух ключевых показателях: текущей ликвидности и доле заемных средств в общей сумме источников, от которых зависит вероятность банкротства предприятия. Эти показатели умножаются на весовые значения коэффициентов, найденные эмпирическим путем, и результаты суммируются с постоянной величиной, также полученной опытно-статистическим способом. Если результат оказывается отрицательным, вероятность банкротства невелика, если положительным — вероятность банкротства высока.

Для прогнозирования вероятности банкротства предприятий в развитых капиталистических странах используются экономико-математические модели известных западных экономистов Альтмана, Лиса, Таффлера, Тишоу и др., разработанные на основе многомерного дискриминантного анализа.

Факторы, принятые во внимание в этих моделях Z-счета, влияют и на определение вероятности банкротства российских предприятий. Использование этих моделей в отечественной практике вполне правомерно, однако влияние внешних факторов в российских условиях намного выше, поэтому количественные значения Z-счета, определяющие вероятность банкротства, отличаются от западных. Российские экономисты внесли некоторые изменения в первую модель Z-счета Э. Альтмана.

Практика применения этой модели для анализа деятельности российских предприятий подтвердила правильность полученных значений, тем не менее использование этой модели в отечественных условиях требует большой осторожности.

Существует система  критериев для прогноза возможного банкротства предприятий, обеспечивая  единый методический подход к проведению анализа финансового состояния и оценки структуры их балансов. Основной целью такого анализа является обоснование решения о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а самого предприятия неплатежеспособным.

Неудовлетворительная  структура баланса характеризуется  таким состоянием имущества и  долговых прав предприятия-должника, когда  из-за недостаточной ликвидности  его активов не обеспечивается своевременное  выполнение обязательств перед банками  и кредиторами.

Структура баланса признается неудовлетворительной, а предприятие - неплатежеспособным, если коэффициент  текущей ликвидности на конец  отчетного периода имеет значение менее 2 и коэффициент обеспеченности собственными средствами - менее 0,1.

При неудовлетворительной структуре баланса для проверки наличия у предприятия реальной возможности восстановить свою платежеспособность в течение 6 месяцев рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности именно в такой срок по формуле:

 

КВОС = (КТЛКГ + 6/Т (КТЛКГ - КТЛНГ)) / 2,

(17)


 

где КТЛНГ, КТЛКГ - фактическое значение коэффициента текущей ликвидности

на конец и начало отчетного периода;

6 - период восстановления  платежеспособности, в месяцах; 

Т - отчетный период, в  месяцах;

2 — нормативное значение коэффициента текущей ликвидности.

Если коэффициент восстановления меньше 1, это свидетельствует, что  у предприятия в ближайшие 6 месяцев  нет реальной возможности восстановить платежеспособность.

При удовлетворительной структуре баланса (КТЛ >2 и Коб >0,1) для проверки устойчивости финансового положения рассчитывается коэффициент реальной возможности утраты платежеспособности в течение последующих 3 месяцев по формуле:

 

Кутр = (КТЛКГ + 3/Т (КТЛКГ - КТЛНГ)) / 2,

(18)


 

где КТЛНГ, КТЛКГ — фактическое значение коэффициента текущей ликвидности

на конец и начало отчетного периода;

3 — период возможной  утраты платежеспособности, в месяцах; 

Т - отчетный период, в  месяцах;

2 - нормативное значение  коэффициента текущей ликвидности.

Если предприятие не обеспечивает устойчивых темпов роста основных показателей хозяйственной деятельности, то для восстановления платежеспособности оно вынуждено прибегнуть к чрезвычайным мерам:

а) продаже части недвижимого имущества;

б) увеличению уставного капитала путем дополнительной эмиссии акций;

в) получению долгосрочных ссуд или займа на пополнение оборотных средств.

 

 

 

2 Анализ финансово-хозяйственной  деятельности ОАО «Цитрон» за 2009-2011 гг.

2.1 Общая характеристика  предприятия

 

Объектом исследования является ОАО «Цитрон», созданное 3 октября 2004 года. ОАО «Цитрон» является юридическим лицом и действует на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации.

Учредителями являются два физических лица, вклад в уставной капитал осуществлен путем внесения денежных средств. Уставной капитал Общества на момент регистрации составил 10 000,0 рублей, который разделен на 2 доли. Размер доли Участника в уставном капитале Общества соответствует соотношению номинальной стоимости его доли и уставного капитала Общества.

В соответствии с учредительными документами  основной вид деятельности общества – торговля. Основной деятельностью  открытого акционерного общества является реализация, поставка и монтаж окон из металлопластика для объектов самого различного назначения, таких как, заводы, фабрики, производственные цеха, торговые центры, медицинские учреждения, спортивные сооружения, гостиницы, рестораны, жилые объекты. География деятельности предприятия  обширна, реализация продукции осуществляется как в городе Калининграде, так и по области.

Являясь коммерческой организацией ОАО «Цитрон» ставит основными целями: извлечение прибыли и увеличение доли рынка.

Общество является юридическим  лицом и имеет в собственности  обособленное имущество, отражаемое на его самостоятельном балансе. Общество может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, вправе открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами. Общество имеет круглую печать, содержащую полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения Общества.

Имущество ОАО «Цитрон» образуется за счет следующих источников:

  1. доход от собственной торгово-хозяйственной деятельности;
  2. кредитов;
  3. иных поступлений.

Общее руководство деятельностью  предприятия осуществляет генеральный директор, ему подчиняется главный бухгалтер и коммерческий директор. Общество осуществляет учет результатов своей деятельности, ведет оперативный бухгалтерский учет в порядке, установленном российским законодательством.

Организационную структуру ОАО «Цитрон» можно изобразить следующим образом.

 

 

Рисунок 1 – Организационная  структура ОАО «Цитрон»

 

Руководство всей деятельности предприятия осуществляет генеральный  директор, непосредственно ему подчиняется  главный бухгалтер, коммерческий директор и секретариат.

Коммерческий директор осуществляет руководство финансово – хозяйственной деятельностью предприятия в области закупок, хранения и сбыта товаров на рынке и по договорам поставки. В обязанности  коммерческого директора входит определение долговременной стратегии коммерческой деятельности и финансовых планов предприятия.

Начальник закупок определяет порядок и процедуру закупки  товаров, критерии и нормы проведения сделок по закупке, определяет и согласовывает  порядок расчетов с поставщиками. Контролирует состояние запасов  по всему ассортименту товаров. Совместно с бухгалтерией начальник закупок организует взаиморасчеты с Поставщиками, следит за состоянием кредиторской задолженности в связи с закупками товара.

Начальник продаж анализирует  и систематизирует базу клиентов, контролирует состояние дебиторской и кредиторской задолженностей клиентов. Начальник продаж предоставляет в отдел закупок заказы на поставку товара по клиентской базе, устанавливает и контролирует отпускные цены, разрабатывает ценовую политику.

Информация о работе Пути улучшения финансовых результатов