Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 21:42, курсовая работа
Цель. Целью данной работы является изучение использования маркетинговых мероприятий для некоммерческой деятельности.
Задачи. В ходе написания курсовой работы решаются следующие задачи:
Описание основных видов некоммерческого маркетинга;
Рассмотрение организаций, занимающихся некоммерческим маркетингом;
Анализ маркетинга некоммерческих организаций;
Введение…..…………………………………………………………...………… 3
1 Теоретические основы некоммерческого маркетинга………………………
1.1.Природа возникновения некоммерческого маркетинга.............................
1.2.Понятие и особенности некоммерческих организаций………………….
1.3.Сущность некоммерческого маркетинга….……………………………..
1.4.Виды некоммерческого маркетинга……………………………………..
1.5.Процессы обмена в некоммерческом маркетинге………………………
2 Исследование маркетинга некоммерческих организаций на примере
благотворительного фонда «Дети Мира»…….....................................................
2.1.Маркетинговая характеристика благотворительного фонда……………..
2.2.Анализ некоммерческих организаций …………………………….…….
3 Рекомендации по совершенствованию маркетинга в некоммерческих организациях…………………………………………………………………….
Заключение …………………………………………………………………….
Список использованных источников………
План
Введение…..…………………………………………………
1 Теоретические основы некоммерческого маркетинга………………………
1.1.Природа возникновения некоммерческого
маркетинга....................
1.2.Понятие и особенности некоммерческих организаций………………….
1.3.Сущность некоммерческого маркетинга….……………………………..
1.4.Виды некоммерческого маркетинга……………………………………..
1.5.Процессы обмена в
некоммерческом маркетинге……………
2 Исследование маркетинга
благотворительного фонда «Дети Мира»…….......................
2.1.Маркетинговая
2.2.Анализ некоммерческих организаций …………………………….…….
3 Рекомендации по совершенствованию
маркетинга в некоммерческих организациях………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………
Введение
Актуальность темы исследования. Управление маркетинговой деятельностью некоммерческих организаций имеет большую экономическую и социальную значимость, так как способствует повышению эффективности решения широкого круга первостепенных для общества проблем. Результаты этой деятельности призваны удовлетворять определенные общественные потребности, и могут быть доведены до потребителя посредством передачи и некоммерческого обмена информацией, сотрудничеством, доверием, уважением и поддержкой. Поэтому, маркетинговая деятельность играет определяющую роль в обеспечении связи предприятия с рынком. Однако вопросам маркетинга в этой области уделяется недостаточно внимания, и лишь отдельные некоммерческие организации определяют необходимость использования маркетингового подхода как одного из важных факторов их эффективной деятельности.
В связи с этим, актуальность проблемы исследования маркетинговой деятельности некоммерческой организации, ее сущности, роли и специфических особенностей является обоснованной.
Цель. Целью данной работы является изучение использования маркетинговых мероприятий для некоммерческой деятельности.
Задачи. В ходе написания курсовой работы решаются следующие задачи:
Предмет. Предметом исследования
является методология маркетинга некоммерческих
организаций и реализация маркетингового
Обьект. Объектом является сам детский благотворительный фонд «Дети Мира»
1 Теоретические основы некоммерческого маркетинга
Согласно классической экономической теории человеческая деятельность делится на коммерческую и некоммерческую. Традиционно коммерческой деятельностью занимались коммерческие организации и физические лица с целью получения прибыли. Некоммерческую деятельность осуществляли бюджетные организации и физические лица с целью достижения определенного социального эффекта (не связанного с прибылью).
Первоначально понятие маркетинг применялось только в рамках деятельности коммерческих организаций (коммерческой деятельности). Маркетинг-вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена1.
Инструменты маркетинга воспринимались как средство продвижения товаров и услуг с единственной целью - получение прибыли (коммерческий маркетинг). Основные виды коммерческой маркетинговой деятельности - установление измеримых целей продаж, изучение конъюнктуры рынка, разработка продуктов и услуг на основе существующих потребностей, их продвижение, реализация стратегии ценообразования.
Идея адаптировать методы коммерческого маркетинга к специфике некоммерческого сектора появилась в США в 70-е годы XX века как следствие роста числа некоммерческих организаций и резкого обострения конкуренции между ними. В новых условиях от некоммерческих организаций потребовались такие навыки как умение четко определять позицию организации на рынке и понимать потребности клиентов; способность распространять свои убеждения, находить сторонников и т.д.
Концепция, согласно которой принципы классического маркетинга (маркетинга продажи товаров и услуг) могут быть использованы некоммерческими организациями для продажи идей, отношений и поведения получила название социальный маркетинг (некоммерческий маркетинг; маркетинг некоммерческих организаций, бюджетный маркетинг).
В современных условиях рыночной экономики классическая теория "коммерческая организация - коммерческая деятельность - коммерческий маркетинг" и "некоммерческая организация - некоммерческая деятельность - некоммерческий маркетинг" становится неприемлемой.
Происходят изменения концепции рыночных отношений в деятельности коммерческих субъектов. Если несколько десятилетий назад основной целью организации было совершить продажу (краткосрочные отношения), то сегодня главная цель - создание лояльных потребителей (долгосрочные отношения). Основной целью деятельности коммерческих организаций остается прибыль (экономический эффект). Одновременно, социальный эффект становится средством формирования позитивного имиджа фирмы у общественности.
Расширяется сфера деятельности некоммерческих организаций. По существующему законодательству многих стран некоммерческие организации могут осуществлять коммерческую деятельность с целью получения прибыли. Вместе с тем, социальный эффект выступает в роли главного результата деятельности некоммерческих субъектов, от величины и значимости которого зависит уровень финансирования. Экономический эффект играет в значительной мере роль "вспомогательную" роль - коммерческая деятельность некоммерческих организаций делает возможным развитие основного направления - некоммерческой деятельности. В современных условиях организации любого типа (коммерческие и некоммерческие) гибко используют как коммерческую, так и некоммерческую деятельность, направляя ее одновременно на достижение экономического и социального эффектов. В этой связи, целесообразно выделить коммерческую и некоммерческую составляющие маркетинговой деятельности организаций.
Сегодня социальная составляющая коммерческого маркетинга выходит на первый план в деятельности организаций различных форм собственности и направлений деятельности.
Социальный маркетинг - это видоизмененный и обогащенный термин традиционного коммерческого маркетинга товаров и услуг. Социальный маркетинг выражает социальную направленность классического коммерческого маркетинга любого типа организаций и ориентирован на интересы, нужды и потребности всего общества.
Современная маркетинговая концепция - это философия бизнеса, согласно которой удовлетворение нужд и запросов потребителя является результатом симбиоза коммерческой и некоммерческой маркетинговой деятельности (рисунок1). В зависимости от типа организации превалирует одна из двух составляющих. Обычно коммерческие субъекты основной целью ставят получение прибыли, тогда как некоммерческие организации в первую очередь нацелены на достижение социального эффекта.
Рис.1. Симбиоз коммерческой и некоммерческой маркетинговой деятельности
1.2. Понятие и особенности некоммерческих организаций
Некоммерческая организация – общественная организация, осуществляющая деятельность в целях решения социальных проблем общества и не ставящая своей задачей извлечение прибыли из своей деятельности.
Теория и методология классического маркетинга исторически развивались из практики бизнеса. Аналогично, маркетинг некоммерческих субъектов развивается из практики деятельности в некоммерческой сфере. Однако существенное отличие данной разновидности маркетинга заключается в том, что для формирования его концепции уже имеется не только зрелая теоретико-методологическая база классического маркетинга, но и богатый опыт практического применения его методического инструментария. Это в значительной мере упрощает задачу специалистов, разрабатывающих концепцию маркетинга некоммерческих субъектов.
За последнее десятилетие появилось достаточно много работ как зарубежных, так и отечественных авторов, посвященных маркетинговой деятельности организаций некоммерческой сферы. В разных источниках встречаются следующие различные определения маркетинговой деятельности в некоммерческой организации, которые представлены в таблице 1.
Некоммерческая деятельность осуществляется в конкурентной среде, которая характеризуется противоборством интересов некоммерческих субъектов, связанных с продвижением на «рынок» услуг, идей, концепций, программ и др. с целью некоммерческой реализации потребителю. Наличие конкуренции в некоммерческой сфере порождает проблему сбыта идентичных некоммерческих продуктов. 2
Таблица 1 – Сравнительный анализ научных взглядов на определение «маркетинговая деятельность некоммерческой организации»
Авторы |
Определение маркетинговой деятельности некоммерческой организации |
1.Котлер Ф. 2.Решетников А.В. |
«социальный маркетинг» |
4.Юрьева Т.В. |
«маркетинг некоммерческих организаций» |
5.Андреев С.Н. |
«маркетинг некоммерческих субъектов» |
6.Котлер Ф. и Армстронг Г. |
«маркетинг неприбыльных организаций» (англ. Nonprofit-Marketing) |
7.Киннел М. и Макдугл Дж. |
«маркетинг неприбыльной сферы» |
8.Зентес Дж. |
«недоходный маркетинг» (англ.Non-Business-marketing) |
9.Багиев Г.Л., |
«бесприбыльный (некоммерческий) маркетинг»; «маркетинг неприбыльных образований и организаций» |
10. Энциклопедия маркетинга http://www.marketing.spb.ru |
«метомаркетинг» |
Специфика российской некоммерческой сферы такова, что многие некоммерческие субъекты наряду с основной, некоммерческой деятельностью, занимаются и коммерческой. Цели этих видов деятельности различны: в первом случае — это социальный эффект, во втором — экономический эффект. Коммерческая составляющая должна быть нацелена одновременно как на экономический, так и на социальный эффект деятельности субъекта. При этом экономический эффект непосредственным образом влияет на состояние внутренней среды некоммерческого субъекта и косвенно — на создание социального эффекта. Социальный эффект, являющийся главным результатом деятельности некоммерческого субъекта, всегда нацелен на внешнюю среду, способствуя решению проблем общества в целом или отдельных групп населения. В соответствии с Гражданским кодексом РФ в деятельности некоммерческих организаций должна превалировать некоммерческая составляющая, а коммерческая призвана ее обеспечивать. Главная цель деятельности некоммерческих субъектов — максимизация социального эффекта.
Маркетинг некоммерческих субъектов представляет собой результирующую некоммерческой и коммерческой маркетинговой деятельности некоммерческих образований и физических лиц, нацеленную на максимизацию социального эффекта от произведенных ими продуктов. Схема деятельности маркетинга некоммерческих субъектов показана на рисунке 2 .
Маркетинг некоммерческих субъектов |
||||
|
|
|||
Коммерческая составляющая |
Некоммерческая составляющая | |||
|
|
| ||
Создание и максимизация экономического эффекта |
|
Увеличение социального эффекта |
|
Создание и максимизация социального эффекта |
|
|
| ||
Внутренний потенциал неэкономических субъектов |
Спрос потребителей некоммерческих продуктов |
Рис.2. Маркетинговая деятельность некоммерческих объектов
Некоммерческий маркетинг представляет собой некоммерческую составляющую маркетинговой деятельности некоммерческих субъектов. Эта деятельность направлена на достижение целей, связанных с созданием и максимизацией социального эффекта
Информация о работе Рекомендации по совершенствованию маркетинга в некоммерческих организациях