Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:24, курс лекций
АХД в широком смысле охватывает материальное производство в целом всего его ступени и звенья, а так же непроизводственную сферу, то есть всю структуру экономики. В узком смысле это анализ производственных предприятий. Он охватывает в качестве предмета исследования экономику основного звена экономики страны во взаимосвязи с экономикой других ступеней материального производства.
Тема 1: Роль экономического анализа в управлении экономической организации
1.1. Предмет и объект, содержание задач АХД. Требования предъявляемые к анализу
АХД в широком смысле охватывает материальное производство в целом всего его ступени и звенья, а так же непроизводственную сферу, то есть всю структуру экономики. В узком смысле это анализ производственных предприятий. Он охватывает в качестве предмета исследования экономику основного звена экономики страны во взаимосвязи с экономикой других ступеней материального производства.
Предмет
АХД – хозяйственная
Задачи АХД:
Цель:
повышение эффективности
Требования предъявляемые к анализу:
Субъекты информации – внутренние и внешние.
Внутренние: Администрация, персонал, собственники
Внешние: Собственники, взаимодавцы(банки, юр и физ лица), поставщики, покуатели, конкуренты, налоговая, аудиторские фирмы, юристы и прочие
1.2. АХД в
системе управления
Управление
– процесс активного
Тема 2: методология, методы методика АХД
2.1. Метод АХД и его особенности
2.2 Методика АХД и основные ее элементы
2.3.
Экономико-математическое
2.4.
Элиминирование как метод
2.5. Определение и классификация факторов и резервов
2.6. Применение ЭММ в АХД
2.1. Метод АХД и его особенности
Метод науки в широком смысле это способ исследования своего предмета. Под методом АХД понимают диалектический способ подхода к изучению хоз процессов в их становлении и развитие, то есть изучение процессов по взаимосвязи и взаимообусловленности, непрерывном развитии и причинно-следственной зависимости, в условиях действия теоритических законов.
Особенности метода АХД:
Методы: общенаучные и конкретнонаучные
Общенаучные: наблюдение, измерение, сравнению, индукция, дедукция, анализ и синтез, эксперимент, моделирование, формализация, системный подход, комплексный подход
Конкретнонаучные: детализация, группировки, абсолютные и средние величины, ряды динамики, балансовый метод, графический метод и элиминирование.
2.2 Методика АХД и основные ее элементы
Использование метода АХД проявляется через ряд конкретных методик аналитического содержания. это могут быть методики исследования как отдельных сторон хозяйственной деятельности, либо методики комплексного анализа. Методика АХД это совокупность конкретно научных приемов и способов, применяемых для обработки экономической информации
Общая
методика – совокупность приемов
аналитической обработки
Частная методика конкретизирует типовую методику, применительно к опреденной отрасли, типу производства и даже рабочему месту.
Основные элементы общей методики:
Основные виды сравнения:
-сравнение
отчетных (фактических) и плановых
показателей. Используют для
-сравнение
плановых показателей с
-сравнение
отчетных показателей с
-межзаводское
сравнение. Можно использовать
для определения лучшего
-сравнение
со среднеотраслевыми данными.
Определяют позицию
Результаты сравнений оформляются в виде:
А) абсолютных отклонений
Б) отклонений в процентах к базисным показателям
В) в виде индексов
Что бы результаты сравнения обеспечили объективные выводы, необходимо сравниваемые показатели привести к сопоставимости, которая обеспечивается следующим образом:
1.если
стоимостные показатели
2.при
изменении методики расчета
3.при
различных уровнях
4.при
сравнении показателей
5.в
случае неодинакового
6.устранение
сезонных особенностей и
Виды детализации:
1.Детализация
по образующим факторам. Проводится
для выявления причин или
А)
в разрезе калькуляционных
Б) по группам освоенной и новой продукции
В) в разрезе важнейших видов продукции
2.Детализация показателей по подразделениям предприятия – это подразделение показателя по местам совершения соответствующих операций. Например разделение отраслевых показателей по предприятиям, внутри предприятий, по отдельным структурным подразделениям. Эта детализация необходима для выявления ведущих и отстающих подразделений .
3.Детализация
показателей по периодам –
это разделение показателя или
их системы по календарным
периодам. Например детализация
готовых показателей
Виды группировки в зависимости от задач:
1.Типологические
группировки предназначены для
разделения всей совокупности
первичных данных на одно
2.структурные группировки применяются при изучении состава предприятия и структуры выпускаемой ими продукции (состав рабочих по профессиям, стажу и возрасту).
3.Аналетические
(причинно-следственные) группировки
предназначены для выявления
взаимосвязи между
Виды группировок в
1.Простые группировки – предназначены для изучения взаимосвязанных между явлениями, сгруппированными по какому либо признаку.
2.Комбинированная группировка - группировка изучаемой совокупности сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы по другому.
Алгоритмы группировки для простой группировки:
1.Определение целей анализа.
2.Сбор данных
3.Ранжирование
совокупности по
4.Выбор интервала распределения и ее деления на группы
5.Определение средне групповых показателей по группировочным и факторным признакам.
6.Анализ
полученных средних величин и
определение направления
3.ЭММ и преобразование экономических систем.
Для того что бы изучить деятельность предприятия нужно исследовать факторы, обуславливающие результат его деятельности.
Факторы в экономическом анализе это условия, в которых совершаются хозяйственные процессы, и причины, под влиянием которых изменяются сами процессы и их результаты.
Взаимосвязанное изучение хозяйственных процессов основывается на факторном экономическом анализе.
Факторный
экономический анализ – это постепенный
переход от исходной факторной системы
(результативный показатель) к конечной
факторной системе или наоборот
раскрытие полного набора прямых
количественно измеримых
Одна из задач факторного анализа является моделирование взаимосвязей между результативными показателями и факторами, которые определяют их величину.
Под факторным моделированием понимается построение модели устанавливающей взаимосвязь исследуемого результата и факторов, влияющих на этот результат.
Факторное регулирование включает:
1.Отбор
факторов для анализа
2.Классификацию
и систематизацию факторов с
целью обеспечения
3.Выявление
зависимости между
4.Определение характера взаимосвязей.
5.Определение схемы связей результативного показателя и обуславливающих его факторов.
6.Построение факторной модели.
Два основных вида взаимосвязей:
1.Стохастические
(вероятностные) – можно
2.Детерменированные
– можно выразить
В
детерминированном
1.Аддитивные модели
У=∑Хi
Р=Он+В-Ок
2.мультипликативные
У=ПХi
П=Ч*В
Информация о работе Роль экономического анализа в управлении экономической организации