Роль экономического анализа в управлении экономической организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:24, курс лекций

Описание работы

АХД в широком смысле охватывает материальное производство в целом всего его ступени и звенья, а так же непроизводственную сферу, то есть всю структуру экономики. В узком смысле это анализ производственных предприятий. Он охватывает в качестве предмета исследования экономику основного звена экономики страны во взаимосвязи с экономикой других ступеней материального производства.

Файлы: 1 файл

АХД. Лекции.docx

— 26.10 Кб (Скачать файл)

Тема 1: Роль экономического анализа в управлении экономической  организации

    1. Предмет и объект, содержание задач АХД. Требования предъявляемые к анализу
    2. АХД в системе управления производством
    3. Содержание финансового и управленческого анализа

 

 

1.1. Предмет  и объект, содержание задач АХД.  Требования предъявляемые к анализу

АХД в широком смысле охватывает материальное производство в целом всего его  ступени и звенья, а так же непроизводственную сферу, то есть всю структуру экономики. В узком смысле это анализ производственных предприятий. Он охватывает в качестве предмета исследования экономику основного  звена экономики страны во взаимосвязи  с экономикой других ступеней материального  производства.

Предмет АХД – хозяйственная деятельность, направленная на повышение уровня ее эффективности и отражаемая в  системе экономических показателей  с целью выявления неиспользуемых резервов, таким образом это причинно-следственный связи (изучается то, за счет чего изменился показатель) между экономическими явлениями. Объект АХД на микроуровне это финансово-хозяйственная деятельность предприятия, выраженная через экономические результаты

Задачи  АХД:

  • повышение научной обоснованности и достоверности бизнес-планов и нормативов
  • Объективные и всесторонние исследования выполнения бизнес планов и нормативов
  • Выявление и измерение внутренних резервов
  • Разработка вариантов для принятия управленческих решение и их испытание на оптимальность

Цель: повышение эффективности финансово-хозяйственной  деятельности, обеспечение финансовой независимости, платежеспособности предприятий

Требования предъявляемые к анализу:

  • Системность – требует исследование объекта в качестве единого целого
  • Комплексность – единство политического и экономического, экономического и социального итд
  • Государственный подход – должны учитываться проявления экономической жизни, международной политики, законодательство
  • Научность – применяются современные методы экономиеских исследований
  • Объективность  и конкретность – анализ базируется на достоверной, проверенной информации. Его выводы должны обоснововаться точными расчетами
  • Действенность – необходимость воздействия на ход производства, результаты при своевременном выявлении недостатков в работе.
  • Плановость – систематическая, а не случайная проведение анализа
  • Оперативность – умение быстро и четко проводить анализ, принимать эффективные управленчиские решения

Субъекты  информации – внутренние и внешние.

Внутренние: Администрация, персонал, собственники

Внешние: Собственники, взаимодавцы(банки, юр и физ лица), поставщики, покуатели, конкуренты, налоговая, аудиторские фирмы, юристы и прочие

 

1.2. АХД в  системе управления производством.

Управление  – процесс активного воздействия. Сущность заключается в его функциях: планирование, учет, анализ, регулирование

 

Тема 2: методология, методы методика АХД

2.1. Метод АХД и его особенности 

2.2 Методика АХД и основные ее  элементы

2.3. Экономико-математическое моделирование  и преобразование факторных систем

2.4. Элиминирование как метод многофакторного  анализа

2.5. Определение и классификация  факторов и резервов

2.6. Применение ЭММ в АХД

 

2.1. Метод  АХД и его особенности 

Метод науки в широком смысле это  способ исследования своего предмета. Под методом АХД понимают диалектический способ подхода к изучению хоз процессов в их становлении и развитие, то есть изучение процессов по взаимосвязи и взаимообусловленности, непрерывном развитии и причинно-следственной зависимости, в условиях действия теоритических законов.

Особенности метода АХД:

    1. Системный и комплексный подход к анализу экономический явлений и процессов
    2. Использование системы аналитических показателей
    3. Изучение экономических явлений в их динамике с учетом действия объективных жкономических законов
    4. Изучение внутренних проитворечий в развитии экономических явлений с целью их своевременного и правильного устранения
    5. Разделение общих показателей на составные части
    6. Выявление взаимосвязи и взаимозависимости между показателями, расчет велечины влияния отдельных факторов, а так же определения внутренних резервов предприятия
    7. Обобщение результатов анализа и разработка вариантов управленческих решений

Методы: общенаучные и конкретнонаучные

Общенаучные: наблюдение, измерение, сравнению, индукция, дедукция, анализ и синтез, эксперимент, моделирование, формализация, системный  подход, комплексный подход

Конкретнонаучные: детализация, группировки, абсолютные и средние величины, ряды динамики, балансовый метод, графический метод и элиминирование.

2.2 Методика АХД и основные ее  элементы

Использование метода АХД проявляется через  ряд конкретных методик аналитического содержания. это могут быть методики исследования как отдельных сторон хозяйственной деятельности, либо методики комплексного анализа. Методика АХД это совокупность конкретно научных приемов и способов, применяемых для обработки экономической информации

Общая методика – совокупность приемов  аналитической обработки информации, применяемых при анализе деятельности всех предприятий экономики.

Частная методика конкретизирует типовую методику, применительно к опреденной отрасли, типу производства и даже рабочему месту.

Основные  элементы общей методики:

  1. Разработка системы аналитических показателей для изучения экономических явлений
  2. Сравнение
  3. Детализация и группировки
  4. Факторное моделирование
  5. Элиминирование
  6. Обощение результатов анализа

 

  1. Метод сравнения – это важнейший и распространенный прием анализа, который позволяет установить взаимосвязь экономических явлений в их развитии, а так же размер отклонений различных показателей в АХД.

Основные  виды сравнения:

-сравнение  отчетных (фактических) и плановых  показателей. Используют для определения  степени выполнения плана, например  процент выполнения плана

-сравнение  плановых показателей с аналогичными  показателями предшествующего периода.  Используется для определения  напряжённости планового задания.

-сравнение  отчетных показателей с аналогичными  показателями прошлого периода.  Определяют изменение динамики  анализируемых показателей.

-межзаводское  сравнение. Можно использовать  для определения лучшего предприятия  или подразделения.

-сравнение  со среднеотраслевыми данными.  Определяют позицию анализируемого  предприятия в составе отрасли.

 

Результаты  сравнений оформляются в виде:

А) абсолютных отклонений

Б) отклонений в процентах к базисным показателям

В) в виде индексов

 

Что бы результаты сравнения обеспечили объективные выводы, необходимо сравниваемые показатели привести к сопоставимости, которая обеспечивается следующим образом:

1.если  стоимостные показатели формируются  на базе оптовых сопоставимых  цен, то при их изменении  сравниваемые показатели пересчитываются  в цены одного периода.

2.при  изменении методики расчета или  инструкции учета показателей  необходимо показатели привести  в соответствие с последней  действующей инструкцией.

3.при  различных уровнях себестоимости  поступающих со стороны полуфабрикатов  используемых для производства  продукции, их приводят к одинаковому  уровню.

4.при  сравнении показателей предприятия  за различные периоды времени,  в которых произошли организационно-административные  и структурные изменения показатели  приводят к сопоставимому виду  с учетом этих изменений .

5.в  случае неодинакового количества  рабочих дней за различные  периоды при сравнении показателей  работы предприятия показатели  приводят к одинаковому числу  рабочих дней.

6.устранение  сезонных особенностей и территориальных  различий.

 

  1. Детализация – это аналитический прием разделения общих показателей на составляющие части.

Виды  детализации:

1.Детализация  по образующим факторам. Проводится  для выявления причин или факторов  происходящих изменений. Она необходима  для изучения структуры совокупностей  для того что бы выявить  роль отдельных частей в формировании  сложных показателей и в их  изменении. Например себестоимость реализованной продукции детализируется :

А) в разрезе калькуляционных статей

Б) по группам освоенной и новой  продукции

В) в разрезе важнейших видов  продукции

 

2.Детализация  показателей по подразделениям предприятия – это подразделение показателя по местам совершения соответствующих операций. Например разделение отраслевых показателей по предприятиям, внутри предприятий, по отдельным структурным подразделениям. Эта детализация необходима для выявления ведущих и отстающих подразделений .

3.Детализация  показателей по периодам –  это разделение показателя или  их системы по календарным  периодам. Например детализация  готовых показателей осуществляется  по кварталам, квартальным по  месяцам, месячных по декадам  и т.д. эта детализация необходима  для того что бы проследить  за равномерностью отдельных процессов, а так же посмотреть тенденцию процессов в динамике.

 

  1. Группировка – это выделение среди изучаемых явлений характерных групп по тем или иным признакам.

 

Виды  группировки в зависимости от задач:

1.Типологические  группировки предназначены для  разделения всей совокупности  первичных данных на одно качественные  группы и классы (группы предприятий  по формам собственности).

2.структурные  группировки применяются при  изучении состава предприятия  и структуры выпускаемой ими  продукции (состав рабочих по  профессиям, стажу и возрасту).

3.Аналетические  (причинно-следственные) группировки  предназначены для выявления  взаимосвязи между анализируемыми  экономическими явлениями.

 

  Виды группировок в зависимости  от сложности построения:

1.Простые  группировки – предназначены  для изучения взаимосвязанных между явлениями, сгруппированными по какому либо признаку.

2.Комбинированная группировка - группировка изучаемой совокупности сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы по другому.

 

Алгоритмы группировки для простой группировки:

1.Определение  целей анализа.

2.Сбор  данных

3.Ранжирование  совокупности по группированному  признаку

4.Выбор  интервала распределения и ее  деления на группы

5.Определение  средне групповых показателей  по группировочным и факторным признакам.

6.Анализ  полученных средних величин и  определение направления воздействия  факторных показателей на изучаемый  результат.

 

3.ЭММ и  преобразование экономических систем.

Для того что бы изучить деятельность предприятия нужно исследовать  факторы, обуславливающие результат  его деятельности.

Факторы в экономическом анализе это  условия, в которых совершаются  хозяйственные процессы, и причины, под влиянием которых изменяются сами процессы и их результаты.

Взаимосвязанное изучение хозяйственных процессов  основывается на факторном экономическом  анализе.

Факторный экономический анализ – это постепенный  переход от исходной факторной системы (результативный показатель) к конечной факторной системе или наоборот раскрытие полного набора прямых количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя.

Одна  из задач факторного анализа является моделирование взаимосвязей между  результативными показателями и  факторами, которые определяют их величину. 

Под факторным моделированием понимается построение модели устанавливающей  взаимосвязь исследуемого результата и факторов, влияющих на этот результат.

Факторное регулирование включает:

1.Отбор  факторов для анализа исследуемых  результативных показателей.

2.Классификацию  и систематизацию факторов с  целью обеспечения комплексного  и системного подхода к исследованию  их влияния на результат деятельности.

3.Выявление  зависимости между анализируемыми  показателями и факторами.

4.Определение  характера взаимосвязей.

5.Определение  схемы связей результативного  показателя и обуславливающих  его факторов.

6.Построение  факторной модели.

 

Два основных вида взаимосвязей:

1.Стохастические (вероятностные) – можно определить  степень вероятности.

2.Детерменированные  – можно выразить математической  формулой.

 

В детерминированном моделировании  встречаются несколько типов  конечных факторных систем:

1.Аддитивные  модели

У=∑Хi

Р=Он+В-Ок

2.мультипликативные

У=ПХi

П=Ч*В

Информация о работе Роль экономического анализа в управлении экономической организации