Шпаргалка по "Теории хозяйственной деятельности предприятия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 13:39, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории хозяйственной деятельности предприятия"

Файлы: 1 файл

0346937_788C0_shpory_po_discipline_teoriya_analiza_hozyaystvennoy_deyateln.doc

— 571.50 Кб (Скачать файл)

 

3.5.     Систематизация факторов в АХД.

Системный подход в АХД  вызывает необходимость взаимосвязанного изучения факторов с учетом их внутренних и внешних связей, взаимодействия и соподчиненности, что достигается с помощью систематизации. Систематизация — это размещение изучаемых явлений или объектов в определенном порядке с выявлением их взаимосвязи и соподчиненности.

Различают детерминированные  и стохастические факторные системы. Создать детерминированную факторную систему — значит представить изучаемое явление в виде алгебраической суммы, частного или произведения нескольких факторов, определяющих его величину и находящихся с ним в функциональной зависимости.

Развитие детерминированной  факторной системы достигается, как правило, за счет детализации  комплексных факторов. Элементные факторы (в нашем примере — количество рабочих, количество отработанных дней, продолжительность рабочего дня) не раскладываются на сомножители, так как по своему содержанию они однородны. С развитием системы комплексные факторы постепенно детализируются на менее общие, те, в свою очередь, еще на менее общие, постепенно приближаясь по своему аналитическому содержанию к элементным (простым).

Таким образом, систематизация факторов позволяет более глубоко изучить взаимосвязь факторов при формировании величины изучаемого показателя, что имеет немаловажное значение на следующих этапах анализа, особенно на этапе моделирования исследуемых показателей.

 

3.6.     Детерминированное моделирование  и преобразование факторных систем.

Основные типы факторных детерминированных моделей

Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов на результативный показатель, когда связь между ними носит функциональный характер, т.е. изменение каждого фактора приводит к обязательному изменению результативного показателя. Следовательно, в основе детерминирования лежит положением о том, что одна причина при определенных условиях порождает следствие.

Функциональную зависимость  между факторами и результативными  показателями в детерминированном  факторном анализе можно выразить различными моделями.

  1. Аддитивная модель – используется в тех случаях, когда результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторов:

Например: , где

 – себестоимость продукции;

 – материальные затраты;

 – оплата труда;

 – амортизация;

 – накладные расходы.

  1. Мультипликативная модель – используется в тех случаях, когда результативный показатель представляет собой произведение нескольких факторов:

Например: , где

 – выпуск продукции;

– численность работников;

– годовая выработка.

  1. Кратная модель – используется в тех случаях, когда результативный показатель получают делением одного фактора на другой:

Например: , где

– рентабельность производственной деятельности;

– прибыль;

 – себестоимость продукции.

  1. Комбинированная (смешанная) модель – это сочетание в различных комбинациях аддитивной, мультипликативной и кратной моделей:

      ит.д.

Например: , где

 – прибыль;

– количество изделий;

– цена одного изделия;

– себестоимость одного изделия.

Способы преобразования моделей в детерминированном  факторном анализе

Моделирование мультипликативных факторных систем осуществляется путем последовательного расчленения факторов исходной системы на факторы сомножители. Степень детализации и расширения факторной модели зависит от цели исследования, а также возможностей детализации и формализации показателей в пределах установленных правил. Например,

 

 

Также, путем  расчленения факторов на сомножители  моделируются и аддитивные факторные  системы.

Моделирование кратных моделей осуществляется путем удлинения, формального разложения, расширения и сокращения.

1. Способ удлинения числителя  исходной факторной модели  путем замены фактора числителя ( ) на сумму отдельных слагаемых факторов и создание новой факторной системы вида . Например,

 

Например, себестоимость  единицы продукции ( ) можно представить как частное от деления общей суммы затрат ( ) и объема выпуска продукции ( ):

Если общую  сумму затрат заменить на отдельные  статьи как, заработная плата ( ), материальные затраты ( ), амортизации основных средств ( ), накладные расходы ( ), то модель будет иметь следующий вид:

 

, где

 – трудоемкость

– материалоемкость

– фондоемкость;

– уровень накладных расходов.

2. Способ формального разложения  путем удлинения знаменателя  исходной факторной модели  на сумму или произведение отдельных слагаемых или сомножителей и создание модели вида . Например,

В результате формального  разложения данной факторной модели получим модель следующего вида:

3. Способ расширения исходной  факторной модели  за счет умножения числителя и знаменателя на один или несколько новых показателей, и создание новой факторной модели вида . Например,

 

, где

 – годовая выработка;

– численность рабочих;

– объем выпуска продукции;

– среднегодовая стоимость основных средств;

– фондоотдача;

– фондовооруженность.

4. Способ сокращения  исходной факторной модели  путем деления числителя и знаменателя модели на один и тот же показатель, и получения конечной факторной модели того же вида, что и исходная, но с другим набором факторов:

4.  Способы обработки экономической  информации в анализе хозяйственной деятельности предприятия

4.1.     Способ сравнения в анализе  хозяйственной деятельности.

Сравнение – это способ познания, в процессе которого изучаемое явление, предметы сопоставляются с уже изученными ранее, с целью определения общих черт или различий.

Способ  сравнения обеспечивает:

  • выявление общих черт и особенностей в сравниваемых показателях;
  • определение изменений в уровне исследуемых объектов;
  • изучение тенденций и закономерностей развития сравниваемых объектов;
  • соизмерение уровня влияния отдельных факторов;
  • выявление и подсчет величины внутренних резервов.

В экономическом  анализе используются множество  видов сравнения, которые между  собой отличаются, в основном, базой сравнения. Например, сопоставление фактических показателей с плановыми, с нормами, с данными прошлых лет, со средними показателями по отрасли, сопоставление темпов роста одного или различных показателей за разные периоды времени и др.

Различают следующие виды сравнительного анализа:

  • горизонтальный – определяются абсолютные и относительные отклонения фактических показателей от плановых, прошлых лет, среднего уровня и др.
  • вертикальный – изучается структура показателей;
  • трендовый – анализируются ряды динамики, т.е. анализ роста и прироста показателей за ряд лет;
  • одномерный – сравнительный анализ по одному или нескольким показателем одного объекта, или нескольких объектов по одному показателю;
  • многомерный – сравнительный анализ результатов деятельности по широкому кругу показателей.

 

4.2.     Способы приведения показателей  в сопоставимый вид.

Необходимым и  обязательным условием сравнения является обеспечение сопоставимости и соизмеримости сравниваемых показателей.

Сопоставимость  показателей позволяет нейтрализовать влияние стоимостных, объемных, качественных и структурных факторов друг на друга.

При сопоставлении  параметров выбирается важнейший из них – базовый. Базовый показатель должен быть сопоставим для всех анализируемых случаев.

Существует  ряд способов приведения аналитических показателей в сопоставимый вид:

- нейтрализация стоимостного фактора;

- нейтрализация ценового фактора;

- нейтрализация количественного фактора;

- приведение к однородной структуре сравниваемых сложных показателей;

- равенство периодов времени, за которое делается сравнение;

- приведение сравниваемых показателей к единой методике их исчисления;

- замена абсолютных показателей относительными;

- устранение территориальных различий, географических условий и сезонных особенностей.

Использование этих способов обеспечивает сопоставимость показателей внутри предприятия, между отраслями и территориями.

Так, для обеспечения  сопоставимости выпуска продукции (фактического) отчетного периода с базисным (прошлого года), необходимо физический ее объем в отчетном и базисном периодах выразить в ценах базисного периода, затем сравнить выпуск продукции отчетного периода в базисных ценах с выпуском продукции базисного периода также в базисных ценах, и тогда, нейтрализовав влияние цены, определить действительный прирост объема выпуска продукции.

Для нейтрализации  влияния объемного фактора на сумму затрат, необходимо сумму затрат базисного периода пересчитать на фактический объем производства продукции отчетного периода и эту величину сравнить с фактической суммой затрат.

Чтобы привести сравнимые показатели к одинаковой структуре, необходимо фактический объем производства продукции пересчитать на структуру базисного периода и в базисных ценах, затем сравнить с базисным объемом производства продукции при базисной структуре и базисных ценах. Это дает возможность для объективной и детальной оценки изменений физического объема производства.

Замена абсолютных величин на средние и относительные  при определенных условиях, также может обеспечить сопоставимость показателей.

Проводя сравнения  различных показателей, аналитик должен быть уверен в их сопоставимости, т.к. их несопоставимость бывает настолько  значительной, что приводит к искаженной оценке результатов хозяйственной деятельности предприятия.

 

4.3.     Способы     относительных     и     средних     величин     в     анализе хозяйственной деятельности.

Экономические явления и процессы в экономическом  анализе характеризуются абсолютными  и относительными показателями. Абсолютные величины показывают количественные размеры явления в единицах меры, веса, объема, площади, стоимости и т.д., безотносительно к размеру других явлений. Относительные показатели – это соотношения величины изучаемого явления и величины другого явления, или величины этого явления, но взятой за другой период или по другому явлению. Относительная величина как частное отделение двух сравниваемых показателей, это проценты, индексы, коэффициенты, а также все те показатели, которые рассчитаны как отношение одного показателя к другому (фондоотдача, рентабельность, производительность труда и др.). Достоинство относительных величин в том, что они дают качественную оценку процессов и явлений, а недостатком является то, что без дополнительной информации невозможно определить из каких абсолютных величин они рассчитаны.

Существуют  следующие виды относительных величин: планового задания, выполнения плана, пространственного сравнения, динамики, структуры, интенсивности, эффективности.

Наряду с абсолютными  и относительными показателями, в  аналитической работе широко используются средние величины.

Средняя величина – это обобщающая величина, которая характеризует размер определенного изменяющегося признака для показателя в целом или его составляющих.

Средняя величина абстрактна и используется везде, где  необходимо обобщение. Достоинство средних величин в том, что с их помощью можно сравнивать различные процессы и явления, результаты деятельности различных предприятий. Недостатком является то, что за их значением невозможно узнать диапазон колебаний первичных данных.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории хозяйственной деятельности предприятия"