Системный анализ, дерево целей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:25, контрольная работа

Описание работы

Когда у организации возникают проблемы, она проводит исследование ситуации, повлекшей за собой данную проблему.
Для проведения данного исследования специалисты, отвечающие за разрешение данной проблемы, выбирают в зависимости от своего опыта, знаний, имеющейся информации, природы проблемы метод исследования.
Метод исследования - это средство познания, способ проведения исследования для достижения определенного результата. Правильно выбранный метод исследования будет определять получение достоверного результата.

Содержание работы

Введение………………………………………………….2
Метод «Дерево целей»…………………………………..3
Заключение ……………………………………………...7
Литература……………………………………………….8

Файлы: 1 файл

Дерево целей.docx

— 24.36 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Введение………………………………………………….2
  2. Метод «Дерево целей»…………………………………..3
  3. Заключение ……………………………………………...7
  4. Литература……………………………………………….8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Когда у организации возникают  проблемы, она проводит исследование ситуации, повлекшей за собой данную проблему.

Для проведения данного исследования специалисты, отвечающие за разрешение данной проблемы, выбирают в зависимости  от своего опыта, знаний, имеющейся  информации, природы проблемы метод  исследования.

Метод исследования - это средство познания, способ проведения исследования для достижения определенного результата. Правильно выбранный метод исследования будет определять получение достоверного результата.

Все существующие методы исследования могут быть объединены в две большие  группы:

1. Методы, основанные на использовании  знаний и интуиции специалистов;

2. Частные методы исследования.

Методы, основанные на использовании  знаний и интуиции специалистов, - методы, которые опираются на выявленные и обобщенные мнения экспертов:

* «мозговой атаки»;

* экспертных оценок;

* «синектики»;

* «Дельфи»;

* «сценариев»;

* SWOT-анализа;

* «дерева целей».

Частные методы исследования - методы, в основе которых лежат логико-методологические приемы анализа эмпирических данных при выдвижении научных гипотез:

* эксперимент;

* наблюдение;

* опрос;

* анализ документов.

Остановимся на более подробном  рассмотрении метода «дерева целей».

Таким образом, можно определить объект исследования работы - метод «дерева  целей».

 

 

 

 

 

 

 

Метод «Дерево целей»

 

Дерево целей – это структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева») . Такое определение дает современный экономический словарь.

Термин «дерево» подразумевает  использование иерархической структуры, полученной путем разделения обшей  цели на подцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляющие, которые можно называть подцелями  нижележащих уровней или, начиная  с некоторого уровня, — функциями .

Метод «дерева целей» ориентирован на получение полной и относительно устойчивой структуры целей, проблем, направлений, т.е. такой структуры, которая  на протяжении какого-то периода времени  будет меняться мало при неизбежных изменениях, происходящих в любой  развивающейся системе. Для достижения этого при построении вариантов  структуры следует учитывать  закономерности целеобразования и использовать принципы и методики формирования иерархических структур целей и функций.

Дерево целей может быть оформлено  в текстовом, графическом или  табличном виде. В специальной  литературе его чаще всего для  наглядности изображают в виде сетевого графика.

Построение дерева целей. При построении используется 2 операции: декомпозиция (выделение компонентов) и структуризация (выделение связей между компонентами). Под декомпозицией целей понимается последовательное разбиение целей, переход от более укрупнённого их представления к более дифференцированному. Количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей.

На первом этапе формируется  главная, глобальная цель фирмы, или  миссия. Она имеет долгосрочный характер и должна быть направлена на выживание  организации во внешней среде. Постановка этой цели должна быть тщательно подготовлена на основе предварительного анализа  внешней среды организации, оценки внутренних ресурсов и возможностей. Для этого обычно проводят следующие  операции:

1-производится сегментирование  рынка и изучается каждый сегмент.  В этом случае намечаются приоритетные  сегменты, социальные слои, на которые  организация должна ориентироваться  в своей деятельности (элитные  слои, средний слой, малоимущие и  т.д.). Далее осуществляется оценка  рынка (рыхлость, одномерность или  бинарность, степень неопределенности, насыщенность продуктами и услугами, наличие рыночных ниш) с позиции возможностей размещения и использования средств, имеющихся у организации;

2-определяется общее направление  ценовой политики. В частности,  решается вопрос о том, будет  ли организация снижать цены  на свои товары и услуги  или она будет участвовать  в конкурентной борьбе, осуществляя  маркетинг, рекламу, активизацию  продаж и т.д.;

3-определяются основные направления  развития технологии с учетом  жизненного цикла товара или  услуги;

4-оцениваются производственные  мощности организации. Оценке  подвергаются все ресурсы организации  и финансовые возможности задействования ресурсов внешней среды, например, в виде инвестиций, правильной кредитной политики, привлечения спонсоров;

5-определяются основные направления  кадровой политики (например, будет  ли организация обучать работников  или нанимать специалистов со  значительным опытом работы).

На втором этапе происходит декомпозиция основной цели организации на цели второго уровня. Необходимость этого  этапа обусловлена наличием сильно различающихся направлений деятельности организации по достижению основной цели и, следовательно, первичной специализацией управленческой структуры. Цели второго  этапа носят ярко выраженный системный  характер и составляют четыре группы:

1 группа - цели входа организации  включают в себя цели, ориентирующие  членов организации (прежде всего  высшего звена) на обеспечение  постоянного притока в организацию  материальных ресурсов, финансовых  средств, информации, людских ресурсов. Среди целей входа следует  выделить такие цели, как организация  постоянно действующей сети поставщиков,  налаживание финансовых связей  организации и др.;

2 группа - цели процесса определяют  основные ориентиры деятельности  внутри организации по переработке  поступивших на вход ресурсов. К этим целям процесса относятся:  обеспечение взаимодействия в  рамках технологического процесса, налаживание информационного обеспечения  внутри организации, внесение  изменений структуры и технологии  внутри организации и др.;

3 группа - цели выхода в дереве  целей определяют ориентиры деятельности  подразделений, занятых реализацией  переработанных ресурсов во внешней  среде организации. Это такие  цели, как налаживание системы  сбыта любых ресурсов, представленных  организацией для обмена, распространение  информации во внешней среде  (например, рекламных обращений и  активно действующих материалов по связям с общественностью) и др.;

4 группа - цели системы представляют  собой отдельную группу целей  второго уровня, направленную на  обеспечение условий выживания  организации во внешней среде.  Эти цели трудно учитывать  и реализовать, поскольку в  неопределенной и быстро меняющейся  внешней среде трудно определить  все условия, выполнение которых  будет способствовать устойчивости  организации и обогащению ее  связей с внешней средой; реализация данных целей требует специфических знаний, которые не считаются необходимыми в процессе деятельности организации. В качестве таких целей могут выступать создание системы юридической поддержки фирмы, создание системы отслеживания постоянного изменения настроений потребителей, создание системы политической (или дипломатической) поддержки фирмы.

Следует отметить, что цели системы  в развернутом виде встречаются  в основном в дереве целей крупных  фирм, занимающихся стратегическим планированием. Все цели второго уровня должны быть органично связаны между собой  в представленной последовательности (от целей входа до целей системы) и ни одна из целей не должна противоречить  любой другой. Цели второго уровня обозначают специализированные области  деятельности организации, т.е. каждую из них можно рассматривать как  основание определенной специализированной деятельности организации. Это позволяет  каждую цель второго уровня и необходимые  для ее достижения цели последующих  уровней называть целевыми программами.

На третьем этапе осуществляется декомпозиция целей второго уровня в соответствии с конкретными  технологическими задачами в пределах каждой целевой программы. Разработка целей третьего, четвертого и, если нужно, последующих уровней происходит при неукоснительном выполнении требования необходимости и достаточности  целей третьего (четвертого и последующих) уровня. Сущность данного требования заключается в том, что: достижение всех выделенных целей третьего уровня должно обязательно приводить к достижению соответствующих целей второго уровня; среди целей третьего уровня не должно быть "лишних", избыточных целей или целей "на всякий случай", из-за наличия которых с неизбежностью неэффективно разрастается структура организации и появляются дополнительные неоправданные издержки.

Декомпозиция целей на подцели осуществляется по следующим правилам:

- общая цель, находящаяся в вершине  графа, должна содержать описание  конечного результата;

- при развертывании общей цели  в иерархическую структуру целей  исходят из того, что реализация  подцелей каждого последующего  уровня является необходимым  и достаточным условием для  достижения цели предыдущего  уровня.

- при формулировке целей разных  уровней необходимо описывать  желаемые результаты, а не способы  их получения;

- подцели каждого уровня должны  быть независимы друг от друга  и не выводимы друг из друга.

- фундамент дерева целей должны  составлять задачи, представляющие  формулировку работ, которые могут  быть выполнены определённым  способом и в заранее установленные  сроки.

- каждая сформулированная цель  должна иметь средства и ресурсы  для ее обеспечения

- при декомпозиции целей должно  соблюдаться условие полноты  редукции, т.е количество подцелей каждой цели должно быть достаточным для ее достижения

- декомпозиция каждой цели на  подцели осуществляется по одному  выбранному классификационному  признаку:

- развитие отдельных ветвей  дерева может заканчиваться на  разных уровнях системы

- развитие «дерева целей» продолжается  до тех пор, пока лицо, решающее  проблему, не будет иметь в  распоряжении все средства для  достижения вышестоящей цели.

Уязвимым местом «дерева» целей  являются «узлы деления», то есть точки  разложения общих целей на более  частные (подцели), поскольку нередко  бывает трудно обеспечить полноту деления  и совместимость, единство основания  для деления.

При формировании дерева целей следует  помнить, что достижение каждой цели должно быть организационно обеспечено, т.е. для ее реализации необходимо создание группы, лабораторий, отдела, других подразделений, сотрудники которых ориентированы  на достижение данной цели, обеспечены соответствующими ресурсами и совершают  действия, направленные на ее достижение.

Для обеспечения реализации цели решения  можно построить «дерево» ресурсов. Можно также совместить в одном  «дереве» цели и функции управления. На основе метода «дерева» целей и  функций управления осуществляется реализация структурно-функционально-целевого метода системного подхода к управлению. Этот метод используется для построения функционально-целевых моделей систем управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Метод «дерева целей» ориентирован на получение полной и относительно устойчивой структуры целей, проблем, направлений, т.е. такой структуры, которая  на протяжении какого-то периода времени  мало изменялась при неизбежных изменениях, происходящих в любой развивающейся  системе. Для достижения этого при  построении вариантов структуры  следует учитывать закономерности целеобразования и использовать принципы и методики формирования иерархических структур целей и функций.

Как показала зарубежная практика - правильно  сформулированные цели предприятия  это как минимум 50% успеха его  деятельности. Ведь цели предприятия  определяют стратегию поведения  фирмы на рынке и многое другое. Организация не может функционировать  без целевых ориентиров.

Целевое начало в деятельности организации  задается в первую очередь тем, что  ее деятельность находится под влиянием интересов различных групп людей. Целевое начало в функционировании организации отражает интересы таких  групп или совокупностей людей, как собственники организации, сотрудники организации, покупатели, деловые партнеры, местное сообщество и общество в  целом.

Информация о работе Системный анализ, дерево целей