Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 00:03, реферат
Описание работы
Одним из возможных путей повышения эффективности работы предприятия является изменение его организационной структуры. В каждом конкретном случае мотивы, побуждающие руководителей проводить реорганизацию своих предприятий, различны. Однако, как правило, объединяет их стремление к повышению эффективности работы и упрочению позиций предприятия на рынке.
Одним из возможных
путей повышения эффективности работы
предприятия является изменение его организационной
структуры. В каждом конкретном случае
мотивы, побуждающие руководителей проводить
реорганизацию своих предприятий, различны.
Однако, как правило, объединяет их стремление
к повышению эффективности работы и упрочению
позиций предприятия на рынке. Реорганизация
предприятия может быть направлена, например,
на совершенствование структуры управления
предприятием или на оптимизацию налоговых
платежей. Кроме того, может быть принято
решение о слиянии двух небольших предприятий
в одно крупное или о выделении структурного
подразделения в самостоятельное юридическое
лицо с целью повышения их конкурентоспособности
Реорганизация - процесс
перемены лиц в имущественных и иных правоотношениях,
характеризующийся изменением комплекса
их прав и обязанностей, субъектного состава
участников либо организационно-правовой
формы реорганизуемого юридического лица
и влекущий универсальное правопреемство.
С другой стороны, реорганизация предприятия
может означать собой прекращение его
деятельности с переходом имущественных
прав и обязанностей к другим юридическим
лицам.
В настоящее время
в экономической литературе выделяется
два самостоятельных направления реорганизации:
- реорганизация
бизнеса
- реорганизация
юридического лица
Первый вид реорганизации
предполагает изменение процессов управления
предприятием, а второй смену организационно-правовой
формы, состава собственников организации,
ее имущества и обязательств и собственного
капитала.
При этом реорганизация
может быть добровольной и принудительной.
Особенностью принудительной
реорганизации является то, что она, в
отличие от добровольной, может быть осуществлена
только в форме разделения либо выделения
(такую реорганизацию иногда называют
разукрупнением);
Добровольная реорганизация
осуществляется по решению самого юридического
лица - его учредителей (участников) либо
органа, обладающего соответствующими
полномочиями согласно учредительным
документам.
В статьях 57-60 ПС
РФ предусмотрено, что реорганизация предприятия
может проходить в виде слияния, присоединения,
разделения, выделения и преобразования.
При слиянии права
и обязанности двух прекращающих существование
юридических лиц переходят к новому юридическому
лицу.
При присоединении в
состав юридического лица, не прекращающего
свою деятельность, вливается прекращающее
существование юридическое лицо.
При разделении права
и обязанности прекращающего существование
юридического лица переходят к двум (нескольким)
новым юридическим лицам.
При выделении образуется
новое юридическое лицо, являющееся правопреемником
реорганизовавшегося юридического лица,
причем деятельность последнего не прекращается.
Выделение - единственная форма реорганизации,
при которой не прекращается деятельность
ни одного юридического лица.
При преобразовании происходит
изменение организационно-правовой формы
юридического лица.
Реорганизация в
формах слияния, разделения, выделения
и преобразования считается законченной
с момента осуществления государственной
регистрации новых юридических лиц.
Реорганизация в
форме присоединения оканчивается моментом
внесения в государственный реестр юридических
лиц записи о прекращении деятельности
присоединенного юридического лица.
Сам процесс реорганизации
основан на особом порядке перехода всего
имущества, всех имущественных прав и
обязанностей предшествующего предприятия
к его преемнику на основании передаточного
акта или разделительного баланса. Особенность
состоит в том, что передача прав и обязанностей
юридического лица производится в полном
объеме, без каких-либо изъятий и исключений.
Один из наиболее
важных вопросов, возникающих в процессе
реорганизации, - это вопрос защиты прав
кредиторов реорганизующегося юридического
лица. ГК РФ предусматривает три способа
защиты прав кредиторов при реорганизации:
а) установление
порядка проведения реорганизации (с извещением
кредиторов);
в) определение последствий
отсутствия необходимой информации в
реорганизационных документах
Основной целью реорганизации
в настоящее время является ее направление
на оздоровление экономики предприятия,
маневренности управления, на то, чтобы
собственники предприятий сами принимали
решения по развитию производства в соответствии
со своими экономическими интересами,
распоряжались своим имуществом и сами
пожинали плоды своего труда, сами несли
ответственность по принятым обязательствам.
В связи с этим независимо от формы реорганизации,
ее основной целью является повышение
жизнеспособности предприятия и увеличение
перспектив его дальнейшего развития.
Следует отметить, что реорганизация юридического
лица является достаточно сложным и комплексным
явлением. В процессе реорганизации возникают
многочисленные вопросы, связанные с оценкой
и переоценкой имущества и обязательств
организации, начислением и уплатой налогов,
которые находят свое отражение на счетах
бухгалтерского учета и учитываются при
составлении бухгалтерского баланса.
Ликвидация представляет
собой прекращение деятельности юридического
лица без правопреемства, т.е. прекращение,
как самого юридического лица, так и его
прав и обязанностей.
Юридическое лицо
может быть ликвидировано:
· по решению его
учредителей (участников) либо органа
юридического лица, уполномоченного на
то учредительными документами, в том
числе в связи с истечением срока, на который
создано юридическое лицо, с достижением
цели, ради которой оно создано;
· по решению суда
в случае допущенных при его создании
грубых нарушений закона, если эти нарушения
носят неустранимый характер, либо осуществления
деятельности без надлежащего разрешения
(лицензии) либо деятельности, запрещенной
законом, либо с иными неоднократными
или грубыми нарушениями закона или иных
правовых актов, либо при систематическом
осуществлении общественной или религиозной
организацией (объединением), благотворительным
или иным фондом деятельности, противоречащей
его уставным целям;
Требование о ликвидации
юридического лица может быть предъявлено
в суд государственным органом или органом
местного самоуправления, которому право
на предъявление такого требования предоставлено
законом.
Решением суда о
ликвидации юридического лица на его учредителей
(участников) либо орган, уполномоченный
на ликвидацию юридического лица его учредительными
документами, могут быть возложены обязанности
по осуществлению ликвидации юридического
лица.
Нужно заметить,
что юридическое лицо, являющееся коммерческой
организацией либо действующее в форме
потребительского кооператива, благотворительного
или иного фонда, ликвидируется также
вследствие признания его несостоятельным
(банкротом), в случае, если стоимость имущества
такого юридического лица недостаточна
для удовлетворения требований кредиторов.
При этом положения о ликвидации юридических
лиц вследствие несостоятельности (банкротства)
не распространяются на казенные предприятия.
Учредители (участники)
юридического лица или орган, принявшие
решение о ликвидации юридического лица,
обязаны незамедлительно письменно сообщить
об этом в уполномоченный государственный
орган для внесения в единый государственный
реестр юридических лиц сведения о том,
что юридическое лицо находится в процессе
ликвидации, назначают ликвидационную
комиссию (ликвидатора), к которой переходят
полномочия по управлению делами юридического
лица и устанавливают порядок и сроки
ликвидации
Ликвидационная
комиссия помещает в органах печати, в
которых публикуются данные о государственной
регистрации юридического лица, публикацию
о его ликвидации и о порядке и сроке заявления
требований его кредиторами. Этот срок
не может быть менее двух месяцев с момента
публикации о ликвидации.
Кроме этого, комиссия
принимает меры к выявлению кредиторов
и получению дебиторской задолженности,
а также письменно уведомляет кредиторов
о ликвидации юридического лица.
После окончания
срока для предъявления требований кредиторами
ликвидационная комиссия составляет промежуточный
ликвидационный баланс, который содержит
сведения о составе имущества ликвидируемого
юридического лица, перечне предъявленных
кредиторами требований, а также о результатах
их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный
баланс утверждается учредителями (участниками)
юридического лица или органом, принявшими
решение о ликвидации юридического лица.
В случаях, установленных законом, промежуточный
ликвидационный баланс утверждается по
согласованию с уполномоченным государственным
органом.
При этом если имеющиеся
у ликвидируемого юридического лица (кроме
учреждений) денежные средства недостаточны
для удовлетворения требований кредиторов,
ликвидационная комиссия осуществляет
продажу имущества юридического лица
с публичных торгов в порядке, установленном
для исполнения судебных решений.
Выплата денежных
сумм кредиторам ликвидируемого юридического
лица производится ликвидационной комиссией
в порядке очередности и в соответствии
с промежуточным ликвидационным балансом,
начиная со дня его утверждения.
После завершения
расчетов с кредиторами ликвидационная
комиссия составляет ликвидационный баланс,
который утверждается учредителями
(участниками) юридического лица или органом,
принявшими решение о ликвидации юридического
лица. В случаях, установленных законом,
ликвидационный баланс утверждается по
согласованию с уполномоченным государственным
органом.
Важно знать, что
при недостаточности у ликвидируемого
казенного предприятия имущества, а у
ликвидируемого учреждения - денежных
средств для удовлетворения требований
кредиторов последние вправе обратиться
в суд с иском об удовлетворении оставшейся
части требований за счет собственника
имущества этого предприятия или учреждения.
Оставшееся после удовлетворения требований
кредиторов имущество юридического лица
передается его учредителям (участникам),
имеющим вещные права на это имущество
или обязательственные права в отношении
этого юридического лица, если иное не
предусмотрено законом, иными правовыми
актами или учредительными документами
юридического лица.
В результате, ликвидация
юридического лица считается завершенной,
а юридическое лицо - прекратившим существование
после внесения об этом записи в единый
государственный реестр юридических лиц.
Бухгалтерская отчетность
В соответствии с
Федеральным законом "О бухгалтерском
учете" и положениями по бухгалтерскому
учету:
бухгалтерская отчетность -
единая система данных об имущественном
и финансовом положении организации и
о результатах ее хозяйственной деятельности,
составляемая на основе данных бухгалтерского
учета по установленным формам;
Все организации
обязаны составлять на основе данных синтетического
и аналитического учета бухгалтерскую
отчетность.
Стандартный состав
бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская
отчетность организаций, за исключением
отчетности бюджетных организаций, а также
общественных организаций (объединений)
и их структурных подразделений, не осуществляющих
предпринимательской деятельности и не
имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов
по реализации товаров (работ, услуг), состоит
из:
а) бухгалтерского
баланса;
б) отчета о прибылях
и убытках;
в) приложений к ним,
предусмотренных нормативными актами;
г) аудиторского
заключения;
д) пояснительной
записки.
Состав бухгалтерской
отчетности бюджетных организаций определяется
Министерством финансов Российской Федерации.
Промежуточная отчетность. Месячная
и квартальная отчетность является промежуточной
и составляется нарастающим итогом с начала
отчетного года.
Организации, за
исключением бюджетных и общественных
организаций (объединений) и их структурных
подразделений, не осуществляющих предпринимательской
деятельности и не имеющих, кроме выбывшего
имущества, оборотов по реализации товаров
(работ, услуг), обязаны представлять квартальную
бухгалтерскую отчетность в течение 30
дней по окончании квартала, а годовую
- в течение 90 дней по окончании года, если
иное не предусмотрено законодательством
Российской Федерации.
Представляемая
годовая бухгалтерская отчетность должна
быть утверждена в порядке, установленном
учредительными документами организации.
Бюджетные организации
представляют месячную, квартальную и
годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящему
органу в установленные им сроки.
Общественные организации
(объединения) и их структурные подразделения,
не осуществляющие предпринимательской
деятельности и не имеющие, кроме выбывшего
имущества, оборотов по реализации товаров
{работ, услуг), представляют бухгалтерскую
отчетность только один раз в год по итогам
отчетного года в упрощенном составе:
а) бухгалтерский
баланс;
б) отчет о прибылях
и убытках;
в) отчет о целевом
использовании полученных средств.
Бухгалтерская отчетность
должна давать достоверное и полное представление
о финансовом положении организации, финансовых
результатах ее деятельности и изменениях
в ее финансовом положении.
При формировании
бухгалтерской отчетности организацией
должна быть обеспечена нейтральность
информации, содержащейся в ней.
Организация должна
при составлении бухгалтерского баланса,
отчета о прибылях и убытках и пояснений
к ним придерживаться принятых ею их содержания
и формы последовательно, от одного отчетного
периода к другому.