Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 06:52, контрольная работа
Сравнение -- это способ сопоставления однородных объектов с целью выявления между ними общих черт или различий.
С помощью сравнения устанавливаются изменения в уровне экономических показателей; изучаются тенденции и закономерности в их развитии, на основании чего дается оценка результатов работы предприятия; изучается влияние отдельных факторов; выявляются внутрипроизводственные резервы.
Способ сравнения 3
2. Способы использования относительных и средних величин 14
3. Способы группировки информации 17
4. Балансовый способ 19
5. Графический и табличный способы отражения аналитической информации 21
6. Список использованной литературы 2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО
УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
Кафедра туризма и гостеприимства
Контрольная работа
По предмету:
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ
На тему:«Способы обработки экономической информации в анализе хозяйственной деятельности предприятия»
Выполнил(а):
Студентка группы СЗК-33
Хайруллина Г.А.
Проверил(а):
Уфа 2013
Содержание
Способ сравнения 3
2. Способы использования относительных и средних величин 14
3. Способы группировки информации 17
4. Балансовый способ 19
5. Графический и табличный способы отражения аналитической информации 21
6. Список использованной литературы 24
1. Способ сравнения
1.l. Понятие и цели использования способа сравнения. Виды сравнительного анализа
Сравнение -- это способ сопоставления однородных объектов с целью выявления между ними общих черт или различий.
С помощью сравнения устанавливаются изменения в уровне экономических показателей; изучаются тенденции и закономерности в их развитии, на основании чего дается оценка результатов работы предприятия; изучается влияние отдельных факторов; выявляются внутрипроизводственные резервы.
Наиболее типичные цели использования приема сравнения:
1. Сопоставление плановых показателей текущего года с фактическими за предплановый период - для изучения качества планирования, обоснованности и степени напряженности плана.
План по любому показателю хозяйственной деятельности анализируемого предприятия будет считаться недостаточно обоснованным, если плановые показатели текущего года будут на уровне (ниже) фактически достигнутых среднегодовых результатов за 3-5 предшествующих лет и ниже фактически достигнутого уровня в предыдущем году. Однако, такой вывод будет справедлив только после изучения объективных и субъективных причин этого явления.
2. Сопоставление фактических показателей текущего года с
2.1. плановыми - для контроля и оценки степени выполнения плана: определяется процент выполнения плана абсолютное и относительное отклонение от плана;
2.2. нормативными - для контроля за использованием материальных и топливно-энергетических ресурсов.
Сравнение этих показателей позволяет выявить абсолютную и относительную экономию или перерасход этих ресурсов на производство продукции, определить упущенные возможности увеличения выпуска и снижения себестоимости продукции, внедрять ресурсосберегающие технологии;
2.3. фактическими показателями прошлых лет - для определения динамики экономических показателей: определяются базисные и цепные темпы их роста и прироста;
2.4. достижениями науки и передового опыта других аналогичных предприятий - для поиска резервов;
2.5. средними показателями по району, области, среднеотраслевыми показателями - для оценки достигнутых результатов и определения положения предприятия на рынке среди других предприятий.
2.6. с базисным их уровнем - для расчета влияния факторов на исследуемые результативные показатели (аддитивные модели и подсчета резервов).
3. Сопоставление:
3.1. параллельных и динамических рядов - для определения и обоснования наличия, формы и направления взаимосвязи между исследуемыми показателями.
С этой целью числа, которые характеризуют один из исследуемых показателей, необходимо расположить в возрастающем или убывающем порядке и рассмотреть, как в связи с этим изменяются другие исследуемые показатели: возрастают или убывают и в какой степени.
3.2. различных вариантов управленческих решений - для выбора наиболее оптимального из них.
В экономическом анализе различают следующие виды сравнительного анализа.
Горизонтальный - используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового.
Вертикальный (структурный) -- используется для изучения структуры экономических явлений и процессов
путем расчета:
удельного веса частей в общем целом (удельного веса машин и оборудования в общей стоимости основных производственных фондов);
соотношения частей целого между собой (основных фондов и оборотных средств);
выявления влияния отдельных факторов на уровень результативных показателей путем сравнения их удельного веса до и после изменения соответствующего фактора.
Трендовый -- используется для определения относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет по сравнению с уровнем базисного года.
Одномерный -- сопоставления делаются по одному или нескольким показателям одного объекта или по одному показателю сопоставляются несколько объектов.
Многомерный -- производится сопоставление результатов деятельности нескольких предприятий (объединений) по широкому спектру показателей для комплексной оценки хозяйственной деятельности.
Его проводят:
вышестоящие органы - для комплексной оценки результатов деятельности подведомственных им предприятий или с целью проверки;
инвесторы - для оценки финансового риска;
ученые-аналитики - при исследовании определенного экономического процесса, явления.
Сложность оценки результатов деятельности предприятий по целому комплексу показателей состоит в том, что субординация предприятий по разным показателям будет неодинаковой. Например, по уровню производительности - первое место, по себестоимости продукции - третье, а по уровню рентабельности - пятое и т.д. Поэтому для комплексной оценки результатов хозяйственной деятельности предприятий широко используются алгоритмы, основанные на методе «суммы мест». Но эти методики имеют существенный недостаток - в них не учитывается весомость определенных показателей. Этот недостаток устраняется при использовании методики многомерного сравнительного анализа, основанного на сопоставлении абсолютных величин показателей каждого предприятия с показателями предприятия - эталона.
Алгоритм методики сравнительного многомерного анализа состоит из четырех этапов.
Этап 1. Обосновывается система показателей, по которым будут оцениваться результаты хозяйственной деятельности предприятий, собираются данные по этим показателям и формируется матрица исходных данных (табл. 1).
Исходные данные могут быть представлены как в виде моментных показателей, отражающих состояние предприятия на определенную дату, так и тем-новых показателей, характеризующих динамику деятельности предприятия и представленных в виде коэффициентов роста.
Номер предприятия |
Запас безубыточности, % |
Коэффициент |
Рентабельность |
Коэффициент финансовой независимости |
Доля собственного оборотного капитала в сумме текущих запасов, % | ||
ликвидности |
оборачиваемости |
продаж |
Инвестированного капитала | ||||
1 |
30 |
1,8 |
3,2 |
25 |
22 |
0,75 |
16 |
2 |
25 |
2,0 |
2,5 |
30 |
26 |
0,62 |
26 |
3 |
52 |
1,5 |
2,8 |
35 |
25 |
0,55 |
25 |
4 |
40 |
1,7 |
2,2 |
33 |
38 |
0,68 |
30 |
5 |
22 |
1,4 |
2,7 |
24 |
16 |
0,58 |
0 |
6 |
30 |
1,6 |
3,5 |
20 |
21 |
0,72 |
35 |
Весовой коэффициент |
2,0 |
1,0 |
1,5 |
1,2 |
1,8 |
1,3 |
1,6 |
Таблица 1Матрица исходных данных
Возможно изучение одновременно моментных и темповых показателей.
Этап 2. В каждом столбце соответствующего показателя (табл. 1.) выбирается лучший, с экономической стороны, максимальный или минимальный элемент, который принимается за единицу - эталон предприятия. Затем все элементы этого столбца делятся на максимальный элемент эталонного предприятия или значение минимального элемента делится на абсолютные показатели каждого предприятия.
В результате создается матрица стандартизированных коэффициентов (табл.2)
Таблица 2
Номер предприятия |
Запас безубыточности, % |
Коэффициент |
Рентабельность, % |
Коэффициент финансовой независимости |
Доля собственного оборотного капитала в сумме текущих запасов, % | ||
Ликвидности |
Оборачиваемости |
Продаж |
Инвестированного капитала | ||||
1 |
0,577 |
0,9 |
0,914 |
0,714 |
0,578 |
1 |
0,457 |
2 |
0,481 |
1 |
0,714 |
0,857 |
0,684 |
0,826 |
0,743 |
3 |
1 |
0,75 |
0,800 |
1 |
0,658 |
0,733 |
0,714 |
4 |
0,769 |
0,85 |
0,628 |
0,943 |
1 |
0,907 |
0,857 |
5 |
0,423 |
0,70 |
0,771 |
0,686 |
0,421 |
0,773 |
0 |
6 |
0,577 |
0,80 |
1 |
0,571 |
0,553 |
0,960 |
1 |
Весовой коэффициент |
2,0 |
1,0 |
1,5 |
1,2 |
1,8 |
1,3 |
1,6 |
Эталонное предприятие формируется обычно из совокупности однородных объектов, принадлежащих одной отрасли» Однако это не исключает возможности выбора предприятия-эталона из совокупности предприятий, принадлежащих к различным отраслям деятельности, так как многие финансовые показатели сопоставимы и для разнородных объектов хозяйствования.
Этап 3. Все элементы матрицы стандартизированных коэффициентов i-го предприятия по j-му показателю Хij возводятся в квадрат и умножаются на величину соответствующих весовых коэффициентов (если задача решается с учетом разного веса показателей), установленных экспертным путем/ Результаты складываются по строкам» Из полученной суммы извлекается квадратный корень и получается рейтинговая оценка i-го предприятия (табл.3).
Этап 4. Полученные рейтинговые оценки (Ri) размещаются по ранжиру и определяется место каждого предприятия по результатам хозяйственной деятельности. Первое место занимает предприятие, которому соответствует наибольшая сумма рейтинговой оценки, второе - предприятие, имеющее следующий результат и т.д.
Таблица 3
Результаты сравнительной рейтинговой оценки деятельности предприятий
Номер предприятия |
Запас безубыточности, % |
Коэффициент |
Рентабельность |
Коэффициент финансовой независимости |
Доля собственного оборотного капитала в сумме текущих запасов, % |
Ri |
Место | ||
Ликвидности |
Оборачиваемости |
Продаж |
Инвестированного капитала | ||||||
1 |
0,333 |
0,81 |
0,835 |
0,51 |
0,335 |
1,0 |
0,209 |
2,008 |
5 |
2 |
0,231 |
1,0 |
0,51 |
0,734 |
0,468 |
0,682 |
0,552 |
2,043 |
4 |
3 |
1,000 |
0,562 |
0,64 |
1,0 |
0,433 |
0,537 |
0,51 |
2,164 |
2 |
4 |
0,591 |
0,722 |
0,394 |
0,889 |
1,0 |
0,822 |
0,734 |
2,27 |
1 |
5 |
0,178 |
0,49 |
0,594 |
0,47 |
0,177 |
0,597 |
0,0 |
1,583 |
6 |
6 |
0,333 |
0,64 |
1,0 |
0,326 |
0,306 |
0,921 |
1,0 |
2,127 |
3 |
Весовой коэффициент |
2,0 |
1,0 |
1,5 |
1,2 |
1,8 |
1,3 |
1,6 |