Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 02:57, лекция
Анализ финансово- хозяйственной деятельности предприятия является основой для принятия решений на уровне субъектов хозяйствования, с помощью которого выявляются наиболее значимые характеристики и показатели деятельности предприятия и составляются прогнозы его дальнейшего развития.
При анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия существенным является установление цели и задач анализа, объекта или объектов анализа; системы показателей, при помощи которых будет исследоваться каждый объект анализа; последовательности и периодичности проведения анализа, способов исследования анализируемых объектов, источников информации, указаний по организации исследования и т. д.
Лекция №1
1.1.Сущность и задачи
анализа финансово-
Анализ финансово- хозяйственной деятельности предприятия является основой для принятия решений на уровне субъектов хозяйствования, с помощью которого выявляются наиболее значимые характеристики и показатели деятельности предприятия и составляются прогнозы его дальнейшего развития.
При анализе финансово-
Предметом анализа финансово-
Основными вопросами, на которые надо ответить аналитику при проведении АХДП, являются:
Куда вложены финансовые
ресурсы предприятия и какова
структура имущества
Откуда получены финансовые ресурсы и какова их структура?
Насколько эффективно работает предприятие?
Объектом АХДП являются экономические
результаты хозяйственной деятельности
предприятия или отдельные
Основная цель проведения анализа заключается в выявлении сильных и слабых сторон его деятельности, повышении эффективности работы хозяйствующего субъекта и поиске резервов для улучшения работы предприятия.
Для достижения целей анализа решаются следующие задачи:
- постановка и уточнение
целей и задач проведения
- уточнение пользователей результатов анализа;
- определение показателей и методов их оценки;
- выявление и оценка факторов, влияющих на результаты;
- отбор наиболее существенных факторов;
- разработка плана мероприятий
по усилению воздействия «
- разработка формы подготовки отчета и подачи материала для принятия управленческого решения.
При проведении аналитических исследований чрезвычайно важным является выбор метода исследования – т. е. способа изучения явлений, который выбирается в соответствии с особенностями предмета исследования, возможностью и эффективностью его использования в конкретных условиях.
В финансовом анализе используется система показателей, характеризующая:
• источники формирования капитала (наличие в абсолютной форме по видам или группам источников, структура или удельный вес в процентах или коэффициентах отдельных видов или групп источников в общей сумме);
• состав общего, основного,
оборотного капитала (наличие в абсолютной
форме по видам или группам
источников, структура или удельный
вес в процентах или
• эффективность использования капитала (общего, оборотного, собственного, заемного), прибыльность и оборачиваемость капитала;
• платежеспособность (текущую и перспективную), движение потока денежных средств;
• финансовую стабильность (устойчивость), коэффициенты финансовой независимости от внешних заемных источников, состояние оборотного и основного капитала;
• факторы формирования и
изменения финансового
•индикаторы нестабильности финансового положения (убытки, просроченные ссуды и займы, дебиторская и кредиторская задолженности, векселя);
• деловую активность (прибыльность общего капитала или объем реализации на рубль общего капитала, оборачиваемость хозяйственных средств и т. д.).
^ 1.2. Виды анализа финансово-
Разделение анализа по видам основывается на необходимости классификационного их разграничения по различным признакам. Предлагаем использовать следующие классификационные признаки:
• субъект анализа (пользователи результатов анализа);
• анализируемое направление деятельности предприятия;
• горизонт проведения анализа;
• методы изучения объектов анализа;
• степень охвата изучаемых объектов.
По признаку «субъект анализа» различают два вида АХДП – внешний и внутренний.
Внешний – предназначен для широкого круга потребителей, в том числе и сторонних; проводится на основе общедоступной аналитической информации, предполагает использование унифицированных процедур и методов проведения анализа. Внутренний – предназначен, как правило, для ограниченного круга потребителей, в первую очередь для руководителей предприятия; проводится на основе как общедоступной, так и конфиденциальной аналитической информации; предполагает возможность использования разнообразных процедур и методов проведения анализа.
Разделение по признаку «анализируемое направление деятельности предприятия» основано на проведении анализа по типам направлений деятельности предприятия, что, как правило, предполагает исследование различных составляющих:
• производственно-
• финансово-экономической;
• организационной (структурной);
• социальной (кадровой).
По признаку «горизонт проведения анализа» можно выделить четыре типа анализа:
•ретроспективный;
•текущий;
•перспективный;
•стратегический.
Ретроспективный предполагает исследование явлений, ситуаций и фактов, имевших место в прошлом.
Текущий основан на использовании информации о современном состоянии предприятия.
Перспективный (прогнозный) ориентирован на исследовании возможных вариантов развития событий и явлений. Традиционно он разделяется на оперативный (связанный со сроком жизненного цикла объекта или продолжительностью технологии учетного цикла), тактический (срок до одного года, это так называемый анализ в краткосрочной перспективе), долгосрочный (срок более одного года, это так называемый анализ в долгосрочной перспективе).
Стратегический – ориентированный на учете в анализе влияния на состояние хозяйствующего субъекта факторов внешней среды. По признаку «методы изучения объектов анализа» в АХДП выделяют следующие типы анализа: качественный; количественный (факторный); экспресс-анализ; трендовый; экономико-математический и др.
Качественный анализ представляет собой способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и использующий преимущественно экспертные оценки исследуемых явлений и процессов.
Количественный (факторный) анализ основывается на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности явлений и процессов к изменению отдельных факторов и их влиянии на результативный показатель.
Экспресс-анализ представляет собой диагностику состояния предприятия на основе типичной информации для получения общего представления, осложнившейся ситуации.
Трендовый анализ – это исследование состояния предприятия для построения прогнозной модели его поведения в будущем на основе тренда.
Экономико-математические (статистические) методы – методы изучения состояния предприятия, основанные на использовании массивов статистических данных.
По признаку «степень охвата изучаемых объектов» выделяют анализ: •сплошной;
•выборочный.
Проведение сплошного анализа предполагает исследование всех объектов, выборочного – части объектов.
^ 2.1. Основные формы бухгалтерской отчетности
Бухгалтерская документация
представляет собой наиболее полную
и достоверную информацию для
проведения анализа финансово-
• бухгалтерский баланс (форма№1);
• отчет о прибылях и убытках (форма№2); • приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:
- отчет об изменении капитала (форма № 3);
- отчет о движении денежных средств (форма № 4);
- приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5);
- отчет о целевом использовании полученных средств (форма)
• Пояснительная записка;
• Итоговая часть аудиторского заключения.
^ 2.2. Взаимосвязь основных видов бухгалтерской отчетности
Все финансовые отчеты тесно взаимосвязаны между собой. Посмотрим взаимосвязь данных, представленных в различных формах отчетности. Выделены те цифры, которые являются контрольными и которые позволяют проверить правильность составления отчетов.
1.Строка 260 формы №1 «Бухгалтерский баланс» = строке (Остаток денежных средств на конец отчетного периода) формы №4 Отчет о движении денежных средств.
2.Строка 490 раздела «Капитал и резервы» на конец отчетного периода = строке (Остаток на 31 декабря отчетного года) формы №3 «Отчет об изменениях капитала»
3. Строка 490 раздела «Капитал
и резервы» на начало
4. Строка 160 Чистая прибыль
(убыток) очередного периода (графа
за аналогичный период
5. Строка 160 Чистая прибыль
(убыток) очередного периода (графа
за отчетный период) формы №2
Отчет о прибылях и убытках
= стоке Чистая прибыль формы
№3 «Отчет об изменениях
Информация о работе Сущность и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия