Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 22:00, курсовая работа
Коммерческий банк является активным элементом рыночной экономики. Главное назначение банка состоит в том, чтобы аккумулировать денежные средства и предоставлять их в кредит. Поэтому коммерческий банк представляет собой деловое предприятие, которое оказывает услуги своим клиентам, т. е. вкладчикам (кредиторам) и заемщикам, извлекая прибыль за счет разницы процентов, получаемых от заемщиков и вкладчиков (кредиторов) за предоставленные денежные средства. Основной функцией коммерческого банка является посредничество между кредиторами и заемщиками, причем банки, в отличие от других финансовых небанковских структур, обеспечивают основную часть всех средств денежного обращения экономики конкретной страны.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ФАКТОРА РИСКА В БАНКОВСКОМ КРЕДИТОВАНИИ И СПОСОБОВ ЕГО МИНИМИЗАЦИИ
1.1 Понятие и сущность кредитного риска
1.2 Организация процесса управления кредитным риском в коммерческом банке
1.3 Способы минимизации кредитного риска
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМ РИСКОМ НА ПРИМЕРЕ ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк" (ООО "ХКБ Банк")
2.1 Краткая характеристика банка
2.2 Анализ основных показателей кредитной деятельности банка
2.3 Оценка системы управления риском в ООО "ХКБ Банк"
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМИ РИСКАМИ В ООО "ХКФ Банк"
3.1 Общие направления повышения эффективности управления кредитными рисками
3.2 Совершенствование методики расчета кредитных рисков по корпоративным клиентам
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- оказывать
консультационные и
За восемь лет работы ООО "ХКБ Банк" прочно укрепил свои лидирующие позиции в сегменте потребительского кредитования, и занимает 28 % доли этого сегмента рынка. Стратегия Банка основывается на укреплении своих позиций в сегменте кредитования и усилении позиций в сегменте банковской разницы.
В приложении Г представлена структура управления Банка.
В основе работы Банка - развитие линейки продуктов универсального розничного банка, постоянное совершенствование работы с клиентом. Банк уделяет особое внимание качеству работы IT-платформы, позволяющей сегодня предоставлять услуги самого высокого уровня более 16 млн. жителей России.
Банк предлагает более 100 кредитных продуктов, при этом потребности каждого Клиента индивидуальны. Задача Банка - подобрать конкретный продукт под индивидуальные нужды каждого потребителя. Ответственное отношение к Клиенту, персональный сервис и внимание к любым пожеланиям Клиента - главные требования к работе каждого сотрудника Банка.
Россия - приоритетный рынок для развития Группы "Хоум Кредит". Банк инвестирует в экономику России, предлагая россиянам доступные кредиты, и намерен удерживать позиции лидера в своем сегменте. Банк заботится о своих Клиентах, помогает решать финансовые вопросы и способствует росту их личного благосостояния.
2.2 Анализ основных показателей кредитной деятельности банка
Банк регулярно исследует потребительские предпочтения клиентов и совершенствует предлагаемый продуктовой ряд.
Банк предлагает:
- широкий выбор кредитных продуктов и маркетинговых акций;
- гибкие сроки кредитования - от 4 до 36 месяцев (с шагом в 1 месяц);
- сумма кредита – от 3 000 до 200 000 рублей;
- широкий
спектр кредитуемых товаров и
услуг: от бытовой техники и
электроники до предметов
Процедура оформления кредита займет не более 30 минут. Для оформления кредита необходимо 2 документа - паспорт гражданина РФ и любой из следующих документов:
- заграничный паспорт;
- водительское удостоверение;
- пенсионное удостоверение;
- страховое
свидетельство обязательного
Требования Банка к заемщикам:
- стабильный источник дохода;
- постоянная
регистрация в регионе
Потребительские кредиты Банка представлены в приложении Д.
Рассмотрим структуру кредитного портфеля ООО "ХКФ Банка", представленную в таблице 1.
Таблица 1- Структура кредитного портфеля Хоум Банка
Наименование кредитов |
2008год |
2009 год | ||
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% | |
Товарные кредиты |
20,6 |
23,5 |
25,7 |
24,6 |
Автокредиты |
10,2 |
11,6 |
11,3 |
10,8 |
Ипотечные кредиты |
45,8 |
52,2 |
43,2 |
41,3 |
Кредиты наличными |
3,0 |
3,4 |
6,1 |
5,8 |
Карточные кредиты |
8,2 |
9,3 |
18,3 |
17,5 |
Итого |
87,8 |
100 |
104,6 |
100 |
Как видно из таблицы, увеличились товарные кредиты на 24,7% (25,7/20,6*100-100%) – одно из главных звеньев формирования прибыли банка; автокредиты на 10,7% (11,3/10,2*100-100%) – относительно новое веяние в кредитовании банка, развитое пока только в более крупных городах; кредиты наличными денежными средствами на 103% (6,1/3*100-100%) – самое главное новшество в деятельности Хоум Банка; карточные кредиты на 120% (18,3/8,2*100-100%) – активно развивающийся рынок в России. Уменьшилось только ипотечное кредитование на 5,5% (43,/45,8*100-100%) по решению самого Правления Хоум Банка.
В условиях рынка анализ активов банка является наиболее актуальным, так как на основе выводов этого анализа разрабатываются предложения по управлению кредитными ресурсами и осуществляются мероприятия по эффективному, рациональному и наименее рискованному размещению ресурсов. В таблице 2 представлены данные анализа активов ООО "ХКФ Банк".
Таблица 2 - Анализ структуры актива
Наименование статей |
Отчетный период |
Соответствующий период прошлого года | ||
Сумма тыс. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма тыс. руб. |
Уд. вес, % | |
Активы всего |
99754544 |
100 |
94548505 |
100 |
Денежные средства |
1339942 |
1,34 |
573275 |
0,6 |
Средства в ЦБ РФ |
2002341 |
2 |
2872945 |
3,0 |
Средства в кредитных организациях |
2811567 |
2,8 |
369661 |
0,4 |
Вложения в ценные бумаги |
21913985 |
21,97 |
1412518 |
1,5 |
Чистая ссудная задолженность |
59216331 |
59,4 |
73759387 |
78 |
Основные средства, нематериальные активы и материальные запасы |
4775438 |
4,79 |
4870702 |
5,2 |
Прочие активы |
7694940 |
7,7 |
10690017 |
11,3 |
Активы банка выросли на 5% в в 2010 году по сравнению с 2009 годом. Увеличение активов произошло в свою очередь за счет возрастания имеющихся ценных бумаг, а также за счет роста средств кредитных организаций на 86,9%. В 2010 году уменьшилась доля удельного веса чистой ссудной задолженности на 18,6 % по сравнению с 2009 годом.
Сокращение активов банка в 2009 г. произошло за счет отсутствия вложений в инвестиционные ценные бумаги, сокращения вложений в торговые ценные бумаги, темп роста которых составил в 2009 г. - 0,48 раза.
Анализируя структуру активов, львиную долю занимает ссудная и приравненная к ней задолженность, которая составляет 78% в 2009 г., и 59,4% в 2010 г. и 2009 г. соответственно.
В структуре активов за 2010 г. также можно выделить вложения в ценные бумаги, доля которых составила 21,97%; прочие активы – 7,7%.
Из таблицы 2 видно, что на протяжении двух лет доля работающих активов постепенно увеличивалась, это является положительной тенденцией и свидетельствует об улучшении управления активами банка. Кредитная политика филиала направлена на удовлетворение потребности населения, предприятий и организаций в заемных средствах. Учитывая возросший спрос населения на услуги кредитования, филиалом расширен спектр предоставляемых кредитов. Освоены новые виды кредитов: корпоративный кредит, связанное кредитование, кредитные карты.
Данные анализа показывают рост в отчетном периоде по большинству статей дохода приносящих активов кредитной организации. Банк занимается главным образом "традиционным банковским бизнесом" - наибольший удельный вес в суммарных активах занимают кредитные вложения.
Рассчитанные данные позволяют рассчитать коэффициент доходных активов (Кда), необходимых для оценки характера политики банка в части извлечения доходов:
Кда = работающие активы/суммарные активы
Работающие активы = 0 (Чистые вложения в торговые ценные бумаги за 2010 год) + 59216331 (Чистая ссудная задолженность за 2010 год ) = 59216331 руб.
Кда = 5921633/99754544=0,60 или 60%
Полученное значение показателя Кда попадает в диапазон оптимальных значений (50-65%), что говорит о том, что банк проводит взвешанную политику по использованию аккумулиронанных финансовых ресурсов для проведения доходных операций
Данная структура активов является достаточно эффективной и высокодиверсифицированной. Доля работающих активов высока, и это позволяет банку извлечь максимальную выгоду из привлеченных ресурсов, также следует отметить, что банк в достаточной мере создает эффективные, приносящие доход инструменты.
Уровень развития пассивных операций определяет размер банковских ресурсов и, следовательно, масштабы деятельности банка. В таблице 53представлен анализ пассивов ООО "ХКФ Банк".
Таблица 3 - Анализ структуры пассива
Наименование статей |
Отчетный период |
Соответствующий период прошлого года | ||
Сумма тыс. рублей |
Уд. вес, % |
Сумма тыс. рублей |
Уд. вес, % | |
Пассивы всего |
99754544 |
100% |
94548505 |
100% |
Привлеченные средства |
74410293 |
74,60 |
79496924 |
84,1 |
Средства кредитных организаций |
323907 |
0,32 |
7222072 |
7,6 |
Кредиты, депозиты и прочие средства ЦБ РФ |
12287544 |
12,3 |
15475000 |
16,1 |
Выпущенные долговые обязательства |
17688190 |
17,7 |
13000000 |
13,8 |
Средства клиентов |
41474307 |
41,5 |
41753254 |
44,2 |
Прочие |
2636345 |
2,7 |
2046634 |
2,2 |
Собственные средства |
25344251 |
25,40 |
15051581 |
15,9 |
Средства акционеров |
4173000 |
4,1 |
4173000 |
4,42 |
Собственные акции выкупленные у акционеров |
0 |
0 |
0 |
0 |
Эмиссионный доход |
226165 |
0,3 |
226165 |
0,2 |
Переоценка ОС |
0 |
0 |
0 |
0 |
Фонды и неиспользованная прибыль |
10629208 |
11 |
11827714 |
12,5 |
Прибыль отчетного периода |
9904035 |
10 |
-1198505 |
-1,2 |
За отчетный период привлеченные средства сформированы в большей степени за счет средств клиентов - 41,5% и за счет выпущенных долговых обязательств – 17,7%
Наращивание ресурсного потенциала банка обеспечивалось большей частью привлечением свободных денежных средств населения. Привлеченные ресурсы банка в анализируемом периоде уменьшились на 9,5 % в 2010 г. по сравнению с 2009 г. в основном за счет уменьшения средств кредитных организаций. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличились собственные средства банка на 9,5 %.
Анализируя таблицу 3 можно наблюдать увеличение пассивов всего на 5,2 % в 2010 году.
Структура пассива характерна для коммерческого банка
В целом ресурсная база банка достаточно устойчивая, доля средств физических лиц является оптимальной для такого банка, так как ХКФ Банк ориентирован на работу с различными категориями заемщиков, как физических лиц, так и предприятий, организаций.
Анализ доходов и расходов банка дает возможность изучения результатов деятельности коммерческого банка, а следовательно, и оценки эффективности его как коммерческого предприятия. Целью анализа банковской деятельности с точки зрения ее финансовых результатов является выявление резервов роста прибыльности банка и на этой основе формулирование рекомендаций руководству банка по проведению соответствующей политики в области пассивных и активных операций.
Центральное место в анализе финансовых результатов коммерческих банков принадлежит изучению объема и качества получаемых ими доходов, поскольку они являются главным фактором формирования прибыли кредитных организаций, и снижение доходов представляется собой, как правило, объективный индикатор неизбежных финансовых трудностей банка.
Основные показатель доходов банка за 2009 год сведены в таблицу 4 .
Таблица 4 - Основные показатель доходов Банка (тыс. руб.):
Доходы |
2008 год |
2009 год |
% к итогу за 2009 г. |
Проценты, полученные за предоставленные кредиты (кроме физических лиц), по депозитам, открытым счетам и прочим размещенным средствам |
946229 |
1344091 |
1,17 |
Проценты, полученные за предоставленные кредиты физическим лицам |
11624393 |
19243236 |
16,77 |
Доходы от операций с ценными бумагами |
608652 |
2291925 |
2,00 |
Доходы от операций с иностранной валютой, включая переоценку |
23294353 |
55059233 |
47,99 |
Штрафы, пени полученные |
2435645 |
4312155 |
3,76 |
Другие доходы (кроме восстановленных резервов) |
17050962 |
11267121 |
9,82 |
Восстановленные резервы |
15345897 |
20739201 |
18,08 |
Безвозмездно полученное имущество |
2000000 |
- |
0 |
Комиссия, полученная от торговых организаций (ПК) |
467536 |
463578 |
0,41 |
Итого доходов |
73773667 |
114720240 |
100% |
Расходы |
2008 год |
2009 год |
% к итогу за 2009 г. |
Процент, уплаченные за привлеченные кредиты (межбанковские) в том числе: банкам-нерезидентам |
880453
381602 |
2646441
124069 |
2,53
0,118 |
Проценты, уплаченные юридическим лицам по привлеченным средствам |
2926401 |
3692331 |
3,52 |
Проценты, уплаченные физическим лицам по депозитам |
13224 |
420963 |
0,40 |
Расходы по операциям с ценными бумагами в том числе: процентный расход по выпущенным Банком облигациям |
1258086 1257274 |
2096589 1897374 |
2,00 1,8101 |
Расходы по операциям с иностранной валютой, включая переоценку |
29764736 |
50221085 |
47,91 |
Расходы на содержание персонала |
6889986 |
5225646 |
4,99 |
Штрафы уплаченные |
2102 |
3731 |
0 |
Другие расходы, кроме созданных резервов |
13408662 |
9556603 |
9,12 |
Созданные резервы |
18876095 |
30607670 |
29,20 |
Комиссии, уплаченные торговым организациям (ПК) |
1380377 |
345446 |
0,33 |
Итого расходов: |
74972173 |
104816505 |
100% |