Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 14:59, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы во многом обусловлена тем, что трансакционные издержки допускают значительную экономию на масштабах деятельности. С данными издержками сталкиваются и фирмы, и домохозяйства, и государство. В какой роли не выступал бы субъект: в
качестве продавца, потребителя, налогоплательщика или чиновника, ему не избежать затрат ресурсов, связанных с поиском информации, контролем, выбором и принятием решений. Цель курсовой работы – разобрать понятия трансакции, трансакционных издержек и понять теорему Коуза.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие трансакции……………………………………………………..4
2. Понятие трансакционных издержек…………………………………….6
3. Подходы к природе трансакционных издержек………………………..8
4. Типология трансакционных издержек………………………………….10
5. Теорем Коуза……………………………………………………………..14
6. Трансакционная теория фирмы………………………………………….17
6.1. Выбор типы экономической организации…………………………….17
6.1. Оппортунизм в фирме…………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………25
Список источников…………………………………………………………...27
Вторая возможность образования монополистических тенденций во внутренней среде фирмы, связанная с закреплением определенной функции за конкретным подразделением, возникает на стадии сбыта готовой продукции.
Опять появляются “хорошо знакомые” (теперь покупатели). Соответствующие работники не имеют явного интереса искать иных покупателей, готовых платить больше за представленную продукцию. Результат тот же, что и в первом случае, - потери для фирмы и проявление оппортунистического поведения. “Лекарство” от данной болезни также уже известно - лимиты (в этом случае предельный уровень цены реализации). Если отделу сбыта удастся продать продукцию дороже, то на основе внутреннего контракта “экономия” будет разделена между фирмой и конкретными людьми, причастными к ее возникновению.
Следует заметить, что форм монополизма, образующихся во внутренней среде фирмы, может быть достаточно много. Помимо специально описанных к таковым можно отнести, например, оппортунизм работников (или работника), обладающих уникальной квалификацией. Он может возникнуть как на уровне фирмы, так и внутри определенных подразделений. Способ преодоления таких тенденций - внутренний контракт, где закрепляются соответствующие отношения между администрацией и работниками.
Фактически это могут быть и не контракты, а документы типа “Положение о подразделении”, “Положение о должностных обязанностях” и др. Их составление требует не только кропотливого труда по описанию соответствующих обязанностей, зон ответственности, способов координации и проч., но и учета интересов компании (фирмы) и работника (группы работников).
На основании вышесказанного можно сделать выводы:
Подводя итог рассмотрения трансакционной теории фирмы, следует сделать общий вывод о том, что фирма в данном случае предстает перед нами в виде некоторого результата конкретного выбора предпринимателя между рыночной формой экономической организации, контрактной системой и внутрифирменной иерархией.
Сопоставляя внешние и внутренние трансакционные издержки, гарантии, которые дает данной трансакции та или иная форма экономической организации, предприниматель определяет в конце концов не только границы и размеры организации, но и внутреннюю структуру капитала предпринимателя, и ведет к достижению высоких результатов в бизнесе.[13.глава 3]
Заключение
Функционирование институтов (как формальных, так и неформальных) в большинстве случаев связано с ненулевыми трансакционными издержками. Это дополнительные издержки, которые, в противоположность прямым (трансформационным) издержкам, не связаны с процессом производства продуктов и услуг, а представляют издержки обслуживания самого процесса обмена.
В кратком определении трансакционные
издержки представляют собой издержки,
связанные с доступом к ресурсам, передачей,
спецификацией и защитой прав собственности,
заключением и обслуживанием деловых
отношений. Практически все перечисленные
трансакционные издержки могут быть связаны
с совершенно легальными платежами (например,
уплата государственных пошлин) и нелегальными
выплатами (комиссия за операции, позволяющие
уйти от налогов), с приобретением обычных
прав и получением индивидуальных льгот
и привилегий. Они могут выступать как
дополнительные безвозвратные расходы,
а могут экономить трансформационные
или совокупные издержки. Когда же приобретение
информации сопряжено с затратами, трансакционные
издержки будут, охватывать разнообразные
виды деятельности, имеющие отношение
к обмену правами собственности между
индивидами. К числу таких видов деятельности
относятся:
• поиск информации о распределении
цен и качеств товаров и трудовых ресурсов,
а также поиск потенциальных покупателей
или продавцов и актуальной информации
об их поведении и материальном положении;
• торги, необходимые для выявления подлинных
позиций покупателей и продавцов при эндогенных
ценах;
• составление контрактов;
• надзор за партнерами по контракту с
целью проверки соблюдения ими условий
контракта;
• обеспечение выполнения контракта и
взыскание убытков в ситуации, когда партнеры
не выполняют свои контрактные обязательства;
• защита прав собственности от посягательств
третьей стороны, например, защита от пиратов
или даже от правительства — в случае
незаконной торговли.
За хитросплетениями прав собственности и контрактных отношений, за расчетами трансакционных издержек важно не потерять главное - активного и мотивированного хозяйственного агента. С наших позиций его мотивы (побуждения к действию) определяются не одной только калькуляцией издержек и выгод, но проистекают из трех относительно разнородных оснований: экономического интереса, принуждения и социальных норм. Экономический интеpec в выборе институциональных ограничений руководствуется критерием экономии трансакционных издержек; принуждение воплощается в формах неэкономического контроля; а социальные нормы закладывают фундамент деловой этики
Каждой организационной форме соответствует своя, особая конфигурация трансакционных издержек. Так, рынок сравнительно эффективнее в плане экономии информационных издержек, тогда как административные процедуры обеспечивают сокращение затрат на ведение переговоров; внутри организаций высока опасность "отлынивания", в отношениях между организациями -- угроза "вымогательства"; рыночные сделки сопровождаются высокими издержками по измерению качеств продукта, а иерархические структуры несут большие потери из-за существования издержек влияния.[9.с15]
Источники:
1. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М., 1993.
2. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.
3. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999.
4. Олейник А.Н. . Институциональная экономика: Учебное пособие М.: ИНФРА-М, 2002
5. Курс лекций по институциональной экономике Ростов –н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 2000.
6. Менар К. Экономка организаций. М., 1996
7. Уильямсон О. Логика экономической организации //Природа фирмы. - М.: Дело, 2001
8. CD 50 лекций по микроэкономике
9. Радаев В.В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М.: Центр политических технологий, 1998
Интернет: 10. http://ie.boom.ru/Rozmainsky/
11. http://www.libertarium.ru/l_
12. wikipedia.org
13. http://www.aup.ru/books/m150/
14. http://www.libertarium.ru/l_