Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 14:28, реферат
В работе рассмотрен управленческий анализ как раздел экономического анализа и составная часть управленческого учета, основной целью которых является изучение прошлой, текущей, а главное — будущей деятельности сегментов бизнеса, основанное на прогнозировании их доходов, расходов и финансовых результатов при выборе сегментами той или иной хозяйственной тактики.
Введение
Вопрос о содержании управленческого анализа, его месте в системе экономического анализа остается до настоящего времени мало исследованным. Одним из признаков, по которому классифицируется экономический анализ, является управленческий признак. Процесс управления в зависимости от времени принятия решений подразделяется на три этапа: предварительное управление (планирование), оперативное управление, заключительное (контрольное) управление. На этапе предварительного управления (проводят перспективный (прогнозный) анализ, на этапе оперативного управления — оперативный анализ и на заключительном этапе управления — текущий (ретроспективный) анализ.
1.Понятие управленческого анализа.
Управленческий анализ включает в свою систему не только производственный, но и финансовый анализ, без которого руководство предприятия не может осуществлять свою финансовую стратегию. Управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью получения информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства. Он носит оперативный характер, его результаты являются коммерческой тайной. Управленческий анализ, в отличие от внешнего, финансового обычно называют производственным. По отношению к торговому предприятию более корректно говорить о торгово-экономическом управленческом анализе. Дело здесь не в том, что торговля не производит продукта (продукт известен - торговые услуги), а в том, что торговля - это особая сфера и прежде, чем применять к ней общие правила, необходимо учесть особенности. Достаточно посмотреть внимательно на форму № 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках»: по строке себестоимость в торговле показывается не себестоимость, а только покупная стоимость товаров; сумма торговой наценки не показывается, т.к. строчки для этого показателя нет. Вычислить, естественно, все показатели можно, но для этого нужно знать ключ к расшифовке строк формы отчетности. Управленческий анализ включает в свою систему не только производственный, но и финансовый анализ, без которого руководство предприятия не может осуществлять свою финансовую стратегию. Управленческий анализ - это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем. Конечной целью управленческого анализа является предоставление информации менеджерам и другим заинтересованным лицам для принятия адекватных стратегических решений, выбора стратегии, которая в наибольшей степени соответствует будущему предприятия. По сути, управленческий анализ является второй частью SWOT-анализа, связанной с выявлением сильных и слабых сторон деятельности предприятия. Разделение стратегического анализа на две части (анализ внешней среды и управленческий анализ) связано с тем, что за их проведение должны отвечать разные службы предприятия. Если анализ внешней среды является функцией маркетинга, то проведение управленческого анализа строго не закреплено за функциональными службами предприятия. Пока только в коммерческих банках имеется специальная структура, частично отвечающая за управленческий анализ, - служба внутреннего аудита. Управленческий анализ требует затрат времени, ресурсов и принятия управленческих решений по его итогам. На Западе фирмы проводят такой анализ (моментальный снимок фирмы), как правило, 1 - 2 раза в год, привлекая для этих целей консультантов, которые помогают выявить узкие места и нарушения логики функционирования фирмы. Преимуществом привлечения консультантов является то, что они имеют опыт такой деятельности, используют системные технологии и специальные методики проведения управленческого анализа и выявления стратегических проблем. Управленческий анализ - это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса. Управленческий анализ служит для изучения внутренних возможностей предприятия, его сильных и слабых сторон, а также выявления факторов, способных стать основой конкурентоспособности предприятия. Управленческий анализ представляет собой систему анализа данных о затратах и результатах хозяйственной деятельности в разрезе необходимых для управления объектов, оперативного принятия на этой основе различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия. Управленческий анализ включает в себя анализ деятельности различных подразделений (центров затрат, структурных подразделений, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью отделений, функциональных отделов фирмы) или каких - либо сторон деятельности. Отчеты могут охватывать как анализ доходов и расходов всего подразделения, так и анализ средств, используемых определенным отделом. Управленческий анализ должен обеспечить четкое определение финансовой устойчивости предприятия, что очень важно для разработки рыночной стратегии, поиска партнеров. Хорошо проведенный управленческий анализ (или бизнес-диагностика деятельности предприятия), дающий реальную оценку его ресурсов и возможностей, является отправной точкой разработки стратегии предприятия. Вместе с тем стратегический менеджмент невозможен без глубокого понимания конкурентного окружения, в котором работает предприятие, что предполагает осуществление маркетинговых исследований. Именно акцент на мониторинге и оценке внешних угроз и возможностей в свете сильных и слабых сторон предприятия является отличительной чертой стратегического управления. Следующая важная особенность стратегического менеджмента - его ориентация на будущее, поэтому необходимо четко определить ориентиры развития: к чему стремиться, какие цели ставить.
2.Содержание
управленческого анализа
Содержание управленческого анализа заключается
в его функциях. Решаемые в рамках этих
функций задачи зависят от вида управленческого
анализа. Управленческий анализ интегрирует
три вида внутреннего экономического
анализа — ретроспективный, оперативный
и перспективный.
Содержание внутреннего ретроспективного
управленческого анализа заключается
в определении эффективности производственно-хозяйственной
деятельности путём сопоставления затрат
и результатов по различным объектам учёта
и в различных временных интервалах. Содержание
оперативного управленческого анализа
заключается, во-первых, в оперативной
оценке краткосрочных изменений в состоянии
объекта с тем, чтобы показать, насколько
фактическое положение дел отличается
от желаемого; во-вторых, в выявлении возможностей
доведения фактического состояния объекта
до желаемого. Содержание внутреннего
перспективного управленческого анализа
заключается в подготовке информации,
полезной для принятия решений, направленных
в будущее. Два первых направления (ретроспективный
и оперативный анализ) были свойственны
внутреннему анализу в условиях плановой
экономики. Переход российских организаций
на рыночные условия хозяйствования вызывает
необходимость проведения перспективного
анализа, переводит внутренний анализ
в новое качество, доводя его до уровня
управленческого анализа.
3.Объект
управленческого анализа.
Объектом управленческого анализа ресурсы
и результаты деятельности предприятия,
виды ресурсов и результаты деятельности
предприятия зависят от функционирования
сегментов предпринимательской деятельности.
Сегмент является основной информационной
единицей управленческого учета, выделяемой
для получения отчетной и прогнозной информации.
Следовательно, от того, каким образом
будет решен вопрос о сегментации бизнеса,
зависит последующее функционирование
всей системы управленческого учета, в
том числе и успешность проведения управленческого
анализа. Говоря иначе, выбранный организацией
подход к сегментации бизнеса скажется
на функционировании всей системы управленческого
учета и на том, насколько качественной
и пригодной для целей управления окажется
информация собранная в системе управленческого
анализа. В этой связи вопрос о сущности
сегментов, порядке их формирования, классификации
для целей проведения управленческого
анализа заслуживает особого внимания.
Сегментацию бизнеса можно проводить
двух координатах - информационных и организационных
сегментов бизнеса. Информационные сегменты
отличаются чрезвычайным разнообразием,
их природа определяется индивидуальными
особенностями, стратегией организации.
Выделение информационных сегментов зависит
например от особенностей технологического
процесса (передел 1, передел 2; заказ 1,
заказ 2 и т.п.), от каналов реализации (опт,
розница, дистрибьюция и т.п.) Возможны
и другие подходы к выделению. При подходе
к сегментации бизнеса зависящем от технологических
особенностей производственного процесса
Так, в отраслях с поточным производством
в качестве информационных сегментов
можно выделить переделы, (например, в
текстильной промышленности это ткачество,
прядение, отделка; в метрическом производстве
— производство чугуна, стали, проката
и т.д.). заказы могут выступать в роли информационных
сегментов на промышленных предприятиях
с серийным производством (в полиграфической,
обувной, швейной промышленности и т.д.),
в строительстве, научно-исследовательских
организациях. Для проектных учреждений
информационными сегментами являются
отдельные проекты. Примером выделения
в качестве информационных сегментов
продукции, предназначенной отдельным
классам покупателей, может стать любое
производство товаров народного потребления.
Выделение организационных сегментов
осуществляется при сегментации организации
по центрам ответственности (затрат, доходов,
прибыли, инвестиций). Таким образом, в
любой предпринимательской деятельное»
сегмент может позиционироваться по крайней
мере по двум признакам - информационному
и организационному. Третий признак сегментации
определяет место структурного подразделения
в системе сегментарной отчетности организации.
Согласно ему, сегменты могут подразделяться
на внешние (по которым
организация обязана представлять внешнюю
отчетность) и внутренние.
Структуризация бизнеса на центры ответственности,
в отличие отделения его на информационные
сегменты, является типовой для всех организаций,
независимо от их отраслевой принадлежности,
размеров и организационной формы.
4.Методы
управленческого анализа.
Методы управленческого анализа чрезвычайно
разнообразны, что объясняется широким
спектром стоящих перед ним задач. Ретроспективный
анализ осуществляется посредством сравнения
фактических результатов с бюджетными
и выявления причин возникших отклонений.
В рамках краткосрочного перспективного
анализа исследуются прогнозное соотношение
прибыли, затрат и объемов продаж, доходы
и расходы будущих периодов, анализируется
поведение приростных, релевантных показателей
и т.д. Особое значение при этом имеет информация,
собранная системе «директ-костинг». Она
позволяет планировать маржинальный доход
(сумму покрытия) по отдельным видам продукции,
заказам, направлениям деятельности, организации
в целом и оценивать его потенциальную
способность к покрытию постоянных расходов
организации.
Результаты краткосрочного управленческого
анализа позволяют ответить на многие
вопросы, интересующие руководство организации,
например:
— Какая продукция (работы, услуги) наиболее
рентабельна, а потому более предпочтительна
для коммерческой деятельности?
— Как повлияют изменения в ценовой политике
организации на объемы продаж и в конечном
счете — на финансовые результаты деятельности
сегмента?
— Какая минимальная деловая активность
позволит сегменту избежать убытков?
- Какие убытки ожидают организацию в случае
неполной загрузки производственных мощностей?
Решение многих задач управленческого
анализа возможны лишь при использовании
методов:
Возможности применения статистических
методов для целей
Имитационное моделирование в значительной степени опирается на теории вычислительных систем, математику, теорию вероятностей и статистику. В процессе построения имитационной модели вместе с тем могут применятся регрессионный и корреляционный виды анализа. Имеющиеся в этой области научные результаты также необходимо использовать в системе управленческого учета. Результаты стратегического анализа оказывают серьезное воздействие на будущее положение организации, а потому нуждаются в глубоком предварительном исследовании перспектив деятельности организации в соответствующей экономически среде. Приемы и методы краткосрочного прогнозного анализа, основанные, прежде всего на разделении издержек на постоянные и переменные, теряют свою силу в длительной перспективе. Это связано с тем, что расширение временного периода планирования (масштабной базы) вносит существенные коррективы в поведение затрат. Издержки, постоянные в краткосрочном периоде, в более удаленной перспективе оказываются переменными, и наоборот. Стратегический управленческий анализ основан на иных, отличных от рассмотренных ранее, подходах и принципах: принимаются во внимание различные факторы, обусловленные состоянием внешней среды (внеучетные источники информации): рынки товаров и .услуг, процентные ставки и котировки валют, устанавливаемые государственными и коммерческими организациями, экономический бум, высокий уровень инфляции, спад производства, усиление конкуренции и т.д. Серьезное место в стратегическом анализе отводится учету дополнительных расходов на повышение качества и временному фактору как источникам дополнительного преимущества в конкурентной борьбе. Цель стратегического анализа будет достигнута лишь в том случае, когда основанные на нем долгосрочные управленческие решения позволят добиться адекватности между требованиями внешней среды и возможностями организации. В странах с рыночной экономикой, отличающейся более стабильной, чем в России, внешней экономической средой, все большее значение приобретают приемы стратегического учета и анализа: функциональный учет затрат (ABC), система «таргет-костинг» (ТС), стратегическое управление затратами (SCM), а также анализ, основанный на концепции стратегических бизнес-единиц (СБЕ). Исключительная значимость этого вида управленческого анализа, его перспективность для развивающейся рыночной экономики обусловливает необходимость создания методики его проведения, учитывающей специфику российских условий хозяйствования. Таким образом, все многообразие рассмотренных выше методов, интегрируясь в единую систему, позволяет эффективно решать стоящие перед управленческим анализом задачи — как ретроспективного, текущего, так и прогнозного характера. Изменениям, происходящим в предпринимательской деятельности, должны сопутствовать адекватные изменения в системе методов, используемых управленческим анализом.
Заключение
Вышеизложенное позволяет
определить управленческий анализ как
раздел экономического анализа и
составную часть