Управление доходами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:01, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – провести анализ доходов предприятия с последующей разработкой мероприятий по их увеличению.
Сформулированная цель определили необходимость решения следующих задач, нашедших отражение в структуре работы:
• рассмотреть понятие «Доходы предприятия»;
• изучить структуру доходов предприятия и факторы, влияющие на величину прибыли;
• дать характеристику исследуемого объекта и проанализировать его доходы;
• разработать мероприятия по увеличению доходов данного предприятия.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты системы управления доходов предприятия
1.1 Понятие и сущность доходов организации
1.2 Формирование и распределение доходов организации
1.3 Планирование выручки предприятия (организации)
Глава 2. Анализ управления доходами ООО «Саяны - М»
2.1 Общая экономико-оранизационная характеристика ООО «Саяны - М»
2.2 Анализ доходов ООО «Саяны - М»
2.3 Анализ рентабельности
2.4 Анализ распределения доходов

Файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 53.26 Кб (Скачать файл)

В соответствии с ПБУ 10/99 расходами организации  признается уменьшение экономических  выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников  имущества).

Расходы включают материальные затраты, затраты на производство продукции (работ, услуг), оплату труда  работников и управленческого персонала, амортизационные отчисления, иные затраты, а также потери (убытки от стихийных бедствий, продажи основных средств, изменений валютных курсов и др.). Расходы признаются в Отчете о прибылях и убытках, когда возникшее уменьшение в будущих экономических выгодах, обусловленное уменьшением имущества, или увеличение кредиторской задолженности может быть измерено с достаточной степенью надежности.

Для целей  бухгалтерского учета расходы организации  подразделяются на расходы по обычным  видам деятельности и прочие расходы 4.

К расходам по обычным видам деятельности относятся  расходы, связанные с 5:

  • изготовлением и продажей продукции;
  • приобретением и продажей товаров;
  • выполнением работ;
  • оказанием услуг.

Расходы по обычным видам деятельности группируют

  • по видам расходов;
  • по экономическим элементам;
  • по статьям затрат.

Согласно  п.7 ПБУ 10/99 определены две группы расходов по их видам6:

  1. расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;
  2. расходы, возникающие непосредственно в процессе:
  • переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ, оказания услуг;
  • продажи продукции, работ, услуг;
  • продажи (перепродажи) товаров.

Согласно  п.8 ПБУ 10/99 расходы по обычным видам  деятельности следует учитывать  по следующим экономическим элементам 7:

  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация;
  • прочие затраты.

Кроме этого, расходы следует учитывать по статьям затрат. Перечень статей затрат предприятие устанавливает самостоятельно в своей бухгалтерской учетной  политике.

Рассмотрим  более подробно процесс распределения  доходов предприятия, составляющих балансовую прибыль (или, другими словами, конечный финансовый результат деятельности – «реальный» доход).

Основные  принципы распределения балансовой прибыли коммерческой организации  можно сформулировать следующим  образом 8:

  • прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием, как хозяйствующим субъектом;
  • прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;
  • величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;
  • прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь, направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части – на потребление.

На предприятии  распределению подлежит чистая прибыль (чистый доход), т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после  уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые  внебюджетные фонды.

Распределение чистой прибыли отражает процесс  формирования фондов и резервов предприятия  для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.

Распределение чистой прибыли – одно из направлений  внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики  возрастает. Порядок распределения  и использования прибыли на предприятии  фиксируется в уставе предприятия  и определяется положением, которое  разрабатывается соответствующими подразделениями экономических  служб и утверждается руководящим  органом предприятия.

Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.

К расходам, связанным с развитием производства, относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические  работы, финансирование разработки и  освоения новых видов продукции  и технологических процессов, затраты  по совершенствованию технологии и  организации производства, модернизации оборудования, затраты, связанные с  техническим перевооружением и  реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту  же группу расходов включаются расходы  по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним. Здесь же планируются  затраты на проведение природоохранных  мероприятий и др. Взносы предприятий  из прибыли в качестве вкладов  учредителей в создание уставного  капитала других предприятий, средства, перечисляемые союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит предприятие, также считаются использованием прибыли на развитие.

Распределение прибыли на социальные нужды включает расходы по эксплуатации социально-бытовых  объектов, находящихся на балансе  предприятия, финансирование строительства  объектов непроизводственного назначения, организации и развитии подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и  т.п.

К затратам на материальное поощрение относятся  единовременные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы  на оказание материальной помощи рабочим  и служащим, единовременные пособия  ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, компенсация  работникам удорожания питания в  столовых, буфетах предприятия в  связи с повышением цен и др.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая увеличивает имущество предприятия  и участвует в процессе накопления. Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом необязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованный на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть в последующие годы направлен  для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.

Нераспределенная  прибыль, в широком смысле как  прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых  лет, свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о наличии  источника для последующего развития.

 

 

 

1.3 Планирование  выручки предприятия (организации)

 

Механизм  экономического обоснования объема и структуры выручки включает: определение приоритетных целей, обеспечение  взаимосвязи между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка) эффективности коммерческой работы, действующих законов.

Планирование  предполагает определение перспективных  целей, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения. Основными  стадиями целевого планирования являются:

- поиск целей;

- придание  цели количественной определенности; анализ и упорядочение цели; проверка  цели на реализуемость; принятие  решения; осуществление целей;  проверка и уточнение целей.

Масштабы  планирования зависят от объекта  планирования, организационного построения фирм, их характеристик, составных элементов  и временного фактора.

Долгосрочное  планирование в основном характерно для крупных фирм (предприятий) и  насыщенного рынка.

Текущее оперативное  планирование осуществляется на различных  предприятиях.

Процесс внутрифирменного планирования. Его роль в условиях кризисного состояния экономики  значительно выросла. Тщательная и  детальная проработка поведения  предприятия на рынке в краткосрочном  периоде - основа успеха.

В условиях еще достаточно высокого уровня монополизма  и отсутствия (или слабой) конкуренции  в торговле, т. е. в условиях перехода к рынку, плановые решения принимаются  в следующем порядке: идея, закладываемая  в планы, пока еще во многих случаях  задается высшими органами отраслевого  и административного управления. Затем следуют: формулировка целей; выработка стратегии или нахождение путей достижения целей; выбор средств.

Стратегическое  планирование в западных фирмах основано на предприимчивости большинства, т. е. на разработке самых разнообразных  проектов развития предприятия и  выборе такого варианта, который может  принести Данной организации экономические  выгоды.

Формулировка  целей в процессе планирования связывается  с созданием основ мотивации  и пробуждением заинтересованности работников предприятия (фирмы) в их достижении. Между целями всегда существует жесткая взаимозависимость. Условно цели подразделяются на высшие (получение прибыли); конечные (победа в конкурентной борьбе); промежуточные (ускорение товарооборачиваемости и др.); подцели (увеличение реализации, например, мужской одежды); взаимодополняющие (получение прибыли и ускорение оборота); конкурирующие (увеличение объема реализации и уменьшение очередей и времени на обслуживание покупателей); нейтральные, или обособленные (в чистом виде редко встречаются).

По возможности  измерения цели подразделяются на экономические, количественные, качественные, стратегические. Суть экономических целей в общем виде формулируется как повышение прибыли на вложенный капитал.

Количественные  цели тесно связаны с экономическими. Если они не определены, то экономические цели могут быть не достигнуты вообще или достигнуты при больших нерациональных затратах.

Качественные  цели для предприятия - это качество продукции и культура торговли. Зарубежные компании широко используют обратную связь с потребителями для  своевременной корректировки структуры  закупок продукции, а затем и  производства, что дает им возможность  поддерживать таким образом свою конкурентоспособность. Цели развития (стратегические) тесно связаны с инвестициями. Под инвестициями подразумевается осуществление отдельных экономических проектов с целью получения прибыли от этих вложений в будущем (например, введение в действие дополнительной торговой площади, приобретение и установления торгового, холодильного или другого оборудования, обучение персонала новым и прогрессивным методом обслуживания, участие в производстве товара, переспециализация и т. д.).

Экономическая теория предъявляет к системе  целей следующие требования:

- реальность (возможность достижения целей  при заданных условиях);

- операционность (возможный и достаточный уровень точности целей по содержанию, размеру, времени и ответственности, чтобы избежать затруднений при их достижении);

- порядок  (упорядоченность целей по иерархии  с указанием высших, низших и  равноправных целей и принятых  приоритетов);

- состоятельность  (взаимосопоставимость и непротиворечивость); актуальность;

- целостность  (система целей должна включать  как минимум все важные цели, чтобы исключить противоречия  и конфликты);

- полезность (чувство ответственности у работников  за достижение целей);

- взаимоувязку с организацией деятельности предприятия (все важные цели должны иметь своего исполнителя и не входить в противоречие с организационными);

- прозрачность  и подконтрольность (единая структура,  поддающая контролю).

Перед розничными торговыми предприятиями (фирмами) в условиях демонополизации торговли, разгосударствления и приватизации встают три важнейшие проблемы, которые  могут стать целевыми (стратегическими) установками: а) получение прибыли;

б) завоевание и расширение доли рынка, на котором  работает предприятие;

в) завоевание доверия клиентов.

От решения  этих проблем зависит объем и  темпы роста товарооборота.

При выборе цели, ее количественном определении  необходимо уччтывать факторы, обеспечивающие:

- требуемый  уровень рентабельности (для ненасыщенных  рынков - высокий);

- возможность  продажи продукции массовому  потребителю; приемлемые условия  заключения договоров поставки; невысокий уровень риска потери  доходов, мобильность;

- поддержку  со стороны авторитетных органов;  выгодность и преемственность.

Исходя из сути розничного товарооборота, механизм экономического обоснования планового  объема и структуры реализации включает анализ достигнутых результатов, рыночной ситуации и конъюнктурных колебаний, определение условий осуществления  продаж, контроль за процессом реализации.

Преобладающая часть финансовых ресурсов предприятий  используется для финансирования оборотных  фондов и фондообращения.

Оборотные фонды - это предметы труда, обслуживающие  процесс обращения товаров. В  натурально-вещественной форме оборотные  фонды представлены следующими видами текущих активов:

- производственные  запасы - сырье, материалы, топливо,  тара; материалы для хозяйственных  нужд, упаковочные материалы, тара (кроме многооборотной) и тарные  материалы;

- малоценный  и быстроизнашивающийся инвентарь,  инструменты (стоимостью в пределах  до десяти минимальных зарплат  за единицу и сроком эксплуатации  не более года);

Информация о работе Управление доходами предприятия