Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 14:03, курсовая работа
Целью моей работы является изучение основных направлений деятельности в области валютного контроля, осуществляемой Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля, основные задачи, функции и полномочия этих органов, а также рассмотреть виды ответственности за нарушения валютного законодательства.
Введение…………………………………………………………………………….…......3
Глава 1 Понятие валютного контроля………………………………………………...…4
1.1 Основные направления валютного контроля……………………………………..…4
1.2 Субъекты и объекты валютного контроля………………………………………..…5
1.3 Формы, принципы и методы валютного контроля………………………………….5
Глава 2 Причины необходимости создания эффективного валютного контроля….….8
Глава 3 Правительство Российской Федерации…………………….………………….10
Глава 4 Органы валютного контроля………………………………………….………..11
4.1 Центральный банк Российской Федерации…………………………………….…..13
4.2 Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзора)….…….17
Глава 5 Агенты валютного контроля……………………………………………….......23
Глава 6 Ответственность за нарушения валютного законодательства…………….…29
6.1 Административная ответственность…………………………………………….….29
6.2 Уголовная ответственность ……………………………………………………........31
6.3 Ответственность за нарушения таможенного законодательства………………….31
Заключение………………………………………………………………………………..35
Список нормативных актов и литературы……………..……………………………….36
Органами валютного контроля РФ являются Центральный банк РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Полномочия органов валютного контроля несколько шире полномочий агентов валютного контроля:
Органы валютного
контроля в пределах своей
компетенции издают
Допускается, что Правительство РФ может наделить полномочиями органа валютного контроля сразу несколько федеральных органов исполнительной власти. При этом контрольные полномочия между указанными органами разделены таким образом, что Центральный банк РФ осуществляет контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами, а орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за валютными операциями иных резидентов и нерезидентов.
В самом законе в качестве органа валютного контроля непосредственно назван только Центральный банк РФ. Другой федеральный орган исполнительной власти – Федеральная служба финансово-бюджетного надзора – получил полномочия по осуществлению валютного контроля опосредованно – через принятие Правительством РФ решения о наделении его статусом органа валютного контроля.
Первое, что обращает
на себя внимание,- это значительно « поредевший»
налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. №506).
Валютный контроль
может осуществляться
5Журнал «Финансовое право» 2007 г. №2 (Трошкина Т.Н. «Новое в системе органов валютного контроля в РФ»).
В настоящее время отсутствует четкое разграничение полномочий между различными органами валютного контроля, что приводит в ряде случаев к дублированию контрольных мероприятий, а также к непринятию мер ни одним из органов валютного контроля.
Несмотря на наличие соответствующих законодательных положений, а также ряда межведомственных соглашений о сотрудничестве и информационном обмене, органы валютного контроля практически не обмениваются данными о проводимых ими контрольных мероприятий. До сих пор не создана единая информационная система валютного контроля в России.
Функция Центрального
банка РФ (Банка России) по осуществлению валютного
6 ФЗ от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «Собрание законодательства РФ», 15.07.2002, № 28, ст. 2790.
контроля, перечисленными в п.1 ст.23 Закона о валютном регулировании и
валютном контроле. В этой связи он может в пределах своей компетенции:
проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. При этом обязательный срок для предоставления документов по запросу Банка России в качестве органа валютного контроля не может составлять не менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
Если выше перечисленными полномочиями могут наделяться в целом как органы, так и агенты валютного контроля, то ряд полномочий в соответствии с п.2 ст.23 Закона о валютном регулировании и валютном контроле представляет собой исключительные полномочия Банка России в качестве органа валютного контроля. Это касается, во-первых, права выдавать предписания об установлении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, а во-вторых, права применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.
Особняком стоят полномочия Центрального банка РФ по изданию актов, применяемых в сфере валютного контроля. Согласно п.5 ст.4 Закона о валютном регулировании и валютном контроле органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции, только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством РФ и актами органов валютного регулирования. Особенностью актов Банка России, принимаемых им в качестве органа валютного контроля, является то, что они могут быть как нормативными, так и ненормативными. Примером нормативного акта служит Положение Банка России от 1 июня 2004 г. №258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций».7 Бак России может также выносить предписания об устранении правонарушений, совершаемых кредитными организациями и валютными биржами, являющиеся примерами ненормативных актов Банка России, применяемых им при осуществлении своих функций по валютному контролю.
Заслуживает поддержки подход к классификации полномочий Банка России при осуществлении валютного контроля, предложенный А.Ю. Лисицыным8. Он выделяет три группы полномочий, позволяющих Баку России выполнять функции органа валютного контроля:
- полномочия по организации
- полномочия Банка России как органа валютного контроля (ч.1, 2 ст.23 Закона);
- полномочия по определению содержания
Полномочия Банка России
по организации взаимодействия органов,
осуществляющих валютный контроль (первая
групп полномочий), схожи по своей сути
с соответствующими полномочиями Правительств
РФ. Действуя в этом направлении, Банк
России выполняет функции:
7«Вестник Банка России», №35, 17.06.2004
8Лисицин А.Ю. Понятия «акта органов валютного регулирования» и «акта органов валютного контроля» по Законодательству РФ. Финансовое право. 2006. №2
и т.д.................