Внешняя политика СССР во
второй половине 50-х — начале 60-х
годов
1. Пересмотр советской
военной доктрины.
Сокращение армии и флота
К середине 50-х гг. стало
очевидно, что советская экономика
не справляется с бременем военных
расходов. Вооруженные Силы СССР насчитывали в 1953 г. 5,4 млн. чел. Спустя
восемь лет после Победы страна фактически
содержала армию военного времени. К тому
же, во второй половине 40-х гг. было возобновлено
прерванное в 1941 г. строительство крупных
военно-морских кораблей. Великая Отечественная
война продемонстрировала, что в оборонительной
войне для СССР, как страны континентальной,
флот играет второстепенную роль. Но Сталин
полагал, что великой державе необходим
мощный океанский военный флот, способный
решать любые задачи в самых отдаленных
районах мира.
С середины 50-х гг., когда стало
ясно, что главную роль в сдерживании
противника будет играть ядерное
оружие, советское руководство постепенно
начало ограничивать обычные вооружения
пределами оборонной достаточности.
Уже в 1954–1955 гг. произошли первые решительные
столкновения Хрущева с военными. Президиум
ЦК рассматривал программу строительства
военно-морского флота, рассчитанную на
10 лет. Она включала обширное строительство
авианосцев, линкоров, крейсеров, транспортных
судов, на которое требовалось 150 млрд.
руб. Но даже это не обеспечило бы Советскому
Союзу равенство с американским флотом.
Чтобы преодолеть отставание от США на
море, нужно было израсходовать в десятки
раз больше средств, что было абсолютно
непосильно для советской экономики.
Хрущев счел предложенные затраты
бессмысленными и недопустимыми. Его
поразило сообщение о том, что
за один выход в море Черноморский
флот сжигал столько же мазута, сколько
выделялось на год всей Украине. А
строительство новых кораблей многократно
увеличило бы эти расходы. К тому же, по
мнению Хрущева, в ядерную эпоху надводные
корабли в таком количестве были нужны
лишь для высадки крупных десантов, то
есть для наступательной войны, которую
он в принципе отвергал.
В связи с этим, вопреки возражениям
адмиралов, Хðóùåâ настоял на отказе от
дорогостоящей программы модернизации
надводного флота. Приоритет в развитии
военно-морских сил был отдан ракетоносным
подводным лодкам. Многие крейсеры и линкоры,
только что построенные или еще строившиеся,
были пущены на слом[1]. Для моряков уничтожение кораблей стало
настоящей трагедией. Однако отказ от
концепции ударного надводного флота
и развернутое в эти же годы сокращение
армии[2] означали переход к оборонительной военно-политической
доктрине.
· Считаете ли вы решения
Хрущева о сокращении армии и военно-морского
флота оправданными?
2. Советский Союз и
страны социалистического лагеря
после ХХ съезда КПСС. Вторжение
в Венгрию
Для советского руководства
оборона означала не только защиту
границ СССР, но и удержание контроля
над сферами своего влияния, прежде
всего в Восточной Европе. Между тем, развенчание сталинизма
на ХХ съезде КПСС резко обострило обстановку
в «странах народной демократии».
В июне 1956 г. произошли волнения в польском
городе Познани. Демонстранты, требовавшие
свободы, ликвидации коммунистического
режима и вывода советских войск из Польши,
были разогнаны польской армией и силами
безопасности. При этом свыше 70 человек
погибли, около 500 были ранены. В Польше
разразился опасный политический кризис.
Осенью возникла угроза вмешательства
расположенных на территории Польши советских
войск. Этому противилось новое польское
руководство, особенно сторонники В. Гомулки[3]. В конце концов был достигнут компромисс:
Польша осталась членом Варшавского договора,
но СССР воздержался от применения силы,
согласился на избрание Гомулки Первым
секретарем ЦК ПОРП и отозвал в Москву
маршала Рокоссовского, который с 1945 г.
занимал пост военного министра Польши.
· Чем были вызваны и какие
цели преследовали волнения в Польше?
· Как вы думаете: разрешение кризиса
в Польше следует считать успехом или
неудачей советского руководства?
Иначе развивались события
в Венгрии. Политика коммунистического
режима во главе с М. Ракоши вызывала всеобщее недовольство. Только за
9 месяцев 1952 г. органы безопасности репрессировали
540 тыс. человек. В июне 1953 г. Маленков, Берия
и Молотов от имени Президиума ЦК потребовали
от венгерских лидеров прекратить репрессии
и не форсировать коллективизацию. По
требованию Москвы Ракоши, сохранив за
собой пост Генерального секретаря Венгерской
партии трудящихся, уступил должность
Председателя Совета Министров И. Надю[4]. Надь немедленно заявил о необходимости
экономических реформ. Однако после падения
Маленкова Ракоши обвинил Надя в правом
уклоне и добился не только снятия его
со всех государственных постов, но и исключения
из партии. Реформы были прекращены.
После ХХ съезда КПСС М. Ракоши подвергся яростной
критике. В Будапеште сложились оппозиционные
группы интеллигенции, объединенные в
«кружок Петефи». ЦК ВПТ в июле 1956 г. осудил
деятельность этого кружка, но это лишь
усилило всеобщее возмущение действиями
режима. Все чаще раздавались требования
судить Ракоши и его приближенных.
В Москве сознавали, что
дальнейшее пребывание Ракоши на посту
лидера ВПТ лишь дестабилизирует
обстановку в Венгрии. Под давлением
советского руководства он был смещен.
Первым секретарем ВПТ стал Э. Герё. В состав высшего партийного
руководства вошли люди, при Сталине и
Ракоши подвергавшиеся репрессиям, в частности
— Я. Кадар. Тем не менее, популярность
ВПТ продолжала падать.
· Чем объясняется готовность
советского руководства в середине
50-х гг. к политическим компромиссам в
Венгрии? Почему такая политика не привела
к успеху?
По всей Венгрии прокатились
студенческие волнения. В Будапеште
23–24 октября 1956 г. состоялись демонстрации,
участники которых требовали восстановить
демократические свободы, вывести из Венгрии советские
войска и вернуть И. Надя на пост главы
правительства. Демонстрации переросли
в столкновения с войсками. Часть венгерских
милиционеров и военных поддержала демонстрантов.
Беспорядки охватили и другие города.
В Москве вопрос о ситуации в Венгрии вызвал
разногласия. Молотов, Каганович, Жуков,
Суслов, Булганин предлагали немедленно
ввести в Будапешт войска. Им решительно
возражал Микоян, полагавший, что следует
ограничиться политическими мерами. Хрущев
занял половинчатую позицию: он считал,
что войска в Будапешт надо ввести, но
в то же время соглашался, что без привлечения
Надя разрешить ситуацию не удастся. Тем
временем утром 24 октября передовые советские
части вступили в венгерскую столицу и
попытались занять важнейшие городские
объекты. Начались столкновения с повстанцами.
· О чем свидетельствует
готовность части советских лидеров ввести
войска в Венгрию?
24 октября И. Надь стал
главой правительства и членом Политбюро
ВПТ. На следующий день он объявил, что советские войска будут выведены «незамедлительно
после восстановления мира и порядка».
В Венгрию прибыли
А.И. Микоян и М.А. Суслов, которые вместе
с советским послом в Венгрии Ю.В. Андроповым
провели переговоры с венгерским руководством.
В результате 27 октября первым секретарем ЦК ВПТ стал
Я. Кадар, а в правительство И. Надя были
включены представители некоммунистических
сил.
В Москве поначалу готовились
уступить. Уже 28–30 октября советские
войска начали покидать Будапешт. Был
даже поставлен вопрос о выводе советских войск из всех стран народной
демократии. Однако вскоре (в связи с началом
войны на Ближнем Востоке) мнение Хрущева
и других советских лидеров изменилось.
Было принято решение подавить стремление
Венгрии к самостоятельности силой. 1 ноября
в Венгрию вступили дополнительные силы
советских войск. Они заняли аэродромы
и окружили Будапешт. В ответ И. Надь объявил
о восстановлении политического плюрализма
в Венгрии, выходе страны из Варшавского
договора и провозглашении нейтралитета.
В Будапеште начали громить здания партийных
комитетов, развернулась охота на сотрудников
госбезопасности.
Советское командование
под прикрытием переговоров подготовило
захват Будапешта. 4–7 ноября 12 советских
дивизий подавили ожесточенное сопротивление
венгерских повстанцев. Формальным основанием для вооруженного
вмешательства стало приглашение от имени
Временного революционного рабоче-крестьянского
правительства во главе с Я. Кадаром. И. Надь
был арестован и расстрелян. В ходе подавления
восстания погибло 2,5 тыс. и было ранено
20 тыс. венгров. Советские потери составили
720 чел. убитыми и 1,5 тыс. ранеными. Около
200 тыс. венгров бежали из страны. Оккупация
Венгрии стала свидетельством того, что
СССР не намерен считаться с суверенитетом
восточноевропейских стран. Генеральная
ассамблея ООН осудила советскую интервенцию.
Однако страны НАТО не откликнулись на
призывы венгерских повстанцев о помощи,
поскольку считали слишком опасным столкновение
с Советской Армией в непосредственной
близости от границ СССР. Венгрия, с точки
зрения США, относилась к советской сфере
влияния. К тому же внимание Запада в тот
момент было приковано к разрешению Суэцкого
кризиса.
· Охарактеризуйте действия
советского руководства в ходе событий
в Венгрии.
· Почему кризис в Венгрии не удалось
разрешить так же мирно, как в Польше?
3. Политика СССР на
Ближнем Востоке. Суэцкий кризис
В 1952 г. в Египте была свергнута
монархия. К власти пришла организация
«Свободные офицеры» во главе с Г.А. Насером.
В 1954 г. новое египетское правительство
при поддержке США добилось от Великобритании
обещания ликвидировать английскую военную
базу в Суэце не позднее 1956 г. В поисках
противовеса британскому влиянию на Ближнем
Востоке Насер начал сближение с Советским
Союзом. В 1953–1954 гг. между СССР и Египтом
были заключены торговые соглашения. В
1955 г., после создания Багдадского пакта,
в который вошли Великобритания, Турция,
Иран и Ирак, правительство Насера впервые
в истории арабского мира приобрело крупную
партию советского оружия[5]. Это явилось началом стратегического
проникновения СССР на Ближний Восток.
Рассчитывая предотвратить дальнейшее
сближение Каира с Москвой, Великобритания
и США предложили египетскому президенту
помощь в установлении мира с Израилем.
Но Насер мечтал не о мире, а о реванше
за поражение в войне 1948–1949 гг. Победа
сделала бы его признанным лидером всех
арабов. Поэтому он потребовал, чтобы Израиль
отдал больше половины своей территории.
Не только подписание мира, но даже переговоры
на основе таких требований были невозможны.
Англия и США также
предложили оказать Египту помощь в
строительстве Асуанской плотины
на Ниле. Этот колоссальный проект должен
был экономически привязать Египет
к Западу. Однако Насер предпочел сыграть на
противоречиях великих держав и опереться
на поддержку СССР. В июне 1956 г. он заручился
обещанием Москвы оказать Египту экономическую
помощь, в том числе и в строительстве
плотины.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ СЕРГЕЯ
НИКИТИЧА ХРУЩЕВА
«Отец считал, что мы с
нашим опытом гидростроительства в
состоянии возвести любую плотину.
К тому же, по его мнению, ожидаемые
дивиденды существенно перевешивали
траты: наша помощь не подарок, мы вернем
свои деньги с процентами, так поступают
все коммерсанты. Политически мы выиграем неизмеримо
больше плюс продемонстрируем миру совершенство
своей строительной науки и техники. Потесним
капиталистов. Самое же важное — народы
Ближнего и Среднего Востока увидят воочию,
где их истинные друзья. Такие рассуждения
в то лето я слышал не раз».
Но советская военно-экономическая
помощь арабским, да и многим другим
развивающимся странам оказалась
именно подарком: оружие, техника, стройматериалы
и многое другое предоставлялись
им практически безвозмездно. От получателей требовались только провозглашение
«социалистической ориентации» и одобрение
позиций СССР в противостоянии с Западом[6]. Между тем, социализм в понимании азиатских
и африканских лидеров не имел, как правило,
ничего общего с тем, что вкладывалось
в это понятие в Москве, и лишь прикрывал
откровенный национализм. Опасаясь перехода
своих клиентов в третьем мире на сторону
«империалистических держав», советское
руководство зачастую поддерживало их
даже в тех случаях, когда это было связано
с серьезным риском для самого Советского
Союза и не соответствовало его национальным
интересам.
Продолжающееся сближение
Насера с Советским Союзом, его
борьба против Багдадского пакта, установление дипломатических отношений
с коммунистическим Китаем и разрыв с
Тайванем побудили США отказаться от участия
в строительстве Асуанской плотины. В
ответ 27 июля 1956 г. Насер под восторженные
возгласы собравшейся на митинг толпы
объявил о национализации Суэцкого канала
и сообщил о предоставлении Египту советской
экономической помощи.
Англия и Франция, которым
принадлежали акции канала, отказались
признать национализацию. В августе
в Лондоне состоялась международная
конференция по Суэцкому каналу. 18 из 28 стран-участниц конференции поддержали
предложение США о передаче канала под
международную юрисдикцию. Однако Египет,
опираясь на безоговорочную поддержку
СССР, отверг это решение. Конференция
закончилась безрезультатно. Англия и
Франция настаивали на возвращении канала,
угрожая применением силы. США рассчитывали
потеснить на Ближнем Востоке своих союзников
по НАТО, и, отмежевавшись от колониализма,
укрепить свои позиции среди развивающихся
стран. Поэтому они решительно возражали
против использования военных мер.
· Оцените военно-политическую
ситуацию, сложившуюся вокруг Суэцкого
канала.
Не получив поддержки
Вашингтона, Англия и Франция не
решались применить силу против Египта
без дополнительного повода. Такой
повод был найден с помощью
Израиля. Отношения между Каиром и Тель-Авивом
постоянно колебались на грани войны.
Египетские боевики регулярно совершали
террористические акты в Израиле, израильская
армия наносила ответные удары по пограничным
районам Египта. Вâåденный Египтом запрет
на проход израильских судов через Суэцкий
канала, блокада израильского морского
побережья, оснащение египетской армии
советским оружием и создание единого
египетско-сирийско-иорданского командования
вызвало у израильтян опасение, что Насер
готовится к нападению. Лидеры Израиля
решили нанести превентивный удар. Англия
и Франция обещали израильтянам прикрыть
их действия с воздуха. Официально Лондон
и Париж должны были после начала боев
потребовать от обоих противников отвести
войска от Суэцкого канала. Предполагаемый
отказ Египта дал бы им предлог для вмешательства.
· Охарактеризуйте избранные
лидерами Англии, Франции и Израиля методы.
30 октября израильские
войска начали наступление на
Синайском полуострове. До Суэца
им осталось около 20 км. В Египте
объявили всеобщую мобилизацию. В тот же день
Англия и Франция направили Египту и Израилю
ультиматум, требуя вывести войска из
зоны Суэцкого канала и согласиться на
ее временную оккупацию для обеспечения
свободы судоходства. Израиль принял ультиматум,
Египет, как и ожидалось, отверг его и обратился
за поддержкой к США, СССР и в ООН. На заседании
Совета Безопасности ООН США и СССР предложили
всем странам воздержаться от применения
силы, а Израилю — отвести войска с Синайского
полуострова. Однако Англия и Франция
наложили вето на это предложение.
Вечером 31 октября англо-французская
авиация начала бомбить египетские
военные объекты в зоне канала.
Англичане заранее объявили о
бомбардировке и гарантировали,
что жилые кварталы удару не подвергнутся.
Поэтому причиненный бомбежкой ущерб был минимален: египетские
самолеты заранее вылетели на южные аэродромы,
а танки разместились в городских переулках.
Однако действия англичан и французов
не позволили Египту бросить все свои
силы против израильтян. Египет и Сирия
разорвали дипломатические отношения
с Англией и Францией.
Президент США Д. Эйзенхауэр
назвал действия своих союзников по НАТО
«ошибочными» и заявил, что вопрос должен
быть решен на Генеральной Ассамблее ООН.
Советское Министерство иностранных дел
ограничилось осуждением агрессии против Египта. Основное
внимание Москвы было в тот момент приковано
к Венгрии.
2 ноября Генеральная
Ассамблея ООН потребовала прекращения
огня на Синайском полуострове
и отвода войск за линию
перемирия 1948 г. 4 ноября был поставлен
вопрос о направлении в зону Суэцкого канала миротворческих
сил ООН.
Тем не менее, военные
действия продолжались. 5 ноября в зоне
канала началась высадка англо-французского
десанта. К этому времени израильские
войска овладели почти всей территорией
Синайского полуострова. Египетская армия понесла большие
потери (1,6 тыс. убитыми, около 5 тыс. ранеными,
более 6 тыс. пленными). Израильтяне захватили
и большую часть поставленного Египту
советского вооружения
Однако именно 5 ноября
политическая обстановка в мире резко
изменилась: советские войска практически
полностью овладели Будапештом и Кремль
смог уделить пристальное внимание ситуации
на Ближнем Востоке. По инициативе Хрущева
Председатель Совета Министров СССР Н.А. Булганин
направил ультиматумы лидерам Англии,
Франции и Израиля, требуя в течение суток
прекратить военные действия и вывести
войска из Египта. В письме английскому
премьер-министру А. Идену говорилось:
«В каком положении оказалась бы Великобритания,
если бы она была атакована более сильными
государствами, обладающими всеми видами
современного разрушительного оружия?
А ведь эти страны могут в настоящее время
воздержаться от направления морских
или воздушных сил к берегам Британии
и воспользоваться иными средствами —
например, ракетным оружием». Письмо содержало
недвусмысленную угрозу: «Мы полны решимости
сокрушить агрессоров силой и восстановить
мир на Ближнем Востоке». Израильского
премьер-министра Д. Бен-Гуриона Москва
предупреждала, что события на Синайском
полуострове «ставят под угрозу само существование
Израиля как государства». Прозвучала
и угроза направить на помощь Египту советских
«добровольцев». При передаче ультиматумов
послы СССР сообщили на словах, что советские
ракеты уже готовятся к старту. В Москве
состоялись воинственные демонстрации
протеста у стен английского, французского
и израильского посольств. Советский посол
был отозван из Тель-Авива.
Эйзенхауэру было направлено
предложение предпринять совместную
советско-американскую военную операцию
против агрессоров. Булганин писал
американскому президенту: «Если эта война не будет пресечена,
то она может принести с собой опасность
перерастания в третью мировую войну».
· Почему Советский Союз
пошел на такие беспрецедентные заявления
ради защиты Египта? Какие цели при этом
преследовались?
Конечно, Хрущев понимал, что США не пойдут
на военный конфликт со своими основными
союзниками. Но он рассчитывал показать
странам третьего мира, особенно арабским,
что именно СССР является их главной опорой.
Знал Хрущев и о том, что Советский Союз
не располагает ракетами большой дальности,
развернутыми на боевых позициях, да и
вообще ракет этих недостаточно для решающего
удара по Англии и Франции. Расчеты военных
показали, что обеспечить высадку советского
десанта в Египте нереально: даже, если
Турция и Иран согласятся предоставить
воздушный коридор, для переброски и снабжения
достаточного количества войск и оружия
не хватит военно-транспортных самолетов.
В столкновении с англо-французскими экспедиционными
силами и флотом советский десант был
бы обречен на поражение. Однако Хрущев
надеялся, что до настоящих военных действий
не дойдет. В этом он оказался прав.
В Лондоне и Париже были крайне
напуганы советскими посланиями, а
особенно — комментариями, в которых
подсчитывалось, сколько ядерных
зарядов необходимо для уничтожения
Англии и Франции. Лишенные поддержки
США, лидеры европейских держав страшились
столкновения с советской мощью. 6 ноября
1956 г. они заявили, что задачи, поставленные
перед войсками, в основном выполнены
и принято решение о прекращении огня.
7 ноября израильские войска были отведены
с Синайского полуострова. Англичане и
французы покинули зону Суэцкого канала
в середине декабря. Их сменили интернациональные
силы ООН, разместившиеся на египетско-израильской
границе.
· Как вы считаете: СССР или
США принадлежит решающая роль в разрешении
Суэцкого кризиса?
В результате событий 1956 г. СССР значительно
укрепил свои позиции на Ближнем Востоке.
Правда, его политика приобрела крайне
односторонний проарабский характер,
что лишало советскую дипломатию свободы
маневра. Однако значение Суэцкого кризиса
значительно шире: он оказал очень сильное
влияние на методы действий Хрущева во
внешней политике.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ СЕРГЕЯ
НИКИТИЧА ХРУЩЕВА
«Отец убедился, сколь
сильное воздействие оказывает
одно упоминание о ракетах с атомными зарядами. Из
этого последовали сразу два вывода: работу
над ракетами форсировать и совсем необязательно
иметь много ракет, достаточно заявить
о них. Подобный блеф неожиданно сам по
себе оказался эффективным средством
давления.
Выбранная им тактика, ибо блеф нельзя
считать стратегией, требовала тщательного
сокрытия количества и местоположения
ракет. Никакого «открытого неба»! Никакой
воздушной разведки над нашей территорией!
… Последствия Суэца оказывали свое влияние
практически все последующие годы, их
отзвук можно услышать даже в дипломатической
канонаде, раздававшейся в период Карибского
кризиса».
4. Вопрос о разоружении
Во второй половине 50-х
гг. гонка вооружений между СССР
и США приобрела невиданный размах.
Первая попытка ограничить ее, предпринятая на Женевской конференции
1955 г., не удалась. Осенью 1957 г. СССР предложил
ввести мораторий на испытания ядерного
оружия, а весной 1958 г. объявил об одностороннем
прекращении испытаний. В советском заявлении
говорилось, что если США и Англия не прекратят
испытаний, то «Советский Союз будет, разумеется,
действовать свободно в вопросе испытания
атомного и водородного оружия». Американская
сторона сочла этот шаг пропагандистским,
поскольку СССР только что завершил большую
серию испытаний, а США лишь готовились
начать свою серию. Тем не менее, обе сверхдержавы
начали переговоры по вопросу о запрещении
ядерных испытаний.
В сентябре 1959 г. Хрущев прибыл
в США с визитом. Это был первый официальный визит
главы Советского правительства и лидера
КПСС в крупнейшую страну западного мира.
Выступая на сессии Генеральной
Ассамблеи ООН, советский лидер
выдвинул проект всеобщего и полного
разоружения, рассчитанный на три года. Он предусматривал роспуск всех вооруженных
сил и уничтожение всех видов вооружений.
На первом этапе вооруженные силы СССР,
США и КНР должны были сократиться до 1,7
млн. чел., а Англии и Франции — до 650 тыс.
чел. для каждой страны. Это предложение
всерьез зарубежными державами не рассматривалось.
Советский Союз в начале 1960 г. в одностороннем
порядке сократил армию на 1,2 млн. чел.,
т.е. приблизительно на 1/3, но и теперь по
численности личного состава советские
вооруженные силы превосходили американские.
Основное внимание во
время своего визита в США Хрущев
уделил переговорам с Эйзенхауэром
о разоружении. Однако вновь камнем
преткновения стал вопрос о контроле.
ИЗ МЕМУАРОВ Н.С. ХРУЩЕВА
«И та, и другая сторона
понимали, что надо исключить войну.
Конкретный вопрос — запретить термоядерное
оружие. Американская сторона отстаивала
позицию установления международного
контроля. Тогда на международный контроль
мы никак не могли согласиться. Я подчеркиваю
— «тогда».
… Сейчас [в 1970 г. — Л.К.] такой контроль возможен.
Он был бы без ущерба для обороны. Сейчас
этот контроль был бы взаимным.
Тогда мы значительно
отставали в накоплении ядерного
оружия. Мы не имели нужного количества
носителей ядерного оружия, ракет. Самолетами-бомбардировщиками
мы не доставали территории Соединенных Штатов. Мы были слабее…
Естественно, мы не могли
согласиться, потому что контроль был
бы не в нашу пользу. Они просто получили
бы возможность арифметически подсчитать
и определить, что мы слабы! Именно
сейчас для них было бы наиболее
выгодно покончить с нами путем войны. Завтра
будет уже поздно…»
· Проанализируйте оценку
ситуации, данную Н.С. Хрущевым. В чем вы
согласны и в чем не согласны с мемуаристом?
Важнейшим результатом
переговоров стало доверие, возникшее
между двумя лидерами, понимание того, что оба они искренне
не хотят войны[7]. По словам С. Хрущева, снова, хотя и ненадолго,
«возродился дух Женевы». Решено было
провести в мае 1960 г. четырехстороннюю
встречу на высшем уровне в Париже.
В феврале 1960 г. Эйзенхауэр
объявил о готовности заключить договор
о запрещении всех ядерных испытаний в
воздухе, в океане, в космосе и под землей,
«которые могут быть проконтролированы».
Советская сторона ответила согласием на контролируемое
запрещение испытаний во всех средах.
Вопрос о разоружении должен был стать
основным на парижской встрече лидеров
СССР, США, Англии и Франции. Казалось появился
реальный шанс ограничить гонку вооружений.
Однако в мае 1960 г. эти надежды были перечеркнуты.
5. Инцидент с американским
самолетом-шпионом и провал парижской
встречи на высшем уровне
Не добившись от Советского
Союза согласия на «открытое небо»,
США организовали разведывательные
полеты над советской территорией на самолетах У-2, летавших на высоте
25 км и недосягаемых для советской противовоздушной
обороны. В СССР имелись ракеты, способные
поразить цель на такой высоте, но они
были жестко привязаны к стартовым площадкам
и самолеты могли быть сбиты только, если
бы «напоролись» на ракету. В 1956 г. американские
самолеты несколько раз вторгались в воздушное
пространство СССР, углубляясь на 150–320
км. СССР обратился с протестом в ООН. Эйзенхауэр,
не желая обострять советско-американские
отношения, запретил осуществлять полеты
У-2 без его личного разрешения. Однако
президент США еще больше опасался оставить
своих военных без достоверной информации
о советских вооружениях. Поэтому в 1956–1960 гг.
он неоднократно разрешал новые полеты
над советской территорией.
Попытки советских служб ПВО сбить У-2 не приносили
успеха. Хрущев в крайнем раздражении
запретил стрелять по недосягаемым разведчикам,
«чтобы не позориться и не поднимать панику».
После очередного разведывательного полета
американцев в апреле 1960 г. он даже решил
не направлять ноту протеста, чтобы не
сорвать совещание в Париже. К тому же
в Москве допускали, что Эйзенхауэр не
знал о действиях разведки.
1 мая 1960 г. советскую границу
нарушил на У-2 летчик Пауэрс. Его самолет
был замечен уже у границы, однако благополучно пролетел над полигоном Тюра-Там
(Байконур) и направился к центру атомной
промышленности Челябинску-40. Под Свердловском
его, наконец, сбили[8]. Пауэрс катапультировался, благополучно
приземлился и был арестован[9].
Выступая на сессии Верховного
Совета, Хрущев сообщил о сбитом
самолете, но промолчал о пленении
летчика. Госдепартамент США, полагая, что пилот
погиб, заявил о пропавшем без вести научно-исследовательском
самолете. Вскоре после этого советская
сторона сделал официальное заявление,
представив разведывательную аппаратуру,
фотографии и протоколы допросов Пауэрса.
Американцы попали в крайне неприятное
положение, так как первоначальная ложь
стала очевидной. Продолжение полетов
У-2, по словам Хрущева, могло привести
к войне. Тогда Госдепартамент объявил,
что полеты санкционировал президент,
и что США оставляют за собой право на
подобные полеты до тех пор, пока СССР
не откроет свои границы для инспекции.
Сам Эйзенхауэр пояснил, что из-за природы
советской системы «шпионаж является
неприятной, но жизненной необходимостью».
Тем не менее, он по-прежнему собирался
с визитом в СССР и считал перспективы
встречи на высшем уровне благоприятными.
· Как вы понимаете слова
Эйзенхауэра о необходимости шпионажа
из-за природы советской системы?
Узнав о заявлении
американской стороны о том, что
полеты будут продолжены до открытия советской территории для инспекций,
Хрущев был крайне недоволен, но все еще
надеялся на урегулирование отношений
с США. В Париж он вылетел в сопровождении
министра иностранных дел А.А. Громыко
и министра обороны Р.Я. Малиновского. В
последний момент (уже в самолете) импульсивный
Хрущев ужесточил тон советской декларации,
опасаясь, что иначе на Западе решат, будто
СССР безропотно смирился с нанесенным
ему оскорблением. В самом начале встречи
Хрущев в резком тоне потребовав извинений
США и обязательства прекратить разведывательные
полеты. Эйзенхауэр отказался. Президент
Франции Ш. де Голль поддержал американского
коллегу, заявив Хрущеву: «Вчера спутник,
который был запущен вами перед вашим
отлетом из Москвы, чтобы произвести на
нас впечатление, восемнадцать раз пролетел
над Францией без моего разрешения. Как
я могу знать, что на его борту нет камер,
которые фотографируют мою страну?» В
ответ Хрущев объявил, что американский
президент больше не является желанным
гостем в Советском Союзе, а после того,
как Эйзенхауэр, так и не извинившись,
предложил перейти к переговорам по существу,
советская делегация покинула зал.
Некоторые западные историки
считали, что воинственность Хрущева
объяснялась давлением со стороны
консервативного крыла в Политбюро.
Однако С.Н. Хрущев отвергает эту версию, считая,
что его отец обладал в тот момент практически
неограниченной властью и действовал
по собственному усмотрению, не консультируясь
с другими членами советского руководства.
Срыв Парижской конференции
привел и к новому витку гонки вооружений. В 1961 г. СССР отказался
от соглашения с США об ограничении ядерных
испытаний и возобновил ядерные взрывы
в атмосфере.
ИЗ КНИГИ С. АМБРОЗА
«ЭЙЗЕНХАУЭР. СОЛДАТ И ПРЕЗИДЕНТ»
«Встреча на высшем уровне
закончилась, не успев начаться; не
осталось ничего и от надежд на разрядку
и разоружение, которые были связаны с
ней. … Если бы Эйзенхауэр не дал разрешения
на этот последний полет. Если бы Хрущев
не поднял сильного шума из-за незначительного
происшествия. Если бы оба лидера могли
довериться собственной интуиции, а не
техническим советникам и генералам. Эйзенхауэр
был очень близок к тому, чтобы согласиться
на запрещение испытаний без инспекционных
проверок. Хрущев был близок к тому, чтобы
согласиться допустить инспекционные
группы в Советский Союз. Никто не знает,
как развивалась бы холодная война и что
было бы с гонкой вооружений, если бы на
них повлиял импульс, который мог бы зародиться
от взаимодействия этих двух людей. Но
оба старых человека позволили, чтобы
их страхи пересилили их надежды, поэтому
встреча в верхах окончилась ничем и был
упущен наилучший шанс замедлить гонку
вооружений в шестидесятые, семидесятые
и восьмидесятые годы».
· Согласны ли вы с предположением
о том, что при большей склонности сторон
к компромиссу парижская встреча на высшем уровне могла стать
переломной в отношениях между Востоком
и Западом?
· Насколько оправданно
было, с вашей точки зрения, решение Хрущева
покинуть парижскую встречу?
6. Германская проблема.
Берлинский кризис 1960–1961 гг.
Неудача парижской встречи на высшем уровне болезненно
сказалась не только в вопросе о разоружении.
В Париже предстояло разрешить еще одну
сложную проблему — германскую. Советский
Союз настаивал на принципе «двух Германий».
Западные державы и особенно ФРГ во главе
с канцлером К. Аденауэром продолжали добиваться
объединения страны, точнее — поглощения
ГДР Западной Германией.
В 1958 г. правительство СССР
предложило западным державам подписать
мир с обоими германскими государствами,
закрепив тем самым раздел страны. Западный Берлин должен был стать демилитаризованным
вольным городом. СССР предупредил, что
в противном случае он через полгода заключит
с ГДР сепаратный мирный договор и передаст
ей полную власть над Восточным Берлином.
Это поставило бы Западный Берлин в трудное
положение. Правда, в конце концов в Москве
приняли решение отложить на неопределенное
время подписание мирного договора с ГДР,
чтобы не обострять без особой нужды отношения
с Западом, тем более, что, по словам Хрущева,
«у нас никаких спорных вопросов с ГДР
не существовало». Во время визита в США
в сентябре 1959 г. Хрущев пришел к выводу,
что в Париже Эйзенхауэр может пойти на
уступки в германском вопросе. Провал
парижской встречи крайне обострил противостояние
между двумя германскими государствами
и державами-победительницами.
ИЗ МЕМУАРОВ Н.С. ХРУЩЕВА
«К тому времени… ФРГ
стала самым сильным в Европе
государством, обогнав и Францию,
и Англию… Экономический подъем
в ФРГ называли тогда «немецким
чудом»… В печати приписывали
это чудо Людвигу Эрхардту… Заработная
плата рабочих там существенно возросла
по сравнению с зарплатой в ГДР и других
социалистических странах. В Западную
Германию потянулись рабочие из Италии,
Югославии, Турции, прочих стран. Конечно,
потянулись туда люди и из ГДР, особенно
наиболее квалифицированные. Стала бежать
интеллигенция. Ушло много врачей, студентов
и просто абитуриентов, окончивших средние
школы. В ГДР они получили образование,
в ФРГ — работу. Перебежало немало инженеров…
Я долго искал выход.
Самый простой выход и для
нас самый приятный — экономическое опережение
Западной Германии… К сожалению такие
условия соревнования тогда не получились…
Требовалось быстрое и конкретное решение…
Постепенно у меня созрела мысль, как закрыть
лазейку в Западный Берлин… Иных мнений
не возникло, поскольку к тому времени
из ГДР ушла в ФРГ масса народу, измеряемая
миллионами».
На Западе ожидали, что
СССР попытается вновь, как и в 1948 г.,
организовать блокаду Западного Берлина.
В этом случае предполагалось возобновить
воздушный мост под прикрытием военных самолетов. По свидетельству тогдашнего
военного министра ФРГ Ф.-Й. Штрауса, США
готовы были даже применить ядерное оружие
против советских полигонов в ГДР. 1 августа
1961 г. в боевую готовность были приведены
65 частей и подразделений американских
ВВС.
Однако советское решение
оказалось иным. 13 августа 1961 г. Берлин
разделили заграждения, через которые
пропускались лишь представители западных
держав, да и то под контролем органов
госбезопасности ГДР. Вскоре временные
заграждения сменила бетонная стена. Разразился новый Берлинский кризис.
Советские и американские танки стояли
в нескольких метрах друг от друга. Однако
советское руководство было твердо уверено,
что все ограничится словесной войной,
на боевые действия Запад не пойдет.
Берлинская стена, просуществовавшая до 1989 г., стала мрачным
символом раздела Европы на враждующие
военно-политические блоки.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ Ф.-Й. ШТРАУСА
«Стена означала значительный
поворот как в мировой, так
и в германской политике. И не
в последнюю очередь она была
признаком слабости коммунистического блока
— как Москвы, так и Восточного Берлина:
вынужденным решением с целью предотвратить
«голосование ногами» на немецкой земле.
Только с материальной точки зрения возведение
стены принесло победы русским. Морально
и психологически она явилась откровенным
признанием поражения, однозначно склонившего
дискуссии о привлекательности двух систем
в пользу Запада».
· Какую цель преследовало
сооружение Берлинской стены?
· Как вы считаете: сооружение
берлинской стены смягчило или обострило германскую проблему?
· Проанализируйте высказывание
Ф.-Й. Штрауса и объясните, почему вы согласны,
или не согласны с ним.
7. Карибский кризис
Новое обострение советско-американских
отношений произошло в ходе Карибского
кризиса 1962 г. В 1959 г. на Кубе был свергнут диктаторский
режим Ф. Батисты, к власти пришли повстанцы
во главе с Ф. Кастро. США заняли враждебную
позицию по отношению к новой кубинской
власти, фактически ввели экономическую
блокаду Кубы. В этих условиях началось
сближение Кубы с СССР. Советский Союз
стал основным покупателем кубинского
сахара и поставщиком нефтепродуктов.
На Кубу были направлены советские военные
советники, начались поставки современного
воооружения.
В апреле 1961 г. кубинские
эмигранты при поддержке США попытались вторгнуться на Кубу
в районе Плайя-Хирон, но были разгромлены
кубинской армией. Усиление американской
подрывной деятельности против Кубы совпало
с обострением советско-американского
противостояния в ходе Берлинского кризиса.
Это привело к росту советско-кубинского
военного сотрудничества. Советское руководство
приняло решение о размещении на Кубе
своих ракет с ядерными боеголовками.
Это позволило бы СССР угрожать ядерным
ударом по территории США, уравновешивая
угрозу Советскому Союзу, исходившую от
американских ракет в Европе и Турции.
Ф. Кастро согласился на размещение советских
ракет.
Советско-кубинское соглашение
о размещении ракет и военном
сотрудничестве было тайным, однако активизация
советских перевозок на Кубу встревожила
США. Американцы потребовали ликвидировать советскую
военную базу на Кубе и вывести с острова
советские ракеты. Была установлена военно-морская
блокада Кубы. Однако она оказалась неэффективной:
СССР удалось доставить на Кубу ядерные
боезаряды.
22 октября, после того, как американская разведка окончательно
убедилась в наличии на Кубе советских
ракет, США привели свои вооруженные силы
в боевую готовность, подготовили к запуску
ракеты в Турции. Американский флот получил
приказ досматривать все суда, следующие
на Кубу, чтобы не пропустить наступательное
оружие и его компоненты. В ответ СССР
привел в повышенную готовность свои вооруженные
силы. Суда, шедшие к Кубе с ядерными боеприпасами
на борту, охранялись подводными лодками.
Любая попытка досмотра могла привести
к вооруженному конфликту между сверхдержавами.
Мир оказался буквально
на грани ядерной войны. Однако и
в Москве, и в Вашингтоне понимали,
что такая война приведет к
всеобщей гибели. После того, как
Хрущев и президент США Дж. Кеннеди
несколько раз обменялись крайне резкими и угрожающими посланиями, советская
и американская стороны пошли на компромисс.
СССР согласился вывезти свои ракеты с
Кубы, если США обязуются не нападать на
Кубу и уберут ракеты из Турции и Италии.
Это заявление было немедленно передано
по радио и, таким образом, доведено до
всеобщего сведения. США публично согласились
на первое условие. В конце октября 1962 г.
советские ракеты и ядерные боеприпасы
были эвакуированы с Кубы. Соглашение
об удалении американских ракет из Турции
и Италии осталось секретным. Военные
итоги Карибского кризиса могут оцениваться
по-разному (СССР добился устранения ранее
существовавших угроз, США не допустили
возникновения новой угрозы), но политически
Советский Союз потерпел поражение, так
как его попытка тайно разместить ракеты
и публично отрицать их наличие выглядела
авантюрой, а согласие на их эвакуацию
— свидетельством слабости.
Вместе с тем, Карибский
кризис показал, насколько опасна эскалация
военного противостояния в эпоху
ядерного оружия и заставил СССР и
США искать новые пути к ослаблению международной
напряженности. В 1963 г. СССР и США подписали
соглашение о запрете ядерных испытаний
в воздухе и под водой.
· Какие цели преследовало
сближение СССР с режимом Ф. Кастро на Кубе?
· Как вы считаете: могло
ли размещение советских ракет на Кубе
укрепить безопасность Советского Союза?
· Почему в результате Карибского
кризиса возникла гораздо более серьезная
опасность ядерной войны, чем в результате
Берлинского кризиса 1960–1961 гг.?
8. Советская внешняя политика на Дальнем Востоке
Вплоть до 1956 г. СССР не
поддерживал дипломатических отношений
с Японией. В 1951 г. Япония заключила Сан-Францисский
мирный договор со странами, воевавшими
против нее во Второй Мировой войне. По
договору Япония отказалась от претензий на Южный Сахалин, Курильские
острова и Тайвань. Однако СССР из-за противоречий
с США не подписал Сан-Францисский договор.
В договор не вошло признание суверенитета
Советского Союза над Южным Сахалином
и Курильскими островами. Одновременно
с Сан-Францисским договором был подписан
японо-американский «договор безопасности»,
предоставивший США право разместить
на территории Японии свои военные базы.
В 1952 г. Сан-Францисский договор вступил
в силу. Режим оккупации японских островов
был прекращен, а союзный совет для Японии,
в состав которого входили и советские
представители, распущен. СССР отказался
признать роспуск Союзного совета.
Только в середине
50-х гг. началось медленное продвижение
Советского Союза и Японии к урегулированию
двусторонних отношений. В июне 1955 г. начались советско-японские
переговоры о заключении мирного договора.
Они проходили очень трудно, так как японская
сторона добивалась признания Москвой
«договора безопасности» с США и претендовала
на возвращение Курильских островов. Лишь
в октябре 1956 г. была подписана совместная
советско-японская декларация, согласно
которой прекращалось состояние войны
между двумя странами и восстанавливались
дипломатические отношения. СССР отказался
от претензий на японские репарации и
обещал одновременно с заключением мирного
договора передать Японии два острова
Малой Курильской гряды — Щикотан и Хабомаи.
Возвращение двух других Курильских островов,
на которые претендовала Япония, — Кунашира
и Итурупа — Советский Союз отверг.
В 1956 г. СССР в соответствии с декларацией содействовал приему
Японии в ООН. В 1957 г. был заключен советско-японский
торговый договор. Однако в январе 1960 г.
Япония подписала с США новый «договор
безопасности», фактически означавший
создание военно-политического союза
двух стран. Американские войска оставались
в Японии еще на десять лет, корабли США
с атомным оружием на борту получили право
заходить в японские порты, в случае возникновения
военных конфликтов на Дальнем Востоке
японские войска должны были действовать
совместно с американскими.
В Кремле новый японо-американский
договор оценили как направленный
против СССР. В конце января Москва
заявила об отказе от передачи Японии
островов Щикотан и Хабомаи вплоть
до вывода из Японии всех иностранных
войск и подписания советско-японского мирного договора. Урегулировать
территориальный спор между Советским
Союзом и Японией не удалось.
· Почему советско-японские
отношения в 50-х — 60-х гг. оказались в зависимости
от отношений между СССР и США?
· Какое решение территориального
спора между СССР и Японией вы считаете
справедливым?
Советско-китайские отношения
после ХХ съезда КПСС вступили в
период затяжного кризиса. Китайское
руководство во главе с Мао
Цзэдуном было возмущено развенчанием
Сталина, считая, что это нанесет
вред всему коммунистическому движению.
Лидеры КНР также отрицательно отнеслись
к провозглашенному на ХХ съезде КПСС
курсу на мирное сосуществование: Мао
Цзэдун полагал, что в результате третьей
мировой войны погибнет империализм, а
социализм лишь укрепится.
Китайское руководство, развернувшее
в 1958–1960 гг. политику «большого скачка»,
крайне враждебно отзывалось о внедрении
в Советском Союзе материального стимулирования
работников, считая его проявлением буржуазного
сознания. Мао Цзэдун выдвинул лозунг
«опоры на собственные силы». Сотрудничество
с Советским Союзом постепенно сворачивалось.
В 1960 г. руководство КНР откровенно обвинило
СССР в ревизионизме и предательстве интересов
мирового пролетариата. СССР в ответ прекратил
экономическую помощь Китаю и отозвал
советских специалистов. Советско-китайские
отношения продолжали ухудшаться. |