Анализ безубыточности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 21:18, реферат

Описание работы

Анализ прибыли и рентабельности предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявить резервы роста прибыли, что в конечном счете позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.
Исходя из вышесказанного, главной целью данного реферата является анализ безубыточности в теории, а также на примере предприятия.

Содержание работы

Введение
1 Понятие безубыточности и зоны безопасности
1.3 Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия
1.4 Определение влияния факторов на изменение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия
1.5 Определение критической суммы постоянных затрат, критического уровня переменных затрат и критического уровня цены реализации
2 Анализ безубыточности ТОО «Гамма»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 121.78 Кб (Скачать файл)

Актюбинский Государственный Университет  им. К. Жубанова

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

 

По дисциплине «Финансовый менеджмент»

На тему: «Анализ безубыточности предприятия»

 

 

 

Выполнила: студентка группы 3УР

 

                                                            Проверила: Бухарбаева Д.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Город Актобе, 2013 г.

 

Содержание

 

Введение

1 Понятие безубыточности и зоны безопасности

1.3 Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия

1.4 Определение влияния факторов на изменение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия

1.5 Определение критической суммы постоянных затрат, критического уровня переменных затрат и критического уровня цены реализации

2 Анализ безубыточности ТОО «Гамма»

Заключение

Список  использованной литературы

 

Введение

Постепенный переход Казахстана к рыночной экономике по-новому ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих условиях руководство предприятий, изучая и формируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными «архитекторами» развития новых методов ведения экономики предприятия.

В рыночной экономике особое место  отводится предпринимателю, способному выполнять исключительно важную функцию на предприятии – «получение прибыли».

В условиях рынка постоянно возникают  вопросы, требующие своего решения. Какова роль прибыли в формировании финансовых ресурсов предприятия? Есть ли пути увеличения прибыли? Каково влияние  распределения прибыли на общее  финансовое состояние предприятия?

Ввиду того, что современная экономическая  жизнь предприятий крайне сложна, на такие важные показатели, как прибыль и рентабельность, влияет (прямо или косвенно) очень большое число различных факторов, причем если влияние одних факторов буквально «лежит на поверхности» и видно даже неспециалистам, то влияние многих других не так очевидно и грамотно оценить их влияние может только тот человек, который в совершенстве владеет методикой экономического анализа.

Значимость экономического анализа  таких важнейших показателей, как  прибыль и рентабельность предприятия  трудно переоценить, ведь именно прибыль  есть конечный финансовый результат  деятельности предприятия, служащий источником пополнения финансовых ресурсов предприятия.

Анализ прибыли и рентабельности предприятия позволяет выявить  большое число тенденций развития, призван указать руководству  предприятия пути дальнейшего успешного  развития, указывает на ошибки в  хозяйственной деятельности, а также  выявить резервы роста прибыли, что в конечном счете позволяет  предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.

Исходя из вышесказанного, главной  целью данного реферата является анализ безубыточности в теории, а  также на примере предприятия.

 

1 Понятие безубыточности и зоны безопасности

1.1 Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия

 

Безубыточность - это такое состояние; когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это  выручка, которая необходима для  того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в  количестве единиц продукции, которую  необходимо продать, чтобы покрыть  затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции  будет приносить прибыль предприятию.

Разность  между фактическим и безубыточным объемом продаж - это зона безопасности (зона прибыли), и чем больше она, тем прочнее финансовое состояние  предприятия.

Безубыточный  объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими  показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.

Для определения  их уровня можно использовать аналитический  и графический способы.

Для определения  безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия построим график (рис. 1). По горизонтали показывается объем реализации продукции в  процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных  единицах (если выпускается один вид  продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали - себестоимость  проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку  от реализации.

По графику  можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие  получит прибыль, а при каком  ее не будет. Можно определить также  точку, в которой затраты будут  равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки безубыточного  объема реализации продукции, или порога рентабельности, или точки окупаемости  затрат, ниже которой производство убудет убыточным.

Например, критическая  точка расположена на уровне 50% возможного объема реализации продукции. Если пакеты заказов на изделия предприятия  больше 50% его производственной мощности, то будет прибыль. При пакете заказов 75% возможного объема производства прибыль  составит половину максимальной суммы, т.е. 2 млн. тг. Если же пакет заказов будет менее 50% фактической производственной мощности, то предприятие будет убыточным и обанкротится.

 

Рис. 1. Зависимость  между прибылью, объемом реализации продукции и ее себестоимостью

 

Разность  между фактическим и безубыточным объемом продаж - зона безопасности. Если предприятие полностью использует свою производственную мощность, выпустит и реализует 1000 изделий, то зона безопасности (запас финансовой прочности) составит 50%, при реализации 700 изделий - 20% и т.д. Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.

Аналитический способ расчета безубыточного (критического) объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобный по сравнению с графическим, так  как не нужно чертить каждый раз  график, что довольно трудоемко. Можно  вывести ряд формул и с их помощью  рассчитать данные показатели.

Для определения  безубыточного объема продаж в стоимостном  выражении необходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржинального  дохода в выручке:

,

где

А – постоянные затраты;

ДМД – доля маржинального дохода в выручке.

Для одного вида продукции безубыточный объем  продаж можно определить в натуральном  выражении:

,

где

р – цена изделия;

b – переменные затраты на единицу продукции.

Для расчета  критического объема продаж в процентах  к максимальному общему, который  принимается за 100%, может быть использована формула:

,

где

МД – маржинальный доход (определяется как разность выручки-нетто  и переменных расходов на весь выпуск продукции).

Если ставится задача определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, формула будет  иметь вид:

 

,

где

П – прибыль  от реализации продукции.

При многопродуктовом производстве этот показатель определяется в стоимостном выражении:

.

Для определения  зоны безопасности аналитическим методом  по стоимостным показателям используется следующая формула:

.

Для одного вида продукции зону безопасности можно  найти по количественным показателям:

.

1.2 Определение влияния факторов на изменение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия

 

Безубыточный  объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных затрат, удельных переменных затрат и уровня цен на продукцию. При повышении  цен нужно меньше реализовать  продукции, чтобы получить необходимую  сумму выручки для компенсации  постоянных издержек предприятия, и  наоборот, при снижении уровня цен  безубыточный объем реализации возрастает. Увеличение же удельных переменных и  постоянных затрат – повышает порог  рентабельности и уменьшает зону безопасности.

Факторная модель безубыточного объема продаж выглядит следующим образом:

для одного вида продукции:

;

для многопродуктового  производства:

 

.

Последовательно заменяя базовый уровень каждого  фактора данных моделей на фактический  в отчетном периоде, способом цепной подстановки можно определить изменение  зоны безопасности за счет каждого  из них.

Деление затрат на постоянные и переменные и использование  категории маржинального дохода позволяет не только определить безубыточный объем продаж, зону безопасности и  сумму прибыли по отчетным данным, но и прогнозировать уровень этих показателей на перспективу.

 

1.3 Определение критической суммы постоянных затрат, критического уровня переменных затрат и критического уровня цены реализации

 

С помощью  маржинального анализа можно  установить критический уровень  не только объема продаж, но и суммы  постоянных затрат, а также цены при заданном значении остальных  факторов.

Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода и объема продаж рассчитывается следующим образом:

А = VPP (p – b)

или

А = В × ДМД.

Суть этого  расчета в том, чтобы определить максимально допустимую величину постоянных расходов, которая покрывается маржинальным доходом при заданном объеме продаж, цены и уровня переменных затрат на единицу продукции. Если постоянные затраты превысят этот уровень, то предприятие  будет убыточным, оно не сможет их покрыть за счет своей выручки.

Для того чтобы  определить, за сколько месяцев окупятся постоянные затраты отчетного периода, необходимо сделать следующий расчет:

 

.

Например, годовой  объем продаж составляет 2500 млн. тг., постоянные издержки предприятия за год - 600 млн. тг., прибыль - 400 млн. тг. Требуется определить срок окупаемости постоянных издержек.

Сначала определим  сумму маржинального дохода и  его, долю в общей выручке:

МД = 600 + 400 = 1000 млн. тг.,

ДМД = 1000 : 2500 = 0,4.

Безубыточный  объем продаж (сумма покрытия постоянных затрат) составит:

В = 600: 0,4 = 1500 млн. тг.

Срок окупаемости  постоянных издержек будет равен

 мес.

Остальные 4,8 месяца предприятие будет получать прибыль. Следовательно, большая часть  года уйдет на возмещение постоянных издержек.

Как видим, критический  уровень постоянных издержек является очень ценным показателем в управленческой деятельности, с его помощью можно  эффективнее управлять процессом  формирования финансовых результатов.

Критический уровень переменных затрат на единицу  продукции (b) для получения некоторой суммы целевой прибыли (П) при заданном объеме продаж (ЧРП), цене (р) и сумме постоянных затрат (А) определяется следующим образом:

.

Критический уровень цены (ркр) определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат:

.

При объеме производства продукции 4000 единиц, сумме  переменных затрат на единицу продукции 35 тыс. тг. и сумме постоянных затрат 120 000 тыс. тг. минимальная цена, необходимая для покрытия постоянных расходов предприятия, должна быть:

ркр = 120 000 / 4000 + 35 = 65 тыс. тг.

При таком  уровне цена будет равна себестоимости  единицы продукции, а прибыль  и рентабельность - нулю. Установление цены ниже этого уровня невыгодно  для предприятия, так как в  результате будет получен убыток.

Основываясь на функциональной взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли, можно рассчитать объем реализации продукции, который  дает одинаковую прибыль по различным  вариантам управленческих решений (различным вариантам оборудования, технологии, цен, структуры производства и т.д.).

Если сумму  прибыли представить в виде формулы:

 

П = VPP (p – b) – A = VPP × СМД – А,

 

где неизвестной  величиной является объем продаж в натуре (VРP), и приравнять прибыль по одному варианту к прибыли по второму варианту

 

VPP1 × СМД 1 – А1 = VPP2 × СМД 2 – А2,

 

то объем  продаж можно найти следующим  образом:

.

 

Можно также  определить объем продаж, при котором  общая сумма затрат будет одинаковой по различным вариантам управленческих решений, для чего приравнивают затраты  по разным вариантам:

 

VPP1 × b1 + А1 = VPP2 × b2 + А2

 

Тогда искомый  объем продаж находят следующим  образом:

 

.

На основании  проведенных расчетов выбирается один из вариантов управленческого решения.

 

2 Анализ безубыточности

 

Проанализируем безубыточность на примере условного предприятия.

Создано предприятие ООО «Гамма»  по производству шариковых ручек.

 

Таблица 1

Данные о планируемом  объеме производства и издержках  предприятия

Плановые показатели

Объем производства, ед.

Средняя цена, тг.

Переменные затраты, тг./ед.

Постоянные расходы, тг.

Коэффициент прироста объема, %

Осн. вариант

8000

9

5,5

45000

5

Доп. вариант

12000

10

7,0

45000

5


 

На основе исходных данных составим таблицы, в которых разобьем интервал планирования на 24 периода. Таблица 2 отражает расчеты расходов и прибыли за 12 месяцев 2011 года, таблица 3 – за 12 месяцев 2012 года.

Информация о работе Анализ безубыточности предприятия