Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 15:58, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является раскрытие понятия кредитоспособности, а также сущности анализа данной экономической категории на примере Волгоградского филиала АКБ “Московский Индустриальный Банк”
Введение...................................................................................….….....стр 5
Глава 1
Основные подходы к оценке финансово - экономической деятельности заемщика
1.1.
Организационно - экономические проблемы оценки кредитоспособности заемщика...............................…......стр 7
1.2.
Использование опыта зарубежных банков в области оценки кредитоспособности заемщика.................................…...стр 15
Глава 2
Анализ финансового состояния заемщика
2.1.
Общая оценка динамики и структуры статей бухгалтерского баланса...................................……………………..............стр 25
2.2.
Анализ ликвидности, финансовой устойчивости и состояния платежно-расчетной дисциплины ссудозаемщика....................................…...........................стр 30
2.3.
Анализ деловой активности и эффективности деятельности предприятия - заемщика...........…………………..........стр 41
Глава 3
Совершенствования методов оценки кредитоспособности заемщика
3.1.
Рейтинговая оценка кредитоспособности....................стр 56
3.2.
Методы определения критических значений оценочных показателей кредитоспособности...............…................стр 63
3.3
Деятельность АКБ «Московский Индустриальный банк» под
влиянием банковского кризиса 1998 года……………стр 73
Заключение.......................................................................……...........стр 78
Список литературы.....................................................……...............стр 80
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение......................
Глава 1 |
Основные подходы к оценке финансово - экономической деятельности заемщика |
1.1. |
Организационно
- экономические проблемы оценки кредитоспособности заемщика...................... |
1.2. |
Использование
опыта зарубежных банков в области
оценки кредитоспособности заемщика...................... |
Глава 2 |
Анализ финансового состояния заемщика |
2.1. |
Общая оценка
динамики и структуры статей бухгалтерского
баланса....................... |
2.2. |
Анализ ликвидности,
финансовой устойчивости и состояния
платежно-расчетной дисциплины ссудозаемщика................. |
2.3. |
Анализ деловой
активности и эффективности деятельности
предприятия - заемщика...........………………….... |
Глава 3 |
Совершенствования методов оценки кредитоспособности заемщика |
3.1. |
Рейтинговая оценка
кредитоспособности............ |
3.2. |
Методы определения
критических значений оценочных
показателей |
3.3 |
Деятельность АКБ «Московский Индустриальный банк» под влиянием банковского кризиса 1998 года……………стр 73 |
Заключение....................
Список литературы.............
Введение
П
еремены, происходящие в экономике России, предполагают существенные изменения во взаимоотношениях банков с субъектами хозяйствования - предприятиями, организациями, другими банками. Банки как коммерческие организации, основными операциями которых являются кредитование, расчетные, депозитные, кассовые и другие операции, несут при их проведении самые разнообразные риски: невозврат выданного кредита, неуплату процентов по ссуде, риски расчетные, валютные, процентных ставок и т.п. Высокая рискованность банковских операций главным образом связана с условиями и результатами деятельности его клиентов.
Финансовая устойчивость банка должна быть обеспечена квалифицированным выбором партнеров на внутреннем и внешнем рынках. Важнейшим средством такого выбора является экономический анализ деятельности клиента. Анализ предоставляет руководству банка информацию, позволяющую оценивать вероятность выполнения клиентом своих обязательств и принимать соответствующие управленческие решения.
Экономический анализ деятельности клиента должен осуществляться банком постоянно, начиная с первого этапа - подготовки к заключению договора на обслуживание клиента. Особенно глубоким должен быть экономический анализ (анализ кредитоспособности) при заключении кредитных договоров. Это позволит предотвратить неоправданные с точки зрения денежного обращения и народного хозяйства кредитные вложения, их структурные сдвиги, обеспечить своевременный и полный возврат ссуд, что имеет важное значение для повышения эффективности использования материальных и денежных ресурсов.
Целью данной дипломной работы является раскрытие понятия кредитоспособности, а также сущности анализа данной экономической категории на примере Волгоградского филиала АКБ “Московский Индустриальный Банк”
В главе 1 показана методика рассмотрения кредитной заявки и собеседования с заемщиком, дана оценка основных источников информации для анализа, а также проанализирован зарубежный опыт определения характера заемщика и его кредитоспособности. Глава 2 содержит методику и пример оценки финансового положения заемщика, основное внимание уделено методам расчета финансовых коэффициентов. В главе 3 рассмотрена методика рейтинговой оценки деятельности клиентов, методы определения критических значений оценочных показателей для рейтинговой оценки кредитоспособности, а также влияние банкового кризиса 1998 года на деятельность АКБ «Московский Индустриальный Банк».
Глава 1. Основные подходы к оценке Финансово - экономической деятельности заемщика
1.1. Организационно - экономические
проблемы оценки
Процесс кредитования связан с действиями многочисленных и многообразных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение ссуды в установленный срок. Поэтому предоставление ссуд банк обуславливает изучением кредитоспособности, т.е. изучением факторов, которые могут повлечь за собой их непогашение. Цели и задачи анализа кредитоспособности заключаются в определении способности заемщика своевременно и в полном объеме погасить задолженность по ссуде, степень риска, который банк готов взять на себя; размер кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах и, наконец, условий его предоставления.
Все это обуславливает необходимость оценки банком не только платежеспособности клиента на определенную дату, но и прогноза его финансовой устойчивости на перспективу. Объективная оценка финансовой устойчивости заемщика и учет возможных рисков по кредитным операциям позволяют банку эффективно управлять кредитными ресурсами и получать прибыль.
По данным американских аналитиков 35-40% просроченных ссуд возникает в результате недостаточно глубокого анализа финансового положения заемщика на предварительной стадии переговоров.
Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, должен представить заявку, где содержаться исходные данные о требуемой ссуде:
- цель
- размер кредита
- на какой срок
- предполагаемое обеспечение.
К заявке должны быть приложены документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины обращения в банк. Эти документы необходимая составная часть заявки. Их тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того, как представитель банка проведет предварительное интервью с заемщиком и сделает вывод о перспективности сделки.
В солидных банках многих стран в состав пакета сопроводительных документов, предоставляемых в банк вместе с заявкой, входят следующие документы:
- Нотариально заверенные
копии учредительных
- Финансовый отчет, включающий баланс и счет прибылей и убытков за последние три года. Баланс составляется на дату (конец года) и показывает структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, ее распределения (отчисления в резервы, выплата дивидендов и т.д.)
- Отчет о движении
кассовых поступлений. Он
- Внутренние финансовые
отчеты характеризуют более
- Данные внутреннего
оперативного учета.
- Прогноз финансирования, который
содержит оценки будущих
- Налоговые декларации.
Это важный источник
- Бизнес - план. Многие
кредитные заявки связаны с
финансированием начинающих
- описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рынке (включая патенты, лицензии); планы исследований и разработок и т.д.
- отраслевой и рыночный
прогноз (описание рынков, других
компаний, которые предлагают
- планы маркетинга (цели, реклама, стоимость компании по продвижению продукта на рынке и т.д.);
- план производства (потребность в производственных мощностях, рабочей силе, оборудовании и т.д.)
- план менеджмента (структура компании, руководящие органы и т.д.);
- финансовый план (прогноз движения наличности, перспективный баланс на пять будущих лет).
Заявка поступает к соответствующему кредитному работнику, который после рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком - владельцем или представителем руководства фирмы. Подобные встречи позволяют кредитному инспектору выяснить не только важные детали кредитной сделки, но и составить психологический портрет возможного заемщика, оценить профессиональную подготовленность руководства компании, реалистичность их оценок положения и перспектив развития предприятия. В ходе беседы кредитному работнику нет необходимости выяснять все аспекты работы компании - заемщика, он должен сконцентрировать внимание на ключевых вопросах, представляющих интерес для банка - кредитора.
Практика ведущих зарубежных банков показывает, что ознакомительная беседа с потенциальным заемщиком может касаться следующих вопросов, заданных в определенной последовательности (см. табл. 1)
Таблица 1
Вопросы кредитного работника к
потенциальному заемщику
1. Сведения о клиенте и его компании: |
- какая правовая форма у компании |
- когда она была учреждена |
- как была произведена
оценка имущества, |
- подвержено ли это имущество порче |
- каковы издержки по его хранению |
- кто владелец (основной акционер или пайщик) компанией, сколько акций (паев) он имеет |
- какова основная продукция компаний (или каковы виды основных услуг) |
- каков опыт и квалификация менеджеров |
- прибыльна ли компания |
- кто основные клиенты - поставщики и покупатели компаний |
- на каких условиях продается товар (услуга)? |
2. Вопросы об испрашиваемом кредите |
- на какую сумму
клиент хотел бы получить |
- как им определена эта сумма |
- достаточно ли обосновано составлен прогноз финансовых потребностей |
- учитывают ли условия,
на которых клиент хочет |
- учитывают ли условия кредита способность клиента погасить кредит в срок? |
3. Вопросы о погашении кредита |
- как клиент предполагает погашать кредит |
- сколько денежной наличности компания получает в ходе операционного цикла |
- имеется ли у клиента
специальный источник |
- есть ли юридические лица готовые дать гарантию, поручительство |
- каково их финансовое положение? |
4. Вопросы об
обеспеченности возврата |
- каков вид обеспечения |
- кто владелец обеспечения |
- где и под чьим контролем оно находиться |
- как была осуществлена
оценка имущества, |
5. Вопрос об отношениях клиента с другими банками |
- услугами каких банков пользуется в настоящее время клиент |
- обращался ли он за кредитом в другие банки |
- почему клиент пришел именно в этот банк |
- имеет ли клиент непогашенные кредиты, какова их сумма и сроки погашения? |