Анализ кредитоспособности заемщика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 15:58, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является раскрытие понятия кредитоспособности, а также сущности анализа данной экономической категории на примере Волгоградского филиала АКБ “Московский Индустриальный Банк”

Содержание работы

Введение...................................................................................….….....стр 5
Глава 1
Основные подходы к оценке финансово - экономической деятельности заемщика

1.1.
Организационно - экономические проблемы оценки кредитоспособности заемщика...............................…......стр 7

1.2.
Использование опыта зарубежных банков в области оценки кредитоспособности заемщика.................................…...стр 15

Глава 2
Анализ финансового состояния заемщика

2.1.
Общая оценка динамики и структуры статей бухгалтерского баланса...................................……………………..............стр 25

2.2.
Анализ ликвидности, финансовой устойчивости и состояния платежно-расчетной дисциплины ссудозаемщика....................................…...........................стр 30

2.3.
Анализ деловой активности и эффективности деятельности предприятия - заемщика...........…………………..........стр 41

Глава 3
Совершенствования методов оценки кредитоспособности заемщика

3.1.
Рейтинговая оценка кредитоспособности....................стр 56

3.2.
Методы определения критических значений оценочных показателей кредитоспособности...............…................стр 63

3.3
Деятельность АКБ «Московский Индустриальный банк» под
влиянием банковского кризиса 1998 года……………стр 73

Заключение.......................................................................……...........стр 78

Список литературы.....................................................……...............стр 80

Файлы: 1 файл

001_004_2.DOC

— 437.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение...................................................................................….….....стр 5

Глава 1

Основные  подходы к оценке финансово - экономической  деятельности  заемщика

   

1.1.

Организационно - экономические проблемы оценки кредитоспособности заемщика...............................…......стр 7

   

1.2.

Использование опыта зарубежных банков в области  оценки кредитоспособности заемщика.................................…...стр 15

   

Глава 2

Анализ финансового состояния  заемщика

   

2.1.

Общая оценка динамики и структуры статей бухгалтерского баланса...................................……………………..............стр 25

   

2.2.

Анализ ликвидности, финансовой устойчивости и состояния  платежно-расчетной дисциплины ссудозаемщика....................................…...........................стр 30

   

2.3.

Анализ деловой  активности и эффективности деятельности предприятия - заемщика...........…………………..........стр 41

   

Глава 3

Совершенствования методов оценки кредитоспособности заемщика

   

3.1.

Рейтинговая оценка кредитоспособности....................стр 56

   

3.2.

Методы определения  критических значений оценочных  показателей кредитоспособности...............…................стр 63

   

3.3

Деятельность  АКБ «Московский Индустриальный банк» под

влиянием банковского  кризиса 1998 года……………стр 73


Заключение.......................................................................……...........стр 78

 

Список литературы.....................................................……...............стр 80

 

 

 

 

 

Введение

 

П



еремены, происходящие в  экономике России, предполагают существенные изменения во взаимоотношениях банков с субъектами хозяйствования - предприятиями, организациями, другими банками. Банки  как коммерческие организации,  основными  операциями которых являются кредитование, расчетные, депозитные, кассовые и другие операции, несут при их проведении самые разнообразные риски: невозврат выданного кредита, неуплату процентов по ссуде, риски расчетные, валютные, процентных ставок и т.п. Высокая рискованность банковских операций главным образом связана с условиями и результатами деятельности его клиентов.

Финансовая устойчивость банка должна быть обеспечена квалифицированным  выбором партнеров на внутреннем и внешнем рынках. Важнейшим средством  такого выбора является экономический анализ деятельности клиента. Анализ предоставляет руководству банка информацию, позволяющую оценивать вероятность выполнения клиентом своих обязательств и принимать соответствующие управленческие решения.

Экономический анализ деятельности клиента должен осуществляться банком постоянно, начиная с первого этапа - подготовки к заключению договора на обслуживание клиента. Особенно глубоким должен быть экономический анализ (анализ кредитоспособности) при заключении кредитных договоров. Это позволит предотвратить неоправданные с точки  зрения денежного обращения и народного хозяйства кредитные вложения, их структурные  сдвиги, обеспечить своевременный и полный возврат ссуд, что имеет важное значение для повышения эффективности использования материальных и денежных ресурсов.

Целью данной дипломной  работы является раскрытие понятия  кредитоспособности, а также сущности анализа данной экономической категории  на примере Волгоградского филиала  АКБ “Московский Индустриальный Банк”

В главе 1 показана методика рассмотрения кредитной заявки и собеседования с заемщиком, дана оценка основных источников информации для анализа, а также проанализирован зарубежный опыт определения характера заемщика и его кредитоспособности. Глава 2 содержит методику и пример оценки финансового положения заемщика, основное внимание уделено методам расчета финансовых коэффициентов. В главе 3 рассмотрена методика рейтинговой оценки деятельности клиентов, методы определения критических значений оценочных показателей для рейтинговой оценки кредитоспособности, а также влияние банкового кризиса 1998 года на деятельность АКБ «Московский Индустриальный Банк».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основные подходы к оценке Финансово - экономической  деятельности заемщика

 

1.1. Организационно - экономические  проблемы оценки кредитоспособности  заемщика.

 

 

Процесс кредитования связан с действиями многочисленных и многообразных  факторов риска, способных повлечь  за собой непогашение ссуды в  установленный срок. Поэтому предоставление ссуд банк обуславливает изучением кредитоспособности, т.е. изучением факторов, которые могут повлечь за собой их непогашение. Цели и задачи анализа кредитоспособности заключаются в определении способности заемщика своевременно и в полном объеме погасить задолженность по ссуде, степень риска, который банк готов взять на себя; размер кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах и, наконец, условий его предоставления.

Все это обуславливает  необходимость оценки банком не только платежеспособности клиента на определенную дату, но и прогноза его финансовой устойчивости на перспективу. Объективная оценка финансовой устойчивости заемщика и учет возможных рисков по кредитным операциям позволяют банку эффективно управлять кредитными ресурсами и получать прибыль.

По данным американских аналитиков 35-40% просроченных ссуд возникает  в результате недостаточно глубокого  анализа финансового положения  заемщика на предварительной стадии переговоров.

Клиент, обращающийся в  банк за получением кредита, должен представить заявку, где содержаться исходные данные о требуемой ссуде:

- цель

- размер кредита

- на какой срок

- предполагаемое обеспечение.

К заявке должны быть приложены  документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины обращения в банк. Эти документы необходимая составная часть заявки. Их тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того, как представитель банка проведет предварительное интервью с заемщиком и сделает вывод о перспективности сделки.

В солидных банках многих стран в состав пакета сопроводительных документов, предоставляемых в банк вместе с заявкой, входят следующие  документы:

- Нотариально заверенные  копии учредительных документов  компании заемщика.

- Финансовый отчет, включающий баланс и счет прибылей и убытков за последние три года. Баланс составляется на дату (конец года) и показывает структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, ее распределения (отчисления в резервы, выплата дивидендов и т.д.)

- Отчет о движении  кассовых поступлений. Он основан  на сопоставлении балансов компаний  за два отчетных периода и  позволяет определить изменения различных статей и движение фондов. Отчет дает полную картину использования ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений.

- Внутренние финансовые  отчеты характеризуют более детально  финансовое положение заемщика, изменение ее потребности в ресурсах в течении года, поквартально или помесячно

- Данные внутреннего  оперативного учета. Составление  баланса требует много времени.  Однако банку - кредитору могут  потребоваться данные оперативного  учета, которые содержаться в сводках, подготовленных для руководства компании - заемщика. Эти документы касаются текущих операций и продаж, величины запасов и т.д.

- Прогноз финансирования, который  содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек производства  продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т.д. Речь идет об оценочном балансе, который включает прогнозный вариант балансовых счетов и счетов прибылей и убытков на будущий период, и кассовом бюджете, который прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам).

- Налоговые декларации. Это важный источник дополнительной  информации. Там могут содержаться  сведения, не включенные в другие  документы. Кроме того, они могут характеризовать заемщика, если будет обнаружено, что он уклоняется от уплаты налогов с части прибыли.

- Бизнес - план. Многие  кредитные заявки связаны с  финансированием начинающих предприятий,  которые еще не имеют финансовых  отчетов и другой документации. В этом случае компания - заемщик предоставляет в банк подробный бизнес - план, который должен содержать сведения о целях проекта и методах его осуществления. В частности, документ должен включать:

- описание продуктов  или услуг, которые будут предложены на рынке (включая патенты, лицензии); планы исследований и разработок и т.д.

- отраслевой и рыночный  прогноз (описание рынков, других  компаний, которые предлагают аналогичный  продукт, преимущества и слабые  стороны конкурентов);

- планы маркетинга (цели, реклама, стоимость компании по продвижению продукта на рынке и т.д.);

- план производства (потребность  в производственных мощностях,  рабочей силе, оборудовании и  т.д.)

- план менеджмента  (структура компании, руководящие  органы и т.д.);

- финансовый план (прогноз движения наличности, перспективный баланс на пять будущих лет).

Заявка поступает к  соответствующему кредитному работнику, который после рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим  заемщиком - владельцем или представителем руководства фирмы. Подобные встречи позволяют кредитному инспектору выяснить не только важные детали кредитной сделки, но и составить психологический портрет возможного заемщика, оценить профессиональную подготовленность руководства компании, реалистичность их оценок положения и перспектив развития предприятия. В ходе беседы кредитному работнику нет необходимости выяснять все аспекты работы компании - заемщика, он должен сконцентрировать внимание на ключевых вопросах, представляющих интерес для банка - кредитора.

Практика ведущих зарубежных банков показывает, что ознакомительная  беседа с потенциальным заемщиком  может касаться следующих вопросов, заданных в определенной последовательности (см. табл. 1)

 

 

 

 

Таблица 1

Вопросы кредитного работника к

потенциальному заемщику

 

1. Сведения  о клиенте и его компании:

- какая правовая форма  у компании

- когда она была  учреждена

- как была произведена  оценка имущества, предлагаемого  в качестве обеспечения

- подвержено ли это  имущество порче

- каковы издержки по  его хранению

- кто владелец (основной  акционер или пайщик) компанией,  сколько акций (паев) он имеет

- какова основная продукция  компаний (или каковы виды основных  услуг)

- каков опыт и квалификация  менеджеров

- прибыльна ли компания

- кто основные клиенты - поставщики и покупатели компаний

- на каких условиях  продается товар (услуга)?

2. Вопросы об  испрашиваемом кредите

- на какую сумму  клиент хотел бы получить кредит

- как им определена  эта сумма

- достаточно ли обосновано  составлен прогноз финансовых потребностей

- учитывают ли условия,  на которых клиент хочет получить  кредит, срок службы активов, финансируемых  с помощью кредита

- учитывают ли условия  кредита способность клиента  погасить кредит в срок?

3. Вопросы о  погашении кредита

- как клиент предполагает погашать кредит

- сколько денежной  наличности компания получает  в ходе операционного цикла

- имеется ли у клиента  специальный источник погашения  кредита

- есть ли юридические  лица готовые дать гарантию, поручительство

- каково их финансовое положение?

4. Вопросы об  обеспеченности возврата кредита

- каков вид обеспечения

- кто владелец обеспечения

- где и под чьим  контролем оно находиться

- как была осуществлена  оценка имущества, предлагаемая  в качестве обеспечения?

5. Вопрос об  отношениях клиента с другими банками

- услугами каких банков  пользуется в настоящее время  клиент

- обращался ли он  за кредитом в другие банки

- почему клиент пришел  именно в этот банк

- имеет ли клиент  непогашенные кредиты, какова  их сумма и сроки погашения?

Информация о работе Анализ кредитоспособности заемщика