Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:32, реферат
В соответствии со статьей 42 Конституции Украины не допускаются злоупотребления монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестная конкуренция. Конституционный запрет касается деятельности, нацеленной на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, независимо от конкретных ее видов и составов правонарушений.
Закон Украины “Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности” называет три вида нарушений антимонопольного законодательства: злоупотребления монопольным положением на рынке, антиконкурентные согласованные действия и дискриминацию предпринимателей.
Министерство образования и науки Украины
Запорожский Национальный Университет
Крымский факультет
Реферат
на тему:
Студентки 4 курса
Специальности менеджмент организаций
Казаковой Алие
Симферополь,2010
Вступление
В соответствии
со статьей 42 Конституции Украины
не допускаются злоупотребления
монопольным положением на рынке, неправомерное
ограничение конкуренции и
Закон Украины
“Об ограничении монополизма
и недопущении недобросовестной
конкуренции в
Закон Украины “Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности”.
Данный Закон определяет правовые основы ограничения и предупреждения монополизма, недопущения недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности и осуществления государственного контроля за соблюдением норм антимонопольного законодательства.
Для целей настоящего Закона употребляются следующие термины:
- рынок
товара (товарный рынок) — сфера
оборота товара одной
- конкуренция
— состязательность
- монопольное
положение — доминирующее
- монопольная
цена — цена, устанавливаемая
предпринимателем, который занимает
монопольное положение на
- монопольная деятельность — действия (бездеятельность) предпринимателя (предпринимателей) при условии монопольного положения на рынке одного предпринимателя (группы предпринимателей) в производстве и реализации товаров, а также действия (бездеятельность) органов власти и управления, направленные на недопущение, существенное ограничение или устранение конкуренции;
- монопольное
образование — предприятие,
Злоупотреблениями монопольным положением считаются:
- навязывание
таких условий договора, которые
ставят контрагентов в
- ограничение
или приостановление
- частичный
или полный отказ от
- другие
действия в целях создания
препятствий доступа на рынок
(выхода из рынка) других
- установление
дискриминационных цен (
Дискриминацией предпринимателей органами власти и управления признается:
- запрещение
создания новых предприятий
- принуждение
предпринимателей к
- принятие
решений о централизованном
- установление запрета на реализацию товаров из одного региона страны в другой;
- предоставление
отдельным предпринимателям
- ограничение
прав предпринимателей по
- установление
запретов или ограничений
Недобросовестной конкуренцией признается:
- неправомерное
использование товарного знака,
- умышленное
распространение заведомо
- получение,
использование, разглашение
Государственной контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, защита интересов предпринимателей от злоупотребления монопольным положением и недобросовестной конкуренции осуществляется Антимонопольным комитетом Украины в соответствии с его компетенцией.
Антимонопольный комитет Украины образуется Верховным Советом Украины. В свое деятельности Антимонопольный комитет Украины подчинен и подотчетен Верховному Совету Украины.
Антимонопольный
комитет Украины является юридическим
лицом, имеет печать с изображением
Государственного герба Украины
и своим наименованием. В своей
деятельности Антимонопольный комитет
Украины руководствуется
Сведения, полученные Антимонопольным комитетом Украины и его территориальными управлениями и являющиеся коммерческой тайной, не подлежат разглашению. Убытки, причиненные разглашением сведений, являющихся коммерческой тайной, подлежат возмещению в полном объеме Антимонопольным комитетом Украины в судебном порядке за счет государственного бюджета.
В целях предотвращения монопольного положения отдельных предпринимателей на рынке Антимонопольный комитет Украины и его территориальные управления осуществляют предварительные действия по государственному контролю за реорганизацией (слиянием и присоединением) предприятий, созданием ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений предприятий, превращения органов управления в указанные объединения, а также за созданием, реорганизацией т ликвидацией хозяйственных обществ.
Предприниматель может приобретать контрольный пакет акций акционерного общества, занимающего монопольное положение на рынке, при условии уведомления в месячный срок Антимонопольного комитета Украины. Такие же правила применяются и а тех случаях, если предприниматель доли (паи) в другом хозяйственном обществе, которое занимает монопольное положение.
В случаях, если предприниматели злоупотребляют монопольным положением на рынке, Антимонопольный комитет Украины и его территориальные управления выдают распоряжение о принудительном разделе монопольных образований. Принудительный раздел не применяется в случаях:
- невозможности
организационного или
- наличия
тесной технологической связи
предприятий, структурных
Штрафы на предпринимателей налагаются Антимонопольным комитетом за:
- уклонение
от выполнения или
- непредставление, несвоевременное представление информации монопольному комитету Украины и его территориальны монополия управлениям или представления заведомо недостоверных данных.
Прибыль, незаконно полученная субъектами предпринимательской деятельности в результате нарушения данного Закона, взыскивается судом или арбитражным судом в государственной бюджет.
Убытки, причиненные злоупотреблением монопольным положением и недобросовестной конкуренцией, подлежат возмещению по искам заинтересованных лиц в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Украины.
По утверждению зарубежных наблюдателей, Антимонопольное законодательство Украины отвечает мировым стандартам. Однако создавалось оно, к сожалению, не в рамках реализации единой программы социально-экономических преобразований. Ее нет и по сей день. Не видя ориентиров, украинское правительство, как показала жизнь, уже начально избрало неправильный путь. Мировая практика свидетельствует о том, что только после запуска демонополизации основных сфер производства следует проводить либерализацию цен и финансово-денежное реформирование. Наше правительство поступило наоборот и получило известные результаты.
В суете повседневных забот, занятый собственными проблемами законодатель принял почти четыре года назад вышеизложенный Закон, не обеспечив при этом необходимую правовую среду для его функционирования. Жизненно важные принципы деятельности этого закона и модели корпоратизации еще только обсуждались. Не было утверждено и специальное положение об Антимонопольном комитете, что заведомо обрекало Закон на бездействие.
Лишь 26 ноября 1993 года вступил в силу Закон “ОБ Антимонопольном комитете”, который юридически определил полномочия принципиально нового по своему правовому статусу и компетенции органа, объединяющего контрольно-наблюдательные и судебные функции. Именно об этом Законе положительно отзывались западные эксперты. Сейчас на него возлагаются большие задачи в надежде, что и Закон, и государственная программа демонополизации экономики могут создать необходимые условия для развития добросовестной конкуренции на рынке.
Вновь созданной
государственной структуре
История
развития монополий является одновременно
и историей борьбы с ними. Негативные
результаты монополизации проявляются
сразу, и это особенно ощущают
широкие слои населения. Вокруг монополий
формируется негативное общественное
мнение, которое требует
Накопленный
опыт и научные обобщения помогли
обществу понять все “плюсы” и
“минусы” монополий, выработать по отношению
к ним определенную политику, которая
получила название монопольной. Первым
ее результатом в Украине
Информация о работе Антимонопольная политика на современном этапе