Безналичные расчёты с использованием пластиковых карт и тенденции их развития в российской банковской системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 18:29, реферат

Описание работы

Банковская пластиковая карточка - универсальный платежный инструмент, являющийся ключом доступа к управлению банковским счетом и позволяющий своему владельцу оплачивать товары и услуги в различных торговых и сервисных предприятиях, принимающих карточки, получать наличные деньги, а также пользоваться иными дополнительными услугами и определёнными преимуществами. Появившись в середине прошлого века, банковские карточки получили распространение в более чем 200 странах мира и успели стать неотъемлемым атрибутом цивилизованного человека. Сегодня банковские карточки выступают ключевым элементом электронных банковских систем, все более активно вытесняя привычные чековые книжки и наличные деньги.

Содержание работы

Введение
1. Безналичные расчеты как средство обеспечения денежных обязательств
1.1 Сущность и принципы организации безналичных расчетов
2.2 Основы организации безналичных расчетов
2. Теоретические основы функционирования пластиковых карт и тенденция их развития в российской банковской системе банка
2.1 Понятие пластиковых карт. История возникновения пластиковых карт
2.2 Тенденция развития российского рынка банковских пластиковых карт
2.3 Проблемы обращения банковских пластиковых карт
Заключение

Файлы: 1 файл

Безналичные расчёты с использованием пластиковых карт и тенденции их развития в российской банковской системе..doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

В таких условиях все большее предпочтение отдается сравнительно новой форме безналичного расчета - расчетов по пластиковым картам и электронным расчетам, что позволяет снизить затраты на подготовку и доставку документов, информации о клиенте, ускорить время прохождения платежей.

Пластиковая карта – это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий владельцу возможность безналичной оплаты товаров и услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах). Принимающие карточку предприятия и отделения банков образуют сеть точек обслуживания карточки (или приемную сеть).

Пластиковая карточка представляет собой пластину стандартных размеров (85.6 мм 53.9 мм 0.76 мм), изготовленную из специальной, устойчивой к механическим и термическим воздействиям, пластмассы. Для обеспечения идентификации владельца используются:

      • логотипы банка-эмитента и платежной системы, обслуживающей карточку;
      • имя держателя карточки, номер его счета;
      • срок действия карточки;
      • может присутствовать фотография держателя и его подпись и прочие данные.

Графические данные обеспечивают возможность визуальной идентификации карточки. В пластиковых картах со штрих - кодом в качестве идентифицирующего элемента используется штриховой код, аналогичный коду, применяемому для маркировки товаров. Карточки со штрих - кодом весьма дешевы и, по сравнению с другими типами карт, относительно просты в изготовлении. Последняя особенность обуславливает их слабую защищенность от подделки и делает поэтому малопригодными для использования в платежных системах.

Карточки с магнитной полосой являются на сегодняшний день наиболее распространенными – в обращении находится свыше двух миллиардов карт подобного типа.

История возникновения пластиковых карт начинает свой отсчет с идеи Эдуард Беллами в книге "Взгляд в прошлое", вышедшей в свет в 1888 г., а первые попытки практического внедрения картонных кредитных карточек были сделаны в США предприятиями розничной торговли и нефтяными компаниями еще в двадцатые годы, на базе сильно развитого потребительского кредита частных лиц. Они предназначались для подтверждения кредитоспособности владельца вне его банка. Магазину они давали возможность привлечь к себе на постоянную основу наиболее богатых и постоянных клиентов.

Появились карты оплаты на бумажных носителях. Недолговечность картонных карточек заставила искать им замену, и десятилетием спустя начали появляться первые металлические, а затем и пластиковые карточки с тиснением. Тиснение позволило частично автоматизировать процесс обслуживания этих карточек, поскольку с карточек можно было делать оттиски и переносить информацию о владельце на заранее отпечатанные чеки (слипы).

В послевоенные годы Второй мировой войны появились пластиковые карточки таких известных компаний как “Дайнерс клаб”, затем American Express, VISA, Master Card на основе автоматизированных систем расчетов с их использованием. В шестидесятые годы на пластиковых карточках стали помещать магнитную полосу, на которой записывалась информация о владельце, банке-эмитенте и другие данные.

 

2.2 Тенденция развития российского рынка банковских пластиковых карт

 

Для создания общих оптимальных условий развития рынка пластиковых карт в России необходимо предпринять следующие меры:

      • совершенствование законодательной базы в сфере денежно–кредитной политики;
      • усиление стимулов инвестиционной активности;
      • совершенствование налоговой системы;
      • снижение инфляции и проведения политики сдерживания цен;
      • внедрение и совершенствование электронного денежного обращения;
      • развитие и применение широкого спектра форм безналичного обращения;
      • усиление контроля над законностью наличного и безналичного оборота для предотвращения возможных противоправных действий и другие.

Для повышения скорости и эффективности оборачиваемости денежных средств в пластиковых картах очень важно развитие механизма предоставления гарантий. В настоящее время это предоставление государственных гарантий. Однако только государственными гарантиями нельзя полностью обеспечить потребности коммерческих структур в гарантиях.

Важным в области защиты операций на рынке с пластиковыми картами является и контроль информационных связей между банковскими автоматами и центром обработки информации, контроль работы банковского персонала. Среди методов защиты пассивных кредитных карточек известны следующие:

      • нанесение дополнительной полосы с узором, выполненным магнитными чернилами;
      • идентификация карточки долгоживущими радиоизотопами;
      • исполнение карточки из материала, чувствительного к нагреванию и сжатию (это поможет избавиться от некоторых примитивных способов копирования информации пассивных карточек).

По прогнозам экспертов, именно карточное кредитование станет приоритетным направлением для российских банков и вытеснит потребительские кредиты. Число кредитных карт к 2008 г. может составить 15-20 млн. единиц, что на порядок выше нынешних 1,8 млн. единиц.

В ближайшее время (по оценке) доля кредитных карт в общем объеме эмиссии существенно возрастет за счет расширения партнерства банков и торговых сетей по продаже товаров в кредит, интенсивной рекламы кредитных карт.

Таким образом, улучшение организации конъюнктуры рынка пластиковых карт в России приведет к укреплению и стабилизации безналично-денежной системы в целом, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на весь комплекс экономических процессов в стране.

Учитывая вышеизложенные факторы, сдерживающие развитие национальной системы безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек, рассчитывать на широкомасштабное внедрение в ближайшие годы банковских пластиковых карточек без внесения соответствующих корректив в стратегию работы по продвижению этого платежного инструмента нельзя; возможности банков в дальнейшем росте масштабов эмиссии карточек практически исчерпаны.

Для расширения эмиссии банковских пластиковых карточек и увеличения их популярности среди населения проводится работа по организации эмиссии кредитных карточек, созданию для них необходимой нормативно-правовой базы.

Расширение объемов эмиссии и использования банковских пластиковых карточек в платежном обороте будет способствовать:

увеличению ресурсной базы банков, и, соответственно расширению возможностей кредитования экономики;

сокращению налично-денежного оборота и затрат на его обслуживание;

увеличению прибыли и окупаемости затрат на создание инфраструктуры;

повышению платежной культуры населения и росту платежеспособного спроса населения.

Широкое использование банковских пластиковых карточек населением республики позволит:

-повысить личную безопасность  и удобство при расчетах на  предприятиях торговли (сервиса) за  товары (услуги);

-получать дополнительный доход в виде процентов от суммы денежных средств, размещенных на карточке;

-упростить получение  потребительского кредита в банке-эмитенте.

Опыт по развитию технической инфраструктуры, обслуживающей банковские пластиковые карточки, накопленный банками за предыдущие годы, показывает, что пока усилия банков не привели к должным результатам. Трудности банков, связанные с развитием инфраструктуры, обусловлены следующими факторами:

- необходимостью крупных  финансовых вложений, которыми на  сегодняшний день банки не располагают. Денежные средства прежде всего необходимы для закупки и поддержания в работоспособном состоянии дорогостоящих аппаратно-программных комплексов (банкоматы, платежные терминалы, программное обеспечение и другие), организации каналов связи, закупки заготовок пластиковых карточек;

- выполнением банками  не свойственных им функций (процессинг), что влечет за собой существенное  увеличение штата сотрудников, работающих  с пластиковыми карточками;

- дублированием затрат  на развитие параллельных сетей банкоматов.

 

2.3 Проблемы обращения банковских пластиковых карт

 

Проблемы развития рынка пластиковых карт в России заключаются в очень большой растяжности страны. Много людей, большая территория – банкам очень сложно строить сети банкоматов и терминалов. Поэтому отдаленные регионы, особенно с небольшим количеством населения являются фактически оторванными от мира.

Но все же перспективы рынка пластиковых карт в России очень большие: населения большое, городов-миллионников много, значит, это все – потенциальные клиенты, которые рано или поздно станут клиентами реальными и приобщаться к мировой финансовой системе, именно такой, какой она является во многих цивилизованных странах мира.

Исследования показывают, что одна из основных проблем, возникающих перед кредитными организациями на рынке банковских карт, - это привлечение предприятий торговли к обслуживанию операций с банковскими картами. Магазины и предприятия сферы обслуживания зачастую отказываются принимать при оплате товаров и услуг платежные карты, в том числе из-за нежелания повышать прозрачность своего бизнеса, нести дополнительные затраты на оборудование, платить торговую комиссию, обучать персонал.

Также, возникают значительные проблемы и при расчетах пластиковыми картами:

      • возможность использования карты незаконным владельцем до ее блокировки;
      • несанкционированный доступ к средствам на карте, используя ее персональные данные;
      • риск взлома платежных систем «хакерами»;
      • мошенничество по выдаче «липовых» пластиковых карт и другие.

Потери от теневого бизнеса на рынке пластиковых карт составляет 0,5 –1,5 млрд. долл. ежегодно. Так, 2004 году, потери банков США от незаконного использование кредитных карточек составили около 1 миллиарда долларов, потери России по разным оценкам экспертов – 5-4 млн. долл.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Основной проблемой безналичных расчетов является большой объем документооборота. В России в последнее время наблюдается рост хозяйственной активности, в связи с чем значительная часть населения России вовлечена в сферу банковского обслуживания. Это побудило банки применять новейшие методы обработки и передачи информации с помощью электронного оборудования и телекоммуникационных сетей. Банки стремятся снизить операционные издержки, уменьшить бумажный документооборот, привлечь новую клиентуру.

Значительно упрощает управление безналичными расчетами применение электронных средств. С этой целью на сегодняшний день клиентам предлагаются банковские автоматы, магнитные карточки и карточки с микропроцессорами, терминалы электронных платежей.

С учетом всего сказанного можно сказать, что пластиковые карточки на сегодняшний день являются самой перспективной формой безналичных расчетов, но также можно сказать, что они и другие виды безналичных расчетов имеют большой ряд проблем связанных с их внедрением. Чаще всего эти проблемы обусловлены недоверием со стороны клиентов к электронным расчетам и их сложностью.

Несмотря на проблемы, системы электронных расчетов развиваются очень большими темпами это связанно с быстрым развитием Интернета и мобильных телефонов. Внедрение в Интернет дает банку возможность усовершенствовать работу электронных систем обслуживания клиентов, предоставляя клиенту дополнительные удобства в управлении своим счетом при которых для получения необходимой информации или проведения той или иной операции, клиенту достаточно нажать на соответствующую клавишу.

Список использованных источников

 

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации
  3. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
  4. Федеральный закон “О банках и банковской деятельности”
  5. Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле"
  6. Положение "О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием" № 23-П от 9 апреля 1998 г. (ред. от 29.11.2000)
  7. Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина  - М.: Финансы и статистика, 2000
  8. Банковское дело: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – СПб.: Питер, 2002
  9. Ауриемма М.Дж., Коли Р.С. Индустрия банковских пластиковых карточек: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1997
  10. Гойденко Ю. Теоретические основы ценообразования в коммерческих банках // Финансовый бизнес. – 2002  – № 2. – С. 56
  11. Смирнов А.В. Риск-менеджмент и управление ресурсами коммерческого банка  // Финансовый бизнес. – 2001  – № 12.- С.25

 

 

 


Информация о работе Безналичные расчёты с использованием пластиковых карт и тенденции их развития в российской банковской системе