Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 07:22, курсовая работа
Целью данной работы является анализ бюджетного процесса в Российской Федерации, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере бюджетного процесса Российской Федерации.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть, что представляет собой понятие бюджет.
2. Рассмотреть различные факторы, влияющие на формирование бюджета.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.
Основы бюджетного процесса
1.1 Понятие бюджетного процесса………………….…………………….….5
1.2 Участники бюджетного процесса их полномочия………………………10
1.3 Составление проекта бюджета……………………………………….…..15
1.4 Рассмотрение проекта бюджета………………………………………....19
1.5 Исполнение бюджета…………………………………………………….24
Глава 2.
Анализ состава и структуры доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации на 2008-2010 годы
2.1. Анализ доходов……………………………………………………...….29
2.2. Анализ расходов………………………………………………………..33
2.3. Проблемы в области бюджетного процесса и способы их решения..41
Заключение………………………………………………………………….43
Список литературы………………………………………………………....45
Приложения…………………………………………………………………48
Проанализировав
данные таблицы №1 и №2. Можно
сделать вывод, что бюджет Российской
Федерации является важнейшим звеном
финансовой системы страны. Отражая
содержание процессов производства
и распределения общественного
продукта и национального дохода,
бюджет представляет собой экономическую
форму образования и
Федеральный бюджет должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства РФ.
Важнейшая задача - обеспечить
его прозрачность для всех
членов общества. Необходимо добиться,
чтобы федеральный бюджет стал
средством стабилизации
2.3. Проблемы в области бюджетного процесса и способы их решения
Ключевая проблема
межбюджетных отношений - незавершенность
децентрализации бюджетной
Существует также проблема нецелевого использования бюджетных средств. Опыт развитых стран подсказывает, что надо сделать прозрачным, подконтрольным общественности весь процесс составления плана расходования бюджетных средств и само расходование. Иными словами, бюджет Федерации, республики, края, области или района должен быть более подробным и выполняться согласно по каждому направлению бюджетных средств, вплоть до небольших сумм, чтобы все видели, на что власти собираются потратить и как в действительности тратят деньги налогоплательщиков. Для этого бюджет должен быть детализированным, открытым и понятным. Есть надежда, что контроль за движением средств федерального бюджета и их использованием действительно усилится с полным переходом России на казначейскую систему исполнения бюджета.
До сих пор остаётся нерешённой проблема чрезмерной бюджетной и налоговой нагрузки на экономику. По мнению экспертов, условием экономического роста является предел этой нагрузки в 25% ВВП. По официальным данным, она находится на уровне 33% ВВП и выше. Характерный признак чрезмерной нагрузки – значительная доля теневой экономики. Единый социальный налог в размере 35%, по международным нормам, чрезмерен для такой страны, как Россия. Значит, государственная администрация плохо работает, государственные расходы не стали эффективными и социально направленными. Нужно освободить экономику из под государственной опеки, с одновременным
подкреплением рыночного механизма сильной государственной властью. Однако она должна не командовать бизнесом, а освободить рынок от монополизма, ведомственного произвола, региональной замкнутости, коррупции, которые препятствуют рыночным отношениям.
Ещё одна немаловажная
проблема – низкая эффективность
расходования бюджетных средств. Для
её решения необходимо пересмотреть
структуру бюджетных расходов, сокращая
ненужные расходы, повышать долю капитальных
вложений в бюджетных расходах, улучшать
сферу образования и
Заключение
Бюджетное законодательство РФ закрепляет основы бюджетного процесса и регламентирует его. Понятие бюджетного процесса четко раскрывает задачи, которые поставлены перед органами государственной власти. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Большое значение при регулировании бюджетного процесса имеет бюджетная классификация.
В основе
бюджетного процесса лежат определенные,
присущие только бюджетному процессу
принципы, соблюдение которых дает
возможность правильно
В процессе
данной деятельности общественные отношения
регулируются нормами бюджетного права
и являются бюджетными правоотношениями.
Субъекты данных правоотношений- органы
государственной власти, местного самоуправления
и иные субъекты. Бюджетные полномочия
законодательных органов
Бюджетные полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления связаны: с составлением проекта бюджета; внесением его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного органа; с исполнением бюджета; управлением государственным, муниципальным долгом; ведомственным контролем за исполнением бюджета; представлением отчета об исполнении бюджета и другими полномочиями.
Весь
бюджетный период делится на стадии
бюджетного процесса: стадии составления,
рассмотрения, утверждения бюджета,
стадия исполнения бюджета и стадия
составления и утверждения
Составлению проекта бюджета предшествует разработка планов и прогнозов развития территорий и целевых программ. Решение о начале работы над составлением проекта федерального бюджета принимается Президентом РФ. Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению проекта бюджета.
Рассмотрение
проекта бюджета
Исполнение
бюджета совпадает с бюджетным
годом и длится 1 год. Исполнение
возложено на соответствующие органы
исполнительной власти. Исполнение бюджета
заключается в обеспечении
Рассмотрение
и утверждение отчета об исполнении
бюджета осуществляется представительным
органом власти. Отчет об исполнении
федерального бюджета должен быть составлен
в соответствии со структурой и бюджетной
классификацией, которые применялись
при утверждении федерального закона
о федеральном бюджете на отчетный
год. Счетная палата РФ проводит
проверку отчета об исполнении бюджета
за отчетный финансовый год. Государственная
Дума рассматривает отчет об исполнении
бюджета после получения
Список литературы
Использованы материалы интернета:
бюджет Российской федерации. http://www.budgetrf.ru/
www.minfin.ru
www.consultant.ru
Приложения
Таблица №1 –
Доходы федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов
Доходы федерального бюджета |
2008г |
2009г |
Отклонение |
2010г | ||||
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес,% |
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес,% |
По сумме, млрд. руб. |
По удельному весу,% |
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес,% | |
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ |
2 383,11 |
35,87% |
2 351,91 |
31,50% |
-31,20 |
-4,36% |
2 348,32 |
29,03% |
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в том числе: |
4 261,34 |
5 113,54 |
767,34 |
5 741,35 |
||||
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ |
533,38 |
8,03% |
583,76 |
7,82% |
50,38 |
-0,21% |
636,28 |
7,87% |
НАЛОГИ И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ |
435,79 |
6,56% |
496,36 |
6,65% |
60,57 |
0,09% |
562,8 |
6,96% |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ |
1 404,05 |
21,13% |
1 914,47 |
25,64% |
510,42 |
4,51% |
2 206,46 |
27,28% |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ |
888,97 |
13,38% |
1 029,76 |
13,79% |
140,79 |
0,41% |
1 182,54 |
14,62% |
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ |
36,57 |
0,55% |
39,50 |
0,53% |
2,93 |
-0,02% |
37,31 |
0,46% |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА |
32,24 |
0,49% |
34,49 |
0,46% |
2,25 |
-0,02% |
36,56 |
0,45% |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
291,61 |
4,39% |
297,00 |
3,98% |
5,39 |
-0,41% |
301,73 |
3,73% |
ПРОЧИЕ ДОХОДЫ |
638,73 |
9,61% |
718,20 |
9,62% |
79,47 |
0,01% |
777,67 |
9,61% |
ВСЕГО ДОХОДОВ |
6 644,45 |
100,00% |
7 465,45 |
100,00% |
821,00 |
0,00% |
8 089,67 |
100,00% |
Таблица №2 –
Расходы федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов
Расходы федерального бюджета |
2008г |
2009г |
Отклонение |
2010г | ||||
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес,% |
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес,% |
По сумме, млрд. руб. |
По удельному вес,% |
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес,% | |
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ |
828,78 |
12,61% |
899,84 |
12,08% |
71,06 |
-0,54% |
963,10 |
11,90% |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА |
509,10 |
7,75% |
566,74 |
7,61% |
57,64 |
-0,14% |
596,19 |
7,37% |
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
521,84 |
7,94% |
642,61 |
8,62% |
120,77 |
0,68% |
693,51 |
8,57% |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА |
702,32 |
10,69% |
789,62 |
10,60% |
87,30 |
-0,09% |
528,55 |
6,53% |
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО |
54,56 |
0,83% |
56,29 |
0,76% |
1,73 |
-0,07% |
51,86 |
0,64% |
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ |
9,33 |
0,14% |
10,21 |
0,14% |
0,88 |
0,00% |
10,96 |
0,14% |
ОБРАЗОВАНИЕ |
307,20 |
4,68% |
313,64 |
4,21% |
6,44 |
-0,47% |
339,85 |
4,20% |
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ |
83,81 |
1,28% |
73,01 |
0,98% |
-10,80 |
-0,30% |
67,58 |
0,84% |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ |
211,69 |
3,22% |
245,22 |
3,29% |
33,53 |
0,07% |
295,36 |
3,65% |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |
270,86 |
4,12% |
342,67 |
4,60% |
71,81 |
0,48% |
396,54 |
4,90% |
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ |
2281,56 |
34,73% |
2423,12 |
32,52% |
141,56 |
-2,21% |
2720,97 |
33,63% |
УСЛОВНО УТВЕРЖДЕННЫЕ РАСХОДЫ |
0,00 |
0,00% |
186,30 |
2,50% |
186,30 |
2,50% |
404,50 |
5,00% |
СЕКРЕТНЫЕ СТАТЬИ |
789,25 |
12,01% |
901,88 |
12,10% |
112,63 |
0,09% |
1021,00 |
12,62% |
ВСЕГО |
6570,30 |
100,00% |
7451,15 |
100,00% |
880,85 |
8089,97 |
100,00% |