Бюджетное планирование (прогнозирование) и бюджетный процесс, их содержание и совершенствование в условиях перехода к рынку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ бюджетного процесса в Российской Федерации, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере бюджетного процесса Российской Федерации.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть, что представляет собой понятие бюджет.
2. Рассмотреть различные факторы, влияющие на формирование бюджета.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.
Основы бюджетного процесса
1.1 Понятие бюджетного процесса………………….…………………….….5
1.2 Участники бюджетного процесса их полномочия………………………10
1.3 Составление проекта бюджета……………………………………….…..15
1.4 Рассмотрение проекта бюджета………………………………………....19
1.5 Исполнение бюджета…………………………………………………….24
Глава 2.
Анализ состава и структуры доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации на 2008-2010 годы
2.1. Анализ доходов……………………………………………………...….29
2.2. Анализ расходов………………………………………………………..33
2.3. Проблемы в области бюджетного процесса и способы их решения..41
Заключение………………………………………………………………….43
Список литературы………………………………………………………....45
Приложения…………………………………………………………………48

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ФИКР.docx

— 163.81 Кб (Скачать файл)

Проанализировав данные таблицы №1 и №2. Можно  сделать вывод, что бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая  содержание процессов производства и распределения общественного  продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую  форму образования и использования  основного централизованного фонда  денежных средств государства.

Федеральный бюджет должен стать надежным инструментом реализации экономической  и социальной политики Правительства  РФ.

 Важнейшая задача - обеспечить  его прозрачность для всех  членов общества. Необходимо добиться, чтобы федеральный бюджет стал  средством стабилизации государственных  финансов. Он должен превратиться  в надежную опору и гаранта  для всех определенных законом  получателей средств. Решить названные  задачи можно, лишь объединив  усилия Президента Российской  Федерации, Правительства РФ и  палат Федерального Собрания. Это  крайне важно с учетом особенности  подготовки проекта федерального  бюджета на 2008-2010 год - необходимости  его принятия. Правительство РФ  должно стать организующим центром  этой работы.

 

 

2.3. Проблемы в области бюджетного процесса и способы их решения

Ключевая проблема межбюджетных отношений - незавершенность  децентрализации бюджетной системы. Расходы субнациональных бюджетов перегружены обязательствами, установленными федеральным законодательством («федеральные мандаты»), основная часть их доходов  формируется за счет отчислений от федеральных налогов и финансовой помощи (в том числе – неформализованной), имеет место резкая несбалансированность расходных обязательств и возможностей их финансирования. Официальная система  межбюджетных отношений остается чрезмерно  централизованной, заведомая невыполнимость (нерациональность) ее требований позволяет  субнациональным властям переложить основную политическую и финансовую ответственность на федеральный  центр. Для решения этой проблемы необходимо существенно расширить  налогово-бюджетные полномочия региональных и местных властей и повысить ответственность за их использование  при одновременном поддержании  конкурентной среды, жёстких бюджетных  ограничений и увеличении доли федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета.

Существует  также проблема нецелевого использования  бюджетных средств. Опыт развитых стран  подсказывает, что надо сделать прозрачным, подконтрольным общественности весь процесс  составления плана расходования бюджетных средств и само расходование. Иными словами, бюджет Федерации, республики, края, области или района должен быть более подробным и выполняться  согласно по каждому направлению  бюджетных средств, вплоть до небольших  сумм, чтобы все видели, на что  власти собираются потратить и как  в действительности тратят деньги налогоплательщиков. Для этого бюджет должен быть детализированным, открытым и понятным. Есть надежда, что контроль за движением средств  федерального бюджета и их использованием действительно усилится с полным переходом России на казначейскую систему исполнения бюджета.

До сих пор  остаётся нерешённой проблема чрезмерной бюджетной и налоговой нагрузки на экономику. По мнению экспертов, условием экономического роста является предел этой нагрузки в 25% ВВП. По официальным  данным, она находится на уровне 33% ВВП и выше. Характерный признак  чрезмерной нагрузки – значительная доля теневой экономики. Единый социальный налог в размере 35%, по международным  нормам, чрезмерен для такой страны, как Россия. Значит, государственная  администрация плохо работает, государственные  расходы не стали эффективными и  социально направленными. Нужно  освободить экономику из под государственной  опеки, с одновременным 

подкреплением рыночного механизма сильной  государственной властью. Однако она  должна не командовать бизнесом, а  освободить рынок от монополизма, ведомственного произвола, региональной замкнутости, коррупции, которые препятствуют рыночным отношениям.

Ещё одна немаловажная проблема – низкая эффективность  расходования бюджетных средств. Для  её решения необходимо пересмотреть структуру бюджетных расходов, сокращая ненужные расходы, повышать долю капитальных  вложений в бюджетных расходах, улучшать сферу образования и здравоохранения, выплачивать достойную заработную плату работникам социальной сферы, создать механизм, связывающий доступ граждан к общественным благам с  уплатой налогов. Открытые конкурсы по закупкам товаров и предоставлению услуг для бюджетных организаций  оздоровят экономику, сократят число  злоупотреблений.

 

 

Заключение

Бюджетное законодательство РФ закрепляет основы бюджетного процесса и регламентирует его. Понятие бюджетного процесса четко  раскрывает задачи, которые поставлены перед органами государственной  власти. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное  перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Большое значение при регулировании  бюджетного процесса имеет бюджетная  классификация.

В основе бюджетного процесса лежат определенные, присущие только  бюджетному процессу принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства  были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества.

В процессе данной деятельности общественные отношения  регулируются нормами бюджетного права  и являются бюджетными правоотношениями. Субъекты данных правоотношений- органы государственной власти, местного самоуправления и иные субъекты. Бюджетные полномочия законодательных органов включают рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении, осуществление  последующего контроля за исполнением  бюджетов, формирование и определение  правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета  соответствующего уровня бюджетной  системы и иные полномочия.

Бюджетные полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления связаны: с составлением проекта  бюджета; внесением его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного органа; с исполнением бюджета; управлением  государственным, муниципальным долгом; ведомственным контролем за исполнением бюджета; представлением отчета об исполнении бюджета и другими полномочиями.

Весь  бюджетный период делится на стадии бюджетного процесса: стадии составления, рассмотрения, утверждения бюджета, стадия исполнения бюджета и стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета, которые периодически сменяют друг друга.

Составлению проекта бюджета предшествует разработка планов и прогнозов развития территорий и целевых программ. Решение о  начале работы над составлением проекта  федерального бюджета принимается  Президентом РФ. Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению  проекта бюджета.

Рассмотрение  проекта бюджета представительным органом власти соответствующего субъекта бюджетного права предшествует принятию решения о санкционировании бюджетных  расходов, которое является правовой основой для выделения бюджетных  ассигнований. Бюджетное законодательство предусматривает возможность утверждения  проекта федерального бюджета на соответствующий год после четырех  чтений. После четвертого чтения проект федерального бюджета рассматривается  на пленарном заседании Государственной  Думы для голосования в целом. Принятый Федеральный закон "О  Федеральном бюджете на соответствующий  год" в соответствии со ст.105 и 107 Конституции  РФ подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом.

Исполнение  бюджета совпадает с бюджетным  годом и длится 1 год. Исполнение возложено на соответствующие органы исполнительной власти. Исполнение бюджета  заключается в обеспечении полного  и своевременного поступления предусмотренных  в бюджетах доходов и финансировании соответствующих расходов. Оперативное  исполнение бюджетов осуществляется по бюджетной росписи, которая составляется соответствующим финансовым органом. Исполнение бюджета завершается 31 декабря.

Рассмотрение  и утверждение отчета об исполнении бюджета осуществляется представительным органом власти. Отчет об исполнении федерального бюджета должен быть составлен  в соответствии со структурой и бюджетной  классификацией, которые применялись  при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год.  Счетная палата РФ  проводит проверку отчета об исполнении бюджета  за отчетный финансовый год. Государственная  Дума рассматривает отчет об исполнении бюджета после получения заключения Счетной палаты и принимает соответствующее  решение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы


  1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07. 1998 № 145-ФЗ (ред.24.11. 2008)
  2. Вахрит П.И. Бюджетная система РФ: Учебник. – М.: "Дашков и Ко", 2006
  3. Литовченко В.П. Финансы. Учебник. – М.: "Дашков и Ко", 2007
  4. Лушин С.И., Слепов В.А. Финансы. Учебник. 2 – е изд. – М.: "Экономистъ", 2007
  5. Романовский М.В., Врублёвская О.В. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – М.: "Юрайт", 2007
  6. Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. "Прогресс - Академия" - М.: 2007.
  7. Дробозина Л.А. Финансы: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  8. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007
  9. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации. Изд-во Дашков и К. – М.: 2006
  10. Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации / М.В. Романовский и др., М.: Юнити, 2005
  11. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление / В.Е. Чиркин - М.: Юрист, 2005
  12. Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой / М.- 2007
  13. Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. В.К. Сенчагова – М.: Проспект, 2005
  14. Балдина С.В.Бюджетная система в Российской Федерации. – М.: МЦФЭР, 2007
  15. Ливеровский А. А., Худяков А. И., Бродский М. А., Антонов В. Н.. Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009

Использованы  материалы интернета:

бюджет  Российской федерации. http://www.budgetrf.ru/

www.minfin.ru

www.consultant.ru

 

Приложения

Таблица №1 – 

Доходы федерального бюджета на 2008 год и на плановый период    2009 и 2010 годов


Доходы федерального бюджета

2008г

2009г

Отклонение

2010г

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

По сумме, млрд. руб.

По удельному  весу,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

НЕФТЕГАЗОВЫЕ  ДОХОДЫ

2 383,11

35,87%

2 351,91

31,50%

-31,20

-4,36%

2 348,32

29,03%

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ  ДОХОДЫ, в том числе:

4 261,34

 

5 113,54

 

767,34

 

5 741,35

 

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ  ОРГАНИЗАЦИЙ

533,38

8,03%

583,76

7,82%

50,38

-0,21%

636,28

7,87%

НАЛОГИ И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ

435,79

6,56%

496,36

6,65%

60,57

0,09%

562,8

6,96%

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ

1 404,05

21,13%

1 914,47

25,64%

510,42

4,51%

2 206,46

27,28%

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ

888,97

13,38%

1 029,76

13,79%

140,79

0,41%

1 182,54

14,62%

НАЛОГИ, СБОРЫ  И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ  ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

36,57

0,55%

39,50

0,53%

2,93

-0,02%

37,31

0,46%

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

32,24

0,49%

34,49

0,46%

2,25

-0,02%

36,56

0,45%

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

291,61

4,39%

297,00

3,98%

   5,39

-0,41%

301,73

3,73%

ПРОЧИЕ ДОХОДЫ

638,73

9,61%

718,20

9,62%

  79,47

0,01%

777,67

9,61%

ВСЕГО ДОХОДОВ

6 644,45

100,00%

7 465,45

100,00%

821,00

0,00%

8 089,67

100,00%


 

Таблица №2 –

 Расходы федерального бюджета  на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов

Расходы федерального бюджета

2008г

2009г

Отклонение

2010г

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

По сумме, млрд. руб.

По удельному  вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ 

828,78

12,61%

899,84

12,08%

71,06

-0,54%

963,10

11,90%

НАЦИОНАЛЬНАЯ  ОБОРОНА 

509,10

7,75%

566,74

7,61%

57,64

-0,14%

596,19

7,37%

НАЦИОНАЛЬНАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

521,84

7,94%

642,61

8,62%

120,77

0,68%

693,51

8,57%

НАЦИОНАЛЬНАЯ  ЭКОНОМИКА 

702,32

10,69%

789,62

10,60%

87,30

-0,09%

528,55

6,53%

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО 

54,56

0,83%

56,29

0,76%

1,73

-0,07%

51,86

0,64%

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 

9,33

0,14%

10,21

0,14%

0,88

0,00%

10,96

0,14%

ОБРАЗОВАНИЕ

307,20

4,68%

313,64

4,21%

6,44

-0,47%

339,85

4,20%

КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

83,81

1,28%

73,01

0,98%

-10,80

-0,30%

67,58

0,84%

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ

211,69

3,22%

245,22

3,29%

33,53

0,07%

295,36

3,65%

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

270,86

4,12%

342,67

4,60%

71,81

0,48%

396,54

4,90%

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ  ТРАНСФЕРТЫ

2281,56

34,73%

2423,12

32,52%

141,56

-2,21%

2720,97

33,63%

УСЛОВНО УТВЕРЖДЕННЫЕ РАСХОДЫ

0,00

0,00%

186,30

2,50%

186,30

2,50%

404,50

5,00%

СЕКРЕТНЫЕ СТАТЬИ

789,25

12,01%

901,88

12,10%

112,63

0,09%

1021,00

12,62%

ВСЕГО

6570,30

100,00%

7451,15

100,00%

880,85

 

8089,97

100,00%

Информация о работе Бюджетное планирование (прогнозирование) и бюджетный процесс, их содержание и совершенствование в условиях перехода к рынку